ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 3а класса составлена
в соответствии
- с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образованиядля обучающихся с ОВЗ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- с адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат»;
- учебным планом ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат»;
- локальным актом Дмитровского детского дома-интерната «Положение о рабочей программе»
на основе
авторской программы «Русский язык» для 1-4 классов под редакцией Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой, «Академкнига/Учебник», 2016 год.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
№ | Название учебника, рабочей тетради | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Учебник в трёх частях. Русский язык 3 класс | М.Л. Каленчкук О.В. Малаховская Н.А. Чуракова | Москва «Академкнига/ Учебник» | 2018 |
2 | Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. 3 класс | Т.А. Байкова | Москва «Академкнига/ Учебник» | 2018 |
3 | Русский язык. 3 класс: Методическое пособие | М.Г.Абрамова Т.А. Байкова О.В. Малаховская | Москва «Академкнига/ Учебник» | 2017 |
Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа по русскому языку в третьем классе рассчитана на 136 часов. По учебному плану Дмитровского детского дома-интерната на изучение предмета «Русский язык» отводится 1 дополнительный час в неделю. Данная рабочая программа в соответствии с календарным графиком учреждения на 2020-2021 учебный год рассчитана на 167 часов в год, по 5 часов в неделю, 34 учебные недели. В рабочую программу включены дополнительные часы на изучение разделов: «Морфология» и «Развитие речи с элементами культуры речи».
Общее количество учебных часов
№ п/п | Раздел | Количество часов | Из них часов на контрольные работы |
1 | Фонетика и орфография | 18 | |
2 | Лексика | 14 | |
3 | Морфемика и словообразование | 18 | |
4 | Морфология | 69 | |
5 | Синтаксис | 14 | |
6 | Развитие речи с элементами культуры речи | 34 | |
| ИТОГО | 167 | 19 |
Формы контроляи варианты его проведения
- устный ответ;
- диктант;
- грамматическое задание;
- контрольное списывание;
- словарный диктант;
- работа с индивидуальными карточками;
- работа с интерактивными тренажёрами;
- изложение (обучающее);
- сочинение (обучающее);
- тест.
Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Примечание: при оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на отметку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на отметку.
Критерии и нормы оценки знаний по предмету
Основными критериями оценки образовательных результатов в начальной школе являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Контроль над уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, обучающих изложений и сочинений, словарных диктантов, устных ответов. Ввиду особенностей заболеваний детей с ОВЗ каллиграфические навыки письма не оцениваются.
Устный ответ
Критериями оценки сформированности устной речи являются:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
- последовательность изложения;
- культура речи.
Отметка«5» - соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы обучающегосябез недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.
Отметка«4» - соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но обучающийся допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Отметка«3» - соответствуют ответы, если обучающийся в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам,
Отметка«2» - затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний или предложений.
Диктанты
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, при наличии в тексте таких слов они заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т. п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2–8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Количество слов в диктанте для 3 класса: 1-2 четверть – 45-53 слова; 3-4 четверть – 53-60 слов.
Оценивание диктанта
Отметка«5» - за работу, в которой нет ошибок.
Отметка«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
Отметка«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки, на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются, как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
Ошибкой считается:
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2.Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3.Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Грамматические задания – средство проверки степени понимания обучающихся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Хорошо успевающим обучающимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. В грамматическое задание включается не более 2 видов грамматического разбора.
Отметка «5»ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Отметка «4»ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Отметка «3»ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Отметка «2»ставится, если не выполнено более половины заданий.
Отметка «1»ставится, если не выполнено ни одно задание.
Контрольное списывание
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания, орфограммами. Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта. Объём работы для 3 класса – от 50 до 65 слов.
Оценивание работ
Отметка «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
Отметка «4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
Отметка «3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
Отметка «2» - за работу, в которой допущены 3 и более ошибок (3-4 классы)
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
Недочеты:
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы;
2. Отсутствие «красной строки»;
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Словарный диктант оценивается строже контрольного диктанта. Для 3 класса словарный диктант составляет 10-12 слов.
Оценивание работ
Отметка «5» – без ошибок;
Отметка «4» – 1 ошибка и 1 исправление;
Отметка «3» – 2 ошибки и 1 исправление;
Отметка «2» – 3–5 ошибок;
Отметка «1» – 6 и более ошибок.
Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в четверть в тетрадях для контрольных работ.
Тест Тестовые задания – динамичная форма проверки умения использовать знания в нестандартных учебных ситуациях.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Отметка «5» - верно выполнено более 3/4 заданий;
Отметка «4» - верно выполнено 3/4 заданий;
Отметка «3» - верно выполнено 1/2 заданий;
Отметка «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение (обучающее)
Изложение (обучающее) проверяет процесс формирования навыка письменной речи; умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией.На изложение отводится не менее одного часа.
В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце 2-3 классов и два изложения в 4 классе.
Тексты для 2-3 классов 40-60 слов.
Отметка«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
Отметка«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
Отметка«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
Отметка«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Сочинение (обучающее)
Примерный объём сочинения в 3 классе – 9 - 10 предложений.
Отметка «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
Отметка «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
Отметка «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3– 6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
Отметка «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание: Учитывая, что данный вид работ - изложение и сочинение в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать свою точку зрения;
- находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных учебных действий:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Предметные результаты
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударный слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
- правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 3 классе (что, чтобы, …)
Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
- сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
- обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
- отличать прямое и переносное значения слова;
- находить в тексте синонимы и антонимы;
- отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
- различать на письме приставки и предлоги;
- изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
- различать названия падежей;
- изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
- изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем времени – по лицам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
- находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
- находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
- задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- определять орфограммы;
- использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря);
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- писать – о- е после шипящих в окончаниях существительных;
- писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с -, с приставками на – с, - з;
- писать слова с суффиксами – ек и – ик;
- писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
- писать о-ё после шипящих и- ц в падежных окончаниях существительных;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
- определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
- членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
- грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
- работать со словарями;
- соблюдать орфоэпические нормы речи;
- устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Материал предмета «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень обучающихся как будущих членов общества.
Фонетика и орфография (18 часов)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на – с,- з. Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов – ик/ - ек с учетом беглого гласного. Написание суффикса – ок после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Выполнение звукобуквенного анализа (определение количества слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Лексика (14 часов)
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов, омонимов и синонимов.
Морфемика и словообразование (18 часов)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс). Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология (69 часов)
Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении.Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом –ищ. Морфологический разбор существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания –ого. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы –ть (-ти, -чь). Суффикс – л глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы –а, - е, -и, -о, -у, -я, постфиксы –ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания –ться и –тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.Упражнение в различении на письме приставки и предлога.Изменение существительного по числам и падежам, определение их рода. Различение названий падежей. Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем времени – по лицам.
Синтаксис (14 часов)
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Упражнение в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос. Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения). Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Лексикография
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Определение темы и основной мысли (основного переживания) текста, составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении. Деление текста на абзацы, оформляя это членение на письме.Оформление писем элементарного содержания.
Формы организации учебных занятий
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, контрольных уроков, практических работ. Используется коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку в 3а классе
на 167 часов (5 часов в неделю по учебному плану)
на 2020 – 2021 учебный год
№ п/п | № урока п/п в разделе | Тема урока | Сроки проведения |
по плану | по факту |
1 | 1 | Что такое орфограмма. Повторение изученных орфограмм | 01.09. 2020 – 04.09. 2020 | |
2 | 2 | Правописание парных согласных в корне слова | 01.09. 2020 – 04.09. 2020 | |
3 | 3 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 01.09. 2020 – 04.09. 2020 | |
4 | 4 | Написание разделительного Ь и разделительного Ъ знаков; правописание суффиксов –ЧИК- и -ОК- | 01.09. 2020 – 04.09. 2020 | |
5 | 5 | Развитие речи. Для чего нужна речь | 7.09. 2020 – 11.09. 2020 | |
6 | 6 | Развитие речи. Какие бывают предложения | 7.09. 2020 – 11.09. 2020 | |
7 | 7 | Сложные слова. Звукобуквенный разбор слова | 7.09. 2020 – 11.09. 2020 | |
8 | 8 | Контрольная работа № 1 по теме «Орфография» | 7.09. 2020 – 11.09. 2020 | |
9 | 9 | Работа над ошибками | 7.09. 2020 – 11.09. 2020 | |
10 | 10 | Части речи. Понятие. Имя существительное | 14.09. 2020 – 18.09. 2020 | |
11 | 11 | Части речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 14.09. 2020 – 18.09. 2020 | |
12 | 12 | Словообразование имени существительного. Развитие речи. Текст, его тема и основная мысль | 14.09. 2020 – 18.09. 2020 | |
13 | 13 | Контрольная работа №2. Диктант с грамматическим заданием (входной) | 14.09. 2020 – 18.09. 2020 | |
14 | 14 | Работа над ошибками. Части речи. Имя прилагательное | 14.09. 2020 – 18.09. 2020 | |
15 | 15 | Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных | 21.09. 2020 – 25.09. 2020 | |
16 | 16 | Части речи. Глагол как часть речи | 21.09. 2020 – 25.09. 2020 | |
17 | 17 | Глагол. Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных | 21.09. 2020 – 25.09. 2020 | |
18 | 18 | Глагол. Правописание Ъ в глаголах с приставкой | 21.09. 2020 – 25.09. 2020 | |
19 | 19 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | 21.09. 2020 – 25.09. 2020 | |
20 | 20 | Прямое и переносное значения слов | 28.09.2020 – 02.10. 2020 | |
21 | 21 | Части речи. Местоимение | 28.09.2020 – 02.10. 2020 | |
22 | 22 | Распознавание личных местоимений в тексте. Последовательность предложений в тексте | 28.09.2020 – 02.10. 2020 | |
23 | 23 | Предлоги и приставки. Развитие речи. Главное переживание автора, выраженное в тексте | 28.09.2020 – 02.10. 2020 | |
24 | 24 | Научные названия главных членов предложения | 28.09.2020 – 02.10. 2020 | |
25 | 25 | Синонимы. Словарный диктант | 05.10 .2020 – 09.10. 2020 | |
26 | 26 | Изменение существительных по числам. Самостоятельная работа | 05.10 .2020 – 09.10. 2020 | |
27 | 27 | Падежи существительных | 05.10 .2020 – 09.10. 2020 | |
28 | 28 | Изменение существительных по падежам | 05.10 .2020 – 09.10. 2020 | |
29 | 29 | Развитие речи. Работа с картиной Клода Моне «Прогулка» | 05.10 .2020 – 09.10. 2020 | |
30 | 30 | Развитие речи. Работа с картиной А. Рылова «Зеленый шум». Сравнительный анализ двух картин. Устное сочинение | 12.10. 2020 – 16.10. 2020 | |
31 | 31 | Именительный падеж имен существительных | 12.10. 2020 – 16.10. 2020 | |
32 | 32 | Родительный падеж имен существительных | 12.10. 2020 – 16.10. 2020 | |
33 | 33 | Родительный падеж. Развитие речи. План текста | 12.10. 2020 – 16.10. 2020 | |
34 | 34 | Развитие речи. Порядок абзацев в тексте | 12.10. 2020 – 16.10. 2020 | |
35 | 35 | Дательный падеж имен существительных | 19.10. 2020 – 23.10. 2020 | |
36 | 36 | Винительный падеж имен существительных | 19.10. 2020 – 23.10. 2020 | |
37 | 37 | Контрольная работа № 3. Диктант с грамматическим заданием за 1 четверть | 19.10. 2020 – 23.10. 2020 | |
38 | 38 | Работа над ошибками. Развитие речи. Устное изложение «Новый голосок» (По Н. Сладкову) | 19.10. 2020 – 23.10. 2020 | |
39 | 39 | Развитие речи. Письменное изложение | 19.10. 2020 – 23.10. 2020 | |
40 | 40 | Работа над ошибками. Распознавание именительного и винительного падежей имен существительных | 26.10. 2020 – 29.10. 2020 | |
41 | 41 | Распознавание родительного и винительного падежей имен существительных. Творительный падеж имен существительных | 26.10. 2020 – 29.10. 2020 | |
42 | 42 | Распознавание имен существительных в творительном падеже с предлогом и без предлога | 26.10. 2020 – 29.10. 2020 | |
43 | 43 | Предложный падеж имен существительных | 26.10. 2020 – 29.10. 2020 | |
44 | 44 | Распознавание имен существительных в предложном падеже | 09.11. 2020 – 13.11. 2020 | |
45 | 45 | Антонимы | 09.11. 2020 – 13.11. 2020 | |
46 | 46 | Многозначные слова и антонимы | 09.11. 2020 – 13.11. 2020 | |
47 | 47 | Различение падежей имен существительных | 09.11. 2020 – 13.11. 2020 | |
48 | 48 | Различение падежей. Родственные слова и разные формы одного слова. Самостоятельная работа с взаимопроверкой | 09.11. 2020 – 13.11. 2020 | |
49 | 49 | Различение падежей. Определение падежных форм местоимений | 16.11. 2020 – 20.11. 2020 | |
50 | 50 | Контрольная работа № 4 по теме «Падежи имен существительных» | 16.11. 2020 – 20.11. 2020 | |
51 | 51 | Работа над ошибками. Что такое устойчивые выражения. Развитие речи. Работа с картиной | 16.11. 2020 – 20.11. 2020 | |
52 | 52 | Развитие речи. Текст - описание и текст-повествование | 16.11. 2020 – 20.11. 2020 | |
53 | 53 | Склонения имен существительных | 16.11. 2020 – 20.11. 2020 | |
54 | 54 | Имена существительные первого склонения | 23.11. 2020 -27.11. 2020 | |
55 | 55 | Учимся писать безударные падежные окончания существительных 1 склонения | 23.11. 2020 -27.11. 2020 | |
56 | 56 | Существительные второго склонения | 23.11. 2020 -27.11. 2020 | |
57 | 57 | Существительные II склонения мужского рода с основой на мягкий согласный (изменение по падежам) | 23.11. 2020 -27.11. 2020 | |
58 | 58 | Развитие речи. Письменное изложение «Где ежик?» (По М. Быковой) | 23.11. 2020 -27.11. 2020 | |
59 | 59 | Работа над ошибками. Существительные III склонения | 30.11. 2020 -04.12. 2020 | |
60 | 60 | Изменение существительных III склонения по падежам | 30.11. 2020 -04.12. 2020 | |
61 | 61 | Написание удвоенной согласной буквы на границе частей слова (слова с основой на - н и с суффиксами - ник - и - н-) | 30.11. 2020 -04.12. 2020 | |
62 | 62 | Написание удвоенной согласной буквы на границе частей слова (слова с суффиксом - енн-, - янн-) | 30.11. 2020 -04.12. 2020 | |
63 | 63 | Развитие речи. Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения | 30.11. 2020 -04.12. 2020 | |
64 | 64 | Различение склонений существительных Определение падежей существительных | 07.12. 2020 -11.12. 2020 | |
65 | 65 | Распознавание существительных II склонения. Правописание падежных окончаний существительных II склонения | 07.12. 2020 -11.12. 2020 | |
66 | 66 | Развитие речи. Текст-описание и текст-повествование. Развитие речи. Учимся писать сочинение | 07.12. 2020 -11.12. 2020 | |
67 | 67 | Правописание падежных окончаний существительных I склонения. Словарный диктант | 07.12. 2020 -11.12. 2020 | |
68 | 68 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства | 07.12. 2020 -11.12. 2020 | |
69 | 69 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 14.12. 2020 -18.12. 2020 | |
70 | 70 | Развитие речи. Работа с картиной В. Серова «Портрет Мики Морозова». Устное сочинение | 14.12. 2020 -18.12. 2020 | |
71 | 71 | Определение в предложении дополнения и обстоятельства (падежные и смысловые вопросы). Проверочная работа | 14.12. 2020 -18.12. 2020 | |
72 | 72 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Второстепенные члены предложения» | 14.12. 2020 -18.12. 2020 | |
73 | 73 | Самостоятельная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | 14.12. 2020 -18.12. 2020 | |
74 | 74 | Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическим заданием за 1 полугодие | 21.12. 2020 - 25.12. 2020 | |
75 | 75 | Работа над ошибками. Развитие речи. Учимся писать сочинение | 21.12. 2020 - 25.12. 2020 | |
76 | 76 | Развитие речи. Работа с картиной Клода Моне «Лондон. Парламент». Письменное сочинение | 21.12. 2020 - 25.12. 2020 | |
77 | 77 | Работа над ошибками. Развитие речи. Устное изложение «Трясогузкины письма» (По Н. Сладкову) | 21.12. 2020 - 25.12. 2020 | |
78 | 78 | Развитие речи. Письменное изложение | 21.12. 2020 - 25.12. 2020 | |
79 | 79 | Работа над ошибками. Задание для членов клуба | 28.12. 2020 - 30.12. 2020 | |
80 | 80 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Алгоритм написания. Опорные слова | 28.12. 2020 - 30.12. 2020 | |
81 | 81 | Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в единственном числе | 28.12. 2020 - 30.12. 2020 | |
82 | 82 | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | 13.01.2021 - 15.01.2021 | |
83 | 83 | Как пишутся приставки раз - и рас- | 13.01.2021 - 15.01.2021 | |
84 | 84 | Как пишутся приставки из -/ис -, без -/бес-, воз -/вос- | 13.01.2021 - 15.01.2021 | |
85 | 85 | Как пишутся приставки вз -/вс- | 18.01. 2021 - 22.01. 2021 | |
86 | 86 | Обобщение правил написания приставок на - з/-с. Проверочная работа | 18.01. 2021 - 22.01. 2021 | |
87 | 87 | Работа над ошибками. Безударные окончания существительных в единственном числе. Закрепление написания безударных падежных окончаний существительных по опорным словам | 18.01. 2021 - 22.01. 2021 | |
88 | 88 | Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе | 18.01. 2021 - 22.01. 2021 | |
89 | 89 | Упражнение в написании безударных окончаний существительных I и II склонения в единственном числе | 18.01. 2021 - 22.01. 2021 | |
90 | 90 | Контрольная работа № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 25.01. 2021 - 29.01. 2021 | |
91 | 91 | Работа над ошибками. Значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы | 25.01. 2021 - 29.01. 2021 | |
92 | 92 | Значения слов. Существительные с подвижным и неподвижным ударением | 25.01. 2021 - 29.01. 2021 | |
93 | 93 | Работа над ошибками. Развитие речи. Научный текст | 25.01. 2021 - 29.01. 2021 | |
94 | 94 | Безударные окончания существительных | 25.01. 2021 - 29.01. 2021 | |
95 | 95 | Слова с удвоенной буквой согласного в середине слова: миллион, тонна, шоссе, пассажир, бассейн, терраса | 01.02. 2021 -05.02. 2021 | |
96 | 96 | Упражнение в написании безударных окончаний существительных III склонения в единственном числе | 01.02. 2021 -05.02. 2021 | |
97 | 97 | Развитие речи. Научный текст. План для научного сообщения | 01.02. 2021 -05.02. 2021 | |
98 | 98 | Слова с удвоенными согласными, пришедшие из других языков: грамм, килограмм, грамматика, орфограмма, телеграмма | 01.02. 2021 -05.02. 2021 | |
99 | 99 | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Формулировка правила | 01.02. 2021 -05.02. 2021 | |
100 | 100 | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 08.02. 2021 -12.02. 2021 | |
101 | 101 | Развитие речи. Научно-популярный текст | 08.02. 2021 -12.02. 2021 | |
102 | 102 | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Значение суффикса имен существительных -ниц- | 08.02. 2021 -12.02. 2021 | |
103 | 103 | Развитие речи. Азбука вежливости. Как правильно говорить по телефону | 08.02. 2021 -12.02. 2021 | |
104 | 104 | Жизнь корня в составе слов разных частей речи. Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков: баллада, группа, ванна | 08.02. 2021 -12.02. 2021 | |
105 | 105 | Развитие речи. Письменное изложение | 15.02. 2021 -19.02. 2021 | |
106 | 106 | Работа над ошибками. Окончания существительных во множественном числе. Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже | 15.02. 2021 -19.02. 2021 | |
107 | 107 | Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже | 15.02. 2021 -19.02. 2021 | |
108 | 108 | Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже (нулевое, -ов, -ев, -ей) | 15.02. 2021 -19.02. 2021 | |
109 | 109 | Написание существительных с основой на шипящий звук в форме родительного падежа множественного числа | 15.02. 2021 -19.02. 2021 | |
110 | 110 | Написание существительных с суффиксом –ищ-. Формулировка правила | 22.02. 2021 -26.02. 2021 | |
111 | 111 | Написание существительных с суффиксом -ищ-. Формирование навыка правописания | 22.02. 2021 -26.02. 2021 | |
112 | 112 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 22.02. 2021 -26.02. 2021 | |
113 | 113 | Окончания существительных во множественном числе в дательном и творительном падежах | 22.02. 2021 -26.02. 2021 | |
114 | 114 | Развитие речи. Работа с картиной Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение | 01.03. 2021 -05.03. 2021 | |
115 | 115 | Закрепление пройденного материала. Словарный диктант | 01.03. 2021 -05.03. 2021 | |
116 | 116 | Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» | 01.03. 2021 -05.03. 2021 | |
117 | 117 | Работа над ошибками. Существительные с суффиксом -ок- | 01.03. 2021 -05.03. 2021 | |
118 | 118 | Написание суффикса -ок - после шипящих. Существительные с суффиксами -онок -, -ёнок- | 01.03. 2021 -05.03. 2021 | |
119 | 119 | Развитие речи. Устное изложение «Как котенок Яша учился рисовать» (Л. Каминский) | 09.03. 2021 -12.03. 2021 | |
120 | 120 | Изменение прилагательных по родам и числам. Алгоритм определения безударных окончаний прилагательных по ударному окончанию вопроса | 09.03. 2021 -12.03. 2021 | |
121 | 121 | Изменение прилагательных по падежам. Знакомство с таблицей окончаний прил. разного рода | 09.03. 2021 -12.03. 2021 | |
122 | 122 | Изменение по падежам прилагательных с мягкой и твердой основами | 09.03. 2021 -12.03. 2021 | |
123 | 123 | Окончания прил. мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | 15.03. 2021 -19.03. 2021 | |
124 | 124 | Контрольная работа № 8. Диктант с грамматическим заданием за 3 четверть | 15.03. 2021 -19.03. 2021 | |
125 | 125 | Работа над ошибками. Написание окончаний прилагательных, применение знаний изученных орфограмм | 15.03. 2021 -19.03. 2021 | |
126 | 126 | Развитие речи. Письменное изложение | 15.03. 2021 -19.03. 2021 | |
127 | 127 | Работа над ошибками. Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | 15.03. 2021 -19.03. 2021 | |
128 | 128 | Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода | 29.03. 2021 -02.04. 2021 | |
129 | 129 | Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных | 29.03. 2021 -02.04. 2021 | |
130 | 130 | Формирование умения находить словосочетания с прилагательными, определять форму прилагательных и записывать падежные окончания. Проверочная работа | 29.03. 2021 -02.04. 2021 | |
131 | 131 | Развитие речи. Работа с картиной К. Коровина «Портрет Татьяны Любатович». Устное сочинение | 29.03. 2021 -02.04. 2021 | |
132 | 132 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные | 29.03. 2021 -02.04. 2021 | |
133 | 133 | Определение беглого гласного в корне у сущ. в форме мн. ч | 05.04. 2021 -09.04. 2021 | |
134 | 134 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные | 05.04. 2021 -09.04. 2021 | |
135 | 135 | Распознавание слов с беглым гласным в суффиксе | 05.04. 2021 -09.04. 2021 | |
136 | 136 | Развитие речи. Азбука вежливости | 05.04. 2021 -09.04. 2021 | |
137 | 137 | Склонение прилагательных во множественном числе | 05.04. 2021 -09.04. 2021 | |
138 | 138 | Окончания прилагательных во мн.ч. в именительном и винительном падежах | 12.04. 2021 -16.04. 2021 | |
139 | 139 | Окончания прилагательных во мн. ч в родительном, винительном и предложном падежах | 12.04. 2021 -16.04. 2021 | |
140 | 140 | Окончания прилагательных во мн. ч в дательном и творительном падежах | 12.04. 2021 -16.04. 2021 | |
141 | 141 | Развитие речи. Текст-описание и текст-повествование | 12.04. 2021 -16.04. 2021 | |
142 | 142 | Формирование умения согласовывать имена прилагательные с существительными | 12.04. 2021 -16.04. 2021 | |
143 | 143 | Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» | 19.04. 2021 -23.04. 2021 | |
144 | 144 | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Определения | 19.04. 2021 -23.04. 2021 | |
145 | 145 | Слова с удвоенной буквой согласного | 19.04. 2021 -23.04. 2021 | |
146 | 146 | Развитие речи. Сочиняем басню по картине Г. Минда «Кошка в клетке» | 19.04. 2021 -23.04. 2021 | |
147 | 147 | Глагол. Начальная форма глагола. Суффикс -ть - (-ти, -чь-) | 19.04. 2021 -23.04. 2021 | |
148 | 148 | Написание частицы -ся в глаголах | 26.04. 2021 -30.04. 2021 | |
149 | 149 | Другие суффиксы глагола: а, е, и, о, у, я | 26.04. 2021 -30.04. 2021 | |
150 | 150 | Времена глагола | 26.04. 2021 -30.04. 2021 | |
151 | 151 | Прошедшее время глагола | 26.04. 2021 -30.04. 2021 | |
152 | 152 | Настоящее время глагола | 26.04. 2021 -30.04. 2021 | |
153 | 153 | Будущее время глагола | 04.05. 2021-07.05. 2021 | |
154 | 154 | Контрольная работа №10. Контрольное списывание | 04.05. 2021-07.05. 2021 | |
155 | 155 | Работа над ошибками. Формирование умения определять форму настоящего, прошедшего, будущего времени и неопределенную форму глагола | 04.05. 2021-07.05. 2021 | |
156 | 156 | Развитие речи. Контрольная работа №11. Изложение «Умная птичка» (по М. Зощенко) | 04.05. 2021-07.05. 2021 | |
157 | 157 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголах. | 11.05. 2021 -14.05. 2021 | |
158 | 158 | Обобщение знаний о глаголах. Проверочная работа | 11.05. 2021 -14.05. 2021 | |
159 | 159 | Глаголы в форме повелительного наклонения. Написание Ь после шипящих у глаголов в повелительной форме во множественном числе | 11.05. 2021 -14.05. 2021 | |
160 | 160 | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола | 11.05. 2021 -14.05. 2021 | |
161 | 161 | Обобщение знаний о роли Ь в словах. Словарный диктант | 17.05. 2021 -21.05. 2021 | |
162 | 162 | Контрольная работа №12. Итоговый диктант с грамматическим заданием | 17.05. 2021 -21.05. 2021 | |
163 | 163 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи | 17.05. 2021 -21.05. 2021 | |
164 | 164 | Развитие речи. Устный рассказ по рисунку | 17.05. 2021 -21.05. 2021 | |
165 | 165 | Развитие речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям. Сочинение на тему «Я жду лето» | 17.05. 2021 -21.05. 2021 | |
166 | 166 | Повторение пройденного материала | 24.05. 2021 -25.05. 2021 | |
167 | 167 | Задание для членов клуба | 24.05. 2021 -25.05. 2021 | |
Рассмотрено на заседании МО
Протокол от «____» _________ 20___г. №____
Руководитель МО
_____________/_________________/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/________________/
«____»_______20___г.
19