Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тонкинская средняя школа»
ПРОГРАММА
воспитательной работы классного руководителя
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
на 2012-2017 гг.
для учащихся 5-9 классов
Составитель: Пуртова Галина Александровна,
классный руководитель
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Цель программы: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи программы:
- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся
- Развитие органов классного ученического самоуправления.
- Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
- Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
- Формирование культуры здоровья.
Сроки реализации программы: 2012-2017 гг.
Формы и методы работы: беседы, диспуты, лекции, экскурсии, КВНы и т.д.
Основные принципы программы воспитания «Новое поколение»
1. Принцип целостности в воспитании
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
2. Принцип воспитания творческой личности ребенка
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
3. Принцип опоры на классное ученическое самоуправление
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
4. Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели
В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
5. Принцип сотрудничества
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого, образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Ожидаемые результаты
- Дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
- Формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
- Вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы, развитие ученического самоуправления.
Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся
· Систематический контроль над посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;
· Работа с дневниками учащихся, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;
· Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора;
· Развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного социального педагога и психолога.
Организация жизни класса во внеурочное время
· Создание здорового микроклимата в коллективе;
· Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль над его исполнением;
· Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся;
· Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Изучение и воспитание личности
· Привитие навыков работоспособности и воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности;
· Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся;
· Воспитание гражданственности;
· Привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью.
Работа с родителями
· Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье;
· Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
· Проведение тематических родительских собраний;
Формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Классный руководитель постоянно взаимодействует с детскими музыкальной и художественной школами, библиотеками, спортивной школой, домом детского творчества.
Научно-методическое обеспечение
программы воспитания «Новое поколение»
Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.
Работать в методическом объединении классных руководителей.
Основные программные мероприятия
Направления реализации программы «Новое поколение»
1. «Знание – сила»
Цели:
- оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде, мыслить рационально и эффективно;
- формирование ценностного отношения к знаниям;
- воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;
- развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
- формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания, потребность к самосовершенствованию.
- формирование и развитие интереса к учению и познанию мира
- удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время.
- привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению.
- работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения.
- воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности в выполнении каждого учебного задания.
- воспитание бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке.
Ожидаемый результат:
Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении.
Виды мероприятий:
· конкурсы и олимпиады
· классные часы
· беседы
· анкетирование
· тестирование
2. «Я – гражданин России»
Цель:
- воспитание чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.
- формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него;
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- развитие ребёнка как члена общества;
- формирование уважительного отношения к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.
- представление о гражданстве России, Конституции Российской Федерации, важнейших законах страны. Знание о правилах поведения в школе, дома, на улице, в природе.
- ознакомление учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка.
- воспитание у детей любви к родному краю, к своей родине, к своему народу.
- изучение родного края от родного порога до глобальных проблем страны. Люди, прославившие Россию, Нижегородскую область, родной посёлок.
- ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений.
- воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы.
- развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ожидаемый результат:
Ученик должен:
- усвоить правовые нормы своего поведения;
- знать, кто и как защищает права человека;
- уважать права другого человека;
- знать, кто защищает права ребёнка;
- знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.
Виды мероприятий:
· классные часы
· беседы
· диспуты
· вечера
3. «Я человек и личность»
Цели:
- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
- формирование у ребёнка сознательного, уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни и морали;
- формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, сознание самосовершенствования.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас.
- формирование у учащихся нравственных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.
- дать представление о духовной неприкосновенности человека: внимательности, деликатности, чуткости, великодушии, такте.
Ожидаемый результат:
Формирование и развитие в ребёнке:
- чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим;
- отрицательного отношения к унижению, к оскорбительному обращению;
- протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других.
Виды мероприятий:
классные часы
беседы
диспуты
вечера
4. «Родители и мы»
Цели:
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности;
- воспитание любви к родителям;
- налаживание плодотворных связей между семьёй и школой.
Задачи:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание духовной близости, теплоты между детьми и родителями;
- создание условий для взаимопониманий и совместной работы между учителем и родителями.
Ожидаемый результат:
Формирование представления о семье и обществе. Понятия: семья, член семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, реликвии, предки, потомки. Семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети – сын и дочь. Обязанности каждого члена семьи. Ответственность каждого члена семьи за семью. Любовь и взаимопомощь между родными людьми. Радость дружбы. Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.
Виды мероприятий:
· классные часы
· беседы
· диспуты
· вечера
5. «Я отвечаю за окружающий мир»
Цели:
- формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;
- формирование экологического сознания школьников.
Задачи:
- выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;
- выработать навыки природоохранительного поведения в окружающем мире.
- продолжение знакомства с окружающей природой.
- выработать умение понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов.
Ожидаемый результат:
Ученик должен:
- участвовать в природоохранительных мероприятиях;
- уметь рассказывать о природе своего края;
- знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности;
- знать Красную книгу России и Нижегородской области;
- знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы;
- знать организации по охране природы;
- знать меры по охране природы.
Мероприятия:
· классные часы
· беседы
6. "Труд – основа жизни»
Цели:
- формирование трудовых навыков школьников;
- воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.
Задачи:
- воспитание положительного отношения к труду как к высшей человеческой ценности;
- воспитание бережливости, экономного использования средств.
- воспитание трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям.
- формирование у учащихся не только исполнительской, практической, но и познавательной самостоятельности, чтобы процесс их труда стал осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносил детям радость.
Ожидаемый результат:
Ученики должны:
- уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время;
- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;
- уважать и ценить труд людей.
Виды мероприятий:
· классные часы
· беседы
· диспуты
7. "Красота спасет мир"
Цели:
- воспитание эстетических чувств у детей;
- приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:
- привлечение учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;
- знание различных видов искусства;
- привитие интереса к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
- развитие у детей общих художественных и изобразительных способностей, творческого воображения, стремления к гармонии внешней и внутренней, стремления видеть и созидать красоту.
- формирование восприятия и понимания музыки и изобразительного искусства.
- формирование знаний о культуре народа, её орнаментальном богатстве, разнообразии и красоте (резьба, роспись по дереву, вышивка и т.д.). Развитие интереса к прошлому своего народа, пробуждение генетической и культурной памяти.
- участие в беседах о прочитанных книгах, просмотренных спектаклях, кино, концертах.
- участие в организации и проведении народных праздников, игр, обрядов, юбилейных и памятных дат в культурной жизни села, страны, мира. Выпуск стенгазет.
Ожидаемый результат:
Ученик должен:
- любить и хранить национальную культуру;
- стремиться всё делать красиво;
- уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;
- знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов Нижегородского края, России и других стран.
Виды мероприятий:
· классные часы
· беседы
· диспуты
· вечера
8. «Здоровье – это здорово».
Цель:
- использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения;
- воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- овладение навыками общей физической культуры;
- развитие двигательной активности;
- профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.
- формирование у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.
- укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физического развития.
Виды мероприятий:
· праздники
· конкурсы
· экскурсии
· шоу-программы
· викторины
Ожидаемый результат.
развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
формирование гражданско-патриотических качеств личности.
формирование культуры здоровья.
План-график реализации программы
1 этап: 2012 – 2013 гг.
1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
2 этап: 2013 -2014 гг.
1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
3 этап: 2014 – 2015 гг.
1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
4 этап: 2015-2016 гг.
1. Обсуждение наиболее важных проблем.
2. Исследование эффективности реализации программы.
3. Совершенствование и обновление методов и форм взаимодействия учащихся и классного руководителя.
4. Создание системы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
5 этап: 2016-2017 гг.
1. Апробация системы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
2. Выработка методических рекомендаций по организации совместной работы участников образовательного процесса.
3. Обобщение опыта работы по данной теме на школьном уровне. Выступление с докладом.
4. Определение эффективности программы. Итоги работы за пять лет.
Методическое обеспечение программы
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
Примерная тематика классных часов
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
5 класс
1. Классный час «Люди мира, на минуту встаньте!».
2. Классный час «У войны — не женское лицо».
3. Беседа «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?».
4. Классный вечер «Аты - баты! Стань солдатом!».
5. Анкетирование «Мы составляем наш автопортрет».
6. Экскурсия в музей «История Отечества – история Нижегородчины».
7. Классный час «Ему было всего 19" (посвящается погибшим в Афганистане).
8. Ролевая игра «Я ребенок – я гражданин».
9. Классный час «Символы государства».
6 класс
1. Литературно-музыкальная композиция «Ради жизни на земле».
2. Беседа «Этих дней не смолкнет слава!».
3. Классный час «Символика России».
4. Диагностический тест «Я и мой класс».
5. Ролевая игра «Защитник Отечества, каков он?».
6. Праздник «День защитников Отечества».
7. Классный час «Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане).
8. Урок-презентация «Новый закон на защите детства».
7 класс
1. Классный час «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!».
2. Игра "Счастливый случай», посвященная 23 февраля.
3. Классный час «Горжусь тобой, моя Россия».
4. Урок гражданственности и патриотизма «300 лет Нижегородской губернии».
5. Правовая беседа «Поговорим об ответственности».
6. Классный час «Всему начало – отчий дом».
7. Классный час «Закон, по которому мы живём».
8. Классный час «Семейная летопись».
9. Классный час «Поле русской славы. Куликово поле».
8 класс
1. Классный час «Идут по войне девчата».
2. Историко-литературная композиция «На войне детей не бывает».
3. Классный час «Я ребенок – я гражданин».
4. Дискуссия «Я имею право на…».
5. Классный час «Великая Отечественная война».
6. Классный час «Афганистан – наша память и боль».
7. Классный час «Конституция – закон жизни».
9 класс
1. Литературно-музыкальная композиция «О любви и войне».
2. Урок мужества «Через века, через года – помните!».
3. Классный час «Знай и люби свой край».
4. Игра «Колесо истории» «Именем святой Екатерины».
5. Классный час «Мы – русские, мы – россияне».
6. Классный вечер «День воина-интернационалиста».
7. Деловая игра «Человек и закон».
Нравственное воспитание «Я - человек и личность»
Формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».
5 класс
1. Уроки нравственности «По каким правилам мы живём?». Анкетирование, составление нравственного кодекса.
2. Уроки нравственности «Человек – сам себе враг?».
3. Беседа «Наш класс. Законы жизни».
4. Беседа «Отношение к школе и её имуществу».
5. Праздник «Праздник мам».
6. Классный час «Семейная летопись».
7. Классный час «Он первый. День космонавтики».
6 класс
1. Уроки нравственности. Диагностика духовных ценностей учащихся.
«Мои духовные ценности».
2. Уроки нравственности. Практикум «Нет уз святее товарищества».
3. Уроки нравственности «Человек среди людей».
4. Беседа. «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?».
5. Беседа «Этикет и мы! Проблема разговорной речи».
6. Классный час «Дом без одиночества».
7. Праздник, посвящённый 8 марта «Весенний калейдоскоп».
8. Классный час «Мои права и обязанности».
7 класс
1. Уроки нравственности «Что такое культурный человек?».
2. Уроки нравственности «Что такое интеллигентность?».
3. Уроки нравственности «Сам себя воспитать должен».
4. Классный час «Как научиться управлять собой».
5. Диспут «Я и учитель».
6. Беседа «Мы составляем наш автопортрет».
7. Классный час «День памяти воинской славы».
8 класс
1. Диспут «Внешний облик – внутренний мир».
2. Уроки нравственности «Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание».
3. Уроки нравственности «Человек и его судьба».
4. Уроки нравственности «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности».
5. Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?!».
6. Деловая игра «Умеем ли мы общаться?».
7. Праздничный тур конкурса «А ну-ка, девочки» «Весеннее настроение".
8. Беседа «Поощрение и наказание в семье».
9. КВН, посвящённый 8 марта «Весёлый турнир».
9 класс
1. Уроки нравственности «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей».
2. Уроки нравственности «Десять Заповедей – основа нравственности человечества».
3. Дискуссия «В чём смысл жизни?».
4. «Как стать счастливым?». Дискуссия.
5. Вечер, посвящённый 8 марта «И в шутку и всерьез».
6. Уроки нравственности «Будем милосердны к старости!».
7. Дискуссия «Карманные деньги».
8. Классный час «Соборы и храмы Нижегородской области».
Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
5 класс
1. Классный час «Как растения показывают погоду и время».
2. Классный час «Берегите эти земли, эти воды».
3. Беседа «Эти забавные животные».
4. Классный час «Охрана и использование животного мира».
5. Беседа «Природа нашего края».
6. Классный час «Мир вокруг нас».
7. Праздник «Загадки осени».
8. Беседа «Моё место в природе».
6 класс
1. Игровая программа «Конкурс знатоков природы».
2. Классный час «Электрические станции на службе человека».
3. Классный час «Экология».
4. Классный час «В защиту матери-земли».
5. Классный час «Береги лес от пожаров».
6. КВН «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя».
7. Урок-путешествие «В мире животных».
8. Внеклассное занятие «День воды».
7 класс
1. Беседа «И я – природа».
2. Виртуальное путешествие по заповеднику «Керженский».
3. Урок памяти «Чернобыльская катастрофа».
4. Классный час «Глобальный экологический кризис».
5. Классный час «Цветы в жизни человека».
6. Конкурс плакатов «Планета заболела».
7. Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?».
8. Праздник «Осень в лесу».
8 класс
1. Классный час «Робинзонада с растениями».
2. Беседа о Керженском заповеднике «Заповедный край».
3. КВН «Птичьи разговоры».
4. Классный час «Тайна старого леса».
5. Беседа «История возникновения и развития экологии».
6. Классный час «Оранжерея на окне».
7. Внеклассное мероприятие «Жизнь под угрозой».
8. Игровая экологическая программа «Колобок на новый лад».
9. Классный час "Цветы в легендах и преданиях".
9 класс
1. Классный час «Нет дерева сердцу милее».
2. Экскурсия в природу.
3. Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?».
4. Беседа «Цивилизация – начало борьбы с природой».
5. Классный час "Этот пестрый, волшебный, загадочный мир”
6. Классный час «Внимание: бытовые отходы»
7. Деловая игра "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…"
8. Классный час "Берегите землю, берегите".
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
«Здоровый образ жизни»
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура – часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
5 класс
1. Анкетирование «Здоровье – бесценное богатство».
2. Беседа «О вкусной и здоровой пище».
3. Классный час «В здоровом теле…».
4. Спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья».
5. Цикл бесед «Правила дорожные знать каждому положено».
6. Цикл бесед о правилах техники безопасности.
7. Классный час «Урок здоровья».
8. Классный час «Умелые пожарные».
6 класс
1. Беседа «Я выбираю здоровье».
2. Классный час «Вино вину творит».
3. Ролевая игра "Урок здоровья".
4. Дискуссия «Формула здоровья».
5. Ролевая игра «Суд над сигаретой».
6. Классный час «Не сломай судьбу свою»
7. Соревнование «Большие гонки».
8. Цикл бесед о правилах техники безопасности и дорожного движения.
7 класс
1. Классный час "Берегите жизнь".
2. Беседа «Человек и наркотики».
3. Цикл бесед о правилах техники безопасности и дорожного движения.
4. Классный час с приглашением медработника «Как уберечься от гриппа?»
5. Классный час «Биологические добавки».
8 класс
1. Классный час «Мутагены. Их влияние на природу и человека».
2. Классный час «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека».
3. Беседа «Проблема наркомании».
4. Тренинги «Стресс в нашей жизни».
5. Беседа «СПИД – болезнь 21 века».
6. Цикл бесед о правилах техники безопасности и дорожного движения.
7. Классный час «Коктейль здоровья».
9 класс
1. Классный час с приглашением медработника «День борьбы со СПИДом».
2. Классный час «Наследственные болезни».
3. Цикл бесед о правилах техники безопасности и дорожного движения.
4. Классный час «Дорожные приключения».
5. Классный час «Быть здоровым – жить в радости».
6. Классный час «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека).
7. Классный час «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как потушить».
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
5 класс
1. Устный журнал «Слава рукам золотым!».
2. Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём».
3. Классный час «Без труда ничего не даётся».
4. Беседа «Мои обязанности в семье».
5. Праздник «Мамина помощница».
6. Классный час «О лени и лентяях».
7. Десант в школьную библиотеку «Книжкин праздник».
6 класс
1. Беседы о профессиях.
2. Выставка «Волшебный узелок».
3. Субботник «Берегите нашу Землю».
4. Беседа «Об аккуратности».
5. Классный час «В поисках будущей профессий».
6. Классный час «Дежурный по школе».
7 класс
1. Беседы о профессиях.
2. Беседа «Труд в нашей жизни»
3. Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок».
4. Участие в субботниках.
5. Классный час «Его величество – Хлеб».
6. Мастерская Подарок для мамы».
7. Классный час «Я в мире профессий».
8. Акция «Подари книге вторую жизнь».
8 класс
1. Классный час «Мир профессий и твоё место в нём».
2. Классный час «Разделение труда. Классификация профессий».
3. Участие в субботниках «День Земли».
4. Классный час «Путешествие в Город мастеров».
5. Классный час «Сто дорог — одна твоя».
6. Трудовые десанты.
9 класс
1. Классный час «Влияние темперамента на выбор профессии».
2. Классный час «Профессии. Которые мы выбираем».
3. Классный час «Чем пахнут ремёсла».
4. Классный час Я в водители пошел...».
5. Классный час «Новое время — новые профессии».
6. Классный час «Профессия моих родителей».
7. Трудовые десанты.
Эстетическое воспитание «Мир прекрасного»
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.
Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
5 класс
1. Беседа «Музыка и мы».
2. Беседа «Красота внешнего облика. Мои жесты».
3. Конкурс «Юные дарования».
4. Ролевая игра «Культура чаепития».
5. Классный час «Голубые цветы Гжели».
6. Классный час «Путешествие в страну «Чистых слов».
7. Классный час «Лотерея вежливости».
8. Конкурсная программа «Мы ищем Золушку».
9. Классный час «Культура поведения в школе и школьный этикет».
6 класс
1. Беседа «О красоте и мужестве».
2. Классный час «Музыкальная семья».
3. Классный час «Жостовский букет».
4. Праздник «Широкая масленица».
5. Беседа «Вдохновенный певец России» (о творчестве Хворостовского).
6. Праздник «Русские посиделки».
7. Праздник «Царица Осень».
8. Классный час «Для чего нужна улыбка?»
7 класс
1. Классный час «Золотая хохлома».
2. Классный час «Птица счастья».
3. Ролевая игра «Гость в доме – хозяину радость».
4. Познавательно-развлекательное занятие с элементами театрализации
«Русская басня».
5. Классный час «Русские традиции. Масленица».
6. Классный час «Отговорила роща золотая».
7. Классный час «Как стать интересным собеседником».
8 класс
1. Классный час «Красота и труд вместе идут».
2. Классный час «Человек и творчество. Великие творения человечества».
3. Конференция идей «Секреты Золушки».
4. Классный час «Русские традиции. Рождество».
5. Вечер «Осенний бал».
6. Классный час «Светский этикет».
7. Классный час «Умею ли я слушать».
8. Беседа «Язык, мимика, жесты как средства общения».
9 класс
1. Дискуссия «Что такое духовное богатство человека».
2. Дискуссия «Музыка и мы».
3. Классный час «Сервировка праздничного стола».
4. Брейн-ринг «Этикет и мы».
5. Классный час «История развития туристской песни. Лучшие авторы и исполнители».
6. Устный журнал «Наш друг – кино».
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания
Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Предполагаемые результаты
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Творческий подход к коллективной деятельности.
Литература:
1. «Воспитание школьника»-журнал № 1-6 ,2004 год
2. Закон Российской Федерации "Об Образовании
3. Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя», М.: ВАКО, 2007г.
4. Классный руководитель.Журнал.№5,2006,№3 2002 год.
5. М.И.Рожков, Л.В.Байбородова «Организация воспитательного процесса в школе» М.: Владос, 2001 г.
6. Савченко Е.В. Классные часы.5-9 классы.-М., 2006.
7. Спутник классного руководителя. Пособие для учителя -М.: Просвещение, 2011.