СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по выявлению способностей младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению способностей»


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40 города Смоленска



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Приказ № 1 от ________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_______ С.В. Макаренкова

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 40

______ И.В. Новикова

Приказ № ____ от ________








Рабочая программа по выявлению творческих литературных способностей младших школьников






Составила

Иванова Ирина Викторовна

учитель начальных классов




























2013 г.



Пояснительная записка


Перед начальной школой стоит задача формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах. Особенность творческой личности - высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Л. В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом», обращенным в будущее.

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Реагируя на перемены в социальной жизни, меняется и система образования. Согласно новой образовательной парадигме, перед школой во главу угла встала задача развития творческой активности учащегося, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания. В этой связи в настоящее время внимание педагогов акцентируется на поиске и реализации эффективных путей развития творческих способностей учащегося.

Исследования особенностей развития творческих способностей младших школьников осуществлялись в трудах Л. С. Выготского, П.М. Теплова, С.Л.Рубинштейна, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И.Щукиной, В.Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. Особое место в исследованиях ученых занимает вопрос развития творческих литературных способностей.

Актуальность. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений, которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения и развитие ассоциативного мышления. Не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью! Личностью – самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.

Творческие литературные способности проявляются не только в читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и в развитии речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.

Актуальность темы данной работы обусловлена острой потребностью общества в творчески развитых «креативных» людях и фактически слабым методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом развития творческих литературных способностей.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих выявление творческих литературных способностей младших школьников.

Задачи:

  1. Определить уровни и критерии развития творческих способностей младших школьников.

  2. Охарактеризовать творческие способности младших школьников.

  3. Выявить эффективность условия развития творческих литературных способностей младших школьников.



Психолого-педагогическая сущность понятий « творческая деятельность», « творческие способности» младших школьников.



Философская энциклопедия» определяется творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, имеет как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность заключается в том, когда вскрываются еще неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собой. Субъективная ценность – когда продукт творчества не новый сам по себе, а нов для человека, его впервые создавшего.

Итак, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

П.Торренс под креативностью ( творческой способностью) понимал способность к обостренному восприятию. В структуре творческой деятельности он выделял:

  • восприятие проблемы;

  • поиск решения;

  • возникновение и формулировку гипотез;

  • проверку гипотез;

  • их модификацию;

  • нахождение результатов.

В творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи.

Суть творчества, по мнению С. Медника, в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.

Д.Б.Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе 2 компонента, познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

Творческие способности - это индивидуально–психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьников.

Элемент творчества может быть в любом виде человеческой деятельности.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе.

М.Н.Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

  1. проблемное изложение знаний

  2. дискуссия

  3. исследовательский метод

  4. творческие работы учащихся

  5. создание атмосферы коллективной творческой деятельности.


Для того, чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.

Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителя, поощрений оригинальных высказываний. Творческую деятельность можно стимулировать через реализацию межпредметных связей. Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе её открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные нестандартные решения.


Педагогические методики по выявлению творческих литературных способностей младших школьников


1. Карта интересов для младших школьников (по А.И. Савенкову).


А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для педагога

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей каждого ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.



2. Методика Л.Ю. Субботиной «Три слова»



Цель : исследование особенностей воссоздающего и творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей от 6 до 10 лет.

Стимульный материал: карточки со словами для работы.

Ход проведения:

Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложений с этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должны составлять рассказ. Читающим детям слова даются на карточке.

Слова для работы: дворец, бабушка, клоун; разбойник, зеркало, щенок;

торт, озеро, кровать.

Обработка и анализ результатов:

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе.

1 балл – бессмысленное сочетание слов;

2 балла – два слова имеют логическую связь, а третье нет;

3 балла – банальная фраза;

4 балла – правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.



3. Методика «Несуществующее животное»   (Друкаревич М.)


Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует по­советовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вы­зывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При не­обходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответству­ют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз живот­ное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажи­те про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно.


3. Диагностика творческого мышления (тест креативности Торренса).


Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат. Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок «Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы.


Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников.

Для того, чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей.

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.

Мотивационно–потребностный критерий – характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.

Деятельностный критерий – выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащегося, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Уровни развития творческих способностей младших школьников.

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений, среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно- потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требует помощь учителя.

Не может создавать и принимать необычные образы, решения, отказывается от выполнения творческих заданий.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, можно сделать следующие выводы:

под творческой деятельностью понимают деятельность человека, в результате которой создается что-то новое. Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности и не являются врожденными особенностями человека. Для развития творческих литературных способностей необходимо использовать в работе упражнения творческого характера.


Ожидаемые результаты



- формирование системы работы с обучающимися по развитию творческих литературных способностей;

- формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных детей школы.

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  городских, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной

   успеваемости.

   -     расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся.




  1. Список использованных источников

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов на Дону, 2000.

  2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Читая – думаю. – Киров. 2010.

  3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей – М. : АСТ- ПРЕСС, 2001.

  4. Дубровина И.В. Психология – М.:Академия, 2000.

  5. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск 1999

  6. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. – М. : Владос 2001,

  7. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа – 2001 – №1.

  8. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии – 2002 - №5.

  9. Немов Р.С.Психология. Психология образования. М. : Владос, 2004.

  10. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся //Начальная школа. – 2001. - №6

  11. Никитина А.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа – 2001. - №5.

  12. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука,2000.

  13. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика 2006.

  14. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет. // М.: Педагогика, 2002.

  15. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии 1999.




© 2017 1521 8