Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 22
_________ И.А. Натарова
Программа предпрофильного курса по выбору в 9 классе
«Биология при выборе профессии»
Составитель:
учитель первой
квалификационной категории
Н.П.Логутова
2015-2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биологические науки - одно из самых широких и самых важных направлений в мире на сегодняшний день. Биология охватывает все, начиная от молекулярного исследования жизненных процессов вплоть до изучения животных и растительных сообществ. Что можно сделать с дипломом по биологии? В зависимости от индивидуальных интересов и предпочтений можно выбрать себе любую профессию по душе в таких областях, как здравоохранение, медицина, окружающая среда, образование, биотехнологии, криминалистика, политика и многие другие.
Выбор профессии является важнейшим моментом в жизни человека. Правильный выбор определяет его дальнейшую судьбу. Целью данного курса является знакомство учащихся 9-х классов с профессиями, в которых необходимы знания различных отраслей биологии.
Изучение курса основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологии на уроках.
При изучении предлагаемого курса учащиеся расширят представление о возможности применения биологических знаний в профессиональной деятельности. Узнают об основных требованиях к индивидуальным особенностям специалиста, профессиональной подготовке, о медицинских противопоказаниях. Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение практических работ, не входящих в основной курс биологии. Ряд тем изучается с использованием компьютерных технологий.
В программе предусмотрены разные варианты последовательности тем, которая зависит от времени проведения курса.
Программа предполагает проведение экскурсий, для знакомства с условиями труда в некоторых профессиях. Все это способствует развитию любознательности и интереса к предмету.
Учащиеся узнают о путях получения профессий.
В заключении курса учащиеся представляют зачетную работу с использованием компьютерных технологий – презентацию профессии (по выбору), которая смогут служить в дальнейшем демонстрационным материалом.
Программа курса рассчитана на 30 ч, предназначена для учащихся 9-х классов и составлена как дополнение к основному курсу биологии.
Цель: формировать мотивацию на выбор будующей профессии, связанной с предметом биология, расширять социокультурный потенциал личности школьника.
Задачи:
1.Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
2. Развитие школьного спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
3.Формирование умения и навыков комплексного осмысления знаний, полученных на уроках биологии.
На занятия могут быть приглашены школьные психологи, медицинские работники и представители других профессий. Данная программа знакомит школьников с общими вопросами профессий на основе биологии. Знания этих основ обеспечивают учащимся принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Основные виды занятий:
— проблемная лекция;
— урок-диспут;
— урок-дискуссия;
— лабораторные и практические занятия;
— урок-экскурсия.
По окончании предлагаемого курса обучающиеся
должны знать:
- основные особенности профессий связанных с биологие;
-требования при сдачи вступительных экзаменов на выбранную профессию;
- пути получения профессии.
должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в мире профессии;
- сопоставлять требования избираемой профессии со своими личными качествами;
- правильно оценивать соответствие своих склонностей, способностей, состояния здоровья требованиям избираемой профессии.
Прогнозируемые результаты:
1.Повышение интереса учащихся к выбору профессий связанных с биологией.
2.Самоопределение в профильном обучении в 10 - 11 классах и в будущей профессии.
3.Повышение уровня информированности учащихся о профессиях связанных с биологией.
Диагностика результативности работы:
Входной контроль.
Выходной контроль (анкета).
Зачетный урок
Представление профессии (газета, рисунки, стихи, песни, интервьюирование), компьютерная презентация профессии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. (1 час)
В каких профессиях нужны знания по биологии?
Беседа, составление списка профессий.
Обсуждение качеств, черт характера, необходимых для этих профессий.
Условия труда. Пути получения профессии.
Тема 1. (1 час)
Микробиология.
Микробиолог. Пути получения профессии. Практическое занятие « Работа с микроскопом».
Основы микробиологии. Свободно живущие микроорганизмы – фиксаторы атмосферного азота. Открытие и создание вакцин, работы Э.Дженнера, Л. Пастера, создание гаммаглобулинов (сыворотки).
Тема 2. (3 часа)
Животные и биология
1.Инструктор по конному туризму. Иппотерапия. Пути получения профессии.
2.Тренерская работа. Пути получения профессии.
3.Кинолог. Породы собак и их особенности.
Проектная работа «Содержание домашних животных».
Тема 3. (4 часа)
Растеневодство.
1. Профессия цветовод – декоратор. Пути получения профессии.
2. Комнатное цветоводство – секреты успеха. Выращивание рассады.
Практическое занятие «Комнатные растения. Вегетативное размножение».
3. Основы селекционной работы. Основы генетики. Селекция фиалок.
4.Садоводство. Пути получения профессии. Теоретические основы выращивания садовых растений. Практическое занятие. Способы прививки растений.
Практическое занятие « Выращивание рассады (цветочных и овощных культур)».
Тема 4. (2 часа)
Медицина и биология.
1.Врач. Медсестра.Пути получения профессии.
2. Диетолог. Культура питания. Практическая работа.
Практическое занятие «Приемы оказания первой помощи»
Тема 5. (2 часа)
Архитектура и биология.
1.Ландшафтный архитектор. Пути получения профессии. Практическая работа по составлению проекта садового участка.
Работа по составлению проекта (продолжение).
Особенности ландшафта. Растения, используемые в ландшафтном дизайте.
Тема 6. (2 часа)
Биотехнология.
1. Биотехнолог пищевой промышленности. Специфика профессии.
2.Здоровое питание.
Проблемные вопросы биотехнологии.Вещества и продукты. Бытовая химия. Пестициды. Нитраты и нитриты. Предельно допустимая концентрация. Признаки повышенного содержания нитратов в овощах. Способы кулинарной обработки, позволяющие уменьшить содержание нитратов в пищевых продуктах. Проникновение биотехнологии в производство CMC , биометаллургию, интерес биотехнологий со сторон нефтяников.
Тема 7. (2 часа)
Генетик.
1.Генная инженерия.
2. Составление родословного древа семьи по выбранному признаку.
Достижение современной иммунологии - гибридомы, способы получения моноклональных антител, их использование для диагностики инфекционных болезней, инфаркта, выявление метастаз рака и т.д. Моноклональные антитела гибридом и революция в пересадке органов от человека к человеку, перспектива их использование при пересадке человеку органов от животных другого вида. Болезни, которые наследуются от родителей: генетические дефекты, мутации, (серповидно -клеточная анемия, гемофилия и др.)
Тема 8. (1 часа)
Биология и спорт.
1.Тренер. Основы индивидуального подхода при занятиях спортом.
Тема 9. (1 часа)
Сельское хозяйство и биология.
Профессии связанные с сельским хозяйством (агроном, животновод, зоотехник, зооинженер, почвовед).
Тема 10. (1 часа)
Фармакология.
Фармацевт. Беседа «Наше здоровье в наших руках».
Тема 11. (2 часа)
Эколог.
1. Основные источники загрязнения нашего города. Пути решения проблемы.
2. Природоохранные организации.
Взаимосвязь состояния среды и организма человека.
Почва, вода и атмосфера.
Тема 12. (2 часа)
Профессии связанные с сопряженными науками
1.Биофизики, биохимики, биоинженеры.
2.Криминалистика и биология.
Тема 13. (2 часа)
Психология.
Темперамент — качество биологическое, врожденное, а не приобретенное.
Выполнение заданий: «Темперамент и свойства нервной системы», «Определение темперамента».
1.Особенности возраса, темперамента. Встреча с психологом.
2. Определение психологической предрасположенности человека к профессии.
Экскурсии (по выбору учащихся).
В краеведческий музей.
В зоопарк.
Садоводческое хозяйство.
В Ботанический сад.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
| Введение. | 1 | 1 | - |
1 | Микробиология. | 2 | 1 | 1 |
2 | Животные и биология. | 3 | 2 | 1 |
3 | Растеневодство. | 4 | 3 | 1 |
4 | Медицина и биология. | 3 | 2 | 1 |
5 | Архитектура и биология. | 2 | 1 | 1 |
6 | Биотехнология. | 2 | 1 | 1 |
7 | Генетик. | 2 | 1 | 1 |
8 | Биология и спорт. | 1 | 1 | - |
9 | Сельское хозяйство и биология. | 1 | 1 | - |
10 | Фармакология. | 1 | 1 | - |
11 | Эколог. | 2 | 2 | - |
12 | Профессии связанные с сопряженными науками. | 2 | 2 | - |
13 | Психология. | 2 | 1 | 1 |
| Защита проекта | 1 | 1 | - |
| Экскурсия по выбору | 1 | | |
Итог | | 30 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли. /Биология в школе - 1998 - №1.
Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.
Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236
Блохин Г.И., М. Ю. Гладких, А. А. Иванов, Б. Р. Овсищер, М. В. Сидорова, «Кинология. Учебное пособие для вузов»
Кукес В. Г. Клиническая фармакология. М.: Медицина, 1991.
Колесникова О.А. и др., Выбери профессию, Жуковский, ПК-Сервис, 2002.
Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
Калашников В.В., Соколов Ю.А., Пустовский В.Ф. и др. Практическое коневодство: Справочник. М.; Колос , 2000, - 375 с.
Медицинская генетика. /Под редакцией Н.П. Бочкова - М.: Мастерство, 2001 г.
Новинова Т.А. Генная инженерия бактерий. /Биология в школе - 2004-№1.
Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с.
Резапкина Г.В. dkabi.net.ru/index.php
Свечин К.Б., Бобылев И.Ф., Гопка Б.М. Коневодство. М.: Колос, 1992
Сорокина Т.С. «Медицинские профессии. Изд.: Academia, 2009
Интернет-ресурсы
Федотовских Н.В. Презентация "Мир профессий"
Шулепова Н.В. Презентация "Профессия - ветеринар"
http://metodkabi.net.ru/index.php?id=video_vvp#ur
http://www.ucheba.ru/profПрофессии: выбор профессии, описание профессии, рейтинг ...