Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова»
города Смоленска
«СОГЛАСОВАНО» | «ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
заместитель директора | педагогическим советом | Директор лицея |
________ Лимонько Р.И. | «___» «___» 2013 г | ______ Моисеенков Г.А. |
«___» «___» 2013 г | протокол № 1 | «__ » «___» 2013 г |
| | приказ № _____ |
Программа
учебного предмета по выбору
по математике
«Задачи с параметрами»
для учащихся 10 класса
на 2013-2014 учебный год
Составила: учитель математики
Котикова Т.А.
Смоленск
2013
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Задачи с параметрами» предназначен для реализации в 10 классах для расширения теоретических и практических знаний учащихся, в процессе изучения которого обучающийся познакомится с различными методами решения задач с параметрами. Однако, данный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления.
Решение уравнений, неравенств, содержащих параметры, - один из труднейших разделов школьного курса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов заданий с параметрами, для обобщения теоретических знаний. Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение методами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы. Освоив методы и приемы решения задач с параметрами, школьники успешно справятся с олимпиадными задачами. Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений, способствует подготовке учеников к ЕГЭ.
Элективный курс предназначен для учащихся, которые хотят научиться способам решения задач повышенного уровня сложности по алгебре и началам анализа. Курс поможет учащимся обогатить свой опыт новыми приемами в классификации различных задач курса математики, в том числе и задач повышенного уровня сложности; научит рационализации поиска их решения, подбору наиболее удачных способов их решения, выстраиванию алгоритмов. Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Курс поможет учителю показать красоту и совершенство, сложность и изощренность математических методов в решении задач. Учителем и учащимися решается большое количество сложных задач, многие из которых понадобятся как при учебе в высшей школе, так и при подготовке к олимпиадам, математическим конкурсам, различного рода экзаменам, в частности ЕГЭ. Предлагаемый курс, несомненно, имеет прикладное и практическое значение и поможет учащимся при проведении различных исследований.
Курс способствует организации интенсивной мыслительной деятельности учащихся, содержит необходимые материалы, которые помогут самостоятельно и рационально организовать свою учебную работу. Это поможет им избежать лишних перегрузок, снять стресс и т.д.
Цели обучения:
– освоить рациональные способы организации своей деятельности для наиболее эффективного решения задач повышенного уровня сложности;
– способствовать приобщению к творческой и исследовательской деятельности по математике.
Задачи курса:
– предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету и индивидуальные возможности его освоения;
– способствовать усвоению фактических знаний и умений, установленных программой курса;
– показать практическую значимость задач данного типа в сфере прикладного исследования;
– научить способам решения стандартных и нестандартных задач по математике;
– организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся, способствующую развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы элективного курса включает три части – теоретическую, практическую и проектную.
В теоретическом разделе курса рассматриваются уравнения с параметрами различного вида и способы их решения. Учащиеся получают сведения о классификации задач в математике и рациональных путях поиска их решения.
Практическая часть программы включает задачи различного уровня сложности для закрепления и контроля усвоенного материала. Эти задачи предназначены для индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Большое внимание в курсе уделяется формированию у учащихся умения конструировать задания. Несмотря на достаточно сложный материал курса, в его практической части предусматривается использование игровой технологии, на некоторых занятиях учащиеся выступают в роли учителя при изучении нового материала или консультанта при проверке правильности выполнения заданий.
При выполнении проектных заданий учащиеся должны показать свои умения в составлении и представлении сообщений, рефератов, презентаций, самостоятельно составленных заданий. Отчетность по выполнению заданий предусматривает такие виды работ, как:
а) проверку и оценивание домашних заданий, что может также проходить в форме самопроверки, взаимопроверки, проверки консультантами, проверки учителем;
б) проверку и оценивание заданий в ходе промежуточного и итогового контроля.
Динамика усвоения учащимися теоретического материала и практических навыков будет отслеживаться по ходу прохождения курса. Возможна как рейтинговая, так и пятибалльная оценка результатов обучения.
Контрольные работы предлагается проводить в форме, которая снижает стрессовое состояние у учащихся. Предлагается «банк» задач, имеющих в зависимости от степени сложности разную «цену», и учащийся может выбрать любые задачи на свое усмотрение. В результате решения каждый набирает определенное количество баллов, которое затем переводится в общую оценку. Оценка за рефераты или сообщения может выставляться как учителем, так и учащимися.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся станут более компетентными при решении некоторых прикладных и исследовательских задач. Они научатся анализировать, классифицировать и выстраивать алгоритм своих действий, аргументировать полученные результаты и отстаивать свою точку зрения, работая в команде.
Место предмета в базисном учебном плане
Продолжительность курса – 17 ч, с недельной нагрузкой в один час. Программа курса имеет модульный характер, т.е. порядок прохождения отдельных тем и разделов может быть изменен.
Содержание программы курса
Тема 1. Линейные уравнения с параметрами, системы линейных уравнений с параметрами (2 часа).
Назначение, структура и краткое содержание учебного курса. Понятие о простейших задачах с параметрами. Возможности практического применения (задачи прикладного содержания, исследовательские задачи и т.д.). Понятие о классификации задач в математике, рассмотрение общих схем и закономерностей в поиске решения.
Практическое упражнение по решению линейных уравнений с параметрами, систем линейных уравнений с параметрами, выстраивание схемы поиска их решения. Составление алгоритма решения.
Домашнее задание (индивидуальное): подобрать задачу определенного типа, выстроить схему поиска решения и алгоритм решения. Составить 2–3 примера простейших задач с параметрами для парной работы на следующем занятии и представить их решения.
Тема 2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным с параметрами (4 часа).
Лекционное изложение теоретического материала с рассмотрением примеров решения квадратных уравнений и уравнений, сводящиеся к квадратным с параметрами. Выполнение работы в паре по приготовленным дома примерам (взаимопроверка). Представление задач из домашнего задания. Групповая самостоятельная работа с примерами по теме. Игра «Умники и умницы». Защита проектных заданий по составлению и решению примеров.
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры изученного типа.
Тема 3. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами (4 часа).
Изложение учителем теоретического материала с рассмотрением примеров решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств с параметрами (в диалоге с учениками).
Самопроверка или взаимопроверка домашнего задания (с использованием «ключа» ответов). Выполнение работы в паре по приготовленным дома примерам (взаимопроверка). Групповая самостоятельная работа по решению примеров по теме. Решение заданий из «банка задач». Защита проектных заданий по составлению и решению примеров.
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры изученного типа.
Тема 4. Тригонометрические уравнения с параметрами (4часа).
Изложение учителем теоретического материала в диалоге с учащимися. Рассмотрение примеров решения тригонометрических уравнений с параметрами.
Парная работа с примерами. Коллективное решение примеров. Решение задач из «банка задач». Защита проектных заданий по составлению и решению примеров.
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры изученного типа.
Тема 5. Решение задач, сводящихся к решению уравнений и задач с параметрами (3 часа).
Изложение нового материала группой учащихся (ученики в роли учителя) с использованием презентации. Работа в парах с примерами по изученной теме. Коллективное решение примеров на применение различных способов. Решение нестандартных задач. Защита проектных заданий по составлению и решению примеров.
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры по изученной теме; составить примеры (с решением).
Календарно-тематическое планирование
Темы | Занятия, ч. |
теория | практика | проект | всего |
1. Линейные уравнения с параметрами, системы линейных уравнений с параметрами. | 1 | 1 | | 2 |
2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным с параметрами. | 1 | 2 | 1 | 4 |
3. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 2 | 1 | 4 |
4. Тригонометрические уравнения с параметрами. | 1 | 1 | 1 | 3 |
5. Решение задач, сводящихся к решению уравнений и задач с параметрами. | 1 | 1 | 1 | 3 |
6. Итоговая контрольная работа | | 1 | | 1 |
Всего | 5 | 8 | 4 | 17 |
Учебно-методическое обеспечение
Ткачук В.В. Математика - абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2012
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны:
иметь представление:
1. О линейных уравнениях и неравенствах с параметрами;
2. О квадратных уравнениях и неравенствах с параметрами.
знать:
Аналитические методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
Графические методы решения;
Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами.
уметь:
Решать линейные, квадратные уравнения и неравенства с параметрами;
Пользоваться аналитическими и графическими методами решения заданий с параметрами.
владеть:
Основными приемами и методами решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств с параметрами;
Алгоритмами решения уравнений и неравенств с параметрами;
Формой итогового контроля является итоговая контрольная работа.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Средства ИКТ (цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
1 | Операционная система WindowsXP | 1 |
ЦОР( инструменты общепедагогические) |
1 | Microsoft Offis 2003 | 1 |
2 | Adobe Reader | 1 |
ЦОР (инструменты специализированные) |
| Информационные источники ( специализированные) | |
1 | http://urokimatematiki.ru | |
2 | http://intergu.ru/ | |
3 | http://karmanform.ucoz.ru | |
4 | http://comp-science.narod.ru | |
5 | http://ege.do.am/news/2-0-1 | |
6 | http://video-repetitor.ru/ | |
7 | http://polyakova.ucoz.ru/ | |
8 | http://le-savchen.ucoz.ru/ | |
9 | http://www.it-n.ru/ | |
10 | http://www.openclass.ru/ | |
11 | www.fipi.ru/ | |
| Учебно-лабораторное оборудование | |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедиапроектор | 1 |
2 | Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль | 4 |
Перечень использованной литературы
Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Денищева Л. О. и др. Единый государственный экзамен. Математика: Контрольн.-измерит, материалы. - М.: Просвещение, 2014.
Назаров М. и др. Методы решения задач с параметрами. - М.: Просвещение, 2009.
Натяганов В.М., Лужина Л.М. Методы решения задач с параметрами. - М.: Просвещение, 2011.
Потапов М.К. и др. Математика. Методы решения задач: Для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1995.
Сканави М.Я. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: В 2 кн. Кн. 1. М., 2002.
ЕГЭ. Репититор. Математика. Эффективная методика. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2015.
Джиоев Н.Д. Нахождение графическим способом числа решений уравнения с параметром. - Математика в школе. – 1996-№2-с.54-57.
Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2015.
Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2010.
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
www.math.ru (Интернет-поддержка учителей математики).
www.mccme.ru (сайт Московского центра непрерывного математического образования).
www.it-n.ru (сеть творческих учителей)
www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)
http:// mat.1september.ru (сайт газеты «Математика»)
http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).
www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).
www.exponenta.ru (образовательный математический сайт).
kvant.mccme.ru (электронная версия журнала «Квант».
www.math.ru/lib (электронная математическая библиотека).
http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.kokch.kts.ru (on-line тестирование 5-11 классы).
http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).
www.uic.ssu.samara.ru (путеводитель «В мире науки» для школьников).
http://mega.km.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).
http://www.rubricon.ru, http://www.encyclopedia.ru (сайты «Энциклопедий»).
Аннотация
к рабочей программе элективного курса «Задачи с параметрами» 10 класса
Элективный курс «Задачи с параметрами» разработан в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике.
Программа рассчитана на 17 учебных недель и предполагает углубленный уровень изучения математики по разделу «Задачи с параметрами».
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов экономико – математического профиля и реализуется на основе стандарта среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень).
Учебно-методический комплекс:
Денищева Л. О. и др. Единый государственный экзамен. Математика: Контрольн.-измерит, материалы. - М.: Просвещение, 2014.
Назаров М. и др. Методы решения задач с параметрами. - М.: Просвещение, 2009.
Натяганов В.М., Лужина Л.М. Методы решения задач с параметрами. - М.: Просвещение, 2011.
Потапов М.К. и др. Математика. Методы решения задач: Для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1995.
Сканави М.Я. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: В 2 кн. Кн. 1. М., 2002.
ЕГЭ. Репититор. Математика. Эффективная методика. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2015.
Джиоев Н.Д. Нахождение графическим способом числа решений уравнения с параметром. - Математика в школе. – 1996-№2-с.54-57.
Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2015.
Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2010.
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
www.math.ru (Интернет-поддержка учителей математики).
www.mccme.ru (сайт Московского центра непрерывного математического образования).
www.it-n.ru (сеть творческих учителей)
www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)
http:// mat.1september.ru (сайт газеты «Математика»)
http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).
www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).
www.exponenta.ru (образовательный математический сайт).
kvant.mccme.ru (электронная версия журнала «Квант».
www.math.ru/lib (электронная математическая библиотека).
http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.kokch.kts.ru (on-line тестирование 5-11 классы).
http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).
www.uic.ssu.samara.ru (путеводитель «В мире науки» для школьников).
http://mega.km.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).
http://www.rubricon.ru, http://www.encyclopedia.ru (сайты «Энциклопедий»).
Календарно-тематическое планирование
учебного элективного курса «Задачи с параметрами»
Темы | Количество часов | 10 | 10 |
1. Линейные уравнения с параметрами, системы линейных уравнений с параметрами. | 2 | | |
2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным с параметрами. | 4 | | |
3. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами. | 4 | | |
4. Тригонометрические уравнения с параметрами. | 4 | | |
5. Решение задач, сводящихся к решению уравнений и задач с параметрами. | 3 | | |
Всего | 17 | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной группы НМС
по анализу программы элективного учебного предмета
для учащихся 10 класса по математике
«Задачи с параметрами»
на 2013-2014 учебный год
на соответствие федеральному компоненту стандарта образования и минимума содержания образования.
Экспертная группа НМС в составе:
1. Тютюнник Т.Е.
2. Ершовой О.А.
3. Лимонько Р.И.
рассмотрела программу учебного курса по выбору для учащихся 10 класса по математике «Задачи с параметрами» на 2013-2014 учебный год, составленную учителем Котиковой Т.А.
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ, содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часа. Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, общую характеристику курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часов. Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности. Представленная рабочая программа рассмотрена (в соответствии с перечнем рабочих программ) на заседании кафедры математики (протокол № ), рекомендована для экспертизы в научно-методическом совете лицея и дальнейшего принятия на педагогическом совете.
Экспертная группа постановила:
Представленная программа элективного учебного предмета соответствует требованиям, предъявляемым к программам для преподавания на углубленном уровне. Рекомендовать данную программу для утверждения на педагогическом совете, так как условия для ее реализации на кафедре и в целом в лицее созданы.
___________ Тютюнник Т.Е.
___________ Ершова О.А.
___________ Лимонько Р.И.
13