Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на заседании МО учителей Протокол № _____ от «____» ______________2016г. Рук. МО_______Шишканова С.Е./ | Согласовано ЗД по УР _________ /Пушкарева Л.И./ «_____»____________2016г. | Утверждаю Директор __________ /Крымзина С.М./ Приказ № _________ от «____» __________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
физкультурно – спортивного направления
Составила: учитель физической культуры Капустина Наталья Васильевна
р. п. Ванино
2016 - 2017 год
Пояснительная записка
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого детства. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.
При организации работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.
Физкультурно-спортивная работа в специальном (коррекционном) образовательном учреждении включает в себя непосредственно физическое воспитание; организацию рационального двигательного режима; создание комфортной, безопасной развивающей среды, необходимой для обеспечения двигательной активности детей; профилактические и оздоровительные мероприятия.
Данная программа позволяет систематизировать и углублять знания о здоровом образе жизни, заинтересовывать обучающихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.
Цель программы - создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья обучающихся.
Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, увеличению работоспособности. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и направлены на формирование правильной осанки, а также на совершенствование деятельности всех функций и систем организма, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
Образовательные задачи предполагают:
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных, качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);
развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
В процессе физического воспитания дети приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознают свои двигательные действия; получают необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнений, игр; познают свое тело и учатся управлять им. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающем, он познает свойства предметов, у него обогащается словарный запас, развивается пространственная ориентировка, память, внимание, мышление, воображение.
Воспитательные задачи формируют потребность в ежедневных физических упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; самостоятельность творчество, инициативность; самоорганизация, стремление к взаимопомощи. Кроме того, у детей воспитывается стремление к помощи взрослому в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера: организованности, скромности, отзывчивости и т. п.; закладываются нравственные основы личности: чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества за порученное дело, умение заниматься в коллективе; осуществляется воспитание волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в своих силах, выдержки, настойчивости, самообладания; прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития детей. Улучшение анатомо-физиологического статуса детей предполагает коррекцию неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника); нормализацию мышечного тонуса; преодоление слабости отдельных мышц; улучшение подвижности в суставах; сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений; формирование вестибулярных реакций; преодоление недостаточности в деятельности нервной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма ребенка. Кроме того, решаются и общекоррекционные задачи - преодоление недостатков в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи. У воспитанников формируется саморегуляция, повышается умственная работоспособность, формируется умение действовать во внутреннем умственном плане.
Все вышеперечисленные задачи физкультурно-спортивной работы в школе-интернате решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию обучающихся, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, психофизическую готовность к производственным условиям и рабочим нагрузкам.
При организации физкультурно-спортивной работы с обучающимися руководствуемся следующими принципами: системность, непрерывность, динамичность, учет возрастных и психофизических возможностей воспитанников, индивидуальный и дифференцированный подход.
Учитывая возрастные особенности данного континента детей, в предлагаемой нами программе работа была спланирована таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи.
Задачи по организации физкультурно –спортивной работы в младших классах:
развитие двигательной активности;
освоение отдельных физкультурно-оздоровительных технологий;
воспитание потребности в физических упражнениях;
формирование ответственности за свое здоровье.
В старших классах решаются следующие задачи:
формирование системы привычек по физической тренировке тела;
развитие системы профилактических умений по охране здоровья;
воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Планируемые личностные результаты:
в процессе реализации физкультурно-спортивной программы «Мой мир спорта» для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) обучающиеся младших классов должны знать:
что такое здоровье, как его охранять;
значение образа жизни для личного здоровья;
значение физических упражнений и двигательной активности для развития здорового организма.
Обучающиеся младших классов должны уметь:
выполнять несложные физические упражнения;
владеть отдельными навыками тренировки своего организма;
удовлетворять свои двигательные потребности в течение всего дня;
организовать игру, соблюдать правила поведения в играх.
Обучающиеся старших классов должны знать, что здоровье – бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать;
Обучающиеся старших классов должны уметь:
составить для себя комплекс утренней гимнастики, физической нагрузки в течение дня;
владеть элементами какого – либо вида спорта.
Содержание программы
по основным направлениям физкультурно – спортивной деятельности
Направление деятельности | Содержание |
1 | 2 |
Санитарно – просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни Информационно – разъяснительная и совместная работа с родительской общественностью по пропаганде здорового образа жизни | Оформление наглядной агитации: уголков здоровья в классных комнатах. Оформление спортивного информационного стенда в школе. Организация конкурсов плакатов, рисунков к спортивным мероприятиям. Показ мультимедийных презентаций, видеороликов, а также проведение интерактивных бесед по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т.п.. Соблюдение санитарно – гигиенических норм. Ознакомление родителей с широким кругом вопросов, связанных с особенностями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма и т.д. Привлечение родителей к совместным спортивно – массовым и физкультурно – оздоровительным мероприятиям. |
1 | 2 |
Физкультурно – спортивная работа | Проведение УГГ до учебных занятий; организация динамических перемен; организация и проведение Дней здоровья, спортивных праздников, спортивных часов, прогулок, походов в лесопарковую зону, соревнований по спортивным играм и видам спорта, доступным обучающимся на школьном, муниципальном и краевом уровнях. Организация конкурса «Самый спортивный класс». |
Социальное партнерство | Использование спортивной инфраструктуры района: сотрудничество школы с муниципальными спортивными объектами (Дворец Спорта, Спортивный клуб «Асцелла», Ледовый Дворец «Трансбункер»). |
Система организации физкультурно-спортивной работы в школе – интернате осуществляется через следующие формы работы:
уроки физической культуры;
работу школьных спортивных секций (баскетбол юноши и девушки; настольный теннис);
занятость обучающихся в спортивных секциях другой ведомственной принадлежности (плавание, гимнастика, тяжёлая атлетика);
организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС
спортивно-массовые мероприятия различного уровня (школьного, муниципального, краевого);
спортивные состязания.
Для реализации данной программы в КГКОУ ШИ 11 созданы следующие условия:
спортивный зал, оснащенный инвентарем;
тренажерный зал, оборудованный современным оборудованием;
спортивная площадка;
футбольное поле;
игровая площадка для детей;
теннисные столы.
В программе принимают участие:
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы представлены личностными результатами:
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
окружающих людей;
поведении и поступках;
стремление заботиться о своем здоровье;
готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
План физкультурно - спортивных мероприятий для обучающихся 1 – 4 классов
Сроки проведения | Тема |
Сентябрь |
1. Беседа «Как беречь свое здоровье» 2. День здоровья «Кто быстрее» 3. Спортивное состязание «Осенний калейдоскоп» 4. Игра - соревнование «Безопасная железная дорога» |
Октябрь | 1. Беседа «Гимнастика и мое самочувствие» 2. Прогулка «Подвижные игры на свежем воздухе» 4. День здоровья «Мы за здоровый образ жизни» |
Ноябрь |
1. Игра – эстафета «Самый сильный» 2. Проблемные ситуации «Учись сам делать правильный выбор» 3. Соревнование «Веселые старты» |
Декабрь |
1. Спортивный час «Огонек здоровья» 2. Беседа «Спорт и Я» 3. Ситуативная игра «Одень спортсменов перед соревнованием» |
Январь | 1. День здоровья «Зимние забавы» |
Февраль |
1. Интерактивное сообщение «Физическая культура и питание» 2. Игра – конкурс «Бравые солдаты» |
Март |
1. Соревнование «Спорт для всех и каждого» 2. Беседа о правильном питании «Волк Тишка и заяц трусишка» 3. День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух» |
Апрель |
1. Беседа «Мы выбираем здоровье» 2. Спортивное состязание «Весенний калейдоскоп» 3. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» 4. Прогулка «Подвижные игры на улице» |
Май |
1. День здоровья «Спортивный экзамен» 2. Прогулка «Знакомство с русскими народными играми » 3. День здоровья «Играйте вместе с нами» |
План физкультурно – спортивных мероприятий для обучаюшихся 5 – 9 классов
Сроки проведения | Тема |
Сентябрь |
1. Беседа «Здоровье – это … » 2. День здоровья «Осенний калейдоскоп» 3. Соревнования по лёгкой атлетике «Все на старт!» 4. Соревнования по футболу «Кожаный мяч» |
Октябрь | 1. Игра – эстафета «От игры к спорту» 2. Интерактивное сообщение «Шейпинг, фитнес – что это?» 3. День здоровья «Мы за здоровый образ жизни» |
Ноябрь |
1. Беседа «Сила моего тела» 2. Конкурс « Сильные и смелые, ловкие, умелые» |
Декабрь |
1. Викторина «Спорт, спорт, спорт» 3. Беседа «Красота тела и физическая культура» |
Январь |
1. День здоровья «Зимние забавы» 2. Экскурсия «Посещение спортивной секции» |
Февраль |
1. Беседа «Спорт и тренировки» 2. Конкурсное состязание «Солдатами не рождаются» |
Март |
1. Конкурс «Кто вперед» 3. День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух» |
Апрель | 1. Устный журнал «Наше здоровье» 2. Спортивное состязание «Весенний калейдоскоп» 3. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» |
Май | 1. Соревнование «Спортивный экзамен» 2. Соревнование «Все на старт» 3. Спартакиада «Кто быстрее» 4. Краевой специальный олимпийский фестиваль |