Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А. Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Петрова Н. В. «_____» _____________ 2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 ________________С.И. Тухватулина Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
духовно-нравственное направление
4 Д класс
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составитель:
учитель начальных классов
Твёрдая Валентина Николаевна
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1. | Общие цели курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России». | 3 |
2. | Планируемые результаты изучения курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» | 3 |
3. | Содержание курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России». | 6 |
4. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы. | 15 |
5. | Календарно - тематическое планирование. | 16 |
6. | Материально - техническое обеспечение. | 17 |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л. Н. Михеевой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой) - М.: Вентана-Граф, 2011.
В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» на начальной ступени образования.
Основная цель изучения курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» в школе:
Задачами изучения курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» являются:
ознакомление обучающихся с историей России, с её традициями, праздниками и ремёслами;
обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
формирование активной жизненной и гражданской позиции;
воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре;
формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Планируемые результаты изучения курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России».
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области краеведения, музыки, изобразительного искусства;
формирование уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
способность развивать самостоятельность в поиске решения поставленных задач;
формирование духовно-нравственных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной и музыкальной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение добывать знания;
поиск информации, работа с ней;
целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.);
формирование и развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
соблюдать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному учителем плану (алгоритму);
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности коллектива на занятии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: искать, отбирать, ориентироваться в печатном источнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные и справочные пособия, ресурсы Интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы;
сравнивать и группировать произведения устного народного творчества, изобразительного искусства, музыки (по изобразительным средствам, жанрам, типам и т.д.);
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов;
самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства и музыки: донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации);
уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
уметь задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе;
учиться планировать деятельность в группе;
учиться распределять деятельность между участниками;
понимать общую задачу и точно выполнять свою часть деятельности;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
уметь считаться с чужим мнением, аргументировано отстаивать своё мнение.
Предметные:
формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Обучающийся научится:
эстетически воспринимать и оценивать природные объекты;
изготавливать народный костюм;
изготавливать маски для праздника;
изготавливать из глины (соленого теста) народные игрушки, из ткани - кукол-оберёгов;
плести венки;
различать и изображать орнаменты и игрушки русских народных мастеров;
разгадывать загадки;
водить хороводы, танцевать русские народные плясовые;
петь народные песни;
характеризовать устройство русской избы (печь, полати, сени, крестьянский двор, освещение) и дворянского особняка;
сравнивать учебу детей в старину с современно школой;
рассказывать на память фольклорные произведения;
инсценировать сказки и детские произведения;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать особенности крестьянской одежды (сарафан, рубаха, головные убора);
характеризовать традиционные блюда русской кухни (каши, блины, взвары);
характеризовать основные народные праздники и причины их возникновения;
проводить научно - поисковую деятельность по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
проявлять индивидуальные творческие способности;
сравнивать и группировать произведения устного народного творчества, изобразительного искусства, музыки (по изобразительным средствам, жанрам, типам);
проводить самостоятельно 6-8 народных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта, царь-горох, звонарь, золотые ворота);
самостоятельно выполнять творческие задания;
организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей.
Содержание курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России».
Раздел 1.
Старинный русский быт. 9 ч
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —
у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —
у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь
и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба). Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Учёба. Школа.
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Формы организации и виды деятельности:
изготовление из глины (соленого теста) народные игрушки, из ткани - кукол-оберёгов;
конструирование крестьянской одежды (сарафан, рубаха, головные убора);
инсценировка с куклами «Петрушка на ярмарке»;
посещение музеев;
создание презентации;
оценивание результатов своей работы.
Раздел 2.
Новый русский быт. 4 ч
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.
«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.
Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам.
Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.
Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.
Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).
Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.
Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки.
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома.
Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.
Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.
Камины. Изразцовые печи.
Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты.
Картинные галереи. Домашний театр.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное
внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети.
Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом.
Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.
Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.
Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства.
Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин
салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.
Знакомство с деятелями культуры и искусства.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду,
гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.
Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук,
а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным
языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.
Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.
Формы организации и виды деятельности:
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
работа с различными источниками информации;
осуществление проектной деятельности;
творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов);
работа в команде;
виртуальное посещение музеев;
создание презентаций;
оценивание результатов своей работы.
Раздел 3.
Русские народные праздники. 3 ч
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.
Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников.
Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование;
гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский
Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».
Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на
Масленицу.
Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.
Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сыр-
ной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса.
Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов).
«Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили
в народе. День начала посевных работ.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета.
Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами.
Отмечается на 49-й день после Пасхи.
Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.
Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).
В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт
Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень:
«На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается».
У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день
в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась
очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Формы организации и виды деятельности:
учебная игра;
творческие конкурсы;
изучение литературы, работа с документацией;
творческие проекты;
изготовление народных костюмов;
изготовление масок для праздника;
разучивание некоторых колядок, рождественских и новогодних стихов;
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
работа в команде;
оценивание результатов своей работы.
Раздел 4.
Русские народные промыслы. 10 ч
Керамика Гжели.
Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Хохлома и Жостово.
Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок.
Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.
Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Павловопосадские шали.
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производ-
ство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика
была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно
с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Вятская и богородская игрушка.
Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская
игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Формы организации и виды деятельности:
творческая мастерская;
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
работа с различными источниками информации;
осуществление проектной деятельности;
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
посещение и участие в выставках;
виртуальное посещение музеев;
рисование несколько гжельских орнаментов;
раскрашивание узоров хохломских ложек и жостовских подносов;
изготовление из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки;
разучивание игр с катанием пасхальных яиц;
творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов);
работа в команде;
оценивание результатов своей работы.
Раздел 5.
Русские народные игры. 2 ч
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными йцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Формы организации и виды деятельности:
учебная игра;
творческие конкурсы;
научно – исследовательская работа;
изучение литературы, работа с документацией;
самостоятельное проведение 6-8 народных игр: Горелки, Жмурки, Прятки, Лапта, Царь-горох, Звонарь, Золотые ворота;
работа в команде;
оценивание результатов своей работы.
Раздел 6.
Народные песни, загадки, пословицы. 2 ч
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Формы организации и виды деятельности:
творческая мастерская;
научно – исследовательская работа;
изучение литературы, работа с документацией;
декламирование фольклорных произведений;
инсценировка сказок и детских произведений;
разгадывание загадок;
работа в команде;
оценивание результатов своей работы.
Раздел 7.
Народные танцы. 4 ч
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат
темы труда, красоты природы, любви.
Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Формы организации и виды деятельности:
коллективное сотворчество;
виртуальное посещение танцевальных конкурсов;
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
работа с различными источниками информации;
разучивание хороводов, русских народных плясовых;
изготовление элементов народных костюм;
оценивание результатов своей работы.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1. | Старинный русский быт. | 9 |
2. | Новый русский быт. | 4 |
3. | Русские народные праздники. | 3 |
4. | Русские народные промыслы. | 10 |
5. | Русские народные игры. | 2 |
6. | Народные песни, загадки, пословицы. | 2 |
7. | Народные танцы. | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Старинный русский быт. 9 ч |
1 | Одежда. Традиционный костюм. | | |
2 | Обувь крестьян и бояр. | | |
3 | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. | | |
4 | Жилище. Палаты. Терем. | | |
5 | Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. | | |
6 | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | | |
7 | Семейные праздники. Игры и забавы детей. | | |
8 | Семейные обряды. Именины. | | |
9 | Учеба. Школа. | | |
Раздел 2. Новый русский быт. 4 ч |
10 | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. | | |
11 | Усадьба. Дворянские особняки. | | |
12 | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. | | |
13 | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса. | | |
Раздел 3. Русские народные праздники. 3 ч |
14 | Зимушка-зима. Новый год. | | |
15 | Рождество. | | |
16 | Святки. Крещение. | | |
Раздел 4. Русские народные промыслы. 10 ч |
17 | Керамика Гжели. | | |
18 | Керамика Гжели. | | |
19 | Хохлома и Жостово. | | |
20 | Хохлома и Жостово. | | |
21 | Павловопосадские шали. | | |
22 | Павловопосадские шали. | | |
23 | Вятская и богородская игрушка. | | |
24 | Вятская и богородская игрушка. | | |
25 | Весна-веснянка. Масленица. | | |
26 | Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. | | |
Раздел 5. Русские народные игры. 2 ч |
27 | Наиболее популярные детские игры. | | |
28 | Наиболее популярные детские игры. | | |
Раздел 6. Народные песни, загадки, пословицы. 2 ч |
29 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | | |
30 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | | |
Раздел 7. Народные танцы. 4 ч |
31 | Парные пляски. Переплясы. | | |
32 | Хороводы. Игры-танцы. | | |
33 | Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. | | |
34 | Иван Купала. Петров день. Ильин день. | | |
Материально-техническое обеспечение.
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
Телевизор.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Аудиопособие "Как жили на Руси".
Презентации по тематике курса.
29