СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Душа России" 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Душа России" 4-5 лет»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Шалоболинская средняя общеобразовательная школа №18 им. П.Ф. Попова ( дошкольная ступень)











Программа дополнительного образования

ДУША РОССИИ


Патриотическое и духовно-нравственное воспитание

детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)

в соответствии с ФОП























Шалоболино, 2024



Оглавление

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

1.1Пояснительная записка 3

1.2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы 3

1.3 Целевые ориентиры 3

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 4

2.1 Методические рекомендации к организации работы 4

2.2 Основные задачи и содержание образовательной деятельности 4

2.3 Планирование воспитательно-образовательного процесса по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями детей 5

2.3.1 План работы в младшей группе (3-4 года) 5

2.3.2 План работы в средней группе (4-5 лет) 12

2.3.3 План работы в старшей группе (5-6 лет) 20

2.3.4 План работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет) 28

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 35

3.1 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды 35

3.2 Программно-методическое обеспечение 35

Используемая литература 38





ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Душа России» по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области педагогики и психологии.

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Современный национальный воспитательный идеал ‒ это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде».

Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.

Программа содержит описание задач и план работы с детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Программа «Душа России» состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

1.2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы

Общая цель Программы «Душа России» ‒ личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

1) Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

2) Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;

3) Развитие интереса к русским традициям и промыслам, разнообразию русского фольклора и искусства.

Общие задачи: содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Программа составлена с учетом принципов:

- системно – организационного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах;

- адресного подхода, предполагающего учет индивидуальных особенностей группы;

- универсальности основных направлений патриотического и духовно – нравственного воспитания с использованием социально – ценностного опыта прошлых поколений, вызывающего чувства гордости за культурные традиции и достижения Родины.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

1.3 Целевые ориентиры

Направление
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры ранний возраст

Целевые ориентиры дошкольный возраст

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность к близким
людям, бережное отношение к живому

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности
родному дому, семье, близким людям.

Духовно-нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.

Различающий основные проявления добра и
зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию и заботе, к нравственному
поступку. Способный не оставаться равнодушным к
чужому горю, проявлять заботу; самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудни-чество

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.
Доброжелательный в общении с другими
людьми.

Проявляющий ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Познание

Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.

Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на
основе традиционных ценностей.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности.

Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены.
Стремящийся соблюдать правила безопасного
поведения в быту, социуме (в том числе в
цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях. Стремящийся к
результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности

Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.

Эстетическое

Культура и
красота

Проявляющий эмоциональную отзывчивость
на красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и др.).

Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


От 4 до 5 лет

Сфера / раздел

Основные задачи

Содержание образовательной деятельности

Социальные отношения

формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности; развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям; развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям, педагогам и окружающим людям; воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям; воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками; развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.

Педагог обогащает представления детей об их развитии, проговаривает и фиксирует внимание на разнообразных возрастных изменениях. Способствует освоению детьми традиционных представлений о половых и гендерных различиях, семейных ролях и отношениях. Формирует положительную самооценку, уверенность в своих силах, отмечает позитивные изменения в развитии и поведении детей, бережно и тактично помогает ребенку обнаружить свои ошибки и найти адекватный способ их устранения. При чтении художественной литературы, просмотре фрагментов анимационных фильмов педагог обращает внимание на разнообразие эмоциональных проявлений героев, комментирует и обсуждает с детьми обусловившие их причины. Педагог развивает позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям: обогащает представление о структуре и составе семьи, родственных отношениях; семейных событиях, делах. Обеспечивает включенность детей в детское сообщество, умение согласовывать взаимоотношения со сверстниками. Способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: напоминает и демонстрирует различные формы приветствия, прощания, выражения благодарности и просьбы. Знакомит детей с правилами поведения в общественных местах. Развивает позитивное отношение к ДОУ: знакомит с сотрудниками, правилами поведения в ДОУ; его традициями; воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОУ.

формирование основ гражданственности и патриотизма

воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и др.; развивать интерес детей к основным достопримечательностями города (поселка), в котором они живут.

Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Продолжает знакомить с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны. Знакомит с русскими символами: русский национальный костюм, матрешка, балалайка, самовар, валенки, глиняные свистульки, деревянные ложки; знакомит со старинными предметами обихода: прялкой, веретеном. Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы, День космонавтики; о православных и народных праздниках: Рождество Христово, Масленица, Жаворонки. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Знакомит с разнообразием природы страны. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.). Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, фольклору, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

трудовое воспитание

формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда; развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОУ и семье.

Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно - бытового труда взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых, работающих в ДОУ. Обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОУ. Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов и их характеристиками. Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи.

формирование основ безопасного поведения

обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях; формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и пр., исключая практическое использование электронных средств обучения.

Педагог способствует обогащению представлений детей об основных правилах безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в реальном общении с незнакомыми людьми и в телефонных разговорах с ними. Создает условия для расширения и углубления интереса детей к бытовым приборам и предметам быта, обсуждает вместе с детьми правила их использования, поощряет стремление детей поделиться своим опытом с другими, предлагает детям рассказать о том, как они дома соблюдают правила безопасного поведения, выбирает вместе с детьми лучшие примеры. Создает игровые ситуации, в которых ребенок может закрепить опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Обсуждают с детьми правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: как позвать взрослого на помощь, как вызвать помощь по мобильному устройству и т. п.



2.3 Планирование воспитательно-образовательного процесса по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями детей

Группа/возраст

Формы работы

Режим занятий

Продолжительность занятия

младшая группа

3-4 гола

групповая, подгрупповая

1 раз в неделю

15 минут

средняя группа

4-5 лет


групповая

2 раз в неделю

20 минут

старшая группа

5-6 лет

групповая

2 раз в неделю

25 минут

подготовительная к школе группа

6-7 лет

групповая

2 раз в неделю

30 минут

2.3.2 План работы в средней группе (4-5 лет)

1

2 неделя сентября

День села Шалоболино Достопримечательности любимого села Шалоболино

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022

2

3 неделя сентября

Наша дружная семья

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022 (стр.52)

3

4 неделя сентября

Мой воспитатель

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. (стр.82)

4

1 неделя октября

Москва – столица нашей Родины

Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 (стр.10)

Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006 (стр.18- 19)

5

2 неделя октября

Русский национальный костюм

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. (стр.111)


6

3 неделя октября

Я люблю тебя, Россия! Красота русской природы.

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022.(стр.112)

7

4 неделя октября

Путешествие по разноцветной стране «Эти дети живут на Севере»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Мир людей и человеческих отношений»

8

1 неделя ноября

День народного единства. Игра – беседа «Иванушка, Марьюшка и их гостья - ненка»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Национальный костюм»

9

2 неделя ноября

Игра – развлечение «В гости к Танечке пойдем»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»

10

3 неделя ноября

Всемирный день доброты. Дидактическая игра по сказке «Пых»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»

11

4 неделя ноября

День Матери в России. Игра – инсценировка «Ушки - неслушки» по сказке Ш.Перро «Красная шапочка»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»

12

5 неделя ноября

День Государственного герба Российской Федерации. Квест – игра «Собери герб России»

Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006 (стр.4-7)

13

1 неделя декабря

Символы России (Матрешка, балалайка, самовар, валенки)

А.Скворцова "Обучающие карточки. Символы России". Изд. Проф-Пресс, 2018г.



14

2 неделя декабря

Русская свистулька. Рассказ о глиняной свистульке.

Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

15

3 неделя декабря

Веселые ложки. Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками.

Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

16

4 неделя декабря

История новогодней игрушки. Аппликация «Украсим новогоднюю игрушку»

О.В. Дворнякова История новогодних игрушек. Изд. -  Настя и Никита, 2021 г.


17

2 неделя января

Рождество Христово. Рождественские посиделки

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022 (стр. 149)

18

3 неделя января

Золотое веретено. Знакомство с предметами обихода - прялкой, веретеном.

Экскурсия в музей дома культуры села Шалоболино.

Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

19

4 неделя января

Виртуальная экскурсия «Почта»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с пространственными отношениями»

20

5 неделя января

О врунишках, хвастунишках. Беседа по РНС «Заяц – хваста»

Русские народные сказки. Заяц – хваста. - Изд.- Алтей, 2017

21

1 неделя февраля

Уроки безопасности в любимых сказках. Беседа по формированию у детей основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок

Русские сказки и загадки о животных. – Изд. – Улыбка, 2014

22

2 неделя февраля

Наша родная армия

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 (стр. 27)

23

3 неделя февраля

День защитника Отечества. Игра – соревнование «Вместе с папой»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Физическое развитие»

24

4 неделя февраля

Экскурсия в библиотеку. По циклу «Игрушки» А. Барто

А.Л. Барто. Игрушки. Стихи. – Изд. Вакоша, 2022

25

1 неделя марта

Международный женский день. Маленькие помощники

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»

26

2 неделя марта

Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая.

 «Детям о Масленице» И.С. Шмелев, А.П.Чехов, А.Н. Островский.- Изд.  Белорусская Православная церковь, 2016г. Составитель: Велько А. В. 2-е издание.

27

3 неделя марта

Жаворонки весну кличут

Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб.- Хотьково, Серьгиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010.

28

4 неделя марта

Всемирный день театра.

Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 (стр. 19)

29

1 неделя апреля

Шутку шутить – людей насмешить. Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

30

2 неделя апреля

Загадочный космос. Чтение художественной литературы: В. Бороздин «Звездолетчики», «Хочу летать»

Бороздин В.П. Звездолетчики
Книга для дошкольного возраста. — Москва: Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. — 56 с.

31

3 неделя апреля

Замечательный врач

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 (стр. 24)

32

4 неделя апреля

Пасха Христова.

Коллективная поделка «Пасхальное дерево»

Издательство «ТЦ Сфера» Комплект наглядных пособий «Россия – Родина моя». Раздел «Праздники России» (стр.5)

33

1 неделя мая

Праздник Весны и Труда. Создание панно «Белый голубь – символ мира»

Л.Б.Дерягина. Демонстрационные материалы ДОО. Праздничные даты. День весны и труда.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015

34

2 неделя мая

Беседа «Маленькая история про большую войну»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»

35

3 неделя мая

Путешествие в прошлое бумаги.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 (стр. 47)

36

4 неделя мая

Мои друзья

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 (стр. 14)

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ



3.1 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды

При проектировании предметно-пространственной развивающей среды были учтены: местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОУ; возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание и задачи программы дополнительного образования по патриотическому и духовно-нравственному развитию детей для разных возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности.

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду есть Музей народного промысла, где оборудован уголок в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта и обихода, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник – голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе есть люлька с куклой-младенцем. На полках разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), Саратовские глиняные игрушки, куклы в национальных костюмах. Детей встречает Хозяйка избы. В обстановке убранства русской избы педагоги знакомят детей с народными промыслами всей России.

Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, что помогает лучше понять малышам содержание русских народных сказок, поговорок, пословиц, потешек. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. Для организации занятий в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра.

Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр. Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. В русской избе находятся необходимые специальные наглядные средства, которые помогают донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

В дошкольном учреждении расположены уголки: «Государственная символика», «Народный быт и искусство России», «Моё любимое село Шалоболино», «Дымковская глиняная игрушка». Так же уголки пополняются временными тематическими выставками: «День воссоединения Крыма с Россией», «Театр», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Великая Победа», «Космос» и др.

3.2 Программно-методическое обеспечение

Учебно – методический комплект

Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999

  1. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.

  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2004

  3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2020

  4. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

  5. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.- М.: Айрис – Пресс, 2005

  6. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021

  7. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021

  8. Крюкова А.С., Алексеева Г.Г., Синусова Н.Н. Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие.- М.: 2016

  9. М.Ю. Картушина. Русские народные праздники в детском саду.- М.ТЦ «Сфера», 2006

  10. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию» Парциальная программа. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего и дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2023

  11. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022

  12. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду»/А.В.Бородина, В.А. Бородина/под ред. А.В.Бородиной. – изд. 2.-М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2016

  13. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей
    5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»)

  14. Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000

  15. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.- 265 с.

  16. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003

  17. Савченко В.И. Масленица в русской живописи. Культурные практики для детей 5 -7 лет: учебно – наглядное пособие СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2019

  18. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: Т.Ц. Сфера, 2004

Наглядно – дидактические пособия

  1. А.Скворцова "Обучающие карточки. Символы России". Изд. Проф-Пресс, 2018г.

  1. Дерягина Л.Б. Демонстрационные материалы ДОО. Праздничные даты. День весны и труда.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015

  2. Издательство «ТЦ Сфера» Комплект наглядных пособий «Россия – Родина моя». Раздел «Праздники России»

  3. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021

  4. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021

  5. О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Редактор С.А. Щербаков, 2001

Художественная литература

  1. А.А.Усачев "Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов". – Изд. Лабиринт, - 2022

А.Л. Барто. Игрушки. Стихи. – Изд. Вакоша, 2022

Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 1990.

А.С. Бизяева «Крым для детей». – Изд.: Эксмо, 2019

Бороздин В.П. Звездолетчики. Книга для дошкольного возраста. — Москва: Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. — 56 с.

Воскобойников В. М. Маршал Победы: Георгий Константинович Жуков : / Валерий Воскобойников. — Москва : Белый город, 2007. — 47, [1] c. : ил., цв. ил., портр., карт. ; 27 см. — (История России).

Воскобойников, В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В.М. Воскобойников. – СПб.: Лицей, 1994. – 31с.

Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб.- Хотьково, Серьгиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010.

Детям о Масленице И.С. Шмелев, А.П.Чехов, А.Н. Островский.- Изд.  Белорусская Православная церковь, 2016г. Составитель: Велько А. В. 2-е издание

История России в живописи: Ушедшие времена на великих полотнах.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2008

Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006

М.Ф. Альбедиль "Михайло Ломоносов. Первый русский ученый". – Качели , 2018

Н.Н. Евреинов. Что такое театр - М.: Линка – Пресс, 1997, 40с.

О.В. Дворнякова История новогодних игрушек. Изд. -  Настя и Никита, 2021 г.

О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Редактов С.А. Щербаков, 2001

Русские народные сказки. Заяц – хваста. - Изд.- Алтей, 2017

Русские сказки и загадки о животных. – Изд. – Улыбка, 2014

Книга Памяти Курагинского района.

Синова И.В. Золотое кольцо России: Старинные русские города. – СПБ.: Издательский дом «Литера», 2008

Синова И.В. Конституция – основной закон России. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.- Серия «Моя Родина – Россия»

Токарева, Е. А. «День родного языка» / Е. А. Токарева. —Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20).

Успенский Э.Н. Крокодил гена и его друзья. – Изд. – Малыш, 2016

Филякова Е. Русская письменность / Е. Филякова. - Москва: «Белый город», 2002. – 47с.

Юз Алешковский «Кыш и я в Крыму». – Изд. Лабиринт, 2020