Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Башмаково
Башмаковского района Пензенской области
Рассмотрено Принято Утверждаю
на заседании МО
учителей начальных педагогическим советом директор школы
классов МБОУ СОШ №1 р.п. Башмаково _______ (Дубинкин А.А.)
протокол № протокол № приказ №
от «29» 08 2013 г. от «28» 08 2013г. от «29» 08 2013 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Экспериментальная площадка»
3 класс
2013-2014 учебный год
р.п. Башмаково
2013 г.
Пояснительная записка
На курс «Экспериментальная площадка» отводится по 1 часу в неделю в 3 классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление – «Проектно исследовательская деятельность» «Воздух и атмосферное давление».
Программа курса рассчитана на 1 год, 34часа, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и - самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- активизировать процессы самостоятельного мышления и обучения через открытия;
- пробуждать творческую активность детей с помощью импульсов в форме;
- развивать аналитические процессы;
- учить применять взаимосвязи, которые должны быть интересны детям в повседневной жизни.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Содержание программы«Экспериментальная площадка»связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Содержание курса «Воздух и атмосферное давление» (34 ч)
Воздух – это не «ничто» (9 ч) Воздух занимает место. Первое наблюдение . Что такое водолазный колокол. Воздух тормозит движение. Занятие по физкультуре. Воздух тормозит движение. Сборка парашюта. Воздух тормозит движение. Сборка парусной машины. Ветер – это движущийся воздух. Воздух может перемещать предметы. Ветер – это движущийся воздух. Воздух может приводить в движение предметы.(2 ч) Сжатый воздух. История велосипеда. Исследование нагретого воздуха (10 ч) Что происходит со сжатым нагретым воздухом? «Ракета желаний» опыт с «воздухом в бутылке» Что происходит со сжатым нагретым воздухом? Опыт с воздушным шариком. Теплый воздух поднимается вверх – воздушный шарик с нагретым воздухом. Братья Монгольфье. Воздушные шары. Теплый воздух поднимается вверх – воздушный шарик с нагретым воздухом. Опыт «Воздушный шарик с нагретым воздухом» Теплый воздух поднимается и приводит в движение предметы. «Тепловое колесо» Теплый воздух поднимается и приводит в движение предметы. «Тепловая змея» Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен.(2 ч) Способы борьбы с пожаром.(2 ч) Давление воздуха и вакуум (15 ч) Имеет ли воздух массу? Воздушный океан.(2 ч) Мы изучаем «ничто». Отто фон Герике. Мы изучаем «ничто» (создание вакуума). Воздушный океан. Мы изучаем «ничто». Открытие вакуума Отто фон Герике – макдебургские полушария.(2 ч) Знакомство с действием давления воздуха в различных опытах.(3 ч) Первые предсказания погоды Отто фон Герика – барометр. Атмосферное давление изменяется с высотой. Вакуум полезен: хранение продуктов питания. «Волшебные опыты» - давление воздуха. |
Тематическое планирование курса «Воздух и атмосферное давление» (34 ч)
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Воздух – это не «ничто» (9 ч) | Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Введение новых понятий: сжатый воздух, движущийся воздух-ветер. Обнаружение взаимосвязи между размером паруса или его расположением и тормозящим действием воздуха. |
1 | Воздух занимает место. Первое наблюдение . | 1 ч |
2 | Что такое водолазный колокол. | 1 ч |
3 | Воздух тормозит движение. Занятие по физкультуре. | 1 ч |
4 | Воздух тормозит движение. Сборка парашюта. | 1 ч |
5 | Воздух тормозит движение. Сборка парусной машины. | 1 ч |
6-7 | Ветер – это движущийся воздух. Воздух может перемещать предметы. | 2 ч |
8 | Ветер – это движущийся воздух. Воздух может приводить в движение предметы. | 1 ч |
9 | Сжатый воздух. История велосипеда. | 1 ч |
Исследование нагретого воздуха (10 ч) | Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии. Знакомство с понятием «незапертый» нагретый воздух. История первых попыток воздушных полетов братьев Монгольфье. |
10 | Что происходит со сжатым нагретым воздухом? «Ракета желаний» опыт с «воздухом в бутылке» | 1 ч |
11 | Что происходит со сжатым нагретым воздухом? Опыт с воздушным шариком. | 1 ч | Знакомство с понятием «незапертый» нагретый воздух. |
12 | Теплый воздух поднимается вверх – воздушный шарик с нагретым воздухом. Братья Монгольфье. Воздушные шары. | 1 ч | Развитие умения высказывать предположения, затем проверять его. Знакомство с новым понятием – вакуум. Знакомство с понятием – кислород и его необходимости для горения. Осознание существования вакуума- почти безвоздушного пространства. Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии. Знакомство с понятием «незапертый» нагретый воздух. История первых попыток воздушных полетов братьев Монгольфье. Понимание понятия «атмосферное давление», высокое, низкое давление воздуха, «давление» воздуха при хорошей погоде выше, чем при плохой. Блезе Паскаль и его исторический эксперимент ( давление воздуха меняется с высотой). Дети узнают, что вакуум можно использовать для хранения пищевых продуктов. Знакомство с экспериментами, в которых давление воздуха – причина удивительных эффектов. Проведение удивительных опытов. |
13 | Теплый воздух поднимается вверх – воздушный шарик с нагретым воздухом. Опыт «Воздушный шарик с нагретым воздухом» | 1 ч |
14 | Теплый воздух поднимается и приводит в движение предметы. «Тепловое колесо» | 1 ч |
15 | Теплый воздух поднимается и приводит в движение предметы. «Тепловая змея» | 1 ч |
16-17 | Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен. | 2 ч |
18-19 | Способы борьбы с пожаром. | 2 ч |
Давление воздуха и вакуум (15 ч) |
20 | Имеет ли воздух массу? | 1 ч |
21-22 | Воздушный океан. | 2 ч |
23 | Мы изучаем «ничто». Отто фон Герике | 1 ч |
24-25 | Открытие вакуума Отто фон Герике – макдебургские полушария. | 2 ч |
26-27-28 | Знакомство с действием давления воздуха в различных опытах. | 3 ч |
29 | Первые предсказания погоды Отто фон Герика – барометр. | 1 ч |
30 | Атмосферное давление изменяется с высотой. | 1 ч |
32 | Вакуум полезен: хранение продуктов питания. | 1 ч |
33-34 | «Волшебные опыты» - давление воздуха. | 2 ч |
Итого: | 34 ч |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Экспериментальная площадка» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- учить применять взаимосвязи, которые должны быть интересны детям в повседневной жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях:
- приобретение школьником социальных знаний;
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):знание о нормах взаимоотношения с разными людьмии ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результатывторого уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результатытретьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Методические рекомендации
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Экспериментальная площадка» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Экспериментальная площадка»имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
Познавательные опыты для детейhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольниковhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
«Жидкие» фокусыhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
Занимательные опыты на кухнеhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
Изучаем животный мир - ставим опытыhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)