Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 34"
города Магнитогорска
| |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ№34» _____________________ О.А.Ермаков Приказ № ______ от «___» _________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Мир вокруг тебя»
Направление «Общеинтеллектуальное»
для 5-6 класса
Составитель:
Березина Ольга Александровна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативные документы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовым документами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации».
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3.Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 учебные годы.
4.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 ,зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года .рег.№17785»Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.
5.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт,утвержденный приказом Минтерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373»
6.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897,зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 1 февраля 2011 года№19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7.Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012учебном году,реализующих основную образовательную программу.
8.Вестник образования России.Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г.№03-296.
9.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования от 18 июня 2003г.
10.Приказ «Об утверждении «Положения о программе учебных предметов,курсов.дисциплин(.модулей) в МОУ «СОШ№34»г.Магнитогорска от 01.09.2015№82-П
11.Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год МОУ «СОШ№34».
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения предмета. Введение в действие новых федеральных государственных
образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым
образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций,
художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов,были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника.
В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организации
процесса обучения в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при
изучении факультативного курса «Мы познаем свой край родной».
использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику
формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-
проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Данный факультативный курс разработан в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования
Программа «Мы познаем свой край родной» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к изучению своего края, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению географии в 6–7 классах.Весь изучаемый курс разделен на четыре блока:мой край,природа родного края,география моего края,экология.
В рамках данного курса запланированы и практические занятия, экскурсии. Программа факультативного курса «Мы познаем свой край родной»
должна не только сформировать базовые знания и умения,
необходимые ученику в изучении основных разделов , но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить
основы жизненно важных компетенций.
Цель и задачи изучения данного факультативного курса.
Целью изучения курса является более глубокое изучение родного края и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.
Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии
самостоятельно, определял географическое положение своего родного края,знал растительный и животный мир,изучал экологические проблемы региона. Изучение предмета на этой
ступени основного общего образования должно быть направлено на решение
следующих задач:
-формирование системы знаний о культуре своего народа,традиций.
формирование системы научных знаний о системе живой природы,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
формирование основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений;
формирование представлений о климате,водных ресурсах края.
На внеурочную деятельность отводится 34 часа. . Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: отвечают на вопросы,
приобретают умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Формы работы:практические работы, творческие мастерские, экскурсии,
творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование
проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как
индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс ,необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Структура программы
Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с
изучением теоретического материала «География. 5 класс». На уроках географии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников,которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения географии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по географии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Географии» в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Мы познаем свой край» будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Факультативный курс «Мы познаем свой край» направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.
Учебно-тематический план (5класс).
Содержание курса | Количество часов | |
1.Блок 1. Мой край 2.Блок 2.Природа родного края 3. Блок 3.География моего края 4. Блок 4.Экология | 8ч. 9ч. 8ч. 10ч. Всего-35ч. | |
| | |
Учебно-тематический план (6класс).
Содержание курса | Количество часов | |
1.Блок 5. История Челябинской области и г.Магнитогорска 2.Блок 6.Челябинская область в годы Великой Отечественной Войны. 3. Блок 7.Красная Книга Челябинской области 4. Блок 8.Заповедники и заказники Челябинской области. | 8ч. 8ч.
7ч. 11ч.+1ч. Всего-35ч. | |
| | |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата по плану | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
1 | | | 1 БЛОК. МОЙ КРАЙ Мой край-Челябинская область.Символика. | 1 |
2 | | | Мой город Магнитогорск.История моего города. | 1 |
3 | | | Мой любимый уголок в городе. | 1 |
4 | | | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
5 | | | Памятные места моего города | 1 |
6 | | | Мои известные земляки. | 1 |
7 | | | Традиции города | 1 |
8 | | | Конкурс рисунков «Мой родной город». | 1 |
9 | | | 2 БЛОК . ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. Челябинская область | 1 |
10 | | | Растения родного края. | 1 |
11 | | | Насекомые нашего края. | 1 |
12 | | | Обитатели вод. | 1 |
13 | | | Птицы нашего края. | 1 |
14 | | | В мире животных .Викторина. | 1 |
15 | | | Конкурс рисунков :»Природа нашего края» | 1 |
16 | | | Итоговое занятие :»Край,в котором я живу». | 1 |
17 | | | Викторина :»Я люблю свой край родной». | 1 |
18 | | | 3 БЛОК. ГЕОГРАФИЯ МОЕГО КРАЯ. Географическое положение Челябинской области на карте России. | 1 |
19 | | | Города Челябинской области. | 1 |
20 | | | Воды Челябинской области.Использование вод человеком. | 1 |
21 | | | Реки Челябинской области. | 1 |
22 | | | Фенологический календарь наблюдений явления природы.Зима. | 1 |
23 | | | Особенности климата родного края. | 1 |
24 | | | Наблюдение за погодой.Ведение дневника погоды. | 1 |
25 | | | Практическое занятие «Оформление альбома «Времена года» | 1 |
26 | | | 4 БЛОК ЭКОЛОГИЯ Экологические проблемы Челябинской области. | 1 |
27 | | | Черная металлургия.Металлургические комбинаты. | 1 |
28 | | | Урал-»стальное сердце «России. | 1 |
29 | | | «Экологический эрудит» -игра. | 1 |
30 | | | Известные люди родного края. | 1 |
31 | | | Поэты и писатели Челябинской области | 1 |
32 | | | Население моего края. | 1 |
33 | | | Я родился в Челябинской области.Традиции моей семьи.Быт и традиции местных жителей. | 1 |
34 | | | Подготовка творческой работы. | 1 |
35 | | | Защита творческих работ. | 1 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Календарно-тематическое планирование.(6класс).
№ | Дата по плану | Дата проведения | Тема | Количество часов |
1. | | | 5 БЛОК ИСТОРИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И Г.МАГНИТОГОРСКА. Территория Челябинской области в древние времена. | 1 |
2. | | | Исторические памятники Челябинской области | 1 |
3. | | | История городов Челябинской области | 1 |
4. | | | История города Магнитогорска | 1 |
5. | | | История города Челябинска | 1 |
6. | | | История города Троицка | 1 |
7. | | | История города Златоуста | 1 |
8. | | | История города Миасса | 1 |
9. | | | 6БЛОК ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Начало войны | 1 |
10 | | | Героизм магнитогорцев в годы войны. | 1 |
11 | | | Земляки-герои Советского Союза | 1 |
12 | | | Тыл-Фронту | 1 |
13 | | | Вклад магнитогорцев в победе над врагом | 1 |
14 | | | Изучение семейных архивов. | 1 |
15 | | | Анализ и обработка информации | 1 |
16 | | | Проект «Памятный альбом» | 1 |
| | | 7БЛОК КРАСНАЯ КНИГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. | |
17 | | | Насекомые Челябинской области | 1 |
18 | | | Земноводные Челябинской области | 1 |
19 | | | Пресмыкающиеся Челябинской области | 1 |
20 | | | Птицы Челябинской области | 1 |
21 | | | Голоса птиц Челябинской области | 1 |
22 | | | Млекопитающие Челябинской области | 1 |
23 | | | Викторина «Красная книга Челябинской области» | 1 |
| | | 8БЛОК ЗАПОВЕДНИКИ И ЗАКАЗНИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ | |
24 | | | Ильменский заповедник | 1 |
25 | | | Аркаим | 1 |
26 | | | Восточно-Уральский заповедник | 1 |
27 | | | Национальный природный парк»Таганай» | 1 |
28 | | | Национальный природный»Зюраткуль» | 1 |
29 | | | Анненский заповедник | 1 |
30 | | | Кичигинский бор | 1 |
31 | | | Донгузловский природный заказник | 1 |
32 33 34 35 | | | Викторина»Заповедники и заказники». Подведение итогов. Резерв | 1 1 1 |
Ожидаемые результаты
Личностные:
сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение родного края ; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
Метапредметные:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные :
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
определение географического положения своего края,изучение населения и их традиций,знание памятных мест.
необходимость защиты окружающей среды;
изучение растительного и животного мира родного края
объяснение роли географии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение и умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения ;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете ;
соблюдение правил работы с географическими картами,глобусом
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Перечень информационно-методического обеспечения
МULTIMEDIA»
-Лабораторный практикум. Биология 6-11 (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,2004
- Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», издательский центр «Вентана-Граф»,2007
-Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009
Адреса сайтов в Интернете www.zooland.ru –сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий»
www.zoo.ru/moscow- сайт Московского зоопарка http://edu.1c.ru www.som.sio.ru
GeoSite — все о географии
http: //www. geosite. com. га Библиотека по географии
http://geoman.ru География. Планета Земля
http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/reon^Ha
География.ру: клуб путешествий
http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии
http://geo-tur.narod.ru Планета Земля
http://www.myplanet-earth.com Страноведческий каталог «EconRus»
http://catalog.fmb.ru GeoPublisher (архив научных публикаций географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)
http://geopub.narod.ru Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»
http://geo. lseptember.ru Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования
http://geo.metodist.ru Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга
http://afromberg.narod.ru География для школьников
http://www.litle-geography.ru Словарь современных географических названий
http://slovari.yandex.ru/dict/geography Где? В Караганде (словарь географических названий)
http://gde-eto.narod.ru Национальное географическое общество
http://www.rusngo.ru Мир приключений и путешествий
http://www.outdoors.ru National Geographic - Россия (электронная версия журнала)
http://www.national-geographic.ru Сайт «Все флаги мира»
http://europa.km.ru География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
http://www.georus.by.ru Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
http://www.mojgorod.ru Карты Google
http://maps.google.com Мир карт: интерактивные карты стран и городов
http://www.mirkart.ru
-Лабораторный практикум. Биология 6-11 (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,2004
- Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», издательский центр «Вентана-Граф»,2007
-Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009
Адреса сайтов в Интернете www.zooland.ru –сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий»
www.zoo.ru/moscow- сайт Московского зоопарка http://edu.1c.ru www.som.sio.ru