| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проверил
________/______/
“__”________20__г
«Программа адаптации ребенка школе»
Выполнила:
студентка Ш-32 группы
Малышева Юлия
Ейск, 2020
ВВЕДЕНИЕ
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.
Организация оздоровительно-профилактической работы.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
Организация внеучебной жизни первоклассников.
Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению.
Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению
в школе.
За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития:
Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об окружающей действительности)
Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально использовать время на уроке.
Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.
Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи.
Формирование нравственных и эстетических представлений.
Карта адаптации первоклассника.
Ф.И. ребёнка_________________________
Уровень готовности к школе_______________________
Класс______________________ возраст________________
Симптомы нормальной адаптации. | Степень выраженности |
Сильно | Средне | Слабо | Нет |
Физиологическая адаптация. |
1. Трудоспособность | | | | |
2. Уравновешенность | | | | |
3. Жизнерадостность, оптимистичность | | | | |
4. Внимательность, Сосредоточенность. | | | | |
5. Хороший аппетит. | | | | |
6. Нормальный сон. | | | | |
Социально - психологическая адаптация. |
К учебной деятельности. |
1. В школу ходит с желанием. | | | |
2. Заинтересованность продолжительная. | | | | |
3. Старательный усердный. | | | | |
4. Адекватная реакция на замечания. | | | | |
5. Активный на уроке. | | | | |
6. Самостоятельно выполняет задания. | | | | |
7. Быстро включается в учебный процесс. | | | | |
8. Равномерная успешность в учении. | | | | |
9. Прогресс в успешности в учении. | | | | |
10.Аккуратный. | | | | |
К общению с ровесниками, учителями. |
1. Дружелюбный, отзывчивый. | | | | |
2. Вступает в контакт с детьми. | | | | |
3. Пользуется симпатией детей. | | | | |
4. Активный, эмоциональный в игре. | | | | |
5. В совместной учебной деятельности стремится к лидерству. | | | | |
6. Стремится к общению с учителем. | | | | |
7. Вежливый. | | | | |
Физиологическая дезадаптация. |
1.Утомляемость. | | | | |
2. Тревожность, неуверенность, заторможенность. | | | | |
3. Импульсивность, неадекватность. | | | | |
4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость. | | | | |
5.Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном. | | | | |
6. Жалобы на головную боль. | | | | |
7. Жалобы на тошноту, боль в животе. | | | | |
8. Отсутствие аппетита. | | | | |
9. Плохой сон. | | | | |
10. Заикается, запинается. | | | | |
11. Грызёт ногти, очень взволнованный. | | | | |
12. Засыпает на уроке. | | | | |
Социально-психологическая дезадаптация. |
К учебной деятельности. |
1. Отказывается ходить в школу. | | | | |
2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию. | | | | |
3. Отказывается выполнять задания. | | | | |
4. Нестарательный, равнодушный к неудачам. | | | | |
5. Негативно относится к неудачам, плачет. | | | | |
6. «Присутствует» на уроке. | | | | |
7. Нуждается в помощи и контроле. | | | | |
8. Медленно включается в учебный процесс. | | | | |
9. Наблюдается падение успеваемости. | | | | |
10. Неаккуратный, несобранный, расхлябанный. | | | | |
К общению с ровесниками, учителями. |
1.Агрессивный к детям (кричит, угрожает, жалуется учителю) | | | | |
2. Ссорится, обзывает детей. | | | | |
3. Кусается, царапается. | | | | |
4. Отказывается от общения с детьми. | | | | |
5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству. | | | | |
6. Требует особого внимания к себе. | | | | |
7. Избегает общения с учителем. | | | | |
8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание. | | | | |
9. Ни с кем не здоровается. | | | | |
10.Создаёт конфликтные ситуации. | | | | |
Примерная тематика бесед с родителями о здоровье детей.
1 класс.
Каков он здоровый ребёнок? Ведение дневника Здоровья первоклассника. Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Трудности адаптации первоклассника.
Особенности физического развития младших школьников. Основные отклонения в развитии и состоянии здоровья.
Основные принципы режима для младших школьников. Личная гигиена в режиме дня.
Гигиена питания.
Профилактика уличного травматизма. Безопасный путь в школу.
2 класс.
Гигиенические требования к организации учебной работы школьников в домашних условиях.
Поощрение и наказание в семье.
Состав пищи и рациональное питание младших школьников.
От чего зависит работоспособность младших школьников.
Об утомляемости младших школьников.
Воспитание правильной осанки. Роль корригирующей гимнастики в лечении нарушений осанки.
Здоровье наших детей. Полезные советы на каждый день.
Досуг наших детей: телевизор, компьютер.
3 класс.
Физическое воспитание детей в семье ( утренняя гимнастика, игры, прогулки, экскурсии, походы)
Предупреждение близорукости у младших школьников.
Режим просмотра передач для младших школьников.
Здоровые и вредные привычки.
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Растить детей закалёнными. Правила поведения детей на свежем воздухе, на воде.
4 класс.
Роль семьи в предупреждении неврозов у детей.
Профилактика бытового и уличного травматизма.
Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение.
Причины и последствия детской агрессии. Ребёнок становится трудным…
Как уберечь ребёнка от насилия.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ»
Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
Выделяют три фазы адаптации:
1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели;
2) неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;
3) относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новые нагрузки, варианты реагирования, то есть собственно адаптация.
Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.
Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».
В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.
Все это — комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка». Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации — «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.
Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязанно, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.
Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа (М.М. Безруких):
— специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;
— неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.
В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, 7 повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор — вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.
Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.
При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕРВОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ «РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
Психологическая поддержка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.
Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», — отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.
Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.
Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.
Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.
Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон получил? Пятерку? Вот молодец! Он, помоему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...) Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться.
Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность. Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ
Схема истории развития ребенка:
1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения. Полный охват семьи с указанием возраста родителей, остальных членов семьи, характера работы родителей. Изменения состава семьи. Условия жизни в семье.
2. Особенности перинатального развития. Наличие фактора риска в состоянии здоровья матери и ребенка.
3. Состояние здоровья ребенка. Наличие травм и операций, частых заболеваний. Случаи госпитализации и постановки на учет у специалистов.
4. Воспитание ребенка. Где, кем воспитывался, кто ухаживал за ребенком, когда ребенок был определен в детский сад, как привыкал, как складывались отношения, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, длительные, частые разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.
5. Развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. Особенности развития моторики, сроки основных сенсомоторных реакций (когда начал ползать, сидеть, ходить). Общий эмоциональный фон. Развитие речи. Отношение к близким и чужим. Активность и любознательность. Опрятность и навыки самообслуживания. Трудности поведения. Любимые игры и занятия.
6. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Любимые игры, занятия. Любит ли рисовать, с какого возраста. Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор. Умеет ли читать. Как научился, когда. Как развит физически. Какая рука ведущая. Имеет ли домашние обязанности. Каковы отношения со сверстниками, с членами семьи. Типичные конфликты. Актуальные запреты. Особенности характера. Страхи. Трудности. Жалобы.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то, как часто?
11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна?
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Опросник для учителя
1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы).
3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.д.).
4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неодинаковые буквы).
5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
6. Пишет левой рукой. 7
. Бесцельно двигает руками.
8. Часто моргает.
9. Сосет палец или ручку.
10. Иногда заикается.
11. Грызет ногти.
12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
16. Речь инфантильная, напоминает речь 4—5-летнего ребенка.
17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
18. Быстро примиряется с неудачами.
19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
22. Долго переживает неудачи.
23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
24. Очень долго выполняет любое задание.
25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает все марки машин).
28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения.
29. Допускает много ошибок при списывании.
30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
Содержание программы курса
Описание по разделам содержания занятий
№ п/п | Название раздела | Название тем | Содержание занятий |
1 | Раздел 1: Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни | Занятие 1. Вводное занятие. С днем рождения, группа!» Занятие 2. «Я и мое имя Занятие 3 .«Школьные правила» Занятие 5.«Для чего ходят в школу?» Занятие 6 «Собираем портфель» Занятие 7.«Подсказки и списывание» Занятие 8.«Что такое хорошо?» Зан | Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрытие правила общения в группе. |
Занятие 9.«Мои эмоции» Занятие 10."Мое настроение" Занятие 11.«Конверты "Радости"и "Огорчений"» Занятие 12.«Радость – одна на всех» Занятие 13. «Чудо-дерево» Занятие 14.«Наши страхи» Занятие 15.«Грусть и печаль» Занятие 16.«Я контролирую себя» Занятие 17. «Слушай команду» Занятие 18.«Волшебная клетка» Занятие 19. «Планета эмоций» |
2 | Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы | знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга. |
3 | Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков | Занятие 20. «Что такое общение» Занятие 21. «Путешествие в страну «Понимание»» Занятие 22. «Школьник и дошкольник» Занятие 23. «Я — доброжелательный» Занятие 24. «Волшебные средства взаимопонимания» Занятие 25. «Драки и обида» Занятие 26. «Учимся работать дружно» Занятие 27. «Мы поссорились и помирились» Занятие 28. «Застенчивость и Уверенность» | формирование коммуникативных и познавательных УУД, усвоить нормы общении с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, сплочение классного коллектива. |
4 | Раздел 4. Заключительная часть. | Занятие 29. «Дерево дружбы» Занятие 30. «Первоклассное путешествие» Занятие 31. Игра «Что я знаю про свою школу» | |