Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Программа
пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
«Я и Планета»
Девиз: «Мы самые юные, самые смелые.
Все говорят, а мы, делаем»
Оздоровительный лагерь
С. Пудем Ярского района
Начальник лагеря: Сунгурова Ирина Алексеевна
Июнь, 2017 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Учредитель | Администрация МО «Ярский район» |
Название ОУ | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пудемская средняя общеобразовательная школа» |
Полное название программы | ПРОГРАММА пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа», Ярского района, «Я и Планета» |
Цель программы | Создание оптимальных условий для творческого развития учащихся, приобретение ими нового социального опыта, навыков общения и толерантности, воспитание экологической культуры |
Специализация программы | Пропаганда здорового образа жизни |
Заказчик программы | МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа», Ярского района |
Автор программы (указать фамилию, имя, отчество, должность) | Сунгурова Ирина Алексеевна – учитель истории |
Руководитель программы | Сунгурова Ирина Алексеевна – начальник лагеря |
Предприятие, с которым заключается договор | - |
Юридический, фактический адрес | 427511, Удмуртская республика, Ярский район, с. Пудем, ул. Гагарина, д. 1 |
Телефон, факс | 9 - 17 - 10 |
Место проведения | МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа», Ярского района |
Сроки проведения | июнь |
Возраст участников | 7 – 15 лет |
Количество участников | 80 человек |
Запрашиваемая сумма | Согласно утвержденной смете |
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, изучения ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.
В летнее время необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Летний лагерь сегодня – это:
1. Возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
2.Укрепление здоровья и организация досуга учащихся.
3.Профилактика вредных привычек, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальная защита прав и законных интересов детей.
Именно первоочередной задачей летнего пришкольного лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков.
Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана данная программа.
Разработка программы продиктована:
●повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых школьников;
●модернизацией старых форм работы и введением новых;
●сбалансированным питанием;
●использованием естественных оздоровительных факторов лета.
Реализация программы происходит как в кратковременном воздействии на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и основывается на следующих принципах:
●Оздоровительный лагерь для ребёнка.
●Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – личность воспитанника.
●Взаимодействие педагога, воспитателя, воспитанника и родителей – это творческое сотрудничество единомышленников.
●Воспитание эффективно, если оно целесообразно и нешаблонно. Творчество учителя, воспитателя – важнейший признак педагогической культуры.
●Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
В аспекте культурного и экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных и культурных традиций, проведение мероприятий, экскурсий - примета нашего времени. Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии.
Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.
Приобщение детей к вековым традициям своего народа – естественный путь их культурного и экологического воспитания.
2017 год – год Экологии. Большое внимание в этой программе уделяется не только формированию здорового образа жизни, но и экологическому воспитании.
Данная программа позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, планируя работу, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.
Программа по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного оздоровительного лагеря.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Продолжение учебного процесса в условиях лета.
Проблема летней занятости детей.
Укрепление здоровья учащимися.
При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
Принцип творческого отношения к делу.
Принцип добровольности участия в делах.
Принцип учета возрастных особенностей детей.
Принцип доступности выбранных форм работы.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение
Цель программы:
Создание оптимальных условий для творческого развития учащихся, приобретение ими нового социального опыта, навыков общения и толерантности, воспитание экологической культуры
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.
Задачи:
- воспитание личности как активного защитника и преобразователя окружающей среды, природы, общества;
- развитее экологической культуры школьников;
- организация досуговой деятельности, создающей условия для личностного роста ребёнка;
- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;
- формирование мотивации учащихся к различным видам деятельности;
- совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей;
- создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей участников программы;
- создание комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и физического оздоровления.
ХАРАКТЕРИСТИКА
СОЦИАЛЬНОГО И ВОЗРАСТНОГО СОСТАВА
Программа рассчитана на учащихся 7-15 лет, проживающих на территории с. Пудем Ярского района и близлежащих районов республики, относящихся к различным социальным категориям: из малообеспеченных семей, многодетных семей, неполных семей, детей состоящих на внутришкольном учете. Всего планируется провести лагерную смену на 80 человек.
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНА ТРУДА, ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Обеспечение техники безопасности, охраны труда, жизни и здоровья детей и сотрудников в лагере будет осуществляться согласно нормативно-правовых документов.
Все сотрудники проходят обучение и аттестацию по нормам СанПина, обучение безопасным приемам и методам работы в лагере по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся. Допускаются к лагерю сотрудники и дети, прошедшие медицинский осмотр. До начала работы лагеря осуществляется лабораторно-инструментальный анализ питьевой воды.
Со школьниками проводится ежедневный инструктаж перед началом организации труда и отдыха.
Основанием для открытия лагеря труда и отдыха являются санитарно-эпидемиологическое заключение, акт приемки лагеря.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальник лагеря - занимается кадровыми и финансовым планированием и обеспечением материально-технической базы для реализации программы. Контролирует и координирует работу всех сотрудников лагеря. Несет ответственность по охране труда, жизни и здоровья детей
Воспитатель – планирует программу дня, несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей, отвечает за организацию лагерной работы.
Обслуживающий персонал:
повар - отвечает за качественное и своевременное питание детей в соответствии с действующими нормами;
техперсонал - отвечает за соблюдение санитарно-гигиенических помещений.
Фельдшер – ведет контроль за: организацией физического воспитания; за санитарным состоянием и содержанием всех помещений; соблюдением личной гигиены детьми и персоналом; организацией питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения. Ведет ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи, выявление заболевших детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам - радостному времени духовного и физического развития и роста каждого ребенка.
Смена пройдет под девизом «Мы самые юные, самые смелые.
Все говорят, а мы, делаем» и будет включать не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, культурно-просветительскую работу в рамках «Года экологии». Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену станет активное приобщение детей к защите экологии, безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни.
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом.
В программе «Я и планета» главное внимание уделено двум направлениям:
- формированию мотивации учащихся к различным видам деятельности;
- формированию и пропаганде среди детей идей здорового образа жизни,
профилактике употребления наркотических средств, алкоголя, ВИЧ-инфекции.
Программой предусмотрено:
- ознакомление с развитием культуры в селе и районе;
- экскурсии с целью изучения флоры и фауны родного края;
- работа на пришкольном участке.
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, оформляет отрядные уголки, в которых отражается жизнь ребят каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс отрядных уголков.
Экран дня — стенд «Каждый день творчески – иначе зачем!», отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рейтинговая таблица — результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения. Он представляется на стенде в виде четырёх макетов деревьев, которые отражают работу отрядов. Отряды в процессе участия в различных мероприятиях «зарабатывают» листочки: «за творческие успехи» -, «за хорошую работу» -, «за достижения в спорте» -. По мере работы отрядов этими листочками заполняются макеты деревьев. Победитель определяется по наибольшему количеству листочков.
СМИ лагеря — это корреспонденты (представители отрядов), готовящие репортажи о событиях лагеря (мультимедийные презентации, слайд-шоу); фото- и радиокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций.
Просмотр презентаций предусмотрен еженедельно в последний день недели (субботу)
В реализации программы участвуют:
№ п/п | Ф.И.О. | Занимаемая должность |
1. | | Начальник лагеря |
2. | | Воспитатель |
3. | | Воспитатель |
4. | | Воспитатель |
5. | | Воспитатель |
6. | | Воспитатель |
7 | | Воспитатель |
8. | | Воспитатель |
9. | | Воспитатель |
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Организуется 4 отряда, в каждом отряде работает два воспитателя.
Педагогические условия
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место и с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты программы
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованном спортивном мероприятии предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Проведение экскурсий и мероприятий на экологическую тему, работа на цветнике и школьном участке помогут детям обрести новые знания о родном крае, о различных видах растений. Дети научатся бережно и с любовью относиться не только к своей малой Родине, но и к окружающей среде. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Летняя занятость детей способствует профилактике правонарушений в подростковой среде.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Утверждаю:
_______________________________________
___________________ /___________________/
«___»_______________2017 г.
Режим дня
пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»
8.30 – 9.00 – сбор детей, утренняя зарядка
9.00 – 9.15 – организационная линейка
9.15 – 10.00 – завтрак
10.00 – 13.00 – «Вместе мы одна семья» (работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций)
13.00 – 14.00 – обед
14.00 – 14.20 – свободное время (подвижные и настольные игры, работа кружков и секций)
14.20 – 14.30 – линейка
14.30 - уход домой
Приложение
Эмблема
Каждый член отряда должен соблюдать Законы и Заповеди.
В лагере законы есть,
Исполнять их долг и честь,
С ними в ногу ты пойдешь,
И друзей себе найдешь!
Ждут нас игры, танцы, смех,
Вдохновенье и успех!
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе.
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья
План работы
Дата | День | Мероприятия |
05.06.17 (ПН) | 1 день. Праздник «День защиты детей» | Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. Операция «Уют». «Ярмарка идей» (обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания.) Знакомство с техникой безопасности (дорога, водоем, территория лагеря) |
06.06.17 (ВТ) | 2 день. День экологии «Сбережём нашу планету» | Минутки здоровья «Мой вес и мой рост» Викторины, конкурсы. Подготовка к открытию лагеря Спортивный час - подвижные игры (1,2 отряд) |
07.06.17 (СР) | 3 день. «Здравствуй, лагерь!»-открытие лагерной смены | Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!» Праздничный концерт «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Спортивный час – турнир по пионерболу (3,4 отряд) |
08.06.17 (ЧТ) | 4 день. «Со спортом дружить - здоровым быть» | Минутки здоровья «Закаливание». Спортивный час «Турнир по волейболу» (3,4 отряд); «Турнир по снайперу» (1,2 отряд) |
09.06.17 (ПТ) | 5 день. День поэта «У Лукоморья дуб зелёный» | Минутки здоровья «Береги глаза». Беседа «Как сделать наш дом безопасным». Экологический десант «А у нас во дворе». Конкурс чтецов «Пушкинские чтения» Дискотека |
10.06.17 (СБ) | 6 день. День творчества «Край мастеровых» | Час здоровья «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» (ЗОЖ) Конкурсы, подвижные игры, соревнование по баскетболу (между 3,4 отрядами ) |
12.06.17 (ПН) | 7 день. День зелёного огонька. ПДД | Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». Спортивный час «Безопасное колесо» (1,2 отряд) . |
13.06.17 (ВТ) | 8 день. Достояние лагеря | Минутка здоровья «Красивая осанка» Турнир между отрядами «Большие гонки». Занятия по интересам. |
14.06.17 (СР) | 9 день. Малые Олимпийские игры. | Минутка здоровья «ЛФК» Презентация «Из истории Олимпийских игр» Малые олимпийские игры «Да здравствует страна, Спортландия!». |
15.06.17 (ЧТ) | 10 день. Россия – Родина моя | Инсценировка патриотических песен. Беседа «Символы Российского Государства» (презентация) |
16 .06.17 (ПТ) | 11 день День юмора | Минутка здоровья «Первая помощь при тепловом ударе» Спортивный час - Комический футбол Дискотека |
17.06.17 (СБ) | 12 день. Цветы России | Конкурс букетов «Красота спасёт мир» Подвижные игры (1,2 отряд). |
18.06.17 (ПН) | 13 день. Страничка народного календаря. | Минутка здоровья «Где встречаются микробы» Спортивный час «Игры наших бабушек и дедушек». |
19.06.17 (ВТ) | 14 день. День театра «Золотая маска» | Минутка здоровья «Личная гигиена» Инсценировка русских народных сказок. |
20.06.17 (СР) | 15 день. Быстрее! Выше! Сильнее! | Минутка здоровья «О пользе занятий спортом» Легкоатлетическая эстафета в честь дня памяти «Мы пришли, чтобы жить…». |
21 .06.17 (ЧТ) | 16 день. Никто не забыт!... | Минутка здоровья «Правильное питание» Викторина «Памятные даты ВОв» Возложение цветов к памятнику погибшим в ВОВ. |
22.06.17 (ПТ) | 17 день. Василиса-рукодельница | Минутка здоровья «Кожа – зеркало здоровья» Конкурс красоты «Мисс Лето - 2017». Дискотека |
23 .06.17 (СБ) | 18 день. День памяти | Конкурс чтецов «Поклонимся великим тем годам» Спортивный час – турнир по баскетболу |
25.06.17 (ПН) | 19 день. Кладовая жизни. БУНТ | Минутка здоровья «Лекарственные растения» Беседа «Основы лесоводства. Человек и лес». БОЛЬШАЯ УБОРКА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ |
26.06.17 (ВТ) | 20 день. Не перевелись еще богатыри …. | Минутка здоровья «Курить – себе вредить!» Конкурс «Мистер Лето - 2017» Спортивный час – турнир по силовым видам спорта |
27.06.17(СР) | 21 день. До свидания, лагерь! | Минутки здоровья «Мой вес и мой рост» Прощальный концерт «Споемте, друзья!» Праздничная линейка закрытия лагерной смены |