Программа «Школа молодого учителя»
учителя – наставника ________________________
с молодым специалистом ____________________
на 20___ – 20___ учебный год
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
1)новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;2) различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;3) необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Этапы становления молодого учителя включают:1 адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);2) стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);3)преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
1) вхождение в профессиональное образовательное пространство,
1) профессиональное самоопределение,
3) творческая самореализация,
4) проектирование профессиональной карьеры,
5). вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6)самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:
Направления | Содержание направления |
профессионализация | Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество. |
социализация | Появление новых качеств личности |
Программа направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи программы:
1) активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем
2) организация внутришкольной методической работы с молодым учителем.
3) организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.
4) ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
5) адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – двойственныйпроцесс, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.
Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
Содержание мероприятий | Формы и методы | Срок исполнения | Контроль |
Работа по предмету | Воспитательная работа | Работа с нормативной документацией |
1.Изучение ФГОС НОО, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, знакомство с УМК «Перспектива». 2. Оказание помощи в разработке поурочных планов. 3. Практикум "Триединая цель урока и его конечный результат". 4.Взаимопосещение уроков с последующим анализом. | 1.Изучение плана воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса. 2. Консультации по вопросу возрастных особенностей младших школьников. | 1.Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2014-2015 уч. год, документы строгой отчетности), 2. Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)» | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | октябрь | Контроль ведения журнала, личных дел учащихся, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов. |
1.Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях (анкетирование). 2.Посещение уроков, оказание методической помощи. 3.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. 4.Практикум «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока». 5.Практическое занятие: «Как работать с ученическими тетрадями». | 1.Практическое занятие: «Организация работы с родителями. Тематика родительских собраний. Беседа с родителями». 2. Совместная разработка программы внеурочной деятельности, календарного планирования. Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия. | 1.Изучение документации об организации внеурочной деятельности. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | ноябрь | Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима. |
1.Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». 2.Занятие: «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности». Совместная разработка макета портфолио ученика 1 класса. 3. Русский язык и литературное чтение в УМК «Перспектива». Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | 1.Занятие: «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия» | 1.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти» 2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Декабрь
| Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. |
1.Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности» 2.Практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся» 3.Уроки математики в УМК «Перспектива» Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | 1.Тренинг: «Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций» | 1.Составление аналитических справок. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Январь | Проверка выполнения программы. Посещение уроков, кл. часа. Контроль ведения школьной документации. |
1.Занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся» 2. Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися» 3. Уроки окружающего мира в УМК «Перспектива». Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | 1.Индивидуальные беседы с родителями | 1. Изучение документов по ФГОС. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Февраль | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
1.Оказание помощи в подготовке и проведении открытого урока. 2. Анализ портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. 3. Практикум: «Домашнее задание: как, сколько, когда» | 1. Занятие «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями». 2. Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее) | 1.Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Март | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио |
1.Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя. 2.Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы 3.Анкетирование: Профессиональные затруднения. Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом. 4.Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | | | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | апрель | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
Приложение
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: | |
Образование: | |
Какое учебное заведение окончил: | |
Год окончания учебного заведения: | |
Специальность по диплому: | |
Педагогический стаж: | |
Место работы: | |
Должность: | |
Предмет: | |
Учебная нагрузка: | |
Классы: | |
Классное руководство: | |
Квалификационная категория: | - |
Сведения об учителе – наставнике
Фамилия, имя, отчество: | |
Образование: | |
Какое учебное заведение окончил: | |
Год окончания учебного заведения: | |
Специальность по диплому: | |
Педагогический стаж: | |
Место работы: | |
Должность: | |
Предмет: | |
Учебная нагрузка: | |
Классы | |
Квалификационная категория: | |