СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовительных курсов к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена рабочая программа по русскому языку для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовительных курсов к ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Курс рассчитан на 32 часа (1 час в неделю с октября по май)

Цели и задачи курса

Цель изучения курса:

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

  • обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Основное содержание курса

Вводное занятие (1 час)

Структура экзаменационной работы по русскому языку (ОГЭ) и критерии ее оценивания.

Сжатое изложение (9 часов)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения (компрессии текста) текста. Понятие о микротеме. Абзацное членение текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Работа с текстом (14 часов)

Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Нормы русской орфографии. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (9 часов)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Итоговая диагностика (1 час)



Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

• Объяснять языковое явление;

• Уметь применять знания при тестировании;

• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

• Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

• Работать над расширением словарного запаса;

• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

• Определять синтаксические конструкции;

• Работать с текстовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

• Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

• Выполнять различные типы текстовых заданий;

• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

• Правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

Предполагаемый результат: качественная подготовка обучающихся к основному государственному экзамену по русскому языку в 9-ом классе в новой форме.

Календарно-тематическое планирование

Номер занятия

Тема занятия

Дата занятия плановая

Дата занятия фактическая

1

Вводное занятие.

Структура экзаменационной работы по русскому языку (ОГЭ) и критерии ее оценивания.



Сжатое изложение (9 часов)

2

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Микротема. Абзацное членение текста.



3

Сжатие (компрессия) текста. Способы сжатия текста. Исключение.



4

Способы сжатия текста. Упрощение.



5

Способы сжатия текста. Обобщение.



6

Редактирование текста изложения.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»



7

Практическое занятие. Написание сжатого изложения.



8

Практическое занятие. Написание сжатого изложения.



9

Практическое занятие. Написание сжатого изложения.



10

Анализ изложения. Работа над ошибками.



Работа с текстом (14 часов)

11

Средства выразительности речи.



12

Стилистика русского языка.



13

Нормы русской орфографии. Правописание приставок.



14

Нормы русской орфографии. Правописание суффиксов.



15

Лексическое значение слова. Стилистически нейтральная лексика. Синонимы.



16

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях.



17

Предложение. Грамматическая основа предложения.



18

Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.



19

Осложненное простое предложение. Обособленные члены предложения.



20

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения. Вводные слова и обращения, знаки препинания при них.



21

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.



22

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи.



23

Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью между частями.



24

Практическое занятие. Выполнение заданий 2-14 в формате ОГЭ.



Сочинение на лингвистическую тему (9 часов)

25

Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения. Критерии оценивания.



26

Учимся формулировать тезис.



27

Учимся аргументировать.



28

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.



29

Использование «шаблонов» в сочинении на лингвистическую тему.



30

Практическое занятие. Написание сочинения на лингвистическую тему.



31

Практическое занятие. Написание сочинения на лингвистическую тему.



32

Практическое занятие. Написание сочинения на лингвистическую тему.



33

Анализ сочинений. Работа над ошибками.



34

Итоговая диагностика.

Выполнение вариантов заданий в формате ОГЭ.









Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

    1. И. П. Цыбулько «Русский язык. ОГЭ – 2018. Типовые экзаменационные варианты». Москва, «Национальное образование», 2018

    2. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин «Русский язык. ОГЭ - 2016. Успешная подготовка. Разбор заданий, алгоритмы, тесты». Москва, «Интеллект-Центр», 2016

    3. Т. Н. Трунцева «Русский язык. Подготовимся к итоговой аттестации вместе». Москва, УЦ «Перспектива», 2012

    4. Т. Н. Трунцева «Русский язык. Отредактируем текст школьных сочинений вместе». Москва, УЦ «Перспектива», 2012

    5. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова «Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций». Москва, «Просвещение», 2013



Интернет-ресурсы:



      1. http://www.fipi.ru/

      2. http://reshuoge.ru/

      3. http://gia.edu.ru/

      4. http://school4alex.ucoz.ru/index/ogeh/0-71

      5. http://www.examen.ru/add/gia













12