1) Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности
ЛУУД:
РУУД:
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Адекватно воспринимать оценку учителя.
ПУУД:
Строить речевые высказывания в устной форме;
Осуществлять поиск необходимой информации и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
КУУД:
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы кружка ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни).
Школьники приобретут знания об истории происхождения названия села, об основных традициях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Строить речевые высказывания в устной форме;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Ученик научится:
ценностному отношению к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к природе, к людям других поколений, к своему дому, к друзьям.
основам экологической культуры: принятию ценности природного мира,
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия).
Учащиеся приобретут опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт волонтерской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Формы проведения занятий: теоретические занятия, экскурсионные занятия, встречи с интересными людьми, живущими рядом, сбор краеведческого материала.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются работы коллективные: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.
Программа предназначена для детей 2 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
2) Содержание внеурочной деятельности курса «Краеведение» с указанием форм организации и всех видов деятельности
Введение – 1 час.
Знакомство с целями и задачами кружка. Знакомство с правилами проведения экскурсионных занятий. Сбор растений, составление букетов.
Раздел 1. «Я и моя семья» - 5 часов.
Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Фотографии из семейного альбома. Семейные реликвии. Семейные будни и праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия, дошедшие до наших дней. Фольклор в семье. Игры наших бабушек.
Раздел 2. «Мой дом, мои соседи, мои друзья» - 5 часов.
Бережное отношение к своему дому. Взаимоотношения с соседями и друзьями. Уважительное отношение к представителям разных национальностей, их традициям. Игры разных народов.
Раздел 3. «Наша школа» - 2 часа.
Знакомство с историей и традициями школы, с ее выпускниками, с учителями, работавшими в школе. Бережное отношение к школьному имуществу.
Раздел.4. «Село, в котором я живу» - 16 часов.
Знакомство с историей села. Рассказы об известных людях села, старожилах.
Природа села в разное время года. Бытовая экология. Бережное отношение к окружающему миру. Экскурсионные занятия в разные времена года. Праздники народного календаря.
Раздел 5. «Моя Родина» - 5 часов.
Название нашей страны, символика государства. Понятие о своем крае как составной части большого государства. Значение малой родины для человека.
3) Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ | Тема занятия | Краткое описание деятельности учащихся. Форма организации внеурочной деятельности (форма занятия) | Количество часов |
аудиторных | Вне- ауди- торных |
теория | практика |
1 | Вводное занятие | Экскурсия. Сбор листьев осенних растений. Формирование букетов. | | | 1 |
Раздел 1. Я и моя семья - 5 часов |
2 | Профессии в моей семье | Беседа. Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители. Рисование на тему «Моя мама (мой папа) на работе». | | 1 | |
3 | Старые фотографии рассказали | Организация выставки семейных реликвий (открытки, фотографии, вырезки из газет и т. д.) в сельском клубе. | | | 1 |
4 | Традиции семьи. Семейные будни, праздники. | Беседа о том, как проходят семейные будни и праздники. Приглашение на кружковое занятие родителей. Разучивание игр для семейных праздников. | 1 | | |
5 | Приметы и суеверия. Фольклор моей семьи. | Рассказы детей о том, что им удалось узнать от бабушек и дедушек (с приглашением людей старшего поколения на занятие кружка) | 1 | | |
6 | Игры наших бабушек. | Ролевые игры. Составление книжки-раскладушки с детскими работами (иллюстрациями игр) | | 1 | |
Раздел 2. Мой дом, мои соседи, мои друзья (5 часов). |
7 | Мой дом | Беседа. Рисование на тему. | | 1 | |
8 | Мои соседи | Беседа. Составление памятки «Как быть хорошим соседом» | | 1 | |
9 | Мои друзья | Беседа о том, каким должен быть друг. Рассказы о друзьях. Выставка рисунков «Я и мои друзья» | | 1 | |
10 | Народы, живущие в нашем селе. | Беседы с представителями разных национальностей. Анкетирование. Выпуск стенгазеты | | 1 | |
11 | Традиции народов, живущих в селе | Рассказы детей о том, какие традиции соблюдают представители разных национальностей. Игры разных народов. | | 1 | |
Раздел 3. Наша школа (2 часа). |
12 | Моя школа История и традиции школы | Встреча с педагогами-ветеранами, работавшими в школе. Анализ документов из архива школы. Книжка-раскладушка «Наша школа» | | 1 | |
13 | Кто учился в моей школе | Встреча с выпускниками школы разных поколений. | | | 1 |
Раздел 4. Село, в котором я живу (16часов) |
14 | Моя малая родина | Экскурсионное занятие | | | 1 |
15 | Природа нашего края | Сбор гербария растений. Выставка рисунков «Животный мир нашего края» | | | 1 |
16 17 18 19 | Природа в разные времена года | Экскурсионные занятия (по временам года) | | | 4 |
20 21 22 23 | Местные пейзажи в разные времена года | Фотовыставка «Мое село летом (осенью, зимой, весной) | | 4 | |
24 | Односельчане, которыми мы гордимся | Встреча с представителями разных профессий – передовиками производства. Чтение газетных заметок. Рассматривание фотографий | | | 1 |
25 26 | История села | Беседа со старожилами. Составление альбома «Мое село» | | 1 | 1 |
27 28 29 | Праздники народного календаря | Ярмарка поделок («Параскева – Пятница») Рождественские посиделки. Масленица. | | | 1 1 1 |
Раздел 5. Моя Родина (5 часов) |
30 | Моя Родина – Россия | Знакомство с символикой нашего государства. Рисование проекта герба села. | | 1 | |
31 | Мы – путешественники | Игра-путешествие «По родному краю» | | | 1 |
32 | Наш край – часть большой страны | Работа по карте страны и области. Викторина «Наш край» | | 1 | |
33 34 | «Моя малая родина» | Подготовка работ к итоговому занятию. Презентация работ детям, посещающим ГКП | | 1 | 1 |
И Т О Г О : | 2 | 16 | 16 |