СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе   авторской программы «Азбука здоровья» Л.А.Обуховой,  О.Е. Жиренко, а также в соответствии с запросом  обучающихся и их родителей (законных представителей)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Азбука здоровья» Л.А.Обуховой, О.Е. Жиренко, а также в соответствии с запросом обучающихся и их родителей (законных представителей)

Актуальность и практическая значимость программы «Уроки здоровья» заключается в создании условий для осуществления воспитания культуры здоровья младших школьников в процессе внеурочной деятельности, как одной из основных базовых национальных ценностей. Актуальность заключается в решении вопросов: Как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Новизна данной программы состоит в отсутствии программ внеурочной деятельности, направленных на оздоровление и здоровьесбережение школьников посредством освоения норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Следует отметить, что реализация программы предполагает обновление форм и методов образовательной деятельности обучающихся 1 класса. Полученные знания в результате освоения программ необходимы в повседневной жизни, являются интересными и полезными для обучающихся.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; создавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих; сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Цели и задачи программы:

Цель:

создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.

Задачи:

- формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

- сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;

- воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

  • принцип деятельности

  • принцип адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности самоценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка);

  • принцип актуальности (отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией);

  • принцип психологической комфортности (психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации);

  • доступности (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);

  • принцип обучения деятельности (организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике);

  • целостности содержания образования (выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления);

  • сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);

  • принцип опоры на предшествующее развитие (опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и воспитание.)

Формы проведения внеурочных занятий:

  • экскурсии,

  • походы,

  • выставки,

  • защита проектов,

  • презентации,

  • викторины,

  • просмотры видеофильмов;

  • КВНы,

  • конференции,

  • беседы,

  • шоу,

  • обсуждение видеороликов и телепередач,

  • обсуждение детских книг и журналов,

  • микрогрупповые соревнования,

  • занятие скоростного овладения информацией,

  • составление правил поведения и режима,

  • занятие детских воспоминаний,

  • коллективное рисование на одном листе бумаги,

  • занятие по составлению кроссвордов и ребусов,

  • урок творчества,

  • урок путешествие,

  • урок-игра,

  • урок сказочное путешествие,

  • моделирование.

Формы деятельности обучающихся: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Формы работы: на плоскости, с использованием компьютера, создание презентаций, социально-значимых проектов и др.


Сроки реализации программы:

Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 10 лет (начальная школа).

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе , 1час занятий в неделю по 35 мин.

Курс внеурочной деятельности «Уроки здоровья» представляет собой вариант рабочей программы по организации внеурочной деятельности школьников и предназначен для реализации спортивно – оздоровительного направления деятельности обучающихся 1 класса.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами программы является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

-выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

-осуществлять активную оздоровительную деятельность;

-формировать своё здоровье.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учить высказывать своё предположение (версию), работать по предложенному учителем плану;

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- делать предварительный отбор источников информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- учиться выполнять различные роли в группе;

- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах


Содержание


Раздел 1 «Дружи с водой» (2 часа)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Раздел 2 «Забота о глазах» (2 часа)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Раздел 3 «Уход за ушами» (1 час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха.

Раздел 4 «Уход за зубами» (4 часа)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Раздел 5 «Уход за руками и ногами» (1 час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа. Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Раздел 6 «Забота о коже» (4 часа)

Игра «Угадай-ка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей. Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

Раздел 7 «Как следует питаться» (2 часа)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Раздел 8 «Как сделать сон полезным?» (1 час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Раздел 9 «Настроение в школе» (1 час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.

Раздел 10 «Настроение после школы» (2 часа)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Раздел 11 «Поведение в школе» (2 часа)

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Раздел 12 «Вредные привычки» (3 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».

Раздел 13 «Мышцы, кости и суставы» (2 часа)

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Раздел 14 «Как закаляться. Обтирание и обливание» (1 час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Раздел 15 «Как правильно вести себя на воде» (1 час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Раздел 16 «Повторение» (4 часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровячков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.


Тематическое планирование


п/п


Наименование разделов

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Дружи с водой


2

1

1

2

Забота о глазах

2

1

1

3

Уход за ушами

1


1

4

Уход за зубами

4

2

2

5

Уход за руками и ногами

1

1


6

Забота о коже

4

2

2

7

Как следует питаться

2

1

1

8

Как сделать сон полезным?

1

1


9

Настроение в школе

1


1

10

Настроение после школы

2

1

1

11

Поведение в школе

2

2


12

Вредные привычки

3

1

2

13

Мышцы, кости и суставы

2


2

14

Как закаляться. Обтирание и обливание

1


1

15

Как правильно вести себя на воде

1

1


16

Повторение

4


4


Всего

33 ч

14ч

19 ч


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука здоровья»




Наименование темы

Коли­чество часов всего


Теория

Практика

Дата


Раздел 1 «Дружи с водой» (2 часа)

1

Советы доктора Воды

1

1




2

Друзья Вода и Мыло

1


1



Раздел 2 «Забота о глазах» (2 часа)

3

Глаза – главные помощники человека

1

1



4

Подвижные игры

1


1



Раздел 3 «Уход за ушами» (1 час)

5

Чтобы уши слышали

1


1



Раздел 4 «Уход за зубами» (4 часа)

6

Почему болят зубы

1

1



7

Чтобы зубы были здоровыми

1


1


8

Как сохранить улыбку красивой

1


1



9

Подвижные игры

1


1



Раздел 5 «Уход за руками и ногами» (1 час)

10

«Рабочие инструменты» человека

1

1





Раздел 6 «Забота о коже» (4 часа)

11

Зачем человеку кожа

1

1



12

Надёжная защита организма

1

1



13

Если кожа повреждена

1


1


14

Подвижные игры

1


1



Раздел 7 «Как следует питаться» (2 часа)

15

Питание – необходимое условие для жизни человека

1

1



16

Здоровая пища для всей семьи

1


1



Раздел 8 «Как сделать сон полезным?» (1 час)

17

Сон – лучшее лекарство

1

1




Раздел 9 «Настроение в школе» (1 час)

18

Какое настроение?

1


1



Раздел 10 «Настроение после школы» (2 часа)

19

Я пришёл из школы

1

1



20

Подвижные игры

1


1



Раздел 11 «Поведение в школе» (2 часа)

21

Я - ученик

1

1



22

Я - ученик

1

1




Раздел 12 «Вредные привычки» (3 часа)

23

Вредные привычки

1

1



24

Вредные привычки

1



1


25

Подвижные игры

1


1



Раздел 13 «Мышцы, кости и суставы» (2 часа)

26

Скелет – наша опора

1


1


27

Осанка – стройная спина

1


1



Раздел 14 «Как закаляться. Обтирание и обливание» (1 час)

28

Если хочешь быть здоров

1



1



Раздел 15 «Как правильно вести себя на воде» (1 час)

29

Правила безопасности на воде

1

1




Раздел 16 «Повторение» (4 часа)

30

Подвижные игры

1


1


31

Подвижные игры

1


1


32

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1


1


33

Промежуточная аттестация

Устный журнал «Хочу быть здоровым»

1



1



Всего

33 ч

14 ч

19 ч



Литература

  1. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Будем здоровы, дети! – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011.

  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.

  3. Обухова Л.А., Жиренко О.Е Рабочая программа факультатива «Уроки здоровья» «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни для младших школьников - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012.

  4. Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 2 год обучения : рабочая тетрадь . – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2011. – 40 с.

  5. А.А. Плешаков «Атлас- определитель». – М.: Просвещение, 2011.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - С. 7; с. 22-23.