СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности физкультурно - спортивного направления

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для обучающихся 1 - 9 классов коррекционной школы 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности физкультурно - спортивного направления»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»


Рассмотрено на заседании МО учителей


Протокол № _____


от «____» ______________2016г.


Рук. МО_______Шишканова С.Е./


Согласовано ЗД по УР


_________ /Пушкарева Л.И./


«_____»____________2016г.


Утверждаю Директор


__________ /Крымзина С.М./


Приказ № _________


от «____» __________2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по­ внеурочной деятельности

физкультурно – спортивного направления



Составила: учитель физической культуры Капустина Наталья Васильевна















р. п. Ванино

2016 - 2017 год



Пояснительная записка

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого детства. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.

При организации работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.

Физкультурно-спортивная работа в специальном (коррекционном) образовательном учреждении включает в себя непосредственно физическое воспитание; организацию рационального двигательного режима; создание комфортной, безопасной развивающей среды, необходимой для обеспечения двигательной активности детей; профилактические и оздоровительные мероприятия.

Данная программа позволяет систематизировать и углублять знания о здоровом образе жизни, заинтересовывать обучающихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

Цель программы - создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.





Задачи программы:

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья обучающихся.

Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, увеличению работоспособности. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и направлены на формирование правильной осанки, а также на совершенствование деятельности всех функций и систем организма, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

Образовательные задачи предполагают:

  • формирование двигательных умений и навыков;

  • развитие двигательных, качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);

  • развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания дети приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознают свои двигательные действия; получают необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнений, игр; познают свое тело и учатся управлять им. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающем, он познает свойства предметов, у него обогащается словарный запас, развивается пространственная ориентировка, память, внимание, мышление, воображение.

Воспитательные задачи формируют потребность в ежедневных физических упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; самостоятельность творчество, инициативность; самоорганизация, стремление к взаимопомощи. Кроме того, у детей воспитывается стремление к помощи взрослому в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера: организованности, скромности, отзывчивости и т. п.; закладываются нравственные основы личности: чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества за порученное дело, умение заниматься в коллективе; осуществляется воспитание волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в своих силах, выдержки, настойчивости, самообладания; прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития детей. Улучшение анатомо-физиологического статуса детей предполагает коррекцию неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника); нормализацию мышечного тонуса; преодоление слабости отдельных мышц; улучшение подвижности в суставах; сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений; формирование вестибулярных реакций; преодоление недостаточности в деятельности нервной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма ребенка. Кроме того, решаются и общекоррекционные задачи - преодоление недостатков в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи. У воспитанников формируется саморегуляция, повышается умственная работоспособность, формируется умение действовать во внутреннем умственном плане.

Все вышеперечисленные задачи физкультурно-спортивной работы в школе-интернате решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию обучающихся, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, психофизическую готовность к производственным условиям и рабочим нагрузкам.

При организации физкультурно-спортивной работы с обучающимися руководствуемся следующими принципами: системность, непрерывность, динамичность, учет возрастных и психофизических возможностей воспитанников, индивидуальный и дифференцированный подход.

Учитывая возрастные особенности данного континента детей, в предлагаемой нами программе работа была спланирована таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи.

Задачи по организации физкультурно –спортивной работы в младших классах:

  • развитие двигательной активности;

  • освоение отдельных физкультурно-оздоровительных технологий;

  • воспитание потребности в физических упражнениях;

  • формирование ответственности за свое здоровье.

В старших классах решаются следующие задачи:

  • формирование системы привычек по физической тренировке тела;

  • развитие системы профилактических умений по охране здоровья;

  • воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Планируемые личностные результаты:

в процессе реализации физкультурно-спортивной программы «Мой мир спорта» для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) обучающиеся младших классов должны знать:

  •   что такое здоровье, как его охранять;

  •   значение образа жизни для личного здоровья;

  •   значение физических упражнений и двигательной активности для развития здорового организма.

Обучающиеся младших классов должны уметь:

  •   выполнять несложные физические упражнения;

  •   владеть отдельными навыками тренировки своего организма;

  •   удовлетворять свои двигательные потребности в течение всего дня;

  •   организовать игру, соблюдать правила поведения в играх.



Обучающиеся старших классов должны знать, что здоровье – бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать;

  •  значение спорта, физкультуры для организма.

Обучающиеся старших классов должны уметь:

  •  составить для себя комплекс утренней гимнастики, физической нагрузки в течение дня;

  • владеть элементами какого – либо вида спорта.















Содержание программы

по основным направлениям физкультурно – спортивной деятельности

Направление деятельности

Содержание

1

2


Санитарно – просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни










Информационно – разъяснительная и совместная работа с родительской общественностью по пропаганде здорового образа жизни
















Оформление наглядной агитации: уголков здоровья в классных комнатах. Оформление спортивного информационного стенда в школе. Организация конкурсов плакатов, рисунков к спортивным мероприятиям. Показ мультимедийных презентаций, видеороликов, а также проведение интерактивных бесед по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т.п.. Соблюдение санитарно – гигиенических норм.




Ознакомление родителей с широким кругом вопросов, связанных с особенностями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма и т.д.

Привлечение родителей к совместным спортивно – массовым и физкультурно – оздоровительным мероприятиям.

1

2


Физкультурно – спортивная работа


Проведение УГГ до учебных занятий; организация динамических перемен; организация и проведение

Дней здоровья, спортивных праздников, спортивных часов, прогулок, походов в лесопарковую зону, соревнований по спортивным играм и видам спорта, доступным обучающимся на школьном, муниципальном и краевом уровнях. Организация конкурса «Самый спортивный класс».


Социальное партнерство

Использование спортивной инфраструктуры района: сотрудничество школы с муниципальными спортивными объектами (Дворец Спорта, Спортивный клуб «Асцелла», Ледовый Дворец «Трансбункер»).


        

Система организации физкультурно-спортивной работы в школе – интернате осуществляется через следующие формы работы:

  • уроки физической культуры;

  • работу школьных спортивных секций (баскетбол юноши и девушки; настольный теннис);

  • занятость обучающихся в спортивных секциях другой ведомственной принадлежности (плавание, гимнастика, тяжёлая атлетика);

  • организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС

  • спортивно-массовые мероприятия различного уровня (школьного, муниципального, краевого);

  • спортивные состязания.


Для реализации данной программы в КГКОУ ШИ 11 созданы следующие условия:

  • спортивный зал, оснащенный инвентарем;

  • тренажерный зал, оборудованный современным оборудованием;

  • спортивная площадка;

  • футбольное поле;

  • игровая площадка для детей;

  • теннисные столы.

В программе принимают участие:

  • обучающиеся и воспитанники школы-интерната;

  • члены педагогического коллектива;

  • медицинские работники;

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы представлены личностными результатами:

  • потребность в занятиях физической культурой и спортом;

  • негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная

двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие

психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и

окружающих людей;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном

поведении и поступках;

  • стремление заботиться о своем здоровье;

  • готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;



План физкультурно - спортивных мероприятий для обучающихся 1 – 4 классов

Сроки проведения

Тема

Сентябрь



1. Беседа «Как беречь свое здоровье»

2. День здоровья «Кто быстрее»

3. Спортивное состязание «Осенний калейдоскоп»

4. Игра - соревнование «Безопасная железная дорога»


Октябрь


1. Беседа «Гимнастика и мое самочувствие»

2. Прогулка «Подвижные игры на свежем воздухе»

4. День здоровья «Мы за здоровый образ жизни»

Ноябрь



1. Игра – эстафета «Самый сильный»

2. Проблемные ситуации «Учись сам делать правильный выбор»

3. Соревнование «Веселые старты»


Декабрь



1. Спортивный час «Огонек здоровья»

2. Беседа «Спорт и Я»

3. Ситуативная игра «Одень спортсменов перед соревнованием»


Январь

1. День здоровья «Зимние забавы»

Февраль



1. Интерактивное сообщение «Физическая культура и питание»

2. Игра – конкурс «Бравые солдаты»


Март



1. Соревнование «Спорт для всех и каждого»

2. Беседа о правильном питании «Волк Тишка и заяц трусишка»

3. День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»


Апрель



1. Беседа «Мы выбираем здоровье»

2. Спортивное состязание «Весенний калейдоскоп»

3. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

4. Прогулка «Подвижные игры на улице»


Май




1. День здоровья «Спортивный экзамен»

2. Прогулка «Знакомство с русскими народными играми »

3. День здоровья «Играйте вместе с нами»




План физкультурно – спортивных мероприятий для обучаюшихся 5 – 9 классов

Сроки проведения

Тема

Сентябрь



1. Беседа «Здоровье – это … »

2. День здоровья «Осенний калейдоскоп»

3. Соревнования по лёгкой атлетике «Все на старт!»

4. Соревнования по футболу «Кожаный мяч»

Октябрь

1. Игра – эстафета «От игры к спорту»

2. Интерактивное сообщение «Шейпинг, фитнес – что это?»

3. День здоровья «Мы за здоровый образ жизни»


Ноябрь



1. Беседа «Сила моего тела»

2. Конкурс « Сильные и смелые, ловкие, умелые»


Декабрь



1. Викторина «Спорт, спорт, спорт»

3. Беседа «Красота тела и физическая культура»


Январь



1. День здоровья «Зимние забавы»

2. Экскурсия «Посещение спортивной секции»


Февраль



1. Беседа «Спорт и тренировки»

2. Конкурсное состязание «Солдатами не рождаются»


Март



1. Конкурс «Кто вперед»

3. День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»


Апрель

1. Устный журнал «Наше здоровье»

2. Спортивное состязание «Весенний калейдоскоп»

3. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Май

1. Соревнование «Спортивный экзамен»

2. Соревнование «Все на старт»

3. Спартакиада «Кто быстрее»

4. Краевой специальный олимпийский фестиваль