СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для обеспечения развития творческих спсобностей учащихся младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Умелые ручки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 13»













Рабочая программа

внеурочной деятельности «Умелые ручки»

(социальное направление)

































Город Дзержинск

2016 год


Пояснительная записка


Сегодняшнее время для наших детей является временем открытия новых возможностей. Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как никогда сегодняшний ребенок способен осознавать свою индивидуальность, неповторимость, но часто это гипертрофированное «Я» не выдерживает конкуренции, столкнувшись с его взрослеющим миром. Все больше и больше мы наблюдает детей-одиночек. Детей, которые каждый день, приходя в школу, в свой класс, выйдя из ее стен, не могут ответить на вопрос «Тебе нравится заниматься искусством?».

Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, для сплочения детского коллектива.

Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.


Цель программы. Создание условий для формирования навыков культуры труда, развития творческих способностей.


Задачи программы.

  • развивать творческие способности;

  • воспитывать чувство прекрасного, чувство цветовой гармонии;

  • повысить эмоциональную культуру учащихся; эстетическое отношение к природе;

  • способствовать расширению кругозора учащихся;

  • формировать культуру труда;

  • воспитывать чувство коллективизма.


Программа рассчитана на четыре года обучения (1-4 классы). Состав группы постоянный. Количество учащихся соответствует количеству учащихся в классе. Возраст 7-10 лет.


Ожидаемые результаты.

  • усвоение ключевых понятий, связанных декоративно-прикладным искусством, расширить кругозор;

  • усвоение различной техники декоративно-прикладного искусства;

  • овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

















Общая характеристика программы

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятиях займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.



























Личностные и метапредметные результаты освоения программы


Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.


Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.


Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.

























Тематическое планирование 1 год обучения, 1 класс

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с бумагой и картоном.

8

1

7

3

Работа с тканью

10

1

9

4

Работа с бисером

8

1

7

5

Работа с пластилином

4

1

3

6

Итоговое занятие

2

2

-

 

Итого

33

7

26


Содержание программы, 1 год обучения

занятия

Тема

Содержание

Изделие

Характеристика деятельности учащихся

Вводное занятие (1)

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом).

Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона.

Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание.

Подкладной лист для работы с клеем.

Закладка.

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами

Работа с бумагой и картоном (8)

2

Первые шаги в мастерской.

Знакомство с оригами.

Понятие «развертка», разметка, сгибание, склеивание.

Подставка для кисти.

Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей при помощи клея.

3

Обработка бумаги. Оригами.

Понятие «оригами», способ получения квадрата. Правила сгибания. Возможность творческой работы. Обучение работе по схеме-чертежу.

Овощи, фрукты, листья.

Правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей при помощи клея.

4

Обработка бумаги. Оригами.

Разметка квадрата, получение заготовки, декорирование изделия.

Рыбка, лягушка.

Использовать правила работы с бумагой, ножницами.

5

Композиция. Оригами.

Понятие «композиция», способы избежание ошибок при составлении композиций, приемы крепления и декора.

Бабочки, цветы.

Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру, самостоятельно составлять композицию.

6

Аппликация из бумаги.

Вырезание по шаблону. Изобразительные возможности панно (ритм, передача движения). Выбор фона.

Листопад.

Выполнять симметричную аппликацию по заданному образцу.

7

Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

Принцип подбора элементов, составление композиции, правила приклеивания. Создание композиций, используя природную красоту и схожесть с реальностью засушенных растений.

Панно.

Осваивать приемы соединения природных материалов.

8-9

Симметричное вырезание из бумаги

Понятие «симметричные фигуры». Симметрия в природе. Правила вырезания симметричной фигуры по шаблону. Составление композиции из симметричных фигур. Творческая работа.

« Лесная полянка»

(Листья, бабочка, жук).

Выполнять симметричную аппликацию по заданному образцу.

Работа с тканью (10)

10

Знакомство с тканями. Виды тканей.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, тканью)

Швы («Вперед иголка», «Через край»)

Определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.

11

Правила работы с иглой. Салфетка с бахромой.

Изучение правил работы с иглой. Изучение видов переплетения. Полотняное переплетение. Выкраивание салфетки, продергивание бахромы.

Салфетка с бахромой.

Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы.

12

Вышивка швом «вперед иголка»

Вышивка салфетки «Грибок»

Салфетка «Грибок»

Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий.

13

Вышивка швом «за иголку»

Вышивка салфетки «Яблоко»

Салфетка «Яблоко»

Осваивать виды стежков.

14

Вышивка стебельчатым швом

Вышивка салфетки « Цветы»

Салфетка «Цветы»

Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий.


15

Вышивка тамбурным швом

Вышивка салфетки «Подсолнухи»

Салфетка «Подсолнухи»

Осуществлять выбор ниток для изготовления изделия по контрасту.

16

Вышивка петельным швом

Вышивание орнамента

Орнамент

Осмысливать способы изготовления одежды и её назначение.

17

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

Изучение материала изготовления игрушек.

Птички, драконы.

Организовывать рабочее место.

18

Мягкие игрушки из меха.

ТБ при работе с проволокой, ножницами, иглой. Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Собачка

Осваивать правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделий.

19

Мягкие игрушки из меха.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Собачка

Планировать и осуществлять свою работу

Работа с бисером (8)

20

Знакомство, беседа «Родословной стеклянной бусинки».

Показ образцов, иллюстраций.

Браслеты.

Организовывать рабочее место.

21

Плетение персонажей из сказки «Муха-Цокотуха»

Плетение бабочки

Бабочка

Осмысливать способы изготовления персонажа.

22

Плетение персонажей из сказки «Муха-Цокотуха»

Плетение божьей коровки

Божья коровка

Использовать приёмы работы с бисером.

23

Плетение персонажей из сказки «Муха-Цокотуха»

Плетение самовара

Самовар

Определять последовательность изготовления изделия.

24

Плетение «Зоопарка»

Плетение заборчика

Заборчик

Планировать и осуществлять работу на основе представленной схемы.

25

Плетение «Зоопарка»

Плетение обезьяны

Обезьяна

Исследовать, сравнивать различные виды бисера.

26

Плетение «Зоопарка»

Плетение фламинго

Фламинго

Анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий.

27

Плетение «Зоопарка»

Плетение кролика

Кролик

Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведенных образцов.

Работа с пластилином (4)

28

Лепка из пластилина. Животные, которых мы знаем.

Понятия «скульптура», «трехмерное изображение». Обучение лепке фигур животных из целого куска пластилина.

Птица, кошка. Копытное животное.

Использовать приёмы работы с пластилином.

29

Лепка из пластилина. Барельеф из пластилина.

Понятие «барельеф». Этапы создания барельефа. Способы создания объема.

Барельеф льва.

Анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий.

30

Лепка из пластилина. Ваза для цветов.

Изготовление вазы из пластилиновых жгутов. Способы украшения изделия.

Ваза.

Определять последовательность изготовления изделия.

31

Чайная чашка.

Создание проекта чашки сказочного героя, обоснование своего выбора.

Чашка.

Определять и использовать приёмы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия.

32-33

Выставка поделок.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей.

Поделки.


К концу 1 года обучения учащиеся узнают:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений – ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся научатся:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками «вперед иголка».

Тематическое планирование, 2 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

Работа с бумагой и картоном.

8

1

7

 

3

Работа с тканью, мехом

8

1

7

 

4

Работа с природным материалом

4

1

3

 

5

Работа с пластилином

8

2

6

 

6

Работа с бросовым материалом

3

1

2

 

7

Итоговое занятие

2

2

-

 

 

Итого

34

9

25

 


Содержание программы, 2 год обучения

урока

Тема урока

Содержание урока

Изделие

Вводное занятие (1)

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги. Работа с цветной бумагой. Использование дырокола.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом).

Подкладной лист для работы с клеем.


Работа с бумагой и картоном (8)

2

Работа с цветной бумагой. Изготовление закладки с использованием вышивки.

Схема закладки. Вышивка цветными нитками.

Закладка.

3-4

Аппликация из бумаги «Осенний лес».

Вырезание по шаблону. Березки, осинки.

Листопад.

5-6

Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

Принцип подбора элементов, составление композиции, правила приклеивания. Создание композиций, используя природную красоту и схожесть с реальностью засушенных растений.

Панно.

7

Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.

Подготовка к проверке умений учащихся работать по инструкции, умений рассматривать рисунок, чертеж, вырезать квадрат, складывать фигуры, руководствуясь рисунками. Формирование умения предвидеть результат.

Фигуры из квадратов.

8

Знакомство с папье-маше.

Выбор цветовой гаммы. Творческая работа.

Игрушки.

9

Изготовление поздравительных открыток. Вырезание снежинок (по замыслу).

Обобщение накопленных знаний по теме «Способы обработки бумаги». Вертикальная композиция.

Открытки, снежинки.

Работа с тканью, мехом (8)

10

Знакомство с тканями, мехами. Виды тканей.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, тканью)

Показ иллюстраций.

11-12

Мягкие игрушки из меха и ткани.

ТБ при работе с проволокой, ножницами, иглой. Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Собачка.

13

Мягкие игрушки из меха.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Собачка.

14

Изготовление сувениров. Цветы из ткани. Роза из шифона (цельнокроеная)

Ткань, ножницы, бусинки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции.

15-16

Роза (собранная из отдельных лепестков).

Ткань, ножницы, бусинки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции.

17

Ромашка.

Ткань, ножницы, бусинки, клей ПВА, иглы.

Панно, композиции.

Работа с природным материалом (4)

18

Экскурсия «Осенний лес». Сбор природного материала для поделок.


Беседа-диалог «Как деревья готовятся к зиме?» (экологическая тропа осенней экскурсии).


Листья, материал.

19

Изготовление композиций из засушенных листьев.

Конкурсная программа «Знаете ли вы эти растения?».


Аппликация из осенних листьев и трав по замыслу детей.

20

Работа по замыслу детей.

Сувениры из шишек, листьев.

Осенняя композиция.

21

Мозаика.

С использованием семян, камешек, листьев.

Картина «Три медведя», «Осень в лесу»

Работа с пластилином (8)

22-23

Лепка из пластилина людей, животных.

Понятия «скульптура». Обучение лепке фигур людей, животных из целого куска пластилина.

Человек. Птица, кошка. Копытное животное.

24-25

Лепка из пластилина. Аппликация на картоне.

Понятие панно. Этапы создания. Способы создания объема. Роспись.

«Мир вокруг нас».

26-27

Лепка из пластилина. Аппликация на картоне.

Изготовление панно из пластилиновых жгутов. Способы украшения изделия. Роспись.

«Волшебная страна».

28-29

Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу). Лепка игра.

Создание проекта сказочного героя, обоснование своего выбора. Роспись изделия.

Сказка «Колобок».

Работа с бросовым материалом (3)

30

Изготовление сувениров с отделкой из цветных ниток.

Конструирование из прямоугольных коробок.

Кораблик, домик для животных.

31

Изготовление сувениров с отделкой из цветных ниток.

Конструирование из прямоугольных коробок.

Кораблик, домик для животных.

32

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, с применением цветных ниток и ткани.

Приемы создания поделок или скульптурок из имеющихся материалов.

Животные, куклы.

Итоговое занятие (2)

33-34

Выставка поделок.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей.

Поделки.

К концу 2 года обучения учащиеся узнают:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу 2 года обучения учащиеся научатся:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

  • бережно относиться к инструментам и материалам;

  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.


Тематическое планирование, 3 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вязание крючком

8

1

7

3

Работа с бумагой.

4

1

3

4

Работа с тканью, мехом.

8

1

7

5

Работа с бросовым мат-м.

3

1

2

6

Работа с пластилином

8

1

7

7

Итоговое занятие

2

2

-

 

Итого

34

8

26

Содержание программы, 3 год обучения


урока

Тема урока

Содержание урока

Изделие

Вводное занятие (1)

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила работы с крючком.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с крючком)

Составление узоров.

Вязание крючком (8)

2

Обучение простейшим петлям (воздушная петля, петля для подъема, петли с накидами, столбик без накида).

Крючок, нитки.

Изделие цветок.

3

Карандашница.

Крючок, нитки.

Карандашница.

4

Игольница.

Крючок, нитки.

Игольница.

5

Грибок.

Крючок, нитки.

Грибок.

6

Ромашка.

Крючок, нитки.

Ромашка.

7

Божья коровка.

Крючок, нитки.

Божья коровка.

8

Домовенок.

Крючок, нитки.

Домовенок.

9

Изготовление сувениров. Изготовление игрушек. Чехол для мобильного телефона, для очков.

Крючок, нитки.

Чехол.

Работа с бумагой и картоном (4)

10

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги. Работа с цветной бумагой и картоном. Использование дырокола.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом).

Подкладной лист для работы с клеем.


11

Изготовление елочных украшений.

Работа с цветным картоном, гофрированной бумагой.

Елочные игрушки.

12

Новогодние поздравительные открытки с сюрпризом.

Обобщение накопленных знаний по теме «Способы обработки бумаги». Вертикальная композиция.

Открытка.

13

Изготовление гирлянд (коллективная работа).

Работа с цветным картоном, гофрированной бумагой.

Новогодняя гирлянда.

Работа с тканью, мехом (8)

14

Знакомство с тканями, мехами. Виды тканей.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, тканью)

Показ иллюстраций.

15

Шитье мягкой игрушки.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Совенок.

16

Мягкие игрушки из меха.

ТБ при работе с проволокой, ножницами, иглой. Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Совенок.

17

Мягкие игрушки из меха.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Гусеница.

18

Мягкие игрушки из меха.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Гусеница.

19

Мягкие игрушки из меха.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Пингвин.

20

Мягкие игрушки из меха.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Пингвин.

21

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Сердечко.

Работа с бросовым материалом (3)

22-23

Шитье игольницы, подставки для чайника.

Подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.

Игольница, подставка.

24

Работа по замыслу. Изготовление чеканки (по образцу).

Работа с твердой фольгой.

Панно.

Работа с пластилином (8)

25-26

Пластилиновая аппликация на стекле.

Оформление работы по замыслу детей.

«Весенние ручейки».

27-28

Пластилиновая аппликация на стекле.

Оформление работы по замыслу детей.

«Утро в лесу».

29-30

Пластилиновая аппликация на картоне.

Оформление с использованием семян, камешек, листьев.

«Закат»

31-32

Пластилиновая аппликация на картоне.

Оформление с использованием семян, камешек, листьев.

«Волк и семеро козлят».

Итоговое занятие (2)

33-34

Выставка поделок.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей.

Поделки.

К концу 3 года обучения учащиеся узнают:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

К концу 3 года обучения учащиеся должны научаться:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).



Тематическое объединение, 4 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с бисером.

10

1

9

3

Работа с тканью, мехом

6

1

5

4

Работа с бумагой и бросовым материалом

4

1

3

5

Вязание на спицах

6

1

5

6

Работа с пластилином

5

-

5

7

Итоговое занятие

2

2

-

 

Итого

34

7

27


Содержание программы, 4 год обучения


урока

Тема урока

Содержание урока

Изделие

Вводное занятие (1)

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила работы с крючком.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с крючком)

Составление узоров.

Работа с бисером (10)

2

Материалы, инструменты и приспособления. Предварительная обработка материалов для работы с бисером.

Различная ткань, нитки, бумага, кожа, ножницы, клей ПВА, бисер, проволока. Подготовка к работе, полезные советы, материалы и инструменты, пробные плетения.

Панно, композиции.

3

Знакомство, беседа «Родословной стеклянной бусинки».

Показ образцов, иллюстраций.

Браслеты.

4

Плетение браслетов «фенечек».

Бисер, проволока, ножницы.

Браслеты.

5

Плетение колец.

Бисер, проволока, ножницы.

Кольца.

6

Работа по схемам.

Изучение знаков, условных обозначений.

Схемы.

7

Плетение брошек.

Работа по схеме.

Бисер, проволока, ножницы.

Брошка «Божья коровка».

8

Самостоятельное составление схем.

Панно «Стрекозы»

Работа в тетрадях.

Панно «Стрекозы».

9

Плетение в две нити. Плетение жгута.

Бисер, проволока, ножницы.

Жгут.

10

Плетение салфетки из бисера «Морозные узоры».

Бисер, проволока, ножницы.

Салфетка.

11

Работа по замыслу детей. Плетение пасхального яйца.

Бисер, проволока, ножницы.

Пасхальное яйцо.

Работа с тканью и мехом (6)

12

Знакомство с тканями, мехами. Виды тканей.

Знакомство с лекалами.

Инструктаж по технике безопасности.

Лекала.

13

Разработка схем, чертежей.

Выбор игрушек-сувениров.

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Схемы, чертежи.

Образы животных, кукол.

14

Изготовление игрушки мой любимый «Котик».

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Котик.

15

Изготовление игрушки мой любимый «Котик».

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Котик.

16

Изготовление игрушки «Снеговик».

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Снеговик.

17

Изготовление игрушки «Снеговик».

Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса.

Снеговик.

Работа с бумагой и бросовым материалом (4)

18

Изготовление сувениров.

ТБ при работе с ножницами, клеем.

Конструирование из прямоугольных коробок.

Сувениры.

19

Изготовление шкатулок из открыток.

Подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки.

Шкатулка.

20

Изготовление карандашницы.

С использованием пластмассовой бутылки.

Карандашница.

21

Изготовление шкатулки-сувенира.


С использованием коробки, открыток.

Шкатулка.

Вязание на спицах (6)

22

Приемы вязания.

ТБ при работе со спицами.

Нитки, спицы.

23

Приемы вязания.

Набор петель начального ряда.

Цепочки.

24

Лицевые, изнаночные и кромочные петли.

Оформление петель.

Нитки, спицы.

25

Изучение накидов, прибавление, убавление петель.

Оформление петель.

Нитки, спицы.

26-27

Вязание шапочки, шарфика для куклы.


Шарфик. Шапочка.

Работа с пластилином (5)

28-29

Работа по замыслу детей. Пластилиновая аппликация на стекле.

ТБ при работе с пластилином.

Пластилин.

30-31

Аппликация на стекле «Школа будущего».

Оформление работы.

Фантазия детей.

«Школа будущего».

32

Аппликация на стекле подарок другу.

Оформление с использованием семян, камешек, листьев.

«Волшебная страна».

Итоговое занятие (2)

33-34

Выставка поделок.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей.

Поделки.

К концу 4 года обучения учащиеся узнают:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

  • правила планирования и организации труда;

  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

К концу 4 года обучения учащиеся научатся:

  • правильно использовать инструменты в работе;

  • строго соблюдать правила безопасности труда;

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

  • экономно и рационально расходовать материалы;

  • контролировать правильность выполнения работы.


















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы


Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия. Школа располагается в четырехэтажном  здании, соответствующем строительным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам. В школе имеется столовая, в которой организовано горячее питание. Для организации внеурочной деятельности школа располагает двумя спортивными залами со спортивным инвентарем, специализированными кабинетами,  двум компьютерными классами, двумя кабинетами информационных технологий, 4 кабинета технологии-мастерские (столярная, слесарная, швейное дело, кулинария), игровой комнатой, кабинетом ОБЖ и иными кабинетами, музыкальной, мультимедийной  и компьютерной техникой (во всех кабинетах имеются компьютер, мультимедийный экран, экраны или интерактивные доски). На территории школы расположена спортивная площадка: беговая дорожка на 60 метров, футбольное поле с 4 воротами, 2 игровые площадки, яма для прыжков в длину, металлические конструкции (2 шведские стенки, лабиринт, «Слон», брусья одноуровневые, турник трехуровневый, перекладина для отжимания. В школе имеется один актовый зал на 140 посадочных мест, библиотека с читальным залом на 28 посадочных мест, 3 медицинских кабинета, комната школьника, кабинеты социального педагога, педагога-психолога – что несомненно содействует эффективной организации внеурочной деятельности.

Школа имеет локальную компьютерную сеть, объединяющую все учебные кабинеты, библиотеку, кабинеты администрации и подключенную к сети Интернет.

Информационное пространство школы также включает в себя: информационные стенды в рекреации первого этажа, «Площадь героев» в рекреации 4 четвертого этажа, «Площадь поэтов» в рекреации третьего этажа, «Картинную галерею» в рекреации четвертого этажа, фотовыставку в рекреации второго этажа, стенд по профориентации в рекреации второго этажа, стенды детских общественных объединений в комнате школьника.

У каждого педагогического работника имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, курсам внеурочной деятельности.

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности включает в себя следующие параметры:

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция);

  • печатные пособия;

  • демонстрационные пособия;

  • компьютерные и информационно-коммуникативные средства;

  • технические средства обучения;

  • экранно-звуковые пособия;

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

  • игры и т.д.

Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности обновляется ежегодно и включает следующее:

  • основная учебно-методическая литература;

  • дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты).







Список литературы


  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 2010.

  2. Методические рекомендации «Воспитание школьников в условиях новых образовательных стандартов». Нижний Новгород, «Нижегородский институт развития образования», 2013.

  3. Персидская И. В., Фонова Г.А., Лободина Н.В., Шепелева Т. В., Гулуева Т. С., Монастырская Т. В. Классные часы. Волгоград: Учитель, 2007. -204с.

  4. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. Классному руководителю. Москва: ТЦ Сфера, 2004.

  5. Сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников». Нижний Новгород, «Нижегородский институт развития образования», 2011.