Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146» города Рязани
Согласовано Утверждаю
На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад №146»
Протокол № 5 от 24.05.2022 г. ______________ Е.В.Закусило
Приказ №118-А от 24.05.2022 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Буковка»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: базовый
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год (72 ч)
Автор-составитель:
Щелкунова Маргарита Юрьевна
педагог дополнительного образования
г. Рязань, 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………..2-3
Цели реализации программы………………………………………...4
Задачи программы…………………………………………………… 4
Планируемые результаты…………………………………………….5
Учебно-тематический план……………………………………………5-6
Содержание…………………………………………............................6-12
Учебно-методическое обеспечение……………………………………12-14 Критерии оценки освоения программы………………………………..15
Пояснительная записка
Программа раннего обучения чтению построена на методике кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой, предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников чтению. Обучение ведется по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции детей. Как правило, к концу старшего возраста дети выражают желание пойти в школу, «быть школьником», что является лишь внешним мотивом. Однако развитие умственной активности, любознательности, познавательного интереса являются предпосылками возникновения подлинной мотивации, значимой для подготовки ребенка к школе. И многие дети в этом возрасте хотят научиться читать.
Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, его умения читать. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Программа обучения детей начальных классов сложна, объемна и порой её очень трудно освоить ребенку, не умеющему читать. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легко вписываются в процесс обучения, им комфортно на новой стадии обучения. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной, «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными».
Учитывая изложенные выше психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и теоретические положения, была разработана программа по обучению чтению «Буковка» для детей старшего дошкольного возраста.
Программа «Буковка» основывается на следующей научной базе:
Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
Концепция Д..Б Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.
В программе «Буковка» предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной к школе группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.
Новизна программы заключается в сочетании традиционных методов и форм обучения с инновационными: использованием ИКТ, что помогает повысить мотивацию, сформировать познавательный интерес у детей к деятельности, развить детскую познавательную и речевую активность, создать интерес к чтению. Особое место в программе уделяется индивидуализации занятий, личностно-ориентированному подходу, поддержке детской инициативы и самостоятельности.
Цель.
Развитие навыков чтения, создание условий для развития устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Обучающие:
1. Познакомить детей со звуками и буквами.
2. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука в слове.
3. Учить слитному чтению слогов, слов, понимать смысл прочитанного.
Развивающие:
4. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа, синтеза.
5. Развивать умение печатать буквы, мелкую моторику рук.
6. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
Воспитательные:
7. Воспитывать интерес к самостоятельному чтению, культуру речи.
Уровень сложности и направленность: базовый, социально-педагогическая
Категория обучающихся: дети от 6 до 7 лет. Специальный отбор не проводится.
Объём и срок освоения программы:
Год обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю |
1 | 72 | 2 |
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: часть программы реализуется с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Отличительные особенности: программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий.
Программа раннего обучения чтению построена на методике кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой с включением рекомендованных электронных программ «Маленький гений», «Буквария», «Школа», авторских методических разработок, в том числе ЭОР. Особое место в программе уделено индивидуализации занятий, поддержке детской инициативы и самостоятельности. Занятия построены в форме диалога детей и педагога.
Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу обучения обучающийся:
Знает: Отличительные особенности звуков и букв, в том числе йотированных.
Все буквы и звуки русского языка.
Умеет: Дифференцировать понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
Делать звуковой анализ слов из 3-4 звуков.
Приобретает навыки:
Умеет печатать, составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова простой слоговой структуры.
Умеет самостоятельно читать, понимая смысл прочитанного.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
теория | практика |
1 | «Путешествие в страну звуков и букв» (пройденные гласные звуки и буквы) | - | 4 часа |
2 | «Путешествие в страну звуков и букв» (пройденные согласные звуки и буквы) | - | 4 часа |
3 | «Путешествие в страну звуков и букв» «Звук и буква Г» | 0,5 часа | 0,5 часа |
4 | «Звук и буква Г» | - | 2 часа |
5 | «Дифференциация звуков г-к» | - | 4 часа |
6 | «Звук и буква «В» | 0,5 часа | 1,5 часа |
7 | «Звук и буква «Д» | 0,5 часа | 1,5 часа |
8 | Дифференциация звуков «д-т» | - | 2 часа |
9 | «Звук и буква «Б» | 0,5 часа | 1,5 часа |
10 | «Дифференциация звуков «б-п» | - | 2 часа |
11 | «Звук и буква «Ж» | 0,5 часа | 1,5 часа |
12 | «Дифференциация звуков «ж-з» | - | 2 часа |
13 | «Дифференциация звуков «ж-ш» | - | 2 часа |
14 | «Буква «Е», звуки, которые она обозначает «Э» и «ЙЭ» | 0,5 часа | 1,5 часа |
15 | «Буква «Ь» | 0,5 часа | 1,5 часа |
16 | «Буква «Я», звуки, которые она обозначает «А» и «ЙА» | 0,5 часа | 1,5 часа |
17 | «Чтение предложений, небольших рассказов с пройденными буквами» | - | 2 часа |
18 | «Буква «Ю» | 0,5 часа | 1,5 часа |
19 | «Буква «Ё» | 0,5 часа | 1,5 часа |
20 | «Чтение предложений, небольших рассказов с буквами «Ю», «Ё» | - | 2 часа |
21 | «Дифференциация букв «е-ё» | - | 2 часа |
22 | «Буква и звук «Ч» | 0,5 часа | 1,5 часа |
23 | «Чтение предложений, рассказов с буквой «Ч» | - | 2 часа |
24 | «Дифференциация звуков «с-ч-ш» | - | 2 часа |
25 | «Буква и звук «Э» | 0,5 часа | 1,5 часа |
26 | «Буква и звук «Ц» | 0,5 часа | 1,5 часа |
27 | «Дифференциация звуков «ц-ч» | - | 2 часа |
28 | «Буква и звук «Ф» | 0,5 часа | 1,5 часа |
29 | «Чтение предложений, небольших рассказов с буквой «Ф» | - | 2 часа |
30 | «Буква и звук «Щ» | 0,5 часа | 1,5 часа |
31 | «Дифференциация звуков «щ-ц-ч» | - | 2 часа |
32 | «Буква «Ъ» | 0,5 часа | 1,5 часа |
33 | «Конец – всему делу венец» | - | 2 часа |
ИТОГО | 72 часа |
СОДЕРЖАНИЕ
Месяц | Задачи | Содержание |
сентябрь | Закреплять знания о пройденных гласных звуках, их характеристиках. Упражнять в определении первого звука в словах с опорой на картинки. Упражнять в чтении 2-3-х сложных слов и предложений из 2-3 слов. | Дидактические речевые игры «Угадай первый звук в слове», «Подбери слово», практическое упражнение «Читатели», выкладывание 2-3-х сложных слов в разрезной азбуке. |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя |
Закреплять знания о пройденных гласных звуках, их характеристиках. Упражнять в определении места заданного звука в словах. Упражнять в чтении 2-3-х сложных слов, предложений из 3-4 слов. | ЭОР. Игра с триггерами «Составь слова». Игра с триггерами «Найди буквы, обозначающие гласные звуки» Практическое упражнение «Цепочка». Звуковой анализ 2-х сложных слов |
Закреплять знания о пройденных согласных звуках, их характеристиках. Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Упражнять в придумывании слов с заданным звуком. Упражнять в чтении. | Дидактические речевые игры «Угадай первый звук в слове», «Подбери слово», практическое упражнение «Читатели», выкладывание 2-3-х сложных слов в разрезной азбуке. |
Закреплять знания о пройденных согласных звуках, их характеристиках. Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Упражнять в придумывании слов с заданным звуком. Упражнять в чтении. | ЭОР. Игра с триггерами «Составь слова». Практическое упражнение «Цепочка». Печатание 2-х сложных слов. Звуковой анализ 2-х сложных слов |
октябрь | Познакомить детей с буквой «Г». Показать правильную артикуляцию звука «Г». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «Г» Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв. Учить читать слова с данным звуком. | Дидактические речевые игры «Угадай первый звук в слове», «Выбери картинки», игровое упражнение «Читатели», разучивание чистоговорок со звуком «Г», выкладывание слов из 3-4 букв в разрезной азбуке |
1 неделя |
2 неделя | Закрепить знания о букве «Г», звуковые характеристики данных звуков. Учить выделять слова, начинающиеся на звук «Г». Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв. Учить читать слова предложения с буквой «Г» | ЭОР. Игра с триггерами «Построй букву «Г». Выкладывание слов с буквой «Г» в магнитной и разрезной азбуке. Игровое упражнение «Читатели». Дидактические игры «Подбери слово», «Вопросы и ответы» печатание буквы «Г». |
3 неделя | Повторить правильную артикуляцию звука «Г». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «Г». Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв. Учить читать слова с данным звуком. | Дидактические речевые игры «Подбери слово», практическое упражнение «Читатели», выкладывание 2-3-х сложных слов в разрезной азбуке. Звуковой диктант. |
4 неделя | Закреплять характеристики звуков Г, К. Учить слитному чтению слов и предложений со знакомыми буквами. Учить понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы. | Игра «Найди звук», «Угадай, сколько слогов», «Придумай слово», «Прочитай и расскажи». |
ноябрь | Познакомить с буквой «В». Дать характеристику звуку «В». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «В». Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв. Учить читать слова с данным звуком, предложения из 3-4 слов, понимая смысл прочитанного. | Выкладывание слов с буквой «В» в магнитной и разрезной азбуке. Игровое упражнение «Читатели». Дидактические игры «Подбери слово», «Вопросы и ответы». |
1 неделя |
2 неделя | Познакомить с буквой «Д». Дать характеристику звука «Д». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «Д», определять место звука в слове. Учить читать слова с данным звуком, предложения из 3-4 слов, понимая смысл прочитанного. | ЭОР. Игра с триггерами «Найди буквы», «Построй букву «Д». Практическое упражнение «Цепочка». Печатание 2-х сложных слов. Звуковой анализ 2-х сложных слов. |
3 неделя | Закреплять характеристики согласных звуков «Д, Т». Уточнить написание буквы «Д». Учить слитному чтению слов и предложений с данными буквами. Учить читать рассказы из 3-х предложений, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы. | Дидактические игры «Подбери слово», «Вопросы и ответы», практическое упражнение «Прочитай и расскажи». Выкладывание в кассах букв «Д» и «Т». |
4 неделя | Познакомить с буквой «Б». Дать характеристику звука «Б». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «Б», определять место звука в слове. Учить делить слова на слоги. Учить читать слова с данным звуком, предложения из 3-4 слов, понимая смысл прочитанного. Развивать фонематический слух. | Дидактические речевые игры «Угадай первый звук в слове», «Выбери картинки», игровое упражнение «Читатели», разучивание чистоговорок со звуком «Б», выкладывание слов из 3-4 букв в разрезной азбуке. |
декабрь | Закреплять характеристики звуков «Б, П». Учить слитному чтению слов и предложений со знакомыми буквами. Учить читать рассказы из 3-х предложений, понимать прочитанное, 2 работать с тестом, отвечая на вопросы. | Игровое практическое упражнение «Читатели» чтение по цепочке. Дидактические игры «Подбери слово», «Вопросы и ответы» печатание букв «Б» и «П». |
1 неделя |
2 неделя | Познакомить с буквой «Ж». Дать характеристику звука «Ж». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «Ж», определять место звука в слове. Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв. Учить читать слова с данным звуком. | Выкладывание слогов и слов с буквой «Ж», печатание буквы «Ж». Дидактическая игра «Угадай букву». Практическое упражнение «Звуковой диктант». |
3 неделя | Закреплять характеристики звуков «Ж, З». Учить слитному чтению слов и предложений со знакомыми буквами. Учить читать рассказы из 3-х предложений, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы. | Игровое упражнение «Читатели», чтение по цепочке. Дидактические развивающие игры «Назови буквы», «Подбери слово», «Вопросы и ответы». Печатание букв «Ж» и «З». |
4 неделя | Закреплять характеристики звуков «Ж, Ш». Учить слитному чтению слов и предложений со знакомыми буквами. Учить читать рассказы из 3-х предложений, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы по содержанию. | ЭОР. Игра с триггерами «Найди буквы», «Построй буквы «Ш» и «Ж». Практическое упражнение «Цепочка», «Прочитай и расскажи». |
январь | Познакомить с буквой «Е». Учить слитному чтению слов с буквой «Е». Дать понятие о звуках, которые даёт буква «Е», находясь в разных позициях в слове. | Дидактические игры «Прочитай-ка», «Составь слово», ЭОР. Игра с триггерами «Кому что». Чтение слов, предложений с буквой «Е». |
1 неделя |
2 неделя | Познакомить детей с буквой «Ь». Показать роль буквы «Ь». Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв, включая букву «ь». Чтение слогов и слов с буквой «ь». | Дидактическая игра «Превращения слов». Игровое упражнение «Прочитай-ка». Печатание букв «Е», «Ь», звуковой диктант. |
3 неделя | Познакомить с буквой «Я». Учить слитному чтению слов с буквой «Я». Дать понятие о звуках, которые даёт буква «Я», находясь в разных позициях. Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв, включая букву «Я» в начале слова. | Выкладывание слогов и слов с буквой «Я», печатание буквы «Я». Игровое упражнение «Читатели» чтение по цепочке. Дидактические игры «Подбери слово», «Вопросы и ответы». |
4 неделя | Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв, включая букву «Я» в разных позициях. Учить слитному чтению слов и предложений со знакомыми буквами. Учить читать рассказы, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы по его содержанию. | Практическое упражнение «Звуковой диктант. Загадочные буквы». Игровое упражнение «Читатели» чтение по цепочке. Игра «Вопросы и ответы». |
февраль | Познакомить с буквой «Ю». Учить слитному чтению слов с буквой «Ю». Дать понятие о звуках, которые даёт буква «Ю», находясь в разных позициях. Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв, включая букву «Ю». | Выкладывание слогов и слов с буквой «Ю», печатание буквы «Ю». Игровое упражнение «Читатели» чтение по цепочке. Дидактические игры «Подбери слово», «Вопросы и ответы». |
1 неделя |
2 неделя | Познакомить с буквой «Ё». Учить слитному чтению слов с буквой «Ё». Дать понятие о звуках, которые даёт буква «Ё», находясь в разных позициях. Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв, включая букву «Ё». | Игровое упражнение «Читатели», чтение по цепочке. Дидактические развивающие игры «Назови буквы», «Подбери слово», «Вопросы и ответы». Печатание буквы «Ё». |
3 неделя | Учить слитному чтению слов и предложений со знакомыми буквами. Учить читать рассказы, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы по содержанию прочитанного. | Игровое упражнение «Читатели» чтение по цепочке. Игры «Найди отличия», «Придумай предложение с заданным словом». |
4 неделя | Закреплять характеристики звуков, которые дают буквы «Е» и «Ё». Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв, включая букву «Ё» и «Е». Учить слитному чтению слов и предложений со знакомыми буквами. Учить читать небольшие рассказы, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы. | Дидактические игры «Придумай слово», «Составь слово», «Раздели слова на слоги» Практическое упражнение «Прочитай и расскажи», «Вопросы и ответы». |
март | Познакомить с буквой «Ч». Дать характеристику звука «Ч». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «Ч», Определять место звука «Ч» в слове. Учить читать слова с буквой «Ч», предложения с пройденными буквами. | Дидактическая игра «Найди буквы», «Придумай предложение с заданным словом», Практическое упражнение «Звуковой диктант». |
1 неделя |
2 неделя | Упражнять в чтении слов и предложений с буквой «Ч». Учить читать рассказы, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы. Закреплять умение делать звуковой анализ слов. | ЭОР. Игра с триггерами «Выбери слова», «Найди пропущенную букву». Печатание слов с буквой «Ч», практическое упражнение «Звуковой диктант». |
3 неделя | Закреплять характеристики звуков «С», «Ч», «Ш». Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв. Учить читать небольшие рассказы, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы. Развивать логическое ассоциативное мышление. | Загадывание загадок о буквах. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Практическое упражнение «Прочитай-ка». Разгадывание ребусов. |
4 неделя | Познакомить с буквой «Э». Дать характеристику звука «Э». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «Э». Учить читать слова с данным звуком, предложения с пройденными буквами. | Дидактические игры «Найди буквы», «Составь слова». Практическое упражнение «Читатели». Печатание слов из 3-4 букв. |
апрель | Познакомить с буквой «Ц». Дать характеристику звука «Ц». Учить подбирать слова, начинающиеся на звук «Ц». Учить читать слова с данным звуком, предложения с пройденными буквами. Упражнять в составлении предложений с заданным словом. | Дидактические игры «Найди буквы», «Придумай слово», «Составь предложение с данным словом», «Живые буквы». Практическое упражнение «Чтение по цепочке». |
1 неделя |
2 неделя | Закреплять характеристики звуков «Ц», «Ч». Упражнять в чтении слов и предложений с данными буквами. Учить читать рассказы, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы по содержанию прочитанного. | Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Такие разные звуки», «Составь слово». Практическое упражнение «Прочитай и расскажи». Печатание слов с буквами «Ц», и «Ч», практическое упражнение «Звуковой диктант». |
3 неделя | Познакомить с буквой «Ф». Дать характеристику звука «Ф». Продолжать учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв. Упражнять в подборе слов с звуком «Ф». Учить читать слова с данным звуком, предложения с пройденными буквами. | Выкладывание слогов и слов с буквой «Ф», печатание буквы «Ф». Дидактическая игра «Угадай букву», « Придумай слово», «Составь предложение по опорным словам». Практическое упражнение «Прочитай-ка». |
4 неделя | Учить слитному чтению слов и предложений с буквой «Ф». Учить читать рассказы, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы по содержанию прочитанного. | ЭОР. Игры с триггерами «Найди буквы», «Составь слова, «Угадай сколько слогов» Практическое упражнение «Читатели», «Вопросы и ответы». Печатание слов из 3-4 букв. Практическое упражнение «Звуковой диктант». |
май | Познакомить с буквой «Щ». Дать характеристику звука «Щ». Учить подбирать слова со звуком «Щ». Упражнять в составлении слов из заданных слогов. Учить читать слова с данным звуком, предложения с пройденными буквами. | Дидактические игры «Найди буквы», «Составь слово», «Составь предложение с данным словом», «Живые буквы». Практическое упражнение «Чтение по цепочке». |
1 неделя |
2 неделя | Закреплять характеристики звуков «Щ», «Ц», «Ч». Продолжать учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв. Упражнять в чтении слов разной слоговой структуры. Продолжать учить читать небольшие рассказы, понимать прочитанное, работать с тестом, отвечая на вопросы по содержанию прочитанного. | ЭОР. Игры с триггерами «Найди буквы», «Составь слова, «Угадай сколько слогов» Практическое упражнение «Читатели», «Вопросы и ответы». Печатание слов из 3-4 букв. Практическое упражнение «Звуковой диктант». |
3 неделя | Познакомить детей с буквой «Ъ». Показать роль буквы «Ъ». Учить проводить звуковой анализ слов из 3-4 букв, включая букву «Ъ" Чтение слогов и слов с буквой «Ъ». | Дидактическая игра «Превращения слов». Игровое практическое упражнение «Прочитай-ка». Печатание букв «Ь», «Ъ», звуковой диктант. |
4 неделя | Закреплять умения детей слитно читать, составлять слова с заданным звуком, делить слова на слоги. Развивать фонематический слух, логическое ассоциативное мышление. | ЭОР. Игры с триггерами «Составь слова, «Угадай сколько слогов». Дидактическая игра «Четвертый лишний». Практическое упражнение «Читатели», «Вопросы и ответы». Разгадывание ребусов. |
Количество часов– 72 часа.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Кадровые условия: педагог дополнительного образования
ФИО | Образование, год окончания обучения | Повышения квалификации /профессиональная переподготовка | Общий стаж работы/ стаж педагогической работы |
Щелкунова Маргарита Юрьевна | СПО, Рязанское педагогическое училище, 1983год. | Учебное учреждение, программа обучения, год, количество часов 01.2020г., АНО ДПО «Институт дистанционного обучения», «Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста» 72 часа, удостоверение №860400012682 08.2021г. ООО Центр инновационного образования и воспитания «Единый урок» г.Саратов «Педагог дополнительного образования в объёме 250 часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог дополнительного образования» 524-2305993 год обучения 2021 | 38 лет/35 лет |
Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий, соответствующее нормам СП2.4.3648-20 и СанПиН 2.3./2.4.3590-20;
Используется следующее оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебные и наглядные средства | Магнитная доска, буквы на магнитах, проектор, ноутбук, предметные картинки, карточки для игр на развитие слоговой структуры слова, электронные игры и упражнения на закрепление звуков и букв, на развитие слоговой структуры слова, интерактивная доска, рекомендуемые электронные программы «Маленький гений», «Буквария», «Школа», авторские электронные образовательные ресурсы. Используемая литература: Н.С Жукова букварь (пособие по обучению дошкольников правильному чтению) Н. В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста Санкт-Петербург Детство-пресс 2020 М.Д. Маханеѐва, Н.А.Гоголева, Л.В.Цыбирова «Обучение грамоте детей 5-7 лет (игры, физкультминутки) Сфера, 2019 |
Расходные материалы | Буквари Н.С. Жуковой, разрезная азбука, конверты с квадратами красного, зелёного и синего цвета для звукового анализа слов, тетради в крупную клетку, цветные карандаши, простой карандаш. |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Формы: Наблюдение, беседы, игровые творческие задания, оценка продуктов деятельности
Материалы: Букварь, касса букв, картинки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Знает все буквы и звуки русского языка, их отличительные особенности, в том числе йотированных
Умеет дифференцировать понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
Умеет делать звуковой анализ слов из 3-4 звуков
Умеет печатать, составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова простой слоговой структуры
Умеет самостоятельно читать, понимая смысл прочитанного
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка освоения программы проводится по 3-х бальной шкале.
Высокий уровень освоения программы – 11-15 баллов
Средний уровень освоения программы – 6-10 баллов
Низкий уровень освоения программы – до 5 баллов