СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 1 - 4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе программы факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах», 1-4 кл. Шадриной И.В., авторской программы  Т.В. Жильцовой «Наглядная геометрия».

Программа курса «Наглядная геометрия» рассчитана на четыре года обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 1 - 4 класс»




Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу «Наглядная геометрия»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» соответствует следующим нормативно-правовым документам:

  • Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);

- ФГОС НОО;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- ООП НОО;

- Учебному плану школы на 2016 – 2017 учебный год.


Программа разработана на основе программы факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах», 1-4 кл. Шадриной И.В., авторской программы Т.В. Жильцовой «Наглядная геометрия».


Успешное владение геометрическими навыками и приемами   стимулирует  и  повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи  логики  и интеллекта. Даже простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Программа предусматривает развитие у обучающихся  конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с элементами геометрии  не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный  её характер. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Материал курса базируется на игровом материале и развивающих заданиях. Поможет развить в учениках чувство абстрактного и логического мышления, а также навыки черчения. Способствует формированию способности к саморазвитию.

Цель курса: обеспечение первоначальных представлений о геометрии, развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.



Задачи :

  • развитие у обучающихся пространственных представлений;

  • ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

  • формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;

  • развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Общая характеристика курса

Курс наглядной геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса.

На первом этапе предполагается знакомство с основными геометрическими фигурами и их свойствами; на втором этапе школьники на основе предметных действий с геометрическими фигурами учатся делать выводы об их свойствах и выполняют элементарные построения; на третьем – обобщают полученный опыт и на его основе постепенно учатся абстрагированию и анализу. Темы представляют собой единую цепочку рассуждений и выводов.

Ценностные ориентиры

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного;

- уважение истории и культуры разных народов.

2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;

- доброжелательность, доверие и внимание к людям;

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера;

- признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. 

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс

Точка. Прямая линия. Свойства прямой линии. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Пересекающиеся линии. Лабиринт. Взаимное расположение предметов в пространстве. Отрезок. Единицы длины.


2 класс

Вертикальные, горизонтальные прямые линии. Отрезок, построение отрезков, сравнение отрезков. Угол. Виды углов. Многоугольники. Четырехугольники (квадрат, трапеция, ромб). Треугольник. Виды треугольников. Окружность. Круг. Объемные, плоские тела.

3 класс

Криволинейные геометрические фигуры на плоскости. Окружность. Радиус и диаметр окружности. Сектор круга.Виды четырехугольников. Периметр четырехугольника.

Перпендикулярные прямые. Многоугольники. Диагонали многоугольника, их свойства.

Треугольник. Виды треугольников. Площадь. Единицы площади. Окружность. Плоскость. Угловой радиус. Сетки. Куб. Развертка куба.

4 класс

Равносторонний и равнобедренный треугольник. Транспортир. Площадь. Палетка. Осевая симметрия. Объемные фигуры. Числовой луч. Координатная плоскость.

Место курса в учебном плане

Программа курса «Наглядная геометрия» рассчитана на четыре года обучения (0,5 ч в неделю в 1 и 2 классе, 1ч в неделю в 3-4 классах).

1 класс – 16 ч в год

2 класс – 17 ч в год

3 класс – 34 ч в год

4 класс – 34 часов в год

Всего - 101

Продолжительность занятий не более 45 минут.


Учебно – тематический план (101 ч)

1 класс (16 ч)

Разделы курса

Ознакомление с начальными геометрическими сведениями. (3 ч)

Точка. Прямая линия. Свойства прямой линии. Кривая линия. (9 ч)

Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Пересекающиеся линии.

Лабиринт. Взаимное расположение предметов в пространстве. (2 ч)

Отрезок. Имя отрезка. Единицы длины. (2 ч)

2 класс (17 ч)

Разделы курса

Вертикальные, горизонтальные прямые линии. Отрезок, построение отрезков, сравнение отрезков (2 ч)

Угол. Виды углов. Построение углов на Геоконте. (4 ч)

Многоугольники. Четырехугольники (квадрат, трапеция, ромб). Треугольник.Виды треугольников. Условия построения (6 ч)

Окружность. Круг. (3 ч)

Объемные, плоские тела.(1час)

Час занимательной геометрии (1 час)

3 класс (34 ч)

Разделы курса

Повторение. Криволинейные геометрические фигуры на плоскости (2 ч)

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Сектор круга (3 ч)

Виды четырехугольников. Периметр четырехугольника. Построение на

нелинованной бумаге (6ч)

Перпендикулярные прямые. Многоугольники. Диагонали многоугольника, их свойства (4 ч)

Треугольник. Построение равнобедренного, равностороннего треугольника( 1 ч)

Площадь. Единицы площади. (4 ч)

Окружность. Плоскость. Угловой радиус. Сетки (2 ч)

Куб. Развертка куба (5 ч)

Решение задач (2 ч)

Контроль знаний (3 ч)

Другие темы (2 ч)

4 класс (34 часа)


Разделы курса


Повторение (2 ч). Равносторонний и равнобедренный треугольник (3 ч)

Транспортир. Измерение углов (2 ч)

Площадь. Палетка. Осевая симметрия (5 ч)

Объемные фигуры (9 ч)

Числовой луч (2 ч)

Координатная плоскость (2 ч)

Игровые моменты (2 ч)

Закрепление изученного (6ч)


Практическая часть

Период обу­чения

Количество

часов


1 четверть



2 четверть



3 четверть



4 четверть



Год




Программно - методическое обеспечение

1.«Поурочные разработки по наглядной геометрии.1-4 классы» Т.В. Жильцова, Л.А.Обухова. М.: «Вако», 2004.

2. А.В. Андрущенко. Развитие пространственного воображения на уроках математики. 1-4 классы. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003 год.

3. Наглядная геометрия в начальной школе. Учебное пособие. М.: «Классик - Стиль».

4. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов .Москва: « Линка – Пресс».

5.А.В.Белошистая «Наглядная геометрия». М: Классик- Стиль.

6. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002.

7. Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии// журнал « Начальная школа», №10, - 2001.

8.. Геометрические фигуры. Комплект цветных диапозитивов с методическими комментариями, Планетариум, 2007 г.

9. Технические средства обучения:

Мультмедиапроектор

Интерактивная доска

10.Учебно-практические пособия:

Конструктор для объемного конструирования «Тико».

11. Игра Воскобовича «Геоконт».

12. Набор геометрических фигур.


Основные формы и методы работы:

построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных   игр разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, творческие и практические занятия, индивидуальная деятельность; различные методы обучения: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);

игровая и практическая деятельность учащихся, моделирование, конструирование. 
Виды деятельности:

  • творческие работы (проекты, сообщения на бумажных, электронных носителях и др.);

  • задания на смекалку;

  • лабиринты;

  • решение и составление ребусов;

  • решение логических задач;

  • упражнение на распознавание геометрических фигур;

  • решение нестандартных, топологических задач;

  • решение геометрических задач;

  • моделирование, конструирование, доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов (для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока, оригами);

  • дидактические игры «Геоконт», «Шахматы», «Пифагор», «Выложи из спичек», « Собери узор», « Одним росчерком», «Выполни симметрично», «Узнай фигуру» и др.;

  • графические диктанты: «Пирамида», «Кувшин», «Белочка», «Киска», «Собачка» и др..


Технологии обучения, виды и формы текущего, тематического, промежуточного и годового контроля

Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:

- информационно-коммуникационные (ИКТ, авт.Д.Дэниэл);

- проектная деятельность (авт. А.В. Горячев);

- технология развивающего обучения (авт. Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов);

- кейс-технология;

- личностно-ориентированная технология;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- проблемно-диалогическая;

- технология оценивания;

- технология продуктивного чтения;

- технология «Портфолио».

В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.

Виды и формы текущего, тематического, промежуточного и годового контроля

  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

  • создание и защита собственного проекта;

  • создание презентаций - представлений по изученной теме;


Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»

первого уровня обучения

Курс обеспечивает достижение выпускниками первого уровня обучения следующих лич­ностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

У обучающегося  могут быть сформированы: понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация; устойчивый познавательный интерес.


Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

Выпускник  научится:                                                

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                  

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;    

- адекватно воспринимать предложения учителя;                                                    

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                  

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;                                                                                    

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.


Выпускник  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

  • адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;

  • восполнять пробелы в знаниях и умениях,

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия


Познавательные УУД
Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

Выпускник  получит  возможность научиться:

  • пользоваться различными дополнительными источниками информации;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

  • выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.


Коммуникативные УУД

Выпускник  научится:                                                                                                    

 - принимать участие в работе парами и группами;                                                        

- воспринимать различные точки зрения;                                                                    

- использовать простые речевые средства;                                                                    

- контролировать свои действия в классе;                                                                      

- понимать задаваемые вопросы.


Выпускник  получит возможность научиться:

  • оценивать советы и  предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • использовать  в речи язык математики

  • совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации

Содержание программы


1 класс (16 ч)

Разделы курса

Ознакомление с начальными геометрическими сведениями. (3 ч)

Точка. Прямая линия. Свойства прямой линии. Кривая линия. (9 ч)

Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Пересекающиеся линии.

Лабиринт. Взаимное расположение предметов в пространстве. (2 ч)

Отрезок. Имя отрезка. Единицы длины. (2 ч)


Предметные планируемые результаты

Обучающиеся овладеют и получат возможность овладеть следующими понятиями:

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться


К концу 1 класса

«прямая линия», вертикальные, горизонтальные прямые линии

строить прямую линию

кривая линия

строить кривую линию

замкнутая, незамкнутая линия

строить замкнутую, незамкнутую линию

пересекающиеся линии

строить пересекающиеся линии, находить точку пересечения

внутри, снаружи, за, между, перед, на, под, снизу, снаружи, противоположный

уметь ориентироваться на местности, в пространстве

лабиринт

находить выход из лабиринта

«отрезок», «единицы длины отрезка»

чертить отрезок, сравнивать отрезки, измерять длину отрезка, обозначать и называть отрезок

«ломаная линия», «звенья ломаной», «длина ломаной»

строить ломаную линию, видеть ломаные в окружающих предметах, находить длину ломаной

«луч»

строить луч на бумаге


Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека.




Календарно - тематическое планирование 1 класс (16 часов)


№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

План/факт

1

Вводное занятие. Знакомство с Веселой точкой.

Построение рисунка (на листке в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов «по алгоритму и описанию его шагов». Проверка работы, построение собственного рисунка.



2

Цвета радуги. Их очередность.

Сказка о малыше Гео. Практические задания.



3

Взаимное расположение предметов. Сравнение величин.

Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».



4

Прямая линия. Ее свойства.

Сказка «Дороги в стране Геометрии». Прямые линии.



5

Кривая линия. Замкнутые, незамкнутые линии.

Задачи на развитее логического мышления. Загадки .



6

Точки пересечения кривых линий. Волшебные гвоздики на геоконте. Решение топологических задач.

Игра «Геоконт». Практические задания.



7

Пересекающиеся линии.

Сказка «Дороги в стране Геометрии». Прямые линии.



8

Направление движения. Лабиринт.

Ира «Лабиринт».



9

Решение топологических задач.

Самостоятельная работа. Понятия «за», «между», «перед», «внутри», «снаружи», «на», «под».



10

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Отрезок. Имя отрезка

Заучивание стихотворения об отрезке. Сказка про отрезок.



11

Ломаная. Длина ломаной.

Игра «Геоконт».



12

Замкнутая ломаная линия.

Практические задания. Задачи на развитие логического мышления.



13

Луч. Солнечные, несолнечные лучи.

Отгадывание загадок.



14

Луч. Построение лучей. Практическая работа.

Игра «Одним росчерком».



15

Повторение темы «Линии». Построение геометрических фигур.

Загадывание загадок о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой.



16

Урок - игра «Страна Геометрия»

Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.
















Содержание программы

2 класс (17 ч)

Разделы курса

Вертикальные, горизонтальные прямые линии. Отрезок, построение отрезков, сравнение отрезков (2 ч)

Угол. Виды углов. Построение углов на Геоконте. (4 ч)

Многоугольники. Четырехугольники (квадрат, трапеция, ромб). Треугольник. Виды треугольников. Условия построения (6 ч)

Окружность. Круг. (3 ч)

Объемные, плоские тела.(1час)

Час занимательной геометрии (1 час)









Предметные планируемые результаты


К концу 2 класса

Обучающиеся овладеют и получат возможность овладеть следующими понятиями

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

«угол», вершина угла, стороны угла, обозначение угла

Строить углы, сравнивать наложением

прямой угол, обозначение

Строить прямые углы

острый угол, обозначение

Строить острые углы

развернутый угол, обозначение

Строить развернутые углы

многоугольник, виды многоугольников

Строить многоугольники на бумаге, на плоскости при помощи палочек, моделировать из проволоки, пластилина

«треугольник», виды треугольников,

обозначение треугольника

Строить углы, треугольники на линованной и нелинованной бумаге, обозначать их; моделировать из проволоки, пластилина;

видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни; создавать геометрические узоры из треугольников.

«четырехугольник», количество вершин, углов, сторон.

Строить четырехугольник, уметь обозначать его.

«прямоугольник», основные свойства прямоугольника, отличие четырехугольника от прямоугольника

Строить прямоугольник, уметь обозначать его

«квадрат», свойства и признаки квадрата

Строить квадрат, вырезать квадрат, моделировать из проволоки, пластилина; уметь обозначать его;

находить периметр


«ромб», свойства и признаки ромба

Строить ромб, вырезать ромб; моделировать из проволоки, пластилина; уметь обозначать его; находить периметр

объемные тела; о различии объемных тел и плоских фигур.

Преобразовывать объемные тела в плоскостные

«многоугольник».

Строить многоугольники, называть их; находить периметр многоугольника.

«круг»; признаки круга; центр, радиус и диаметр круга.




Строить круг по заданному радиусу и диаметру


окружность; отличительные черты круга и окружности; центр, радиус и диаметр окружности.

Строить окружность по заданному радиусу и диаметру

«касательная линия»; условия ее построения.


Строить касательную линию к окружности.

Личностные результаты

  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности.


Метапредметные результаты

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.




Календарно-тематическое планирование 2 класс (17 часов)


п/п


Тема занятия

Виды деятельности

Дата

План/факт

Введение в предмет. Вертикальные, горизонтальные прямые линии.

Практические задания на Геоконте.



Отрезок. Построение отрезка.

Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок.



Угол. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Графический диктант.



Острый угол с вершиной в центре Геоконта. Имя острого угла. Имя прямого угла.

Сказка «Про углы».



Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

Построение углов с помощью угольника.



Развернутый угол. Имя острого угла. Имя развернутого угла.

Развернутый угол и прямая линия.

Построение углов. Практические задания.



Многоугольники. Математическая викторина «Гость волшебной поляны».

Математическая викторина «Гость волшебной поляны».



Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Сказка о треугольнике. Головоломка.



Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Виды треугольников.

Игра «Путешествие в город треугольников».



Четырехугольник. Прямоугольник.

Игра «Путешествие в город треугольников». Аппликация из треугольников (жители города).



Трапеция. Квадрат. Ромб.

Игра «Путешествие в город четырехугольников». Аппликация из четырехугольников (трапеция, ромб, квадрат).



Многоугольники. Периметр многоугольника.

Игра «Одним росчерком».



Окружность. Циркуль – помощник. Радиус, диаметр окружности.

Практические задания «Узоры из окружностей».



Круг. Радиус, диаметр круга.

Задачи на смекалку.



Касательная. Построение касательной.

Блиц - турнир «Раскрась по заданию».



Веселые игрушки. Плоские фигуры. Объемные тела.

Решение, составление ребусов.



Повторение. Час занимательной геометрии.

Командное соревнование на поверку знаний по геометрии.




Содержание программы


3 класс (34 ч)

Разделы курса


Повторение. Криволинейные геометрические фигуры на плоскости (2 ч)

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Сектор круга (3 ч)

Виды четырехугольников. Периметр четырехугольника. Построение на

нелинованной бумаге (6ч)

Перпендикулярные прямые. Многоугольники. Диагонали многоугольника, их свойства (4 ч)

Треугольник. Построение равнобедренного, равностороннего треугольника( 1 ч)

Площадь. Единицы площади. (4 ч)

Окружность. Плоскость. Угловой радиус. Сетки (2 ч)

Куб. Развертка куба (5 ч)

Решение задач (2 ч)

Контроль знаний (3 ч)

Другие темы (2 ч)


Планируемые предметные результаты


К концу 3 класса

Обучающиеся овладеют и получат возможность овладеть следующими понятиями

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

«Криволинейные геометрические фигуры на плоскости».

-использовать геометрические фигуры для иллюстрации долей величины.

Окружность; понятие центра, радиуса и диаметра окружности.

-строить окружности по заданным радиусу и диаметру.

круг; сектора круга; «сегмент».

-строить сектор

-отмечать дуги сектора, сегмент.

«Параллельные прямые».

-строить параллельные прямые

«Перпендикуляр»; перпендикулярные прямые.

-строить перпендикулярные прямые

Виды четырехугольников: квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм, трапеция. Диагонали четырехугольника.

«Периметр» четырехугольника.

Алгоритм построения параллелограмма, прямоугольника, квадрата.

-строить все виды четырехугольников;

-строить по алгоритму параллелограмм;

-находить периметр четырехугольников;

-строить прямоугольник и квадрат на нелинованной бумаге.

Виды углов.

-строить углы на нелинованной бумаге.

Многоугольники. Выпуклые, невыпуклые многоугольники. Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей многоугольника. Периметр многоугольника.

-строить многоугольники и их диагонали.

-находить периметр многоугольника.

Квадрата, диагонали квадрата, периметр квадрата.

-строить квадрат по заданной диагонали.

Окружность. Алгоритм деления окружности на 4,6 равных частей.

-строить окружность и делить ее на 4,6 равных частей

-вычерчивать розетки.

«Треугольник». Периметр прямоугольника.

Алгоритмы построения прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников.

-находить периметр треугольника.

-строить по алгоритму равносторонний треугольник.

-строить по алгоритму равнобедренный треугольник

-строить прямоугольный треугольник

Площадиь фигуры; способы сравнения площадей. Единицы измерения площадей.


-находить площадь фигуры по палетке и в квадратных сантиметрах.

Площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника.

-вычислять площадь прямоугольника, прямоугольного треугольника.

Площадь равностороннего треугольника

-вычислять площадь равностороннего треугольника.

«Плоскость», «полуплоскость».

Давать определение понятиям

«Угол». Единица измерения - угловой градус.

Развернутый, вертикальный и смежный угол.

-строить углы по градусной мере.

- распознавать развернутые, неразвернутые углы

- показывать вертикальные и смежные углы.

-ориентироваться на местности

-составлять узоры по клеточкам

«Куб», площадь полной поверхности куба.

-чертить куб.

-показывать ребра, вершины, грани куба

-находить площадь полной поверхности куба.


«Прямоугольный параллелепипед». Анализ модели параллелепипеда.

-строить прямоугольный параллелепипед.

-показывать ребра, вершины, грани прямоугольного параллелепипеда.

-измерять длину, ширину, высоту прямоугольного параллелепипеда

Личностные результаты

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

выполнять самооценку

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.


Метапредметные результаты


  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.



Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

План/факт

1

Повторение материала 3 класса. Урок-игра.

Урок – игра «Путешествие в страну Геометрию»



2

Узлы и зацепления. Криволинейные геометрические фигуры на плоскости.

Графический диктант. Узоры из геометрических фигур.



3

Радиус и диаметр окружности.

Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей.



4

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины.

Задачи на нахождение доли.



5

Сектор круга. Сегмент.

Блиц – турнир «Раскрась по заданию».



6

Виды четырехугольников.

Игра – путешествие в город четырехугольников. Практические задания.



7

Решение задач на нахождение периметра четырехугольников.

Топологичесие задачи



8

Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла.

Практическая работа.



9

Перпендикулярные прямые.

«Дороги на улице прямоугольников». Перпендикулярные прямые.



10

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком».



11

Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

Практическая работа. Оригами «Кошка».



12

Диагонали квадрата.

Практические задания. Игра «Паутинка».



13

Деление окружности на 4,6 равных частей. Вычерчивание розеток.

Работа с циркулем. Вычерчивание «розеток».



14

Решение топологических задач.

Решение задач. Оригами «Волк».



15

Обобщение изученного .

Творческие работы. Сообщения на бумажных носителях.



16

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

Практическая работа. Аппликация.



17

Периметр многоугольника. Периметр треугольника.

Геометрическая разминка. Практические задания по нахождению периметра многоугольника, треугольника.



18

Построение равнобедренного, равностороннего треугольника.

Рассказ о Евклиде. Практическая работа по построению равнобедренного и равностороннего треугольников.



19

Площадь.

Решение задач на развитие восприятия и воображения.



20

Площадь. Единицы площади.

Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм».



21

Решение задач на нахождение площади прямоугольника, квадрата.

Лабиринты.



22

Нахождение площади равностороннего треугольника.

Кроссворды.



23

Плоскость.

Практическая работа.Загадки .



24

Угол. Угловой радиус.

Игра «Выложи из спичек» или «Выложи из палочек».



25

Сетки.

Решение и составление ребусов.



26

Решение топологических задач.

Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино.

Топологические задачи. Пентамино.



27

Куб.

Сказка. Графический диктант «Лампа».



28

Прямоугольный параллелепипед. Его развертка.

Практическая работа. Моделирование.



29

Куб. Каркасная модель куба. Развертка куба.

Работа с проволокой.



30

Куб. Площадь полной поверхности куба.

Конструирование



31

Знакомство со свойствами игрального кубика. Урок - игра.

Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления.



32

Повторение изученного материала.

Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». Игра «Узнай по развертке».



33

Диагностика результатов.

Проверочные задания на сформированность геометрических понятий, развитие логического мышления.



34

Театрализованная викторина.

Урок – праздник «Хвала геометрии».














Содержание программы


4 класс (34 часа)


Разделы курса

Повторение (2 ч). Равносторонний и равнобедренный треугольник (3 ч)

Транспортир. Измерение углов (2 ч)

Площадь. Палетка. Осевая симметрия (5 ч)

Объемные фигуры (9 ч)

Числовой луч (2 ч)

Координатная плоскость (2 ч)

Игровые моменты (2 ч)

Закрепление изученного (6ч)

Предметные планируемые результаты

К концу 4 класса

Обучающиеся овладеют и получат возможность овладеть следующими понятиями

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

«равносторонний и равнобедренный треугольник». Алгоритмы построения равнобедренного и равностороннего треугольников.

строить равносторонний и равнобедренный треугольник.

Углы. Измерение углов с помощью транспортира.

измерять величину угла с помощью транспортира; строить углы по заданным градусным мерам.

Треугольники. Виды треугольников.

строить треугольник по трем заданным сторонам

Площади фигур. Алгоритм вычисления площади с помощью палетки.

находить площадь треугольника, прямоугольника, параллелограмма.

«Числовой луч», «единичный отрезок», «координаты точки».

строить числовой луч; отмечать на числовом луче точки; определять координаты точек.

«Координатная плоскость». Оси координат

строить координатный угол; обозначать точки с помощью пары чисел; в координатной плоскости отмечать точки


Понятием «осевая симметрия». Оси симметрии.

показывать симметричные фигуры;

строить симметричные фигуры,

указывать их ось симметрии.

Поворотная симметрия. Угол поворота.

изображать фигуру, видя ее уже повернутой зная угол поворота.

«Прямоугольный параллелепипед». Модель развертки параллелепипеда.

изображать модель развертки параллелепипеда; склеить прямоугольный параллелепипед


«Цилиндр». Модель цилиндра. Элементы цилиндра.

изготовить модель цилиндра.

«Конус». Развертка конуса.

изготовить модель конуса

«Пирамида». Элементы пирамиды. Развертка пирамиды.

склеить модель пирамиды

«Шар».

изготовить модель шара из пластилина

Личностные результаты


  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

  • понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;

устойчивый познавательный интерес.

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения



Метапредметные результаты


  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.







Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

План/факт

Повторение материала (урок-путешествие).

Игра «Путешествие в геометрию». Игра «Не пройди дважды».



Урок-игра .

Игра «Пифагор».



Равносторонний и равнобедренный треугольники. Высота треугольника, биссектриса треугольника.

Задачи на развитие восприятия и воображения.



Измерение углов. Транспортир.

Задачи на развитие пространственного мышления.



Построение углов заданной градусной меры.

Игра «Одним росчерком».



Построение треугольника по трем заданным сторонам.

Практическое занятие по построению треугольников. Оригами.



Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

Задачи на развитие пространственного мышления.



Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

Задачи на развитие восприятия и воображения.



Обобщение изученного материала.

Лабиринт.



Площадь. Измерение площади палеткой

Исследовательская работа



Числовой луч.

Практические задания. Игра «Собери узор».



Числовой луч (закрепление).

Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.



Сетки. Игра «Морской бой».

Игра «Морской бой». Правила игры.



Сетки. Координатная плоскость.

Составление рисунка по заданию.



Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам.

Игра «На что похоже?» Задания с координатной плоскостью.



Построение фигуры по заданным точкам. Практическая работа.

Чтение графической информации.



Обобщение изученного материала.

Игра «Проект».



Симметрия . Осевая симметрия.

Игра «Выложи из спичек».



Симметрия (закрепление).

Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска».



Поворотная симметрия.

Кубик Рубика. Практическая работа.



Прямоугольный параллелепипед.

Сказка. Задача на развитие воображения.



Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда.

Моделирование параллелепипеда.



Цилиндр.

Исследовательская деятельность



Цилиндр. Развертка. Закрепление изученного

Бумагопластика.



Обобщение изученного материала

Викторина



Конус.

Исследовательская деятельность



Конус. Модель, развертка.

Бумагопластика



Пирамида.

Задание на развитее воображения.



Пирамида. Модель, развертка.

Моделирование пирамиды. Развертка.



Шар.

Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».



Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

Игра «Узнай по развертке».



Обобщение изученного материала

Урок – проект.



Диагностика результатов.

Проверочные задания на сформированность геометрических понятий.



Геометрический КВН.

Игра «КВН».




















Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»

первого уровня обучения

Программа обеспечивает достижение выпускниками первого уровня обучения следующих лич­ностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

У обучающегося  могут быть сформированы: понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация; устойчивый познавательный интерес.


Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

Выпускник  научится:                                                

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                  

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;    

- адекватно воспринимать предложения учителя;                                                    

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                  

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;                                                                                    

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.


Выпускник  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

  • адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;

  • восполнять пробелы в знаниях и умениях,

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия


Познавательные УУД
Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

Выпускник  получит  возможность научиться:

  • пользоваться различными дополнительными источниками информации;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

  • выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.


Коммуникативные УУД

Выпускник  научится:                                                                                                    

 - принимать участие в работе парами и группами;                                                        

- воспринимать различные точки зрения;                                                                    

- использовать простые речевые средства;                                                                    

- контролировать свои действия в классе;                                                                      

- понимать задаваемые вопросы.


Выпускник  получит возможность научиться:

  • оценивать советы и  предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • использовать  в речи язык математики

  • совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации


Предметные результаты:

Выпускник  научится:                                                                                                    

    • вычислять периметр геометрических фигур;

    • выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

    • строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

    • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

    • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;


Выпускник  получит возможность научиться:

    • использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценивать их количественные и пространственные отношения;

  • применять геометрические знания для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!