Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Шалоболинская средняя общеобразовательная школа №18 им. П.Ф. Попова ( дошкольная ступень)
Программа дополнительного образования
ДУША РОССИИ
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание
детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)
в соответствии с ФОП
Шалоболино, 2024
Оглавление
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы 3
1.3 Целевые ориентиры 3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 4
2.1 Методические рекомендации к организации работы 4
2.2 Основные задачи и содержание образовательной деятельности 4
2.3 Планирование воспитательно-образовательного процесса по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями детей 5
2.3.1 План работы в младшей группе (3-4 года) 5
2.3.2 План работы в средней группе (4-5 лет) 12
2.3.3 План работы в старшей группе (5-6 лет) 20
2.3.4 План работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет) 28
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 35
3.1 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды 35
3.2 Программно-методическое обеспечение 35
Используемая литература 38
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Душа России» по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области педагогики и психологии.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Современный национальный воспитательный идеал ‒ это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде».
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.
Программа содержит описание задач и план работы с детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Программа «Душа России» состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
1.2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы
Общая цель Программы «Душа России» ‒ личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
2) Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) Развитие интереса к русским традициям и промыслам, разнообразию русского фольклора и искусства.
Общие задачи: содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Программа составлена с учетом принципов:
- системно – организационного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах;
- адресного подхода, предполагающего учет индивидуальных особенностей группы;
- универсальности основных направлений патриотического и духовно – нравственного воспитания с использованием социально – ценностного опыта прошлых поколений, вызывающего чувства гордости за культурные традиции и достижения Родины.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
1.3 Целевые ориентиры
Направление воспитания | Ценности | Целевые ориентиры ранний возраст | Целевые ориентиры дошкольный возраст |
Патриотическое | Родина, природа | Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому | Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности родному дому, семье, близким людям. |
Духовно-нравственное | Жизнь, милосердие, добро | Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту. | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудни-чество | Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Доброжелательный в общении с другими людьми. | Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Познание | Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье, жизнь | Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. | Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены. Стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. |
Трудовое | Труд | Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Эстетическое | Культура и красота | Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и др.). | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
От 4 до 5 лет
Сфера / раздел | Основные задачи | Содержание образовательной деятельности |
Социальные отношения | формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности; развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям; развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям, педагогам и окружающим людям; воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям; воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками; развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности. | Педагог обогащает представления детей об их развитии, проговаривает и фиксирует внимание на разнообразных возрастных изменениях. Способствует освоению детьми традиционных представлений о половых и гендерных различиях, семейных ролях и отношениях. Формирует положительную самооценку, уверенность в своих силах, отмечает позитивные изменения в развитии и поведении детей, бережно и тактично помогает ребенку обнаружить свои ошибки и найти адекватный способ их устранения. При чтении художественной литературы, просмотре фрагментов анимационных фильмов педагог обращает внимание на разнообразие эмоциональных проявлений героев, комментирует и обсуждает с детьми обусловившие их причины. Педагог развивает позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям: обогащает представление о структуре и составе семьи, родственных отношениях; семейных событиях, делах. Обеспечивает включенность детей в детское сообщество, умение согласовывать взаимоотношения со сверстниками. Способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: напоминает и демонстрирует различные формы приветствия, прощания, выражения благодарности и просьбы. Знакомит детей с правилами поведения в общественных местах. Развивает позитивное отношение к ДОУ: знакомит с сотрудниками, правилами поведения в ДОУ; его традициями; воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОУ. |
формирование основ гражданственности и патриотизма | воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и др.; развивать интерес детей к основным достопримечательностями города (поселка), в котором они живут. | Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Продолжает знакомить с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны. Знакомит с русскими символами: русский национальный костюм, матрешка, балалайка, самовар, валенки, глиняные свистульки, деревянные ложки; знакомит со старинными предметами обихода: прялкой, веретеном. Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы, День космонавтики; о православных и народных праздниках: Рождество Христово, Масленица, Жаворонки. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Знакомит с разнообразием природы страны. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.). Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, фольклору, народной музыке, танцам, играм, игрушкам). |
трудовое воспитание | формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда; развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОУ и семье. | Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно - бытового труда взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых, работающих в ДОУ. Обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОУ. Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов и их характеристиками. Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи. |
формирование основ безопасного поведения | обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях; формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и пр., исключая практическое использование электронных средств обучения. | Педагог способствует обогащению представлений детей об основных правилах безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в реальном общении с незнакомыми людьми и в телефонных разговорах с ними. Создает условия для расширения и углубления интереса детей к бытовым приборам и предметам быта, обсуждает вместе с детьми правила их использования, поощряет стремление детей поделиться своим опытом с другими, предлагает детям рассказать о том, как они дома соблюдают правила безопасного поведения, выбирает вместе с детьми лучшие примеры. Создает игровые ситуации, в которых ребенок может закрепить опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Обсуждают с детьми правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: как позвать взрослого на помощь, как вызвать помощь по мобильному устройству и т. п. |
2.3 Планирование воспитательно-образовательного процесса по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями детей
Группа/возраст | Формы работы | Режим занятий | Продолжительность занятия |
младшая группа 3-4 гола | групповая, подгрупповая | 1 раз в неделю | 15 минут |
средняя группа 4-5 лет | групповая | 2 раз в неделю | 20 минут |
старшая группа 5-6 лет | групповая | 2 раз в неделю | 25 минут |
подготовительная к школе группа 6-7 лет | групповая | 2 раз в неделю | 30 минут |
2.3.2 План работы в средней группе (4-5 лет)
1 | 2 неделя сентября | День села Шалоболино Достопримечательности любимого села Шалоболино | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022 |
2 | 3 неделя сентября | Наша дружная семья | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022 (стр.52) |
3 | 4 неделя сентября | Мой воспитатель | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. (стр.82) |
4 | 1 неделя октября | Москва – столица нашей Родины | Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 (стр.10) Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006 (стр.18- 19) |
5 | 2 неделя октября | Русский национальный костюм | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. (стр.111) |
6 | 3 неделя октября | Я люблю тебя, Россия! Красота русской природы. | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022.(стр.112) |
7 | 4 неделя октября | Путешествие по разноцветной стране «Эти дети живут на Севере» | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Мир людей и человеческих отношений» |
8 | 1 неделя ноября | День народного единства. Игра – беседа «Иванушка, Марьюшка и их гостья - ненка» | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Национальный костюм» |
9 | 2 неделя ноября | Игра – развлечение «В гости к Танечке пойдем» | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» |
10 | 3 неделя ноября | Всемирный день доброты. Дидактическая игра по сказке «Пых» | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» |
11 | 4 неделя ноября | День Матери в России. Игра – инсценировка «Ушки - неслушки» по сказке Ш.Перро «Красная шапочка» | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» |
12 | 5 неделя ноября | День Государственного герба Российской Федерации. Квест – игра «Собери герб России» | Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006 (стр.4-7) |
13 | 1 неделя декабря | Символы России (Матрешка, балалайка, самовар, валенки) | А.Скворцова "Обучающие карточки. Символы России". Изд. Проф-Пресс, 2018г. |
14 | 2 неделя декабря | Русская свистулька. Рассказ о глиняной свистульке. | Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. |
15 | 3 неделя декабря | Веселые ложки. Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. | Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. |
16 | 4 неделя декабря | История новогодней игрушки. Аппликация «Украсим новогоднюю игрушку» | О.В. Дворнякова История новогодних игрушек. Изд. - Настя и Никита, 2021 г. |
17 | 2 неделя января | Рождество Христово. Рождественские посиделки | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022 (стр. 149) |
18 | 3 неделя января | Золотое веретено. Знакомство с предметами обихода - прялкой, веретеном. Экскурсия в музей дома культуры села Шалоболино. | Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. |
19 | 4 неделя января | Виртуальная экскурсия «Почта» | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с пространственными отношениями» |
20 | 5 неделя января | О врунишках, хвастунишках. Беседа по РНС «Заяц – хваста» | Русские народные сказки. Заяц – хваста. - Изд.- Алтей, 2017 |
21 | 1 неделя февраля | Уроки безопасности в любимых сказках. Беседа по формированию у детей основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок | Русские сказки и загадки о животных. – Изд. – Улыбка, 2014 |
22 | 2 неделя февраля | Наша родная армия | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 (стр. 27) |
23 | 3 неделя февраля | День защитника Отечества. Игра – соревнование «Вместе с папой» | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Физическое развитие» |
24 | 4 неделя февраля | Экскурсия в библиотеку. По циклу «Игрушки» А. Барто | А.Л. Барто. Игрушки. Стихи. – Изд. Вакоша, 2022 |
25 | 1 неделя марта | Международный женский день. Маленькие помощники | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» |
26 | 2 неделя марта | Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая. | «Детям о Масленице» И.С. Шмелев, А.П.Чехов, А.Н. Островский.- Изд. Белорусская Православная церковь, 2016г. Составитель: Велько А. В. 2-е издание. |
27 | 3 неделя марта | Жаворонки весну кличут | Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб.- Хотьково, Серьгиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010. |
28 | 4 неделя марта | Всемирный день театра. | Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 (стр. 19) |
29 | 1 неделя апреля | Шутку шутить – людей насмешить. Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. | Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. |
30 | 2 неделя апреля | Загадочный космос. Чтение художественной литературы: В. Бороздин «Звездолетчики», «Хочу летать» | Бороздин В.П. Звездолетчики Книга для дошкольного возраста. — Москва: Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. — 56 с. |
31 | 3 неделя апреля | Замечательный врач | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 (стр. 24) |
32 | 4 неделя апреля | Пасха Христова. Коллективная поделка «Пасхальное дерево» | Издательство «ТЦ Сфера» Комплект наглядных пособий «Россия – Родина моя». Раздел «Праздники России» (стр.5) |
33 | 1 неделя мая | Праздник Весны и Труда. Создание панно «Белый голубь – символ мира» | Л.Б.Дерягина. Демонстрационные материалы ДОО. Праздничные даты. День весны и труда.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015 |
34 | 2 неделя мая | Беседа «Маленькая история про большую войну» | Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022. Раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» |
35 | 3 неделя мая | Путешествие в прошлое бумаги. | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 (стр. 47) |
36 | 4 неделя мая | Мои друзья | Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 (стр. 14) |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды
При проектировании предметно-пространственной развивающей среды были учтены: местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОУ; возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание и задачи программы дополнительного образования по патриотическому и духовно-нравственному развитию детей для разных возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности.
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду есть Музей народного промысла, где оборудован уголок в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта и обихода, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник – голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе есть люлька с куклой-младенцем. На полках разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), Саратовские глиняные игрушки, куклы в национальных костюмах. Детей встречает Хозяйка избы. В обстановке убранства русской избы педагоги знакомят детей с народными промыслами всей России.
Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, что помогает лучше понять малышам содержание русских народных сказок, поговорок, пословиц, потешек. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. Для организации занятий в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра.
Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр. Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. В русской избе находятся необходимые специальные наглядные средства, которые помогают донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
В дошкольном учреждении расположены уголки: «Государственная символика», «Народный быт и искусство России», «Моё любимое село Шалоболино», «Дымковская глиняная игрушка». Так же уголки пополняются временными тематическими выставками: «День воссоединения Крыма с Россией», «Театр», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Великая Победа», «Космос» и др.
3.2 Программно-методическое обеспечение
Учебно – методический комплект
Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999
Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2004
Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2020
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.- М.: Айрис – Пресс, 2005
Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
Крюкова А.С., Алексеева Г.Г., Синусова Н.Н. Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие.- М.: 2016
М.Ю. Картушина. Русские народные праздники в детском саду.- М.ТЦ «Сфера», 2006
Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию» Парциальная программа. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего и дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2023
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022
Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду»/А.В.Бородина, В.А. Бородина/под ред. А.В.Бородиной. – изд. 2.-М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2016
Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей
5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»)
Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000
Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.- 265 с.
Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003
Савченко В.И. Масленица в русской живописи. Культурные практики для детей 5 -7 лет: учебно – наглядное пособие СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2019
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: Т.Ц. Сфера, 2004
Наглядно – дидактические пособия
А.Скворцова "Обучающие карточки. Символы России". Изд. Проф-Пресс, 2018г.
Дерягина Л.Б. Демонстрационные материалы ДОО. Праздничные даты. День весны и труда.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015
Издательство «ТЦ Сфера» Комплект наглядных пособий «Россия – Родина моя». Раздел «Праздники России»
Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Редактор С.А. Щербаков, 2001
Художественная литература
А.А.Усачев "Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов". – Изд. Лабиринт, - 2022
А.Л. Барто. Игрушки. Стихи. – Изд. Вакоша, 2022
Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 1990.
А.С. Бизяева «Крым для детей». – Изд.: Эксмо, 2019
Бороздин В.П. Звездолетчики. Книга для дошкольного возраста. — Москва: Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. — 56 с.
Воскобойников В. М. Маршал Победы: Георгий Константинович Жуков : / Валерий Воскобойников. — Москва : Белый город, 2007. — 47, [1] c. : ил., цв. ил., портр., карт. ; 27 см. — (История России).
Воскобойников, В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В.М. Воскобойников. – СПб.: Лицей, 1994. – 31с.
Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб.- Хотьково, Серьгиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010.
Детям о Масленице И.С. Шмелев, А.П.Чехов, А.Н. Островский.- Изд. Белорусская Православная церковь, 2016г. Составитель: Велько А. В. 2-е издание
История России в живописи: Ушедшие времена на великих полотнах.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2008
Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006
М.Ф. Альбедиль "Михайло Ломоносов. Первый русский ученый". – Качели , 2018
Н.Н. Евреинов. Что такое театр - М.: Линка – Пресс, 1997, 40с.
О.В. Дворнякова История новогодних игрушек. Изд. - Настя и Никита, 2021 г.
О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Редактов С.А. Щербаков, 2001
Русские народные сказки. Заяц – хваста. - Изд.- Алтей, 2017
Русские сказки и загадки о животных. – Изд. – Улыбка, 2014
Книга Памяти Курагинского района.
Синова И.В. Золотое кольцо России: Старинные русские города. – СПБ.: Издательский дом «Литера», 2008
Синова И.В. Конституция – основной закон России. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.- Серия «Моя Родина – Россия»
Токарева, Е. А. «День родного языка» / Е. А. Токарева. —Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20).
Успенский Э.Н. Крокодил гена и его друзья. – Изд. – Малыш, 2016
Филякова Е. Русская письменность / Е. Филякова. - Москва: «Белый город», 2002. – 47с.
Юз Алешковский «Кыш и я в Крыму». – Изд. Лабиринт, 2020