Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у шестиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще-учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6 класса.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.
• создание условий (в рамках возможностей образовательного учреждения) для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения с социумом.
Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов, так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и обще-учебные умения. К ним, прежде всего относятся способность самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Тематическое планирование. (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Творческая деятельность | Вопросы, задания | Планируемые результаты |
1 | Введение в курс | | | Личностные:формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
Средние века | |
2 | Древние германцы: общественный строй, религиозные верования | | Сравнить богов древних греков и древних германцев | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам, к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, |
3 | Аттила – вождь гуннов | сообщения учащихся (1 ч) | Почему римляне называли Аттилу «бичом Божьим»? | Метапредметные: -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; -умение работать с учебной и внешкольной информацией; -формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий - умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; Личностные:формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, |
4 | Франки и их законы | | Работа с документами (с. 20, 22) | Личностные:формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
5 | Легенды и быль в истории Англии | Сообщения учащихся | Какие исторические события отразились в легендах о короле Артуре? | Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий -умение работать с учебной и внешкольной информацией; |
6 | Интересные факты из истории норманов | Сообщения учащихся | Работа с документом (с. 42) | Метапредметные:-определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
7 | Культура раннего средневековья | Практическая работа | По описанию (с.44-47) составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего средневековья. | -Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий -умение работать с учебной и внешкольной информацией; - умение работать индивидуально и в группе |
8 | Культура Византии | | Почему греки молились вне храма, а христиане – внутри? | Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе Личностные:коммуникбельность |
9 | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности | | В чем состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры? | Метапредметные :умение работать индивидуально и в группе |
10 | Культура стран халифата | Сообщения учащихся | Нарисовать иллюстрации к сказкам «1000 и одна ночь» | Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий -умение работать с учебной и внешкольной информацией; Предметные: освоение приемов установления причинно-следственных связей; |
11 | Кодекс рыцарской чести | | Какой смысл сегодня вкладывают в понятие «рыцарское поведение»? Чем это понимание отличается от средневекового? | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
12 | Личности в истории: Ричард Львиное сердце, Робин Гуд | | | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, |
13 | Личность в истории: Жанна д, Арк | Сообщения учащихся | Случайностью или закономерностью было появление Жанны д, Арк? | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, |
14 | Архитектура средневековой Европы, архитектурные стили | Сообщения учащихся | В чем различия в украшении православных и католических храмов? | Личностные: -готовности и способности вести диалог с другими людьми, коммуникабельность Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий -умение работать с учебной и внешкольной информацией; -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, |
15 | Гуманисты средневековья | | | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
16 | Живопись эпохи раннего Возрождения | | | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
Проектная деятельность | |
17 | Сочинение « | | | - Метапредметные: умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; Личностные: познавательная, творческая, активность; |
История Рязанского края с древнейших времен до конца 16 века |
18 | Археология как наука. Роль археологии в изучении истории родного края | | | Личностные: формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
19 | Расселение первобытных людей на территории Рязанского края. Орудия труда и занятия. | | | Метапредметные -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, |
20 | Тайны Карцевского городища | | | Личностные: формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
21 | Летописи и былины о ранней истории Рязанского края | Сообщения учащихся | | Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Личностные: познавательная, творческая, активность; |
22 | Русские богатыри | Проекты учащихся | | Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий -умение работать с учебной и внешкольной информацией; - умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; Личностные: познавательная, творческая, активность; |
23 | Первые города на территории Рязанской земли: Рязань и Муром | | Сравнить процесс и причины возникновения город в Европе и на Рязанской земле | Личностные: познавательная, творческая, активность; |
24 | Старая Рязань-столица княжества (занятия населения, быт, обычаи и ремесло) | | | Метапредметные -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, Личностные: познавательная, творческая, активность; |
25 | Рязанское княжество в период раздробленности | | Сравнить период раздробленности на Руси ив Европе | Метапредметные -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, |
26 | Борьба Рязани с монголо-татарами | Экскурсия в краеведческий музей | | Личностные: познавательная, творческая, активность; |
27 | На пути к единому государству: битва на реке Воже | | | Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий -умение работать с учебной и внешкольной информацией; |
28 | Олег Рязанский | | Олег Рязанский предатель или патриот? (обосновать свое мнение) | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, |
29 | Конец самостоятельности Рязанского княжества (присоединение Рязани к Московскому государству) | | | Личностные:формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
30 | На страже границ Московского государства | | | Личностные:формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, |
31 | Новые города -крепости: Касимов, Шацк, Михайлов, Сапожок, Ряжск, Скопин | | Сравнить города Рязанского края и средневековые города Европы | Метапредметные -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, |
Проектная деятельность |
32 | Защита проектов | | | Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий -умение работать с учебной и внешкольной информацией; - умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; Личностные: познавательная, творческая, активность; |
33 | Защита проектов | | |
34 | Подведение итогов курса | | | |