СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания здорового поколения в настоящее время приобретает большое значение. Неутешительные данные статисти­ки свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенден­ция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития обучающихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвяза­ны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Здоровье является базовой потребностью человека. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.

Просмотр содержимого документа
«Программа АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

МИЛЛЕРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5









Утверждено

Приказом МОУ СОШ №5

от 31.08.2020г. №160




Программа

по профилактике вредных привычек

«Азбука Здоровья»


5-9 классы








Педагог-психолог

высшей квалификационной категории

С.В.Рыбалкина




г. Миллерово

2020г.


Пояснительная записка

Проблема воспитания здорового поколения в настоящее время приобретает большое значение. Неутешительные данные статисти­ки свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенден­ция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития обучающихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвяза­ны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Здоровье является базовой потребностью человека. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Говоря о здоровье ребенка, важно учитывать то, что оно имеет четыре составляющих:

  • физическое - создает основу для осанки, статики, координации движений, роста, веса, подвижности;

  • соматическое - обосновывает становление, развитие и функ­ционирование всех систем организма, его внутренних органов;

  • психическое - обеспечивает целостность восприятия окружаю­щей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явле­ния, а также на отношение человека к самому себе и к окружающим;

  • духовное - включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.

Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека почти на 55-65%. Не ме­нее очевиден и тот факт, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением каких-либо препятствий.

Известно, что проблема физического воспитания и формирова­ния здорового образа жизни может решаться с разных позиций по­средством:

  • просветительской деятельности;

  • изучения особенностей своего организма;

  • изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;

  • формирования позиции признания ценности здоровья и чув­ства ответственности за него.

Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г. К. Зайцевой «Уроки здоровья», Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой «Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений», образовательная про­грамма «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоро­вья, методическое руководство «Познай себя» М. Л. Лазарева и др. Программа «Азбука здоровья» также не является исключением.

Цель программы: профилактика приобщения школьников к вредным привычкам, таким как алкоголь, табак, наркотики.

Программа составлена по возрастным ступеням и рассматривается обучающимися с 5 по 9 класс. В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, а также их закрепление и со­вершенствование вне занятий.

Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми и может проводиться одновременно с классом (не более 30 человек).

Занятия «Азбуки здоровья» требуют творческого подхода со стороны педагога. На них используются такие методы работы как игра, беседа, упражнение, лекция, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций и другие.

Программа состоит из нескольких циклов.

Количество занятий по программе: 26.

Количество занятий по классам:

5 класс – 9 занятий;

6 класс – 3 занятий;

7 класс – 6 занятий;

8 класс – 6 занятия;

9 класс – 3 занятия.

Условия реализации программы

Занятия могут планироваться по усмотрению ведущего с учетом возможностей детей, а также условий, в которых они проводятся. Занятия, как правило, проводятся в учебном классе. Можно использовать другое просторное помещение, в котором дети могут сидеть как за партами, так и в кругу на стульях.

Продолжительность одной встречи составляет 1 академический час, а частота встреч – 1 раз в неделю.

Оборудование.

Для проведения занятий по программе необходима доска школьная настенная, проектор и экран.

Каждое занятие состоит из пяти частей, среди которых: организационный момент, введение в тему, сообщение темы, работа по теме, итог (рефлексия).

При реализации программы особое внимание необходимо уделять способам закрепления изучаемого ма­териала. Обучающимся необходимо предлагать вариа­тивные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформиро­ванных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в раз­ных видах деятельности. В более старших классах обучающимся возмож­но предлагать выполнить творческие задания «Моя программа здоро­вья», «Антиалкогольная программа» и т.п. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навы­ка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной си­туации в повседневную жизнь.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. В старших классах делается ак­цент на самостоятельное экспериментирование и поисковую актив­ность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению за­даний.

Ожидаемый результат

В завершении работы по программы предполагается:

- повышение у учащихся уровня информированности о пагубном влиянии табака, алкоголя и наркотиков на организм человека;

- сформированность негативного отношения к табаку, алкоголю и наркотикам;

- установка на здоровый образ жизни.

Об эффективности проведённых занятий можно судить в процессе наблюдения за поведением и деятельностью учащихся.

Тематическое планирование

5 класс


п/п

Название занятия

Содержание

(список упражнений)

Цели и задачи занятия

Дата проведения

1

Когда на меня оказывают давление

Работа с сюжетными картинками,

чтение и анализ рассказа «Розовое платье»,

работа по карточкам,

работа в микрогруппах, обсуждение проблемной ситуации

1.Разобрать значение слова «давление».

2.Поговорить об источниках влияния и давления.

3.На конкретных примерах подвести детей к пониманию того, что влияние может иметь положительные и отрицательные последствия.

4.Объяснить, что в ситуации давления следует принимать правильное решение и в этом человеку помогает уверенность в себе.

05.10.20


2

Курение. Влияние на организм человека

Упражнение «Постарайся запомнить и ответить на вопросы»,

беседа-информация, беседа по рисунку «Влияние курения на организм человека»,

работа в парах, экономический расчет,

выбор безопасных и интересных способов времяпровождения.

1.Познакомить детей с вредным влиянием курения на здоровье челове­ка

2.Сформировать представление об отрицательном влиянии курения на организм.

3.Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.

4.Воспитание бережного отношения к собственному здоровью.

12.10.20


3

Влияние алкоголя на детский организм

Упражнение «Шифрограмма», беседа «Что такое алкоголь»,

мифы об алкоголе, лекция «Влияние алкоголя на детский организм»,

работа с картинками

1.Сообщить детям, что алкоголь затормаживает работу организма.

2.Описать различные эффекты алкоголя.

3.Показать пагубное влияние алкоголя на детский организм.

4.Воспитывать стойкое желание заботиться о своем здоровье.

19.10.20


Всего:

9 ч.

6 класс


п/п

Название занятия

Содержание

Цели и задачи занятия

Дата проведения

1

Привычки. Их влияние на здоровье

Упражнение на развитие внимания, памяти, мышления; работа по карточкам, информационный материал


1.Продолжить работу по формированию у учащихся представлений о полезных и вредных привычках.

2.Способствовать развитию умения анализировать свои привычки детьми.

3.Развивать мышление, коммуникативные функции.

4.Воспитывать привычку стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья.

10.11.20

2

Алкоголь и работоспособность

Упражнение «Шифр»,

беседа мифы о пользе алкоголя, влияние алкоголя на работоспособность


1.Продолжить работу по профилактике приобщения к вредным привычкам.

2.Закрепить ранее полученные знания о влиянии алкоголя на организм человека.

3.Выяснить влияние алкоголя на работоспособность человека.

4.Воспитывать стойкое отрицательное отношение к употребле­нию алкоголя.

17.11.20

3

Пассивное курение

Упражнение «Прозрачный пакет»,

просмотр отрывка из мультфильма, обсуждение,

обсуждение ситуации «Что такое побочный дым», пассивное курение, знакомство с законодательством


1.Подвести учащихся к выводу о том, что курение оказы­вает пагубное влияние не только на самого курильщика, но и на со­стояние здоровья окружающих людей. 2.Познакомить учащихся с законодательством разных стран, ограничивающим курение в общественных местах. 3.Познакомить с понятием «пассивное курение», формировать привычку избегать табачного дыма. 4.Воспитывать стойкое отвращение к вредным привычкам.

24.11.20

Всего:

3

7 класс


п/п

Название занятия

Содержание

Цели и задачи занятия

Дата проведения

1

Учусь говорить «Нет!»

Вопрос-ответ, рисунки-ситуации,

беседа,

ролевая игра, выработка правила отказа

1.Дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.

2.Показать учащимся ситуации, в которых отказ - единст­венный способ ответственного поведения.

3.Познакомить подростков с формами и правилами отказа от вредных привычек.

4.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

01.12.20


2

Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие

Ситуационные картинки, обсуждение, упражнение «Лишняя картинка», нахождение выхода из проблемной ситуации,

рассказ педагога

1.Дать представление о семейных конфликтах, причинах их воз­никновения.

2.Подвести учащихся к пониманию лежащей на них от­ветственности за состояние здоровья их будущего поколения.

3.Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

08.12.20


3

От вредной привычки до болезни всего один шаг

Упражнение «Вспомним алфавит»,

тест «Табакокурение», тест «Алкоголь», тест «ПАВ», приемы развития самообладания

1.Познакомить с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружаю­щих привычек.

2.Продолжить знакомить учащихся со стратегией приня­тия решений.

3.Продолжить воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

15.12.20


Всего:

6

8 класс


п/п

Название занятия

Содержание

Цели и задачи занятия

Дата проведения

1

Учусь сопротивляться давлению

Упражнение «Энергизатор», работа с картинками, обсуждение ситуаций

1.Продолжить знакомить учащихся с теоретическим материалом о вреде табакокурения, алкоголя, наркомании.

2.Продолжить работу по отработке практических навыков стра­тегии принятия решений и содействовать применению этой методики в реальной жизни.

3.Воспитывать потребность здорового образа жизни.

4.Развивать такие качества личности, как самообладание, ответ­ственность за свое поведение и здоровье.

11.01.21


2

Наркотики. Их последствия для здоровья

Игра на формирование навыков ответственного поведения,

игра «Пирамида», беседа по теме, работа с древом решений

1.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье - важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.

2.Вооружить подростков знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.

3.Формировать устойчивое отношение к принятию учащимися только ЗОЖ.

18.01.21


3

Наркотики и токсические вещества лишают человека всех основных жизненных ценностей

Упражнение «Натуральные предметы», «Мозговой штурм», информационный материал, программированное задание, анкетирование

1.Обобщить полученные ранее знания по данной проблеме.

2.Продолжить работу по формированию стойкой установки на здоровый образ жизни.

3.Сформировать потребность противостоять употреблению нар­котиков.

25.01.21


Всего:

6

9 класс


п/п

Название занятия

Содержание

Цели и задачи занятия

Дата проведения

1

Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения)

Упражнение «Прочитай слово по линиям»,

пресс-конференция, выслушивание мнений учащихся по данному вопросу, краткая информация педагога

1.Дать учащимся представление о правонарушении.

2.Познакомить с видами наказаний, применяемым к людям за совершение правонарушения.

3.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия.

03.02.21

2

Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ

Упражнение для определения понятия силы воли,

работа по теме: сила воли, самооценка


1.Выяснить, какие качества личности повышают риск возник­новения наркотической зависимости, а какие помогают воздержаться от употребления одурманивающих веществ.

2.Обучать учащихся находить положительные качества лич­ности товарищей, ценить позитивные свойства и достоинства своей лич­ности.

3.Показать роль самооценки в отказе от употребления наркоти­ческих веществ.

Продолжить воспитание отрицательного отношения учащихся к наркотическим веществам.

10.02.21

3

Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение (их влияние на потомство)

Упражнение «Разгадай слова в кружках», обсуждение эпиграфа к занятию,

беседа «Различие и сходство полов, единство прав и обязанностей», информационный материал

1.Продолжить работу по воспитанию отрицательного отноше­ния к наркотическим веществам, табакокурению, алкоголю.

2.Дать понятие различий и сходства полов, единства прав и обязанностей между полами в обществе.

3.На конкретных примерах показать пагубное влияние вредных привычек на будущее потомство.

4.Воспитывать стойкую потребность здорового образа жизни.

17.02.21

Всего:

3



Литература:


  1. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы./.-М.: Глобус, 2007.-206 с.- (Воспитательная работа).

  2. Г. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. Н. Блинова. -М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.

  3. Варламова, С. И. Здоровье наших учеников / С. И. Варламова /7 Начальная школа. - 2003. - № 2.

  4. Верхлин, В. Н. Формирование основ физкультурной деятельно­сти / В. Н. Верхлин Е. А. Шуктаева // Начальная школа. - 2002. - № 4.

  5. Гладкая, В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанниковспециальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида: методическое пособие / В. В. Гладкая. - М.: «ИздательствоНЦ ЭНАС», 2003,

  6. Горбунова, Л. А. Использование фольклорных материалов приснятии умственного напряжения в процессе обучения младшихшкольников / Л. А. Горбунова // Начальная школа. - 2001. - № 2.

  7. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специ­альных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / Г. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова и др. - М.: Владос, 2003.

  8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и иннова­ционные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу«Коррекционная педагогика и специальная психология». - М., 2001.

  9. Екжапова, Е. А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР / Е. А. Екжанова,Е. А. Стребелева // Воспитание ц обучение детей с нарушениями раз­вития.-2002.-№ 5.

  10. Екжанова, Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в систе­ме обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольныхучреждений / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обуче­ние детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4.

  11. Зыкова, Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специ­альных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида / Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. - М.: Владос, 2003.

  12. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах/ О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС»,
    2002.

  13. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Ка­таева, Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 1998.