СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир книг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи программы:

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;                                                   

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир книг"»







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

кружка «Волшебный мир книг»











Срок реализации программы - 4года

Количество часов по программе – 270 ч., в неделю – 2ч.

Класс – 1 -4

Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет

Учитель: Бородина Е. Е.















Пояснительная записка.

Цели и задачи:

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;


Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;


Прогнозируемый результат реализации программы.


  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  2. Умение работать с книгой.

  3. Умение работать с текстом.

  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.


Диагностические средства.


Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 3 класса)


Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

  • характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

  • составить рассказ о герое произведения;

  • кратко передать события (сюжет);

  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.

  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

  4. Какие басни вы знаете?

  5. Кто из писателей пишет о природе?

  6. Назовите авторов зарубежной литературы.

  7. Назовите известные вам жанры произведений.

  8. Назовите любимые темы чтения.


Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  1. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

  2. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

  3. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

  4. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

  5. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)




Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.








Содержание программы.

1 класс- 33 часа



Тема

Количество часов


Вид занятий

(форма, метод)


Содержание

1.

« Клуб почемучек»


3

Беседа, чтение книг учителем.

Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках

2.

«Поляна сказок»

3

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.

3.

Игры с буквами

2

Игровая форма занятия.

Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами

4.

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.

2



игры и хороводы

Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

5.

Где живут книги?



1


Экскурсия в библиотеку школы.


Знакомство с библиотекарем и библиотекой.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг

6.

Малые фольклорные жанры: загадки.

2

Детское творчество.

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.

7.

Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки».

1



беседа

игра

Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.

8.

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

2

Игры

Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.

9.

Из чего состоит книга?

2

беседа

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

10.

Я рисую книжку.

2

Проектная деятельность.

Изготовление книжки-малышки.

11.

Коллективная поездка в театр.

2


Просмотр и обсуждение спектакля,

обмен впечатлениями.

12.

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»

4

Игровая программа.

Подготовка к празднику,

мероприятие.

13.

Маленький читатель.

1

Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.

14.

Писатели-юбиляры.



3


Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.

Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя

15.

Игра – викторина по прочитанным книгам.

2

викторина

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.

16.

Летнее чтение

1

беседа

Рекомендательный список произведений для летнего чтения.


Итого

33

часа





Используемая литература.


  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 2010

  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2010

  4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 2008

  5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

  6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2010

  7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

  9. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

  10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 2009.

  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 2006

  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская

  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006


Литература для учащихся.

  1. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

  2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

  3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

  4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

  5. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

  6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

  7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

  8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

  9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

  10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

  11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

  12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

  13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

  14. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998



2 класс -68 часов.



Тема

Количество часов


Вид занятий

(форма, метод)


Содержание

1.

Самые интересные книги, прочитанные летом.

2

Посещение библиотеки.

Обзор новых книг для чтения во 2 классе.

2.

Конкурс рисунков по прочитанным книгам.

4

Организация и проведение конкурса.

Выставка рисунков.

3.

Конкурсная программа «Путешествие в море книг»

4

Конкурсная программа.

Подготовка по группам.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

4.

Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.

6

Литературная игра- викторина.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

5.

День книги – именинницы.


6

Форма проведения по выбору учителя.

Рассказ о книге по календарю знаменательных дат

6.

Сказки и стихи К.Чуковского.

6

Литературная игра- викторина

Викторина по произведениям, конкурс рисунков.

7.

Писатели – юбиляры.

4

Устный журнал.

Рассказ о творчестве писателя.

8.

Литературная игра

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.

8

Литературная игра- викторина

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

9.

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

4

Конкурс кроссвордистов.


Отгадывание кроссвордов.

10.

Сказки зарубежных писателей.

6

Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

11.

Сказки братьев Гримм.

6

Устный журнал.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

12.

Зарубежный фольклор.

2

Беседа, чтение.

Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.

13.

Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»

2

Выставка рисунков и плакатов.


14.


«Папа, мама, я –читающая семья».



6


Проектная деятельность.

Праздник для родителей и детей

* конкурс на самую читающую семью;

*конкурс на лучшее чтение стихов;

*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

15.

Посещение библиотеки.

2

Беседа, обзор книг.

Рекомендательный список произведений для летнего чтения



Итого

68

часов






3 класс-34 часа.



Тема

Количество часов


Вид занятий


(форма, метод)


Содержание

1.

«Что я читал летом».


2

Проектная деятельность.

Защита читательских дневников.

2.

«Золотая волшебница- осень»

2

Устный журнал.

Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов

3.

Игра «Лего-чтение»

2

практическая работа

Моделирование рассказа, сказки.

4.

Посещение библиотеки.

« День новой книги».

2

Экскурсия

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

5.

Писатели – юбиляры.


4

проект

По календарю знаменательных дат.

6.

«Лучшие сказки 20-века».


2

Выставка книг

Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.

7.

Конкурс кроссвордистов.


4

проект

Составить кроссворд по произведениям детских писателей.

8.

Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.

6

Литературный праздник

Подготовка и проведение утренника.

9.

Сочиняем загадки.

2

проект

Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.

10.

Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».

4

проект


11.

Фотоконкурс «Я читаю!»

2

Фотоконкурс

проект

Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.

12.

Современные детские журналы и газеты.

2

творческая деятельность

Подготовить рекламу журнала по мини-группам.



Итого

34 ч





4 класс-68 часов.




Тема

Количество часов


Вид занятий

(форма, метод)


Содержание


1.



«Лето с героями любимых книг».

4

проект

Презентация читательских дневников.




2.

Устный журнал «Твоя книжная полка».



2

Занятие в библиотеке

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста



3.

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.



6

Конкурс на лучшее инсценирование басни.


Творческая работа в группах



4.

«Книжкины именины»



4

Игровая программа

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.




5.

«Литературная гостиная».



6

Встреча с писателем.

Приглашает библиотека.

Подготовка: биография писателя,

вопросы.

Обмен впечатлениями.



6.

Литературные сказки зарубежных писателей.



8

КВН.

Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям:

Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника»



7.

В гостях у малышей.

10

концертная деятельность

Инсценировкой сказки (любой по выбору)




8

Сочиняем сказки

8

проект

Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку



9.

Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


6


Литературная игра

Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».




10.

Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.



6

Конкурс чтецов

Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов



11.

Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»


4

Читательская конференция

Подготовка и проведение конференции.

работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.



12.

Литературная игра «Слабое звено»


4

Литературная игра

Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.




Итого

68 часов


































Таблица №5

План проведения недели детской книги



День недели

Дата

Класс

Мероприятие

Ответственные

понедельник


1 -4

Конкурс рисунков «В стране книг!»

дети, родители,

вторник


1- 4

Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок)

Классный руководитель, дети, родители, зав. библиотекой


Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная»

среда


1 -4

Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь»

Классный руководитель, дети,

зав. библиотекой

четверг


1

Литературная игра «Планета сказок»

Классный руководитель, дети, родители,


2

Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»

3 - 4

Литературный турнир «Чемодан приключений»

пятница


1-4



Утренник «Посвящение в читатели»

Классный руководитель, дети, родители.


суббота


1 -4

Торжественная линейка

Подведение конкурсов, награждение победителей.

Классный руководитель, дети, родители.



























Используемая литература.


  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 2010

  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2010

  4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 2008

  5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

  6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2010

  7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

  9. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

  10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 2009.

  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 2006

  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская

  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006







Литература для учащихся.

  1. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

  2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

  3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

  4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

  5. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

  6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

  7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

  8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

  9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

  10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

  11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

  12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

  13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

  14. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998