СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика курса «Занимательный английский».
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Занимательный английский».
4. Содержание курса «Занимательный английский».
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка.
Любой учитель иностранного языка очень хорошо знает, насколько важно на первом этапе знакомства с предметом пробудить у учащихся интерес к его изучению, отойти от формальной зубрежки, привнести в процесс обучения развлекательные и игровые моменты, максимально активизировать познавательную мотивацию обучения.
Иностранный язык в этом отношении – предмет особенный. Впереди у учащихся долгий и непростой путь освоения чужого языка, и пройдет немало времени, прежде чем они смогут применить свои знания на практике и получить при этом удовольствие от общения с иноязычной культурой. А пока их ждет заучивание новых слов, знакомство с грамматическими конструкциями. А как хочется попробовать свои силы и самостоятельно прочитать интересный текст по-английски, познакомиться со знаменитым английским юмором, пословицами, стихами, считалками и загадками.
Данная учебная программа представляет собой начальный курс английского языка для детей 7 лет, основана на программе И. А. Шишковой и М. Е. Вербовской «Английский для малышей» и рассчитана на 1 год обучения, 34 часа по 1 занятию в неделю.
В современном образовании данный курс необходим и актуален для детей младшего школьного возраста, так как со второго класса в начальной школе иностранный язык уже введен в учебную программу и его изучение в 1 классе послужит ребенку большой опорой в дальнейшем и будет способствовать его интеллектуальному развитию.
Целью курса «Занимательный английский» является формирование коммуникативных умений детей в устной и письменной речи, а именно в говорении, аудировании и письме.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- приобщение детей к культурным ценностям англоговорящих народов;
- развитие культуры речи обучающихся, их познавательных способностей, внимания, воображения и памяти;
-формирование элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на английском языке;
- приобщение детей к мировой художественной культуре через волшебный мир песен, сказок и поэзии;
-создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
-развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения в к проявлению другой культуры.
Общая характеристика курса «Занимательный английский».
Особенностью данной программы является деятельностный подход к развитию учащихся, формированию у них общекультурных компетенций.
Этапы занятий представляют собой те виды активности, которыми ребенок сталкивается в своей повседневной жизни (игры, чтение, пение, просмотр телепередач, мультфильмов, фильмов, рисование). Иными словами ведение занятия становится ориентированным на воссоздание привычной для ребенка атмосферы, но на иноязычной почве. Только так можно сделать чужой язык своим родным.
Основными формами построения занятий являются игровая ситуация, дидактическая игра, сопровождающиеся яркой и доступной для восприятия детей наглядностью.
Обучение включает разнообразные варианты ролевых и лингвистических игр, заданий на развитие памяти, внимания, мышления, тренировочных упражнений на запоминание активизацию лексического и грамматического материала.
Игровые упражнения помогут детям выработать правильное произношение, картинки, сопровожденные подписями, послужат опорой при накоплении активной лексики, речевых стереотипов и грамматических структур, позволяет запомнить ребенку зрительные образы английских слов, что в дальнейшем облегчит обучение чтению и письму в школе.
Поскольку на ранней стадии обучения английскому языку прямой контроль знаний и умений ребенка может привести к отрицательным эмоциям, способным понизить стремление изучать иностранный язык, предлагается проводить контрольные мероприятия в виде мини-тестов (см. приложение), различных соревнований, игр, инсценировок и открытых занятий.
Обучение основывается на следующих принципах:
- личностно-ориентированного подхода
- культуросообразности
- систематичности
- последовательности
- наглядности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Занимательный английский».
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, которые отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения иностранного языка заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты
Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений учащихся к себе, другим ученикам, самому учебному процессу и его результату.
Личностными результатами изучения английского языка в начальной школе являются:
Формирование гражданской идентичности личности;
Формирование доброжелательности, уважения и толерантности к другим странам и народам;
Формирование готовности и способности к саморазвитию;
Формирование общего представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе;
Осознание языка, в том числе и иностранного, как основного средства общения между людьми;
Знакомство с миром зарубежных сверстников.
Метапредметные результаты.
Под метапредметными результатами освоения предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметными результатам изучения языка являются:
Развитие умения взаимодействовать с окружающими;
Развитие коммуникативных способностей, расширение лингвистического кругозора школьника;
Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Овладение умением координированной работы с разными компонентами учебного материала.
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляют собой овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
1)В коммуникативной сфере (т.е. во владении английским языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорении:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж;
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, рифмовки, стихотворения, песни;
- выражать отношение к услышанному.
Аудировании:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов, рифмовок, песен в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;
-вербально или невербально реагировать на услышанное;
- извлекать конкретную информацию из услышанного.
Чтении:
- читать вслух короткие слова, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание отдельных лексических единиц.
Письменной речи:
- правильно списывать;
- подписывать картинку;
- писать с опорой на образец буквы, звуки, короткие слова;
- отличать буквы от транскрипционных знаков.
Фонетическая сторона речи
-различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка;
- соблюдать нормы произношения звуков английского языка в устной речи (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных перед гласными);
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
- распознавание и употребление в речи изученных в курсе лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная компетенция:
- знание имен и популярных английских фамилий, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен, рифмовок); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка.
2)В познавательной сфере:
- умения сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изученной тематики;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
3)В ценностно-ориентированной сфере:
- представление об изучаемом языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора;
4)В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на английском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
5)В трудовой сфере:
- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
4. Содержание курса «Занимательный английский».
В рамках курса «Английский для малышей» предполагается изучение английского языка на начальном этапе. Программа включает изучение лексики по определенным темам, звуков и букв английского алфавита и самых простых грамматических явлений в языке, а также выполнение разнообразных заданий для запоминания учебного материала и применения знаний на практике. Изучение каждой темы заканчивается выполнением мини-теста, ролевой игрой, инсценировкой сказки, или изучением песен и стихов.
Знакомство. (2 часа)
Английский алфавит. Личные местоимения. (2 часа)
Животные. Артикль. Множественное число существительных.(3 часа)
Мои игрушки. Школьные принадлежности. Согласные буквы.(4 часа)
Рождество и Новый год. (1 час)
Цвета. Прилагательные. Гласные буквы. (4 часа)
Цифры. Счет от 0- 12. Буквосочетания.(4 часа)
Семья. Звуки и транскрипция. (3 часа)
Спорт и отдых. (3часа)
Одежда. Части тела. (3 часа)
Еда, продукты (3 часа)
Повторение. (2 часа)
5. Тематическое планирование
№п\п | Тема | Вид деятельности |
1 | Знакомство. | Учатся приветствовать друг друга, прощаться, спрашивать об имени, фамилии и отвечать на эти вопросы. Знакомятся с популярными английскими именами и фамилиями и узнают, как их русские имена звучат по-английски. Учатся составлять небольшие диалоги, поддерживать собеседника в разговоре. Формируют навык диалогической и монологической речи на иностранном языке. Разучивают песню “Say, hello!” и рифмовки “Hello!”, “Good – bye!”, “Good morning”. |
2 | Английский алфавит. Личные местоимения. | Изучение букв английского алфавита. Разучивают песню «The ABC». Учатся писать имена и фамилии на английском языке и менять имена на личные местоимения. |
3 | Животные. Артикль. Множественное число существительных. | Изучают лексику по теме (названия домашних и диких животных и глаголы движения). Знакомятся со структурой “It’s (a)...”, глаголом “Can” в утвердительной и отрицательной форме, артиклем “a, an” и мн.ч. существительных. Употребляют изученную лексику и грамматические структуры в речи, с помощью упражнений, микро-диалогов и подвижных игр. Развивают монологическую и диалогическую речь. Разучивают песенку “I Can”, рифмовку “Little mouse.” |
4 | Мои игрушки. Школьные принадлежности. Согласные буквы. | Знакомятся с новой лексикой по теме и структурой “I have (haven’t) got (a)…”. Пополняют словарный запас путем добавления нового речевого материала школьной тематики. Повторяют ранее изученное правило артикля и мн. ч. существительных и применяют его в новой тематике. Разучивают стихотворение: “My toys”. Слушают и запоминают песню “If you are happy…”. Совершенствуют аудитивный навык, повторяют и запоминают слова песни, которые сопровождаются движениями: Clap your hands, stamp your feet, shout Hooray, nod your head, do all four. Знакомятся с согласными буквами, произносят и учатся их писать. |
5 | Рождество и новый год. | Узнают об англоязычной культуре и основных традициях в Рождественские и новогодние праздники. Смотрят небольшой видеофильм. Разучивают припев песни “Jingle Bells” и стихотворение “New Year’s Day”, слушают песню “Merry Christmas”. |
6 | Цвета. Прилагательные. Гласные буквы. | Знакомятся с гласными буквами и их особенностями, произносят, учатся писать и читать короткие слова. Изучают новую лексику. Называют цвет предмета, его размер, свойства. Описывают предмет на картинке. Развивают навыки монологической речи. Разучивают стихотворение “Traffic lights” и песню “Colour Song”. |
7 | Цифры. Счет 0-12. Буквосочетания. | Знакомятся с цифрами на английском языке, формируют умение считать от 0 до 12. Повторяют правило ед. и мн. число в английском языке. Учатся говорить сколько времени. Совершенствуют умение называть предметы в ед. и мн. числе. Разучивают стихотворения “Little frogs” и “One and two and three and four” “One potato…” и песенку “Once I caught a fish alive…” Изучают основные буквосочетания и учатся их правильно читать, писать и произносить. |
8 | Моя семья. Звуки и транскрипция. | Изучают новую лексику. Совершенствуют навыки монологической и диалогической речи, умение описывать картинку, составлять небольшой рассказ о семье. Развивают навык составления предложений и умение ответить на вопрос: Have you got…? о семье. Разучивают рифмовку и песенку “My family”. Формируют умение спросить и ответить о семье, используя структуру I HAVE GOT…, HAVE YOU GOT…? Изучают форму глагола “to have –has” и употребляют новую структуру в речи. Знакомятся с основными транскрипционными знаками. Учатся их писать и произносить. |
9 | Спорт и отдых. | Получают информацию о различных видах спорта на английском языке, употребляют их в речи. Знакомятся с понятием « Интернациональные слова». Изучают структуру “I would like to…” и глагол: PLAY. Развивают память и внимание. Разучивают рифмовку: “Let’s play!”. Повторяют и употребляют в речи глагол: “CAN”. Описывают картинку. Рассказывают о своих занятиях в свободное время. |
10 | Одежда. Части тела. | Знакомятся с новой лексикой по теме. Учатся выражать свое мнение. Слушают и запоминают песню: “Head and shoulders knees and toes”. Развивают умение слушать собеседника и участвовать в беседе. Используют лексику в речи. Развивают память и внимание с помощью тренировочных упражнений и игры: «В магазине». Учат стихотворение “Look at me”. |
11 | Еда, продукты. | Развивают диалогическую речь и аудитивные навыки. Знакомятся с гл. “Like, Do”, структурой “Do you like…?” , краткими ответами “Yes, I do\No, I don’t” . Знакомятся с понятием: исчисляемые и неисчисляемые существительные. Учатся различать исчисляемые и неисчисляемые продукты. Разучить стихотворение: “Help your mother” , рифмовку “Give me some…” и песенку “Food” |
12 | Повторение. | Обобщают полученные знания. Повторяют лексический и грамматический материал с помощью подвижных, лексических, ролевых игр, стихов, рифмовок и песен. Составляют проект: «Что я знаю на английском языке?» |
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения:
• персональный компьютер
• мультимедийный проектор
• колонки
Наглядные пособия по курсу:
Интернетресурсы:
http://enguide.ua
http://www.lovelylanguage.ru
http://www.cartoons-english.ru
http://www.study-languages-online.com
http://www.solnet.ee
http://playroom.com.ru