Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 20»
Рассмотрено На Педагогическом совете МБДОУ «Иланский детский сад № 20» Протокол № от _____________2020 г. | Проверено Старший воспитатель МБДОУ «Иланский детский сад № 20» ________О.М. Ипполитова _____________2020 г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Иланский детский сад № 20» __________Л.Ф. Филатова _____________2020 г. |
Рабочая программа
Ансамбль
«Малыши-ложкари»
Образовательная область: «Музыка» обучение игре на ложках
| Разработчик: Тыченко В.Ю., Музыкальный руководитель по музыкальной культуре. |
г.Иланский
2020 год
Целевой раздел
Пояснительная записка
«Малыши-ложкари»
Рабочая программа по музыкальной культуре для детей 3- 4 лет разработана на
основе образовательной программы МБДОУ д/с №20, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной парциальной программы «Ладушки» И.М. Каплунова методическое пособие с аудио приложением для музыкальных руководителей детских садов. Издательство ООО «Лансье» 2019г.
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по фольклору с детьми 3-4 лет.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является ансамбль. Игра в ансамбле стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма. Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Это положительно влияет на развитие речевого аппарата, позволяет корректировать почерк и концентрацию. Игру на ложках в качестве арт-терапии могут назначать гиперактивным детям и малышам с проблемами восприятия. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти.
Новизна Программа «Ансамбль ложкарей» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей.
.
Актуальность программы: здесь собран уникальный музыкальный материал, тщательно отобраны наиболее простые и доступные для детского исполнения произведения, содействующие воспитанию у детей любви и уважения к народной музыке, народным традициям, развивающие творческий потенциал каждого ребенка, способствующие развитию исполнительских артистических качеств.
Цель: Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках)
Задачи реализации программы:
- Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
- Обучение основам техники игры на ложках.
- Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Место учебной дисциплины в учебном плане:
В год 38 часа
В неделю 1 час.
Продолжительность НОД по музыкальной культуре 20 минут.
В неделю проводится 1 НОД.
Планируемы результаты освоения Программы:
Показатели результативности реализации программы
1. Знают приемы игры на двух ложках (одиночных и парных) и могут ритмично воспроизвести знакомую попевку.
2. Умеют играть в одном темпе, менять игровые движения, одновременно начинать и заканчивать муз. произведения с небольшой помощью
педагога.
3. Держат ложки одинаково, на одном уровне. Играют свободным кистевым движением с правильным положением корпуса.
Используемая литература:
1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
2.Каплунова И.М. Методическое пособие с аудио приложением «Ансамбль ложкарей» 2015г.
3.Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Л. Князева, М. Д. Маханева изд.-2017год.
Содержательный
Формы, способы, технологии, методы и средства реализации учебной дисциплины.
Формы:
-практические занятия, где происходит разбор произведений.
-игровые занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
-беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
-практические занятия, где дети осваивают способы и приемы игры на ложках. Потешки и попевки с подыгрыванием на ложках.
Схема занятия:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- игры с палочками;
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
Формы и методы работы:
-Фронтальные занятия.
-Беседа. Обсуждение.
-Индивидуальные занятия
-Занятия малыми группами.
-Подготовительные упражнения при обучении игре на ложках.
-Постановка рук.
-Моделирование с помощью коротких и длинных звуков.
Методические принципы педагогического процесса:
Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
♦ Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
♦ Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
♦ Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
♦ Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Ожидаемый результат:
♦ играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
♦ применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных
инструментах;
♦ слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;
♦ петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
♦ ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
♦ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Условия реализации программы:
-дидактический материал: видео презентации, фотографии инструментов,
ансамблей,
-методический материал: образовательная программа, методическая литература, методическое пособие с приложением диски.
-оборудование: ноутбук, музыкальный центр, ложки.
Методы активно используются :
- наглядные
- игровые
Возрастные особенности детей по освоению данной учебной дисциплины:
Программа рассчитана на 1 года обучения –2 младшая группа
Состав участников не более 8-10 человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого воспитанника. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: Ансамбль ложкарей. Игра на ложках доступна детям, так как способы и приемы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры. Развитию творческих способностей
Условиями отбора детей в ансамбль являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься в ансамбле, по принципу их одарённости.
Содержание программы:
-слушание
-веселые ритмы
-детский ансамбль
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий,
Играть в ансамбле ложкарей могут дети с хорошо развитым чувством ритма. Для этого на каждом занятии дети должны четко проговаривать и прохлопывать сильную долю, метр ритм. Кроме того, на занятиях для поддержания интереса детей к игре нужно использовать, обыгрывать русские попевки и потешки.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Тематическое планирование |
месяц № занятия | 2 младшая группа |
Сентябрь | Отбор детей в ансамбль «Для чего нам нужны ложки» Презентация шумовых инструментов. Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям: - наличие чувства ритма; - хорошая координация и реакция в движениях; - с условием, в ансамбле все должны быть правши; - желание детей и родителей. |
Октябрь | Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая гимнастика: 1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. 2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. 1. Потешки и попевки с подыгрыванием на ложках «таря-маря» «За морями». Пальчиковые игры-разминка для рук 2.Спомобы и приемы игры на ложках 1.-простой. Лошадка 3. Прослушивание музыкальных потешек 4. Мишка с пирожками –потешка Отработка приемов на ложках простой и лошадка Хлеб Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! |
Ноябрь | Приемы игры на двух ложках 1- 2 занятие :Ударяют одной ложкой о другую. Пальчиковые игры Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт; «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном; «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют; 3-4 занятие «Лошадка» разучивание Упражения «Подгорная» «Ритм» Фрукты» Фруктовая ладошка Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя. |
декабрь | 1-2 занятие: «Ах вы. Сени мои сени» прослушивание. Разучивание Закрепление приемов на ложках 3-4 занятие :потешки –повторение, ритм «Раз у нашего степана», шел по лесу лягушоное Засолим капусту Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинц |
Январь | -народные игры -пальчиковые игры: Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. По Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики» -повторение приемов игры на ложках. |
февраль | 1.Разучивание «Из-под дуба» 2. потешки ,пальчиковые игры:Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь «КОТ НА ПЕЧИ» «Кот на печи стучат кулачком о кулачок Сухари толчет, Кошка в окошке показывают как шьют иголкой Полотенце шьет. Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз На печке сидят, и качают головой вправо-влево На печке сидят Да на котика глядят. показывают руками «очки» Все на котика глядят И сухарики едет». щелкают зубками 3.Закрепление навыков способы и приемы игры на ложках. Квак,часики,солнышко,лошадка. |
март | 1..Из под дуба, лошадка –игра на ложках 2. Пальчиковые игры 3.Музыкальные игры народные Коза,солнышко 4.Слушание русской народной музыки потешки «КУРОЧКА» «Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним По двору гуляла, пальцем по бедрам По двору гуляла, Цыпляток считала. - Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой ру |
апрель | 1.Слушание русских народных песен 2. игра на ложках закрепление навыков 3.«МЫШКИ» «Вот как наши ребятишки дети «скребут» пальчикам по бедрам Расшалились, словно мышки: Ловко пальчиками трут, Словно лапками скребут. Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку 4. музыкальные игры |
май | Закрепление пройдённого материала; подготовка творческому отчету. Репетиции | Закрепление пройденного материала -репетиции |
Средства обучения
Технические средства обучения:
Музыкальный центр
Аудиозаписи
Синтезатор
Телевизор
Проктор
Экран
Микрофон
Микшер
Усилитель
Шумовые инструменты