МИЛЛЕРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Утверждено Приказом МОУ СОШ №5 от 31.08.2020г. №160 |
Программа
по профилактике вредных привычек
«Азбука Здоровья»
5-9 классы
Педагог-психолог
высшей квалификационной категории
С.В.Рыбалкина
г. Миллерово
2020г.
Пояснительная записка
Проблема воспитания здорового поколения в настоящее время приобретает большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития обучающихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Здоровье является базовой потребностью человека. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Говоря о здоровье ребенка, важно учитывать то, что оно имеет четыре составляющих:
физическое - создает основу для осанки, статики, координации движений, роста, веса, подвижности;
соматическое - обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов;
психическое - обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и к окружающим;
духовное - включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека почти на 55-65%. Не менее очевиден и тот факт, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением каких-либо препятствий.
Известно, что проблема физического воспитания и формирования здорового образа жизни может решаться с разных позиций посредством:
просветительской деятельности;
изучения особенностей своего организма;
изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;
формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.
Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г. К. Зайцевой «Уроки здоровья», Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой «Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений», образовательная программа «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоровья, методическое руководство «Познай себя» М. Л. Лазарева и др. Программа «Азбука здоровья» также не является исключением.
Цель программы: профилактика приобщения школьников к вредным привычкам, таким как алкоголь, табак, наркотики.
Программа составлена по возрастным ступеням и рассматривается обучающимися с 5 по 9 класс. В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, а также их закрепление и совершенствование вне занятий.
Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми и может проводиться одновременно с классом (не более 30 человек).
Занятия «Азбуки здоровья» требуют творческого подхода со стороны педагога. На них используются такие методы работы как игра, беседа, упражнение, лекция, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций и другие.
Программа состоит из нескольких циклов.
Количество занятий по программе: 26.
Количество занятий по классам:
5 класс – 9 занятий;
6 класс – 3 занятий;
7 класс – 6 занятий;
8 класс – 6 занятия;
9 класс – 3 занятия.
Условия реализации программы
Занятия могут планироваться по усмотрению ведущего с учетом возможностей детей, а также условий, в которых они проводятся. Занятия, как правило, проводятся в учебном классе. Можно использовать другое просторное помещение, в котором дети могут сидеть как за партами, так и в кругу на стульях.
Продолжительность одной встречи составляет 1 академический час, а частота встреч – 1 раз в неделю.
Оборудование.
Для проведения занятий по программе необходима доска школьная настенная, проектор и экран.
Каждое занятие состоит из пяти частей, среди которых: организационный момент, введение в тему, сообщение темы, работа по теме, итог (рефлексия).
При реализации программы особое внимание необходимо уделять способам закрепления изучаемого материала. Обучающимся необходимо предлагать вариативные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформированных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в разных видах деятельности. В более старших классах обучающимся возможно предлагать выполнить творческие задания «Моя программа здоровья», «Антиалкогольная программа» и т.п. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. В старших классах делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий.
Ожидаемый результат
В завершении работы по программы предполагается:
- повышение у учащихся уровня информированности о пагубном влиянии табака, алкоголя и наркотиков на организм человека;
- сформированность негативного отношения к табаку, алкоголю и наркотикам;
- установка на здоровый образ жизни.
Об эффективности проведённых занятий можно судить в процессе наблюдения за поведением и деятельностью учащихся.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Название занятия | Содержание (список упражнений) | Цели и задачи занятия | Дата проведения |
1 | Когда на меня оказывают давление | Работа с сюжетными картинками, чтение и анализ рассказа «Розовое платье», работа по карточкам, работа в микрогруппах, обсуждение проблемной ситуации | 1.Разобрать значение слова «давление». 2.Поговорить об источниках влияния и давления. 3.На конкретных примерах подвести детей к пониманию того, что влияние может иметь положительные и отрицательные последствия. 4.Объяснить, что в ситуации давления следует принимать правильное решение и в этом человеку помогает уверенность в себе. | 05.10.20 |
2 | Курение. Влияние на организм человека | Упражнение «Постарайся запомнить и ответить на вопросы», беседа-информация, беседа по рисунку «Влияние курения на организм человека», работа в парах, экономический расчет, выбор безопасных и интересных способов времяпровождения. | 1.Познакомить детей с вредным влиянием курения на здоровье человека 2.Сформировать представление об отрицательном влиянии курения на организм. 3.Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время. 4.Воспитание бережного отношения к собственному здоровью. | 12.10.20 |
3 | Влияние алкоголя на детский организм | Упражнение «Шифрограмма», беседа «Что такое алкоголь», мифы об алкоголе, лекция «Влияние алкоголя на детский организм», работа с картинками | 1.Сообщить детям, что алкоголь затормаживает работу организма. 2.Описать различные эффекты алкоголя. 3.Показать пагубное влияние алкоголя на детский организм. 4.Воспитывать стойкое желание заботиться о своем здоровье. | 19.10.20 |
Всего: | 9 ч. |
6 класс
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цели и задачи занятия | Дата проведения |
1 | Привычки. Их влияние на здоровье | Упражнение на развитие внимания, памяти, мышления; работа по карточкам, информационный материал | 1.Продолжить работу по формированию у учащихся представлений о полезных и вредных привычках. 2.Способствовать развитию умения анализировать свои привычки детьми. 3.Развивать мышление, коммуникативные функции. 4.Воспитывать привычку стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья. | 10.11.20 |
2 | Алкоголь и работоспособность | Упражнение «Шифр», беседа мифы о пользе алкоголя, влияние алкоголя на работоспособность | 1.Продолжить работу по профилактике приобщения к вредным привычкам. 2.Закрепить ранее полученные знания о влиянии алкоголя на организм человека. 3.Выяснить влияние алкоголя на работоспособность человека. 4.Воспитывать стойкое отрицательное отношение к употреблению алкоголя. | 17.11.20 |
3 | Пассивное курение | Упражнение «Прозрачный пакет», просмотр отрывка из мультфильма, обсуждение, обсуждение ситуации «Что такое побочный дым», пассивное курение, знакомство с законодательством | 1.Подвести учащихся к выводу о том, что курение оказывает пагубное влияние не только на самого курильщика, но и на состояние здоровья окружающих людей. 2.Познакомить учащихся с законодательством разных стран, ограничивающим курение в общественных местах. 3.Познакомить с понятием «пассивное курение», формировать привычку избегать табачного дыма. 4.Воспитывать стойкое отвращение к вредным привычкам. | 24.11.20 |
Всего: | 3 |
7 класс
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цели и задачи занятия | Дата проведения |
1 | Учусь говорить «Нет!» | Вопрос-ответ, рисунки-ситуации, беседа, ролевая игра, выработка правила отказа | 1.Дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды. 2.Показать учащимся ситуации, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения. 3.Познакомить подростков с формами и правилами отказа от вредных привычек. 4.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. | 01.12.20 |
2 | Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие | Ситуационные картинки, обсуждение, упражнение «Лишняя картинка», нахождение выхода из проблемной ситуации, рассказ педагога | 1.Дать представление о семейных конфликтах, причинах их возникновения. 2.Подвести учащихся к пониманию лежащей на них ответственности за состояние здоровья их будущего поколения. 3.Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. | 08.12.20 |
3 | От вредной привычки до болезни всего один шаг | Упражнение «Вспомним алфавит», тест «Табакокурение», тест «Алкоголь», тест «ПАВ», приемы развития самообладания | 1.Познакомить с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек. 2.Продолжить знакомить учащихся со стратегией принятия решений. 3.Продолжить воспитывать потребность в здоровом образе жизни. | 15.12.20 |
Всего: | 6 |
8 класс
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цели и задачи занятия | Дата проведения |
1 | Учусь сопротивляться давлению | Упражнение «Энергизатор», работа с картинками, обсуждение ситуаций | 1.Продолжить знакомить учащихся с теоретическим материалом о вреде табакокурения, алкоголя, наркомании. 2.Продолжить работу по отработке практических навыков стратегии принятия решений и содействовать применению этой методики в реальной жизни. 3.Воспитывать потребность здорового образа жизни. 4.Развивать такие качества личности, как самообладание, ответственность за свое поведение и здоровье. | 11.01.21 |
2 | Наркотики. Их последствия для здоровья | Игра на формирование навыков ответственного поведения, игра «Пирамида», беседа по теме, работа с древом решений | 1.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье - важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни. 2.Вооружить подростков знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека. 3.Формировать устойчивое отношение к принятию учащимися только ЗОЖ. | 18.01.21 |
3 | Наркотики и токсические вещества лишают человека всех основных жизненных ценностей | Упражнение «Натуральные предметы», «Мозговой штурм», информационный материал, программированное задание, анкетирование | 1.Обобщить полученные ранее знания по данной проблеме. 2.Продолжить работу по формированию стойкой установки на здоровый образ жизни. 3.Сформировать потребность противостоять употреблению наркотиков. | 25.01.21 |
Всего: | 6 |
9 класс
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цели и задачи занятия | Дата проведения |
1 | Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения) | Упражнение «Прочитай слово по линиям», пресс-конференция, выслушивание мнений учащихся по данному вопросу, краткая информация педагога | 1.Дать учащимся представление о правонарушении. 2.Познакомить с видами наказаний, применяемым к людям за совершение правонарушения. 3.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия. | 03.02.21 |
2 | Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ | Упражнение для определения понятия силы воли, работа по теме: сила воли, самооценка | 1.Выяснить, какие качества личности повышают риск возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздержаться от употребления одурманивающих веществ. 2.Обучать учащихся находить положительные качества личности товарищей, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности. 3.Показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических веществ. Продолжить воспитание отрицательного отношения учащихся к наркотическим веществам. | 10.02.21 |
3 | Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение (их влияние на потомство) | Упражнение «Разгадай слова в кружках», обсуждение эпиграфа к занятию, беседа «Различие и сходство полов, единство прав и обязанностей», информационный материал | 1.Продолжить работу по воспитанию отрицательного отношения к наркотическим веществам, табакокурению, алкоголю. 2.Дать понятие различий и сходства полов, единства прав и обязанностей между полами в обществе. 3.На конкретных примерах показать пагубное влияние вредных привычек на будущее потомство. 4.Воспитывать стойкую потребность здорового образа жизни. | 17.02.21 |
Всего: | 3 |
Литература:
Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы./.-М.: Глобус, 2007.-206 с.- (Воспитательная работа).
Г. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. Н. Блинова. -М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.
Варламова, С. И. Здоровье наших учеников / С. И. Варламова /7 Начальная школа. - 2003. - № 2.
Верхлин, В. Н. Формирование основ физкультурной деятельности / В. Н. Верхлин Е. А. Шуктаева // Начальная школа. - 2002. - № 4.
Гладкая, В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанниковспециальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида: методическое пособие / В. В. Гладкая. - М.: «ИздательствоНЦ ЭНАС», 2003,
Горбунова, Л. А. Использование фольклорных материалов приснятии умственного напряжения в процессе обучения младшихшкольников / Л. А. Горбунова // Начальная школа. - 2001. - № 2.
Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / Г. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова и др. - М.: Владос, 2003.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу«Коррекционная педагогика и специальная психология». - М., 2001.
Екжапова, Е. А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР / Е. А. Екжанова,Е. А. Стребелева // Воспитание ц обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№ 5.
Екжанова, Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольныхучреждений / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4.
Зыкова, Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида / Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. - М.: Владос, 2003.
Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах/ О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС»,
2002.
Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 1998.