Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ «СОШ № 4»
Рабочая программа
Школа будущего первоклассника
Разработчики:
Федорова Венера Леонидовна, Колобовникова Лариса Петровна,
учителя начальных классов
I квалификационной категория
Год обучения: ноябрь-апрель 2016-2017 уч. г.
Возраст детей: 6 лет
Год составления программы: 2016 г.
Мегион, 2016 год
Введение. Актуальность предшкольной подготовки детей 6 - 6,5 лет.
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Рабочая учебная программа «Школа будущего первоклассника» обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе: способствует формированию желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников 6 - 6,5 лет. Рабочая учебная программа составлена в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования, следовательно, отражает новые идеи, подходы и рекомендации.
Рабочая учебная программа подготовки детей к обучению
в школе «Школа будущего первоклассника».
I. Пояснительная записка.
Цель рабочей учебной программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у старшего дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой.
Основная форма обучения по данной программе – занятие. Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,
заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.
Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Формирование математических представлений:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- называть и образовывать числа от 1 до 10;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- писать цифры от 1 до 10;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Письмо и развитие мелкой моторики рук:
- обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции;
- штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки;
- воспроизводить основные элементы прописного письма.
Знакомство с окружающим миром через художественный труд:
- называть и различать времена года;
- называть характерные признаки времен года;
- отличать живую природу от неживой;
- различать диких и домашних животных;
- различать группы животных, их существенные признаки;
- рассказывать о своей стране, городе;
- представлять свою работу, оценивать работу других;
- сравнивать, анализировать и делать выводы;
- правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
- анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
- самостоятельно моделировать; составлять алгоритм деятельности.
Программа рассчитана на детей 6- 6,5 летнего возраста и построена с учетом возрастных возможностей ребенка. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Продолжительность каждого занятия не более 30 минут. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников
группы формируются из детей 6- 6,5 летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 24 занятия (с ноября по апрель)
наполняемость групп не более 15 человек;
режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут.
Формы деятельности: занятия, выставки, беседы, ролевые игры.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
формирование математических представлений;
письмо и развитие мелкой моторики;
развитие речи и подготовка к обучению грамоте;
умелые ручки.
Формирование математических представлений.
Основные цели:
-развитие у детей интереса к математическим знаниям;
-развитие самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости
мышления;
-развитие умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.
Учебно-тематическое планирование
№ | Названия разделов | Общее количество часов |
1 | Ориентирование в пространстве. | 3 |
2 | Ориентирование по времени. | 1 |
3 | Геометрические фигуры. | 2 |
4 | Свойства предметов. | 2 |
5 | Число и цифра. | 11 |
6 | Количество и счет. | 2 |
7 | Задачи на сложение и вычитание в пределах 10. | 3 |
Содержание:
Ориентирование в пространстве.
Выделение пространственных отношений: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, выше, ниже, между, посередине. Определение расположения предмета по отношению к себе.
Ориентирование по времени.
Ориентировка в частях суток, днях, неделях, временах года, выделение их последовательности. Определение и условное обозначение временных отношений: сутки-неделя, неделя-месяц, месяц-год.
Геометрические фигуры.
Ознакомление с плоскими геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапеция, ромб. Ознакомление с объемными геометрическими фигурами: шар, куб, параллелепипед, цилиндр. Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Определение формы предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур. Составление геометрических фигур из палочек.
Свойства предметов.
Сравнение, классификация по свойствам (цвет, форма, величина, материал) с выделением одновременно 2-3 свойств. Упорядочивание предметов по размеру, массе.
Число и цифра.
Знакомство с числами первого десятка. Образование чисел. Сравнение чисел. Обозначение числа цифрой. Письмо цифр.
Количество и счет.
Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Количественный состав из двух меньших чисел в пределах 10. Образование чисел путем присчитывания 1. Деление целого на части, сравнение чисел. Упорядочивание групп предметов по возрастанию и убыванию их численности, в пределах 10.
Задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Сложение, вычитание, присчитывание и отсчитывание по единице. Формирование арифметического действия и способы его выполнения. Самостоятельное придумывание задач, загадок.
Будущие первоклассники научатся:
- называть числа от 1 до 10;
- устанавливать заданную закономерность данных чисел;
- распознавать геометрические фигуры;
- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- называть и определять части суток;
- называть дни недели.
- устанавливать пространственно-временные отношения;
- сравнивать предметы по длине, ширине, массе, вместимости, как непосредственно, так и с
помощью произвольно выбранных мерок;
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов
окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
Будущие первоклассники получат возможность научиться:
- объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого, объяснять свои
действия и называть число элементов в каждой части или целом;
- составлять с помощью учителя простые арифметические задачи по рисункам;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве
точки отсчета.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть/ форма организации деятельности | Практическая часть/ форма организации деятельности |
Ориентирование в пространстве |
1 | | Ориентирование в пространстве: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу. | 1 | ролевая игра | ориентация в пространстве и на плоскости | уважительное отношение к товарищу |
2 | | Ориентирование на плоскости: выше, ниже, между, посередине. | 1 | беседа | ориентация в пространстве и на плоскости | умение слышать и слушать, учителя |
3 | | Определение расположения предмета по отношению к себе. Выделение пространственных отношений на листе бумаги (условными знаками). | 1 | | моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости | воспитание аккуратности и точности |
Ориентирование по времени |
4 | | Части суток. Использование слов: вчера, сегодня, завтра, раньше, скоро. Дни недели. | 1 | беседа | установление последовательности дней недели и частей суток по картинкам | умение слышать и слушать, учителя |
Геометрические фигуры |
5 | | Геометрические фигуры и их признаки. Сравнение геометрических фигур. | 1 | беседа | конструирование фигур из палочек | умение слышать и слушать, учителя |
6 | | Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Составление узоров из геометрических фигур. | 1 | экскурсия | соотношение реальных предметов с геометрическими фигурами, конструирование фигур из палочек | воспитание эстетического восприятия окружающего мира |
Свойства предметов |
7 | | Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу. | 1 | беседа | сравнение фигур по форме, цвету, размеру | умение слышать и слушать, учителя |
8 | | Сравнение предметов по массе. Сравнение предметов по толщине и ширине | 1 | ролевая игра | сравнение фигур по массе, толщине и ширине | уважительное отношение к товарищу |
Число и цифра |
9 | | Счет прямой, обратный, порядковый. Предыдущее и последующее число. | 1 | дидактическая игра | Счет предметов в прямом и обратном порядке, определение предыдущего и последующего числа | умение слышать и слушать учителя |
10 | | Число и цифра 1. Повторение математических знаков. | 1 | дидактическая игра | Образование и сравнение чисел 1 и 2. Написание цифр 1 и 2 | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
11 | | Число и цифра 2. | 1 | дидактическая игра | Образование и сравнение чисел 1 и 2. Написание цифры 2 | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
12 | | Число и цифра 3. | 1 | дидактическая игра | Образование и сравнение чисел 1, 2, 3. Написание цифры 3 | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
13 | | Число и цифра 4. | 1 | дидактическая игра | Образование и сравнение чисел 1, 2, 3, 4. Написание цифры 4 | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
14 | | Число и цифра 5. Повторение. | 1 | дидактическая игра | Образование и сравнение чисел 3, 4, 5. Написание цифр 5. | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
15 | | Число и цифра 6. | 1 | дидактическая игра | Образование и сравнение чисел 5 и 6. Написание цифры 6. | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
16 | | Число и цифра 7. Повторение. | 1 | дидактическая игра | Образование и сравнение числа 7. Написание цифры 7. | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
17 | | Число и цифра 8. Повторение. | 1 | дидактическая игра | Образование и сравнение числа 8. Написание цифры 8. | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
18 | | Число и цифра 9. Повторение. | 1 | дидактическая игра | Образование числа 9. Написание цифры 9. | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
19 | | Число 10. Однозначные и двузначные числа. | 1 | дидактическая игра | Образование числа 10. Написание числа 10. | умение слышать и слушать учителя, воспитание интереса к математике |
Количество и счет |
20 | | Веселый счет. Соотношение количества предметов с цифрой. Знакомство с клеткой, отсчет клеток, выполнение узора. | 1 | ролевая игра | счет предметов и предметных картинок, графический диктант | умение слышать и слушать, учителя и товарища |
21 | | Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел. Упорядочивание групп предметов (в пределах 10) по возрастанию и убыванию их численности. | 1 | дидактическая игра | сравнение групп предметов | уважительное отношение к товарищу |
Задачи на сложение и вычитание в пределах 10 |
22 | | Знакомство с задачей. Решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 | дидактическая игра | составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных картинок | уважительное отношение к товарищу |
23 | | Решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 | дидактическая игра | составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных картинок | уважительное отношение к товарищу |
24 | | Решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 | дидактическая игра | составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных картинок | уважительное отношение к товарищу |
Письмо и развитие мелкой моторики.
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:
- недоразвитие мелкой мускулатуры руки;
- однообразие, монотонность организации обучения;
- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Цель работы: подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.
Задачи:
- освоить основные элементы русского прописного письма.
- развивать мелкую моторику пальцев путем работы с карандашом, выполнения графических
заданий, пальчиковых игр, штриховок;
- создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками
письма;
- развивать абстрактное мышление, формируя навыки работы со знаками, символами;
- развивать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, логику,
аналитическое мышление, творческие способности.
- воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;
- воспитывать заинтересованность в освоении навыков письма4
- вырабатывать положительное отношение к письму, подвести детей к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно»;
- воспитывать любовь к родному языку, его богатству, красоте, гармоничности.
Будущие первоклассники научатся:
- обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции;
- штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки;
- каллиграфически правильно списывать и писать элементы букв;
- правильно держать ручку, располагать тетрадь.
Учебно-тематическое планирование
№ | Названия разделов | Общее количество часов |
1 | Подготовительный период. | 8 |
2 | Основной период. | 4 |
Содержание:
Подготовительный период.
Штриховка. Рисование по контуру. Рисование по клеточкам. Обводка трафаретов. Копирование.
Основной период.
Письмо коротких линий. Письмо прямых коротких линий с закруглением внизу. Письмо прямых коротких линий с закруглением вверху. Письмо коротких линий с наклоном. Письмо наклонных коротких линий с закруглением вверху и внизу. Письмо овалов.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть/ форма организации деятельности | Практическая часть/ форма организации деятельности |
Подготовительный период |
1 | | Подготовка руки к письму. Штриховка (Овощи) | 1 | беседа | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
2 | | Подготовка руки к письму. Штриховка (Фрукты) | 1 | путешествие | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
3 | | Рисование по клеточкам (по образцу) | 1 | путешествие | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
4 | | Подготовка руки к письму. Штриховка (Животные) | 1 | беседа | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
5 | | Подготовка руки к письму. Штриховка (Грибы) | 1 | путешествие | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
6 | | Подготовка руки к письму. Штриховка (Цветы) | 1 | путешествие | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
7-8 | | Штриховка и копирование. | 2 | беседа | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
Основной период |
9 | | Знакомство с разлиновкой тетради. Правила посадки Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки | 1 | беседа | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
10 | | Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками. | 1 | дидактическая игра | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
11 | | Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. | 1 | дидактическая игра | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
12 | | Письмо наклонных коротких линий с закруглением вверху и внизу. | 1 | беседа | | воспитание аккуратности, трудолюбия |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы.
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Задачи работы по развитию речи:
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
Развитие грамматического строя речи.
Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
Обучение звуко - слоговому анализу слов.
Будущие первоклассники научатся:
- различать звуки и буквы;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки;
- определять место ударения в слове;
- устно составлять 3 предложения на определенную тему
Будущие первоклассники получат возможность:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений).
Учебно-тематическое планирование
№ | Названия разделов | Общее количество часов |
1 | Связная речь. | 15 |
2 | Звуковая культура речи и фонематический слух. | 9 |
Содержание:
Связная речь.
Обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи.
Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений. Ответы на вопросы, участие в диалоге. Подробный пересказ текста по зрительной опоре. Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Звуковая культура речи и фонематический слух.
Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением. Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове. Выделение в слове гласных и согласных звуков. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Календарно – тематическое планирование:
№ | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть/ форма организации деятельности | Практическая часть/ форма организации деятельности |
1 | | Связная речь. Звуки и буквы. | 1 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
2 | | Звуковая культура речи и фонематический слух. Слова. Звуки. | 1 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
3 | | Различие гласных и согласных звуков. Звукослоговой анализ слова. | 1 | дидактическая игра | классификация звуков в ходе прослушивания | умение слышать и слушать, учителя |
4-5 | | Твердые и мягкие согласные. | 2 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
6-7 | | Звонкие и глухие согласные. | 2 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
8-11 | | Рассказ по сюжетной картине. | 4 | беседа | составление рассказа | уважительное отношение к товарищу |
12-14 | | Ударение. | 3 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
15-16 | | Предложение и слово. | 2 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
17-18 | | Модель слова, предложения. | 2 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
19-20 | | Слова, обозначающие предметы. | 2 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
21-22 | | Слова, обозначающие признаки. | 2 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
23 | | Слова, обозначающие действия. | 1 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
24 | | Слова-помощники. Повторение. Урок-путешествие. | 1 | дидактическая игра | | умение слышать и слушать, учителя |
Знакомство с окружающим миром через художественный творчество
Программа направлена на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес дошкольника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Цель: Развитие знаний об окружающем мире, природной и социальной среде, способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развить познавательный интерес дошкольника к окружающей среде;
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами
изобразительного искусства, музыки и т.д.;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слышать, видеть, понимать, анализировать;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей
среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление,
понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка
разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.
Будущие первоклассники научатся:
- называть и различать времена года;
- называть характерные признаки времен года;
- отличать живую природу от неживой;
- различать диких и домашних животных;
- различать группы животных, их существенные признаки;
- рассказывать о своей стране, городе;
- представлять свою работу, оценивать работу других;
- сравнивать, анализировать и делать выводы.
Будущие первоклассники получат возможность:
- успешно адаптироваться в окружающем мире;
- приобрести новые знания и умения применять их в жизни;
- раскрыть творческие способности;
- создавать коллективные работы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Общее количество часов |
1 | Окружающий мир с лепкой | 6 |
2 | Окружающий мир с изобразительным искусством (рисунок, живопись) | 6 |
Содержание:
Окружающий мир с лепкой.
Окружающий мир.
Мир вокруг нас. Природа живая и неживая. Какие бывают растения? Правила поведения в природе. Кто такие насекомые? Кто такие звери? Что такое грибы? Что мы знаем о своем городе?
Лепка.
Лепка солнышка. Лепка растения. Лепка гусеницы. Лепка ежика. Лепка грибочка. Лепка …
Окружающий мир с изобразительным искусством (рисунок, живопись).
Окружающий мир.
Времена года. Какие бывают животные? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Что мы знаем о своей стране? Как нужно заботиться о здоровье?
Изобразительное искусство.
Рисование по представлению времени года (осень или зима). Рисование по представлению кошки. Рисование по представлению рыбки. Рисование по представлению птички. Рисование флага России. Рисование фруктов и овощей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
Окружающий мир с лепкой (6 часов) |
1 | | Мир вокруг нас. Природа живая и неживая. Лепка солнышка. | 1 | Беседа о материалах и инструментах | Самостоятельная работа | Воспитание любви к природе |
3 | | Какие бывают растения? Правила поведения в природе. Лепка растения. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание любви к природе, бережного отношения к растениям |
5 | | Кто такие насекомые? Лепка гусеницы. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание заботливого отношения к животным |
7 | | Кто такие звери? Лепка ежика. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание заботливого отношения к животным |
9 | | Что такое грибы? Лепка грибочка. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание любви к природе |
11 | | Что мы знаем о своем городе? Лепка … | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к достопримечательностям города |
Окружающий мир с изобразительным искусством (6 часов) |
2 | | Времена года. Рисование по представлению времени года (осень или зима). | 1 | Беседа о материалах и инструментах | Самостоятельная работа | Воспитание любви к природе |
4 | | Какие бывают животные? Рисование по представлению кошки. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание любви к диким и домашним животным |
6 | | Кто такие рыбы? Рисование по представлению рыбки. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание бережного отношения к животным |
8 | | Кто такие птицы? Рисование по представлению птички. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание бережного отношения к животным |
10 | | Что мы знаем о своей стране? Рисование флага России. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание чувства патриотизма |
12 | | Как нужно заботиться о здоровье? Рисование фруктов и овощей. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | Воспитание желания - вести здоровый образ жизни |
Список используемой литературы
1. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа,
1992, № 4 - с.4-6
2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе /
Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
3. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
4. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.: Педагогика, 1989 - 89с.
5. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для
родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия
развития, 2000 – 187с.
8. Геронимус Т.М. Урок труда. Я все умею делать сам. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998;
9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых
классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
Горской В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение,
2011г.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985 г
Программы дополнительного художественного образования детей - М.: «Просвещение»,
2007 г.
13. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время
- М.: «Просвещение», 2007г.
14. Стандарты второго поколения. Пособия. М., Просвещение, 2011 г