СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа самореализации личности «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно» (комплексная система заданий по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа самореализиции ученика рекомендована для учителей русского языка и литературы при изучении повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Программа разработана для индивидуальных и групповых занятий. Данная разработка включает в себя задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе самоанализа, учат сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать, обобщать и применять методические знания на практике.

         Выполнение программы самореализации личности  вынуждает учащегося  внимательно прочитать текст изучаемого художественного произведения, более глубоко изучить теорию литературы, необходимую для работы над программой, тщательнее отнестись к своим знаниям в области анализа произведения, научиться сопоставлять и сравнивать полученную информацию, самостоятельно оценивать свои знания.

Просмотр содержимого документа
«Программа самореализации личности «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно» (комплексная система заданий по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)»

Программа самореализации личности

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно»

(комплексная система заданий по повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.  

Н.Заболоцкий

Юный друг!

Станционный смотритель, «маленький» человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд «униженных и оскорблённых» героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на  свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас ждет сегодня тоже интересный разговор.

Писатель не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

И помни слова из самой мудрой книги на земле: « Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Желаю тебе успехов!

Предлагаю выполнить разные виды заданий и выразить своё отношение к каждому из них.

Виды заданий

Твоё отношение

1.

Учимся анализировать, делать выводы


2.

Развиваем образное мышление


3.

Совершенствуем умение анализировать


4.

Работаем с художественным образом


5.

Учимся строить ассоциации


6.

Учимся объяснять аллегорические символы-детали


7.

Развиваем творческое воображение и речь


8.

Учимся сопоставлять и сравнивать


9.

Учимся анализу и синтезу


10.

Развиваем моральные ценности, учимся творить


Условные обозначения: ! – интересное, ? – тяжёлое, ~ - неинтересное



  1. Учимся анализировать, делать выводы

Своей повести автор предпослал стихи своего друга поэта Петра Вяземского: «Коллежский регистратор. Почтовой станции диктатор».

(Коллежский регистратор - это один из самых мелких чинов в тогдашней России. Диктатор - правитель, обладающий неограниченными полномочиями). Почему автор в качестве эпиграфа использует эти слова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Развиваем образное мышление

Какие нравственные проблемы поднимает автор в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? Вы сможете ответить на этот вопрос, разгадав «тезаурус»

  • Любовь 

Дуня и Минский

  • Война и мир 


  • Отцы и дети 


  • Выбор пути 


  • Маленький человек   


  • Лишние люди


  • Бедность и богатство




  1. Совершенствуем умение анализировать

А.С. Пушкин – мастер детали. Писатель завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста. В таблице приведены цитаты, которые помогут тебе составить цельный образ о Дуне. Ответь на вопросы проблемного характера.

ЦИТАТЫ

ВОПРОСЫ

ТВОЙ

КОММЕНТАРИЙ

«девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила»

«Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала».

«…дa такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать…»

Какой предстаёт перед читателем Дуня в начале повести?


«Маленькая кокетка…; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет»

«В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась...»

Какое впечатление от


«Дуня стояла в недоумении... "Чего же ты боишься?" сказал ей отец; "ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокaтись-кa до церкви"

«Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте»

Как ты думаешь, Дуня готова была сбежать из родного дома?


«Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы»

Дуня была счастлива с Минским? Почему она не приезжала к отцу?


"Прекрaснaя бaрыня",- отвечaл мaльчишкa… дaлa мне пятaк серебром , тaкaя добрaя бaрыня!.. слaвнaя бaрыня!»

Почему мальчишка использует в адрес Дуни такие эпитеты: прекрасная, добрая, славная барыня? что особенного было в её облике?


«Вот могилa стaрого смотрителя"… Онa леглa здесь и лежaлa долго»

Как характеризует героиню последняя сцена повести? Как ты думаешь, о чём более всего она сожалела?




  1. Работаем с художественным образом

«Маленький человек» - это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Проанализируй цитаты из повести. Объясни, почему герой действует так или иначе, и дай оценку его поступкам.

ЦИТАТЫ

ВОПРОСЫ

“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”

Каким мы увидели Самсона Вырина впервые?__________________________

__________________________________

__________________________________

“Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”

Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?_____________________

__________________________________

__________________________________

«Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом».

«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик».


Чувствовал ли герой за собой вину, позволив сесть Дуне в кибитку с гусаром?

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

«Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их на земь, притоптал каблуком, и пошел...»





«Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною»

Самсон Вырин скучает по своей дочери?____________________________

_______________________________

“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”

Чем вызваны были такие перемены в главном герое?_____________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

«Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!) идет из кабака, a мы-то за ним: "Дедушка, дедушка! орешков!" - a он нас орешками и наделяет, - бывало с нами возится"

Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек?___________________

__________________________________





Составь опорную схему в виде кластера «Образ Самсона Вырина»

Самсон

Вырин























  1. Учимся строить ассоциации

Раскрасьте в цвета всю гамму чувств Самсона Вырина и Дуни после эпизода “ Похищение дочери” и нарисуйте радугу.

Самсон Вырин

Дуня

испуг –…,

тревогу-….;

тоску –….;

негодование – ….,

одиночество…. ,

бессилие помочь- ..

любопытство –….;

привязанность- ….,

доверие- …,

любовь и счастье – ….,

богатство- ….,

рождение детей- ...


  1. Учимся объяснять аллегорические символы-детали

Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Прочти притчу в Евангелии от Луки, 15 гл. и проанализируй, какая связь между героями А.С.Пушкина и блудным сыном.

(Блудный. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить)





Спроецируй жизнь Выриных на евангельский сюжет при помощи зеркала

  1. Развиваем творческое воображение и речь

Как сюжет библейского сказания о Блудном сыне перекликается с героями повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина? Попробуй переписать концовку повести, используя сюжет притчи о Блудном сыне. Заставит ли читателя счастливый конец повести задуматься о тех нравственных проблемах, которые поднимает автор в произведении?

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Учимся сопоставлять и сравнивать

Сравните описание природы в начале повести и в конце.

(Антитеза – противопоставление понятий и образов для усиления впечатления)

В начале повести

В конце

“День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, а через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки”.


“Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев”.








Почему такие разные картины природы рисует Пушкин? Какова их роль? Какие события героев отражены в пейзаже?

  1. Учимся анализу и синтезу

Опиши свои мысли и чувства, которые вызвала у тебя повесть. Сузь их до одного ключевого слова.

















  1. Развиваем моральные ценности, учимся творить

Прочти стихотворение А. Асадова. Какие нравственные проблемы поднимает автор? Как они перекликаются с проблемами, затронутыми в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Пока мы живы, можно все исправить...
Все осознать, раскаяться... Простить.
Врагам не мстить, любимым не лукавить,
Друзей, что оттолкнули, возвратить...
Пока мы живы, можно оглянуться...
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли.
Пока мы живы... Многие ль сумели
Остановить любимых, что ушли?
Мы их простить при жизни не успели,
А попросить прощенья - не смогли..
Когда они уходят в тишину,
Туда, откуда точно нет возврата,
Порой хватает нескольких минут
Понять : о боже, как мы виноваты….
Тугая боль – вины последний штрих –
Скребет, изводит холодом по коже…
За всё, что мы не сделали для них,
Они прощают. Мы себя – не можем… (Э.Асадов)

Напиши письмо Самсону Вырину от имени Дуни, которое он успел прочесть перед смертью.



Дорогой друг!

Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю!

Надеюсь, что ты извлёк для себя уроки жизни, преподанные читателю гениальным писателем. Жду твоих впечатлений!

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Тест по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

  1. Закрытого типа (8х0,5=4б.)

1. Какова основная тема повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?

а) осуждение детей, забывающих своих родителей

б) изображение жизни «маленького человека»

в) реалистическое описание почтовой станции

2. В пушкинских «Повестях Белкина» повествование ведётся от лица…

а) автора - Пушкина

б) рассказчика

в) главного героя

3. С какой целью А. С. Пушкин вводит экспозицию в повествование?

а) для подробного описания жизни на почтовых станциях

б) для реалистического изображения действительности

в) для раскрытия мировоззрения рассказчика, его характера

4. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?

а) ребёнка

б) второстепенный персонаж

в) человека, не имеющего высокого чина

г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

5. Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?

а) горшки с бальзамином

б) лубочные картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне

в) кровать с пёстрой занавеской

6. Какой эпизод повести подчёркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?

а) отказ Вырина жаловаться

б) ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя, убежал

в) описание второй попытки смотрителя вернуть дочь

7. Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?

а) не хватило мужества

б) был очень добрым человеком и простил Минского

в) не знал, как это можно сделать

г) понимал бессмысленность такой попытки

8. Какие мысли объединяют все «Повести Белкина» Пушкина?

а) люди часто бывают жестоки друг к другу

б) чем объясняются поступки человека, его нравственные убеждения и что определяет его жизнь и судьбу

в) дети бывают жестоки по отношению к своим родителям, но позднее раскаиваются в своих поступках

  1. Открытого типа. Допиши правильный ответ (4х1=4б.)

    1. Определите завязку, кульминацию и развязку в повести ____________________________________________________________

    2. К какому классу относилась должность станционного смотрителя?

____________________________________________________________

    1. В какое время года рассказчик посещает станцию в конце повести?

_____________________________________________________________

    1. Отчего умер станционный смотритель?

_____________________________________________________________

  1. На соответствие (1х2=2б.)

Соотнесите имя персонажа и авторскую оценку:

а) Вырин 1) корит, не оправдывает

б) Дуня 2) осуждает, возмущается

в) Минский 3) сострадает, сочувствует, симпатизирует

  1. На последовательность (1х2=2б.)

Установи последовательность событий в повести:

  1. «В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле».

б) «Три года тому назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей»

в) «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный

ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика».

г) «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования!»