СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Праздники, традиции и ремёсла народов России» разработана на основе авторской программы Л. М. Михеевой.

     Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 29



Рассмотрено на МО Согласовано на МС «Утверждаю»

протокол № ______ протокол № ______ директор МАОУ СОШ № 29

от_______________ от_______________ ____________Л.Н.Соколова

рук.МО__________ зам.директора.по УВР ___________________2015г.

_________________ __________________

( Е.А. Полюшко) ( Л.А. Цулаия)






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

для начального общего образования

1 – 4 классы

духовно-нравственное направление

на 2015 – 2016 гг.







Учитель начальных классов: Водопьянова О.А.

(соответствие занимаемой должности)





г. Калининград

2015г.

Программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для 1-4 классов.

1.Пояснительная записка

Программа «Праздники, традиции и ремёсла народов России» разработана на основе авторской программы Л. М. Михеевой и модифицирована под внеурочную деятельность МАОУ СОШ № 29.

Возраст учащихся- 7-10лет.

     Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

     Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

     Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

     Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

1.1 Общая характеристика учебного процесса.

     В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также про- граммы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на фор- мирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и граж- данственности, развитие художественного вкуса. Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения, которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Данный курс внеурочной деятельности раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.

Организация данной деятельности направлена на:

  1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

  2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).

  3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

  4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

  5. Формирование интереса к народному творчеству.

  6. Воспитание патриотизма и гражданственности.

  7. Развитие эстетического вкуса.

Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. 

Задачи программы:

1.       Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) .

2.        Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д..

3.        Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности.

4.        Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса.

5.     Формирование чувства национального достоинства. 


1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа всего курса рассчитана на 123 часа (1 класс - 30 ч., 2 – 4 класс по 31 ч.), 1 час в неделю.



2. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу срока обучения учащиеся должны:

  • Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

  • Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

  • Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

  2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

  4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.





3. Содержание курса

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

  1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

  2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

  3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

  4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Содержание программы

Старинный русский быт - 1 класс

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в дви- жении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки — у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные об- ряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учёба. Школа

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Новый русский быт (со времён Петра I) – 2 класс

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. При- нудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёг- кие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами. Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким ино- странным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, ма- тематике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гу- вернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. До- машние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую под- готовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные промыслы – 3 класс

Керамика Гжели

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сер- визы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хох- лома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Расти- тельный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. 82 Чёрные, белые, бордовые, синие, шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская и богородская игрушка

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фи- гурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Кара- вай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе 83 танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Русские народные праздники – 4 класс

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском на- родном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строи- тельство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево). Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сыр- ной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ. 80 День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение пра- вославных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись за- пасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Под- готовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.



Примерное планирование тем по классам

1 класс

Старинный русский быт.

2класс

Новый русский быт (со времён Петра I).

3 класс

Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

4 класс

Русские народные праздники.

Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.


















































Тематическое планирование курса «Старинный русский быт» 1класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

1

Знакомство с общим содержанием курса

1

Развитие познавательного интереса и мотивации;


познакомить с особенностями крестьянской одежды;


сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;


ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

2

Функциональный характер одежды в старину.

1

3

Рубашка, сарафан у женщин.

1

4

Роль орнамента-оберега (вышивка).

1

5

Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни, символы добра и счастья.

1

6

Особое значение пояса (кушака).

1

7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

1

8

Мужская одежда у крестьян.

1

9

Крестьянская обувь

1

10

Одежда и обувь у бояр

1

11

Одежда боярынь и барышень

1

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

12

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

1


Продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки);

Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.

13

Элементы избы.

1

14

Особая роль печки. Курная изба.

1

15

Освещение в крестьянских избах.

1

16

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

2

17

Красный угол. Иконы.

1

18

Боярский терем и боярские палаты

1

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

19

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий»

1

Оценить достоинства традиционной русской кухни;

Познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков.

20

Пословицы и поговорки о хлебе

1

21

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

1

22

Что такое блины? Пироги.

1

23

Взвары, варенья, соленья, мёд.

1

Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

24

Быт крестьянской семьи

1

Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)

25

Быт городской семьи

1

26

Зимние забавы

1

27

Летние забавы. Именины.

1

Учёба. Школа.

28

Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

1

Сравнить учебу детей в старину с современной школой;

Букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги.

29

Школы при церквях и монастырях.

1

30

Учебные предметы и учебные книги.

1



Итого:

30 часов





Тематическое планирование курса «Новый русский быт». 2 класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

«Заморское» (европейское) платье.

1


2

Петровские ассамблеи.

1

3

Наряды девушек и дам 19 века.

1

4

Одежда дворян-мужчин.

1

5

Одежда купчих, мещанок, крестьянок.

1

6

Особые головные уборы замужних женщин.

1

7

Мужская одежда у крестьян и мещан.

1

8

Русские пословицы и поговорки об одежде.

1

9

Дворцы Петербурга.

1

10-11

Особняки дворян.

2

12

Картинные галереи.

1

13

Домашний театр.

1

14-15

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.

2

16

Роль православных книг в воспитании детей.

1


16-17

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.

2

18-19

Балы и праздники.

2

20

Яства, деликатесы.

1

21-22

Детские балы и домашние спектакли.

2


23-24

Роль литературно-музыкальных салонов.

2

25-26

Институты благородных девиц.

2

27

Кадетские корпуса для мальчиков.

1

28

Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров.

1


29

Пансионы и гимназии.

1

30

Смольный институт благородных девиц.

1

31

Итоговое занятие.

1



Итого:

31 час










Тематическое планирование курса «Русские народные промыслы, Русские народные игры, песни для детей, народные танцы». 3 класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Русские народные промыслы

1

Гжель – основной центр русской керамики.

1

Нарисовать несколько гжельских орнаментов;

Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;

Сравнить орнаменты нескольких шалей;

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.

2

Стиль гжели

1

3

Изящество и тонкость раскраски.

2

4

Хохлома – художественный народный промысел.

1

5

Деревянная расписная посуда.

1

6-7

Растительный орнамент.

2

8

Народный промысел Жостово.

1

9

Расписные металлические подносы.

1

10

Павловопосадские шали.

1

11

Вятская игрушка.

1

12-13

Изготовление вятской игрушки.

2

14

Богородская игрушка.

1

15-16

Изготовление богородской игрушки.

2

Русские народные игры

17

Роль игр в жизни детей.

1

Разучить несколько игр.

18-19

Игры для мальчиков и девочек.

2

20-21

Командные игры.

2

22

Старинные русские игры.

1

Народные песни, загадки, пословицы

23

Детские песенки. Считалки.

1

Разучить несколько песенок, считалок;

Научиться разгадывать загадки.

24

Потешки.

1

25

Загадки.

1

26

Пословицы.

1

Народные танцы

27

Хороводы.

1

Разучить хороводы, игры-хороводы.

28

Игры-хороводы.

1

29

Парные пляски.

1

30

Переплясы.

1

31

Кадриль.

1



Итого:

31 час





Тематическое планирование курса «Русские народные праздники» 4 класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1

Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса.

1

Познакомить детей с древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами.

2

Праздники – время отдыха, веселья.

1

3

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян.

1

4

Сочетание языческих и христианских праздников.

1

5

Общие и семейные праздники.

1

6

Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

1

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

7

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. Христианские легенды о Спасах.

1

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки;

Показать сценку «Петрушка на ярмарке».

8

Успение Богородицы.

1

9

Спожинки – окончание жатвы.

1

10

Покров Богородицы.

1

11

Девичьи гадания. Начало зимних посиделок.

1

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

12

Канун Нового года. Васильев вечер.

1

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

13

Современный новогодний праздник

1

14

Святки – веселое время года.

1

15

Ряженье, ряженые – древний обычай Святок.

1

16

Рождественский сочельник.

1

17

Рождество Христово.

1

18

Рождественские колядки.

1

19

Ёлка – символ «райского дерева».


20

Традиционные кушанья.

1

21

Крещение Господне.

1

22

Освещение воды.

1

23

Праздничный крещенский стол.

1

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

24

Масленица – весенний праздник проводов зимы.

1

Воспринять традиции масленичных игр;

Разучить песни и игры;

Разучить игры с катанием яиц.

25

Масленичные обряды.

1

26

Вербное воскресенье.

1

27

Пасха. Пасхальные торжества.

1

Лето красное. Троица. Ивана Купала. Петров день. Ильин день.

28

День Святой Троицы.

1

Разучить песни о завивании березки, хороводы;

Научиться плести венки.

29

Хороводы, гулянья вокруг березки.

1

30

Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день.

1

31

Итоговый урок по всему курсу

1




Итого:

31 час

















  1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой данного курса в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, репродукции картин).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к темам курса.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях, относятся:

• DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

• компьютеры.























6. Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010.

3. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, ГОУ ДПО НИРО

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор-М., Просвещение,2011г
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М., 2010.

7. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011.

8. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Альманах 1. / Под. ред. игумена Киприана (Ященко). – М., 2007

9. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Программа курса «Гражданское образование» в начальной школе. – Н. Новгород, 2004.

10. Шорыгина Т.А. Православная культура «Венок святости». Методическое пособие для учителей. – М., 2005.