СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Логика в математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования предполагает использание различных форм активизации познавательной деятельности учащихся. Предусматриваетформирование у детей устойчивого интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Логика в математике"»





Программа дополнительного образования

«Логика в математике»







Направленность: естественнонаучная

Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Уровень программы: базовый









Разработчик программы:

педагог дополнительного образования

КГКП ДПК «Жигер»

Ахшалова Г.Н.







Павлодар

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования « Логика в математике» разработана для учащихся 5-8 классов, с учетом требований государственного образовательного стандарта РК основного общего образования.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Основная задача обучения математике в школе заключения в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Основная цель курса – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие этих способностей, логического мышление, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • развитие математического кругозора, мышления, научно- исследовательских умений учащихся;

  • воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативности;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.



Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях;

  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

  • оптимальное сочетание форм деятельности;

  • преемственность;

  • доступность.

Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся.

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, викторин, дидактических игр.

Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную творческую работу. В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы.

Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся. Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.



Ожидаемые результаты:

Основным результатом освоения программы курса является представление школьниками творческой индивидуальной или групповой работы на итоговом занятии.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

  • историю развитию математической науки, биографии известных ученых-математиков;

  • основные методы и приемы решения олимпиадных задач.





Содержание программы дополнительного образования

«Математика без границ»

Наименование курса

Наименование раздела

К-во часов

Виды занятий

теоретические

практические

1

Учимся мыслить нестандартно

Занимательные задачи

10

3

7

Логические задачи

10

3

7

2

Математика на каждом шагу

Математика-царица наук

8

2

6

Профессия и математика

10

2

8

Домашний быт и математика

6

1

5

Итоговое занятие

2

1

1

3

Графики вокруг нас

Глядя на график

9

2

7



Вокруг гиперболы

9

2

7



Все о параболе

9

2

7

4

Все о модуле

Определение модуля

3

2

1



Введение новой переменной

6

2

4



Метод интервалов

8

2

6



Геометрический смысл модуля

4

1

3

5

Приглашение в теорию чисел

Простые и составные числа

6

2

4



Простые числа Мерсена

3

1

2



Простые числа Ферма

4

1

3



Решето Эратосфена

3

1

3



Совершенные числа

6

2

4



Дружественные числа

5

2

3



Наибольший общий делитель

2

1

1



Взаимно простые числа

4

1

3



Алгоритм Евклида

6

2

4



Наименьшее общее кратное

8

2

6



Фигурные числа

4

1

3



Магические квадраты

6

1

5

6

Системы счисления

Числа

3

1

2



Другие системы

4

2

2



Сравнение систем счисления

5

2

3



Задачи, связанные с системами счисления

6

2

4



Компьютерные системы счисления

5

2

3



Игры с числами

4

1

3

7

Сравнения

Определение сравнения

6

2

4



Некоторые свойства сравнений

4

1

3



Алгебра сравнений

6

2

6



Возведение степени в степень

7

2

5



Теорема Ферма

6

2

4

8

Занимательная алгебра

Пятое математическое действие

4

1

3



Язык алгебры

6

2

4



Диафантовы уравнения

5

2

3



Шестое математическое действие

8

1

7



Наименьшие и наибольшие значения

8

2

6



Повторение

2

1

1



Всего

240

70

170





Методическое обеспечение программы.



Наименование курса

Количество сообщений и презентации

1

Учимся мыслить нестандартно

4

2

Математика на каждом шагу

7

3

Графики вокруг нас

6

4

Все о модуле

5

5

Приглашение в теорию чисел

3

6

Системы счисления

6

7

Сравнения

7

8

Занимательная алгебра

8















Список использованной литературы:

  1. Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.М., Шлихунов В.Н. Учитесь мыслить нестандартно. - М.: Просвещение, 1996.

  2. Аленицкий Н.Н, Сахаров И.П. Забавная арифметика.- М.: Просвещение.1960.

  3. Асарова Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит тебя из лабиринта.- М.: Контекст, 1960.

  4. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука, 1975.

  5. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М.: Просвещение, 1994.

  6. Балк М.Б., Петров А.В. Старинные задачи. - М.: Мир, 1971.

  7. Беррондо М. Занимательные задачи. – М.: Наука, 1977.

  8. Борисов В.А., Дубничук Е.С. Математика в профессии // Математика в школе. 1985. №3

  9. Гайдуков И.И. Абсолютная величина. - М.: Просвещение, 1986

  10. Гар М. Тоже математика. Больше, чем задачник. – М.: «Масс - Медиа», 1995.

  11. Гельдфан И.М. Функции и графики. – М.: Наука, 1971.

  12. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: Наука, 1975.

  13. Оре О. Приглашение в теорию чисел. – М.: Наука, 1980.

  14. Дороднов А.М. Графики функции. – М.: «Высшая школа», 1972.

  15. Златко Шпорер. Ох, эта математика! – М.: Педагогика, 1985.

  16. Клименко Д.В. Задачи для любознательных. - М.: Просвещение, 1991.

  17. Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981.

  18. Кубарина Л.М. Занимательная математика. – Чебоксары: Чувашское изд-во, 1995.

  19. Леман И. Увлекательная математика. - М.: Знание,1985.

  20. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1960.

  21. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1988.

  22. Фриденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. - М.: Мир, 1997.





















20