Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа№2
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ____ от _____. ______. 2016г. Руководитель МО ____________/С.А. Изотова/ | Согласовано Заместитель директора школы _________/В.А. Алдушина/ ______. ______. 2016г. | Утверждаю Директор школы _________________/А.Н. Олешко/ Приказ №_____ от _____. ______. 2016г. |
Программа
по учебному предмету
«Математические представления»
составлена на основе примерной адаптированной основной
образовательной программы, согласно требованиям ФГОС за курс 1 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу составила
Зайцева И. А.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
п. Комаричи
1.Пояснительная записка
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребѐнок с РАС нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на четырѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребѐнок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребѐнком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадки семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодиться при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испечѐнных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребѐнок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объѐмных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах. Их свойствах пригодятся ребѐнку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умение пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребѐнку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определѐнное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца. В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения с примерным расчѐтом по 2 часа в неделю. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Математических представлений» не включается в индивидуальную образовательную программу и предмет не вносится в индивидуальный учебный план. Материально- техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цветы наборы материал ( в т.ч. природного); наборы предметов для занятий ( типа «Нумикон», Монтессори- материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступны математических представлений.
2.Возможные результаты:
Учащийся должен знать:
Расположение предметов на листе бумаги.
Величину предметов.
Время суток.
Количество предметов.
Геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат).
Учащийся должен уметь:
Различать части суток.
Сравнивать и различать предметы по величине.
Перемещать предметы в заданном направлении.
Ориентироваться на плоскости.
Определять месторасположение предметов в пространстве.
Рисовать геометрические фигуры.
Узнавать, писать и соотносить цифры с количеством предметов.
3.Система оценки достижения возможных результатов
1.4. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
– не выполняет, помощь не принимает.
– выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
– выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
– выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
1.5. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
– не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
– воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
– воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
– воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
– воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
– воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
1.6. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
– отсутствие динамики или регресс.
– динамика в освоении минимум одной операции, действия.
– минимальная динамика.
– средняя динамика.
– выраженная динамика.
– полное освоение действия.
4.Учебный план
Предмет | Кла сс | Кол-во часов в нед. | I ч. | II ч. | I полуг | III ч. | IV ч. | II пол уг. | Год |
Математическ ие представления | 1 | 2 | 18 | 14 | 32 | 18 | 16 | 34 | 66 |
5.Календарно-тематическое планирование
№ п/п Год | № п/п тема | Содержание предмета I четверть (18ч.) | Кол-во Часов | Дата План факт |
Количественные представления | | | |
1 | 1 | Нахождение одинаковых предметов. | 1 | | |
2 | 2 | Разъединение множеств. | 1 | | |
3 | 3 | Объединение предметов в единое множество. | 1 | | |
4 | 4 | Различение множеств. Один. | 1 | | |
5 | 5 | Различение множеств. Много. | 1 | | |
6 | 6 | Различение множеств. Мало. | 1 | | |
7 | 7 | Различение множеств. Пусто. | 1 | 26.09. | |
8 | 8 | Сравнение множеств без пересчѐта. | 1 | 28.09. | |
Пространственные представления. | | | |
9 | 1 | Верх-низ. Рисование круга. | 1 | 3.10. | |
10 | 2 | Впереди-сзади. Рисование круга. | 1 | 5.10. | |
11 | 3 | Право-лево. | 1 | 10.10. | |
12 | 4 | Определение месторасположения предметов в пространстве. Близко. | 1 | 12.10. | |
13 | 5 | Около. Рисование треугольника. | 1 | 17.10. | |
14 | 6 | Рядом. Рисование треугольника. | | 1 | 19.10. | |
15 | 7 | Далеко. Рисование круга треугольника. | и | 1 | 24.10. | |
16 | 8 | Сверху. | | 1 | 26.10. | |
17 | 9 | Снизу. | | 1 | 28.10. | |
18 | 10 | Спереди. | | 1 | 31.10. | |
| | II четверть(14ч.) | | | | |
19-20 | 11-12 | Сзади. | | 2 | 14.11; 16.11. | |
21-22 | 13-14 | Справа. Рисование квадрата. | | 2 | 21.11; 23.11. | |
23-24 | 15-16 | Слева. Рисование квадрата. | | 2 | 28.11; 30.11. | |
25-26 | 17-18 | Перемещение в пространстве заданном направлении. Вверх. Вниз. | | 2 | 5.12. 7.12 | |
27 | 19 | Вперѐд. | | 1 | 12.12. | |
28 | 20 | Назад. | | 1 | 14.12. | |
29-30 | 21-22 | Вправо. | | 2 | 19.12; 21.12. | |
31-32 | 23-24 | Влево. | | 2 | 26.12; 27.12. | |
№ п/п год | №п/п тема | Содержание предмета | Кол-во час | | | | |
| | III четверть (18ч.) | | | | |
33 | 1 | Ориентация на плоскости. Верх. | 1 | | 09.01. | |
34 | 2 | Ориентация на плоскости. Низ. | 1 | | 11.01. | |
35 | 3 | Ориентация на плоскости. Середина. | 1 | | 16.01. | |
| | | |
36 | 4 | Ориентация на плоскости. Правая сторона. | | 1 | | 18.01 | | | |
37 | 5 | Ориентация на плоскости. Левая сторона. | | 1 | | 23.01 | | | |
38 | 6 | Составление предмета из двух частей. | | 1 | | 25.01 | | | |
39 | 7 | Составление предмета из нескольких частей. | | 1 | | 30.01 | | | |
40 | 8 | Составление картинки из нескольких частей. | | 1 | | 01.02 | | | |
41 | 9 | Составление ряда из предметов. | | 1 | | 06.02 | | | |
42 | 10 | Составление ряда из изображений. | | 1 | | 08.02 | | | |
Представления о величине. | | | | |
43 | 1 | Различение по величине однородных предметов. | 1 | 20.02 | | | 24.02. |
44 | 2 | Различение по величине разнородных предметов. | 1 | 22.02 | | | 26.02. |
45 | 3 | Сравнение предметов по величине. | 1 | 27.02 | | | 3.03. |
46 | 4 | Составление упорядоченного ряда по убыванию. | 1 | 01.03 | | | 5.03. |
47 | 5 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию. | 1 | 06.03 | | | 10.03. |
48 | 6 | Различение по длине однородных предметов. | 1 | 09.03 | | | 12.03. |
49 | 7 | Различение по длине разнородных предметов. | 1 | 13.03 | | | 17.03. |
50 | 8 | Сравнение предметов по длине. | 1 | 15.03 | | | 19.03. |
№ п/п год | №п/п тема | Содержание предмета | Кол-во часов | |
| | IV четверть (16ч.) | | | |
51 | 1 | Различение по ширине однородных предметов. | 1 | 30.03. | |
52 | 2 | Различение по ширине разнородных предметов. | 1 | 3.04. | |
53 | 3 | Сравнение предметов по ширине. | 1 | 5.04. | |
54 | 4 | Различение предметов по высоте. | 1 | 10.04. | |
55 | 5 | Сравнение предметов по высоте. | 1 | 12.04. | |
| | Пространственные представления. | | | |
56 | 1 | Определение месторасположения предметов в ряду. Рисование круга. | 1 | 17.04. | |
| | Повторение. | | | |
57 | 1 | Различение множеств. Один. Много. Мало. Пусто. | 1 | 19.04. | |
58 | 2 | Пространственные представления. | 1 | 24.04. | |
59 | 3 | Определение месторасположения предметов в пространстве. | 1 | 26.04. | |
60 | 4 | Перемещение в пространстве в заданном направлении. | 1 | 03.05. | |
61 | 5 | Ориентация на плоскости. Рисование треугольника. | 1 | 8.05. | |
62 | 6 | Составление предмета из нескольких частей. | 1 | 10.05. | |
63 | 7 | Составление картинки из нескольких частей. Рисование квадрата. | 1 | 15.05. | |
64 | 8 | Представления о величине. Сравнение и различение предметов по длине. | 1 | 17.05. | |
|
65 | 9 | Сравнение и различение предметов по ширине. | 1 | 22.05. | |
66 | 10 | Сравнение и различение предметов по высоте. | 1 | 24.05. | |
3