СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования ДОУ "МАЛЫШИ -ЛОЖКАРИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования ДОУ "МАЛЫШИ -ЛОЖКАРИ"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 20»

Рассмотрено


На Педагогическом совете

МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

Протокол №

от _____________2020 г.

Проверено


Старший воспитатель МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

________О.М. Ипполитова

_____________2020 г.


Утверждаю


Заведующий

МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

__________Л.Ф. Филатова

_____________2020 г.








Рабочая программа

Ансамбль

«Малыши-ложкари»

Образовательная область: «Музыка» обучение игре на ложках














Разработчик:

Тыченко В.Ю.,

Музыкальный руководитель по музыкальной культуре.











г.Иланский

2020 год





Целевой раздел

Пояснительная записка

«Малыши-ложкари»


Рабочая программа по музыкальной культуре для детей 3- 4 лет разработана на

основе образовательной программы МБДОУ д/с №20, в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной парциальной программы «Ладушки» И.М. Каплунова методическое пособие с аудио приложением для музыкальных руководителей детских садов. Издательство ООО «Лансье» 2019г.

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по фольклору с детьми 3-4 лет.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является ансамбль. Игра в ансамбле стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма. Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Это положительно влияет на развитие речевого аппарата, позволяет корректировать почерк и концентрацию. Игру на ложках в качестве арт-терапии могут назначать гиперактивным детям и малышам с проблемами восприятия. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти.


Новизна Программа «Ансамбль ложкарей» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей.  

.

Актуальность программы: здесь собран уникальный музыкальный материал, тщательно отобраны наиболее простые и доступные для детского исполнения произведения, содействующие воспитанию у детей любви и уважения к народной музыке, народным традициям, развивающие творческий потенциал каждого ребенка, способствующие развитию исполнительских артистических качеств.




Цель: Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках)

Задачи реализации программы:

- Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

- Обучение основам техники игры на ложках.

- Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.

- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.


Место учебной дисциплины в учебном плане:

В год 38 часа

В неделю 1 час.

Продолжительность НОД по музыкальной культуре 20 минут.

В неделю проводится 1 НОД.

Планируемы результаты освоения Программы:

Показатели результативности реализации программы

1. Знают приемы игры на двух ложках (одиночных и парных) и могут ритмично воспроизвести знакомую попевку.

2. Умеют играть в одном темпе, менять игровые движения, одновременно начинать и заканчивать муз. произведения с небольшой помощью

педагога.

3. Держат ложки одинаково, на одном уровне. Играют свободным кистевым движением с правильным положением корпуса.


Используемая литература:

1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

2.Каплунова И.М. Методическое пособие с аудио приложением «Ансамбль ложкарей» 2015г.

3.Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Л. Князева, М. Д. Маханева изд.-2017год.



Содержательный

Формы, способы, технологии, методы и средства реализации учебной дисциплины.

Формы:

-практические занятия, где происходит разбор произведений.

-игровые занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

-беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

-практические занятия, где дети осваивают способы и приемы игры на ложках. Потешки и попевки с подыгрыванием на ложках.


Схема занятия:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);



Формы и методы работы:

-Фронтальные занятия.

-Беседа. Обсуждение.

-Индивидуальные занятия

-Занятия малыми группами.

-Подготовительные упражнения при обучении игре на ложках.

-Постановка рук.

-Моделирование с помощью коротких и длинных звуков.

Методические принципы педагогического процесса:

Объяснительно-иллюстративный

            (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  ♦        Репродуктивный

          (разучивание, закрепление материала).

  ♦        Исследовательский

            (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  ♦        Метод побуждения к сопереживанию

            (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  ♦        Метод поисковых ситуаций

            (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Ожидаемый результат:

 ♦        играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

   ♦        применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных  

             инструментах;

 ♦        слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;

 ♦        петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном     инструменте;

 ♦         ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;  

 ♦         понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в   ансамбле.


Условия реализации программы:

-дидактический материал: видео презентации, фотографии инструментов,

ансамблей,

-методический материал: образовательная программа, методическая литература, методическое пособие с приложением диски.

-оборудование: ноутбук, музыкальный центр, ложки.

Методы активно используются :

- наглядные

- игровые

Возрастные особенности детей по освоению данной учебной дисциплины:

Программа рассчитана на 1 года обучения –2 младшая группа

Состав участников не более 8-10 человек.

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого воспитанника. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: Ансамбль ложкарей. Игра на ложках доступна детям, так как способы и приемы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры. Развитию творческих способностей

Условиями отбора детей в ансамбль являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься в ансамбле,  по принципу их одарённости.

Содержание программы:

-слушание

-веселые ритмы

-детский ансамбль

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий,

Играть в ансамбле ложкарей могут дети с хорошо развитым чувством ритма. Для этого на каждом занятии дети должны четко проговаривать и прохлопывать сильную долю, метр ритм. Кроме того, на занятиях для поддержания интереса детей к игре нужно использовать, обыгрывать русские попевки и потешки.


Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.


Тематическое планирование

месяц № занятия

2 младшая группа

Сентябрь


Отбор детей в ансамбль

«Для чего нам нужны ложки»

Презентация шумовых инструментов.

Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных

Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям:

- наличие чувства ритма;

- хорошая координация и реакция в движениях;

- с условием, в ансамбле все должны быть правши; - желание детей и родителей.



Октябрь

Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.


1. Потешки и попевки с подыгрыванием на ложках «таря-маря»

«За морями». Пальчиковые игры-разминка для рук

2.Спомобы и приемы игры на ложках 1.-простой. Лошадка

3. Прослушивание музыкальных потешек

4. Мишка с пирожками –потешка

Отработка приемов на ложках простой и лошадка

Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!



Ноябрь

Приемы игры на двух ложках

1- 2 занятие :Ударяют одной ложкой о другую. Пальчиковые игры

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

3-4 занятие «Лошадка» разучивание

Упражения «Подгорная» «Ритм»

Фрукты»

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

                Показывают ладошками вокруг и на себя.





декабрь

1-2 занятие: «Ах вы. Сени мои сени» прослушивание. Разучивание

Закрепление приемов на ложках

3-4 занятие :потешки –повторение, ритм

«Раз у нашего степана», шел по лесу лягушоное

Засолим капусту

Мы капусту рубим,        

Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,        

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,        

Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.        

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинц



Январь

-народные игры

-пальчиковые игры:

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

По            Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят      

 в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики»

-повторение приемов игры на ложках.


февраль

1.Разучивание «Из-под дуба»

2. потешки ,пальчиковые игры:Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь

«КОТ НА ПЕЧИ»

 

«Кот на печи                                    стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке                                показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята                            поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,                                и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.                        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».                            щелкают зубками

3.Закрепление навыков способы и приемы игры на ложках.

Квак,часики,солнышко,лошадка.

март

1..Из под дуба, лошадка –игра на ложках

2. Пальчиковые игры

3.Музыкальные игры народные Коза,солнышко

4.Слушание русской народной музыки потешки

 

«КУРОЧКА»

 

«Курочка - рябушечка                 не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,                          пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой ру



апрель

1.Слушание русских народных песен

2. игра на ложках закрепление навыков

3.«МЫШКИ»

 

«Вот как наши ребятишки                     дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»                                         трут ладошкой о ладошку


4. музыкальные игры

май

Закрепление пройдённого материала; подготовка творческому отчету. Репетиции

Закрепление пройденного материала -репетиции



    1. Средства обучения

Технические средства обучения:

  • Музыкальный центр

  • Аудиозаписи

  • Синтезатор

  • Телевизор

  • Проктор

  • Экран

  • Микрофон

  • Микшер

  • Усилитель

  • Шумовые инструменты