Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плюсковская средняя общеобразовательная школа
имени Героя-партизана А .П.Колабутина
Программа
Элективного курса
«Юные инспектора движения»
(для учащихся 5-6 классов, срок реализации – 1 год)
Автор: Н.Н. Андреюшин,
учитель ОБЖ и
физической культуры.
с. Плюсково
2016 г
Пояснительная записка
В современных условиях уделяется большое внимание ускоренному развитию транспорта и дорожного строительства. Поэтому намечено проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности движения. Это ещё раз подтверждает, что проблема профилактики аварий, предупреждения несчастных случаев с людьми, и особенно с детьми, на дорогах выдвинутая на первый план в результате бурного развития автомобильной промышленности, ныне приобрела общегосударственное значение.
Причиной несчастных случаев с детьми является не только безответственность некоторых водителей, но и невыполнение детьми на улицах элементарных правил дорожного движения, а также незнание ими истин азбуки дорожной грамоты.
Программа предназначена для ознакомления учащихся с ПДД, а так же для приобретения ими знаний и умений по адекватному поведению в опасных ситуациях на дороге.
В процессе изучения данной программы учащиеся знакомятся с историей ГИБДД, деятельностью юных инспекторов движения, с правилами безопасного поведения на дорогах и улицах, приобретают практические навыки по велотехнике, оказанию первой медицинской помощи себе и другим.
Требования к уровню подготовки
После изучения программы учащиеся должны иметь представление.
Должны знать
Основные правила дорожного движения;
Значение дорожных знаков;
Правила для пешеходов и водителей;
Правило вождения велосипеда. Условия, обеспечивающие безопасность на велосипеде.
Ответственность за нарушения требований правил дорожного движения пешеходами, повлёкшие материальный ущерб.
Опасные для пешеходов участки дорог и улиц в селе.
Значение сигналов светофора для транспортов и пешеходов.
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.
Особенности передвижения в разное время года: осенью, зимой, весной, летом: в дневное время суток.
Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора.
Опасность подвижных игр вблизи проезжей части дороги.
Основные дорожные знаки, расположенные в разных классификационных группах: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные.
Должны уметь
Разбирать и собирать простые модели велосипедов;
Управлять велосипедом;
Оказывать первую медицинскую помощь себе и другим;
Выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств;
Анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения на улице и дороге пешеходов и водителей транспортных средств;
Безопасно переходить проезжую часть дорог, передвигаться по улицам, самостоятельно и с группой учащихся;
Самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта и безопасно переходить проезжую часть дороги в местах остановок общественного транспорта;
Самостоятельно определять места для безопасного перехода проезжей части дороги с регулируемым и не регулируемым дорожным движением.
Оценка эффективности реализации программы:
Обучающий эффект:
Изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения;
Формирование умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
Воспитательный эффект:
Воспитание законопослушных участников дорожного движения;
Развитие творческой активности за счёт привлечения учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
Формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения;
Социальный эффект:
Оздоровительный эффект:
Пропаганда здорового образа жизни;
Привлечение учащихся к занятиям физической культурой, спортом;
Развитие физической выносливости;
Развивающий эффект:
Активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
Расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах;
Формирование осмысленного понимания необходимости соблюдения основ безопасного поведения на дорогах, эффективности проводимых практических мероприятий.
Цель программы
Создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности как участников дорожного движения.
Задачи программы
Обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;
Расширение и углубление знаний по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Продолжительность курса:
Данная программа элективного курса рассчитана на 1 год обучения Объём программы
38 часов, которые распределены следующим образом:
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизни; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
В процессе обучения используются следующие методы:
Кроме того, обучение по данной программе построено по принципу «от простого – к сложному»: учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна и та же тема подаётся в течение года постепенно, с возрастанием степени сложности.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий:
Типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
Собеседование;
Консультация;
Практическое упражнение под руководством учителя по закреплению определённых навыков;
Самостоятельные тренировочные упражнения;
Учебная игра;
Межпредметные связи:
ОБЖ, история, биология, география, граждановедение.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока;
Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.
Контроль осуществляется в следующих формах:
Знания по курсу учащиеся усваивают на трёх уровнях:
Первый уровень - знания – знакомства.
На этом уровне учащиеся должны среди нескольких понятий, ситуаций правильно найти тот ответ, который предъявлен для опознания;
Второй уровень - знания – копии. Учащиеся должны воспроизвести сведения о тех или иных понятиях самостоятельно, без опоры, а также применять знания о них в стандартных (знакомых) ситуациях.
Третий уровень - знания – умения, навыки. Учащиеся должны уметь решать поставленную задачу в ситуациях, не всегда стандартных, за определённый промежуток времени.
Учебно-методический план
№п/п | Тема | Кол-во час | Теор занятия | Дата проведения | Практичес-кие занятия часы | Формы занятий |
1 | Вводное занятие. Правило ТБ в учебном классе. | 1 | 1 | | | Беседа, рассказ |
2 | Правила дорожного движения | 10 | 10 | | | Рассказ ПР. Беседа |
3 | Дорожные знаки и их группы | 4 | 4 | | 1 | Видео показ с иллюстрациями |
4 | Правила движения транспортных средств | 3 | 3 | | | Беседа с элементами показа иллюстраций |
5 | Велотехника. ПДД для велосипедистов | 4 | 3 | | 1 | Беседа, рассказ, ПР. Элементы практики |
6 | Ответственность водителей и пешеходов за ПДД. | 3 | | | | Рассказ видеоматериал ПР. |
7 | Оказание первой медицинской помощи | 3 | 2 | | 1 | Показ тренировка видео демонстрация |
8 | Турнир эрудитов | 5 | 4 | | 1 | Игра и соревнование |
9 | Викторина по ПДД | 1 | 1 | | | Проверка знаний |
10 | Тестовые задания по медицинской подготовке | 3 | | | 3 | Тестовый контроль |
11 | Игра соревнование безопасное колесо | 2 | | | 2 | Соревнование |
8 | Итого | 38 | 28 | | 9 | |
Содержание курса
Тема1. Вводное занятие(1ч).
Цели, задачи и содержание программы обучения.История появления автомобиля и ПДД. Правила ТБ в учебном классе.
Тема 2. Правила дорожного движения (10ч).
2.1-2 Общие положения ПДД.
2.3-4 Общие обязанности водителей. Водитель транспортного средства обязан. Общие обязанности пешеходов и пассажиров.
2.5.6 Дорожно - транспортные происшествия. Виды ДТП. Причины ДТП.
2.7 Разметка проезжей части. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги.
Перекрестки и их виды.
2.8 Островок безопасности.
Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров.
2.9 Разметка проезжей части.
2.10 Сигналы светофора и регулировщика.
Тема 3. Дорожные знаки и их группы (4ч).
3.1.2.3.4 Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие, информационные и знаки сервиса.
Тема 4. Правила движения транспортных средств (3ч).
4.1.2.3 Регулируемые перекрестки, нерегулируемые перекрестки остановка и стоянка.
Тема 5. Велотехника. ПДД для велосипедиста (4ч).
5.1.2.3.4 История изобретения велосипеда, правила езды на велосипеде, места для движения велосипедов экипировка велосипедиста и его осмотр перед выездом. Управление велосипедом и устранение тех неисправностей.
Тема 6. Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД (3ч).
6.1.2.3 Меры ответственности за нарушение ПДД. Меры гражданской ответственности. Меры уголовной ответственности.
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи (3ч).
7.1.2.3 Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при оказании первой помощи. Как распознать черепно-мозговую травму. Правила транспортировки пострадавшего.
Тема 8. Турнир эрудитов (5ч).
8.1.2.3.4.5 Тур первый (пешеход отличник). Тур 2 «История милиции». Тур 3 правила дорожного движения. Тур 4 азбука дорожных знаков. Тур 5 в стране светофории.
Тема 9. Викторина по ПДД (1ч).
9.1 50 вопросов к викторине.
Тема 10. Тестовые задания по медицинской подготовке. Тест №1, тест №2, тест №3 (3ч).
Тема 11. Игра (соревнование) безопасное колесо. – 2 часа.
Оборудование:
Плакаты по ПДД.
Стенды по ПДД.
Маршрутные листы.
Видеомагнитофон.
Карточки с ситуациями.
«Инспектор ДПС» (макет).
Велосипеды.
Кегли, обручи.
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся:
Бубнов, В., Бубнова, Н. Как оказать помощь при автодорожном происшествии.- М.: АСТ, 1997.
Правила дорожного движения.- М.: Славянский дом книги, 2003.
Якупов, А. М. Безопасность на уроках и дорогах.
1-11 кл.- Тула: Тульский полиграфист, 2000.
Использованы статьи из:
Добрая дорога детства//газ.-1999-2005гг.
Основы безопасности жизни//журн.-
1998-2002 гг.
Основы безопасности жизнедеятельности//журн.- 1996-2000гг.
Для педагога:
Алексеев, Ю.Г. Люди и автомобили.- М., 1990.
Гоманчук, А. И.ПМП при травмах и несчастных случаях.-Волгоград, 2000.
Гордиенко, М.П., Смирнов, Л.М. От повозки до автомобиля.- Алма-Ата, 1990.
Исаев, А.С.От самобеглой коляски до ЗИЛ- 111.- м., 1961.
Куприн, Е., Рубец, А. Российскому автомобильному транспорту- 100 лет.
Якупов, А.М. Загребин, Б.А. и др. Сборник задач по основам безопасности дорожного движения.
4-9 кл.- Тула: Тульский полиграфист, 2000.