Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Барановская средняя общеобразовательная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальная мозаика»
Возраст обучающихся 8-10 лет
Срок реализации 1 год
Составитель Смольникова ЕБ
Учитель английского языка
I квалификационной категории
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественная.
Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться с этим наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда.
Актуальность
Актуальность программы заключается в стремлении современных детей к изучению английского языка посредством английской песни. Данная программа позволяет осуществить более глубокое изучение английской песни. Всем известно, что занятия музыкой благотворно воздействуют на все сферы деятельности детей. Они развивают их инициативу, укрепляют дисциплину, способствуют всестороннему развитию личности. Изучая английские песни, ребята значительно расширяют свои кругозор, словарный запас, ощущают красоту и благозвучность английского языка, развивают в себе музыкально-творческие способности, воспитывают эстетический вкус. Дети младшего и среднего школьного возраста наиболее восприимчивы к активной творческой работе, поэтому занятия в кружке английской песни должны быть интересными, увлекательными и в то же время содержащими необходимые для детей музыкально-теоретические сведения, методические указания о формировании и развитии грамотного пения.
Новизна и отличительные возможности программы
В песнях есть все - и готовые фразы, и живой язык, и та же грамматика. Они дают умение вслушиваться в речь, понимать и запоминать на слух. Коммуникативная лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков, обратив внимание на проблемы ситуативно обусловленного обучения устным видам речевой деятельности, типологии текстов и ситуаций, разработки коммуникативно ориентированных упражнений, широкого использования аутентичных материалов, в том числе песен. Использование песни в учебном процессе способствует а) укреплению мотивов, обеспечивая благоприятный психологический климат на уроке, б) расширению лингвокультурологического кругозора за счет получения информации о культуре страны и воспитания эстетических вкусов в) совершенствованию аудитивных и речевых продуктивных умений. Песня является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, доставляет учащимся эстетическое наслаждение, а потому пожжет быть признана стимулом к овладению языком.
Программа предназначена для возрастной группы учащихся 8-10 лет.
Объём программы. На проведение кружка в учебном году отведено 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год .
Основной формой учебно-воспитательной работы является занятие.
Интересны коллективные формы работы, такие как праздники, тематические занятия, конкурсы ,также предусмотрены групповые и индивидуальные формы работы .
Режим работы
Учебные занятия проходят один раз в неделю при продолжительности занятий 45 минут с включением обязательных физкультминуток.
Вариативность содержания, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной программы.
Возможность выбора задач различного уровня сложности. Вариация форм проведения занятия (педагог, чувствуя настроение детей или их конкретные интересы, может выбрать другую форму занятия);
Возможность выбора форм обучения. Например, если по каким-то причинам у ребенка нет возможности посещать занятия, он на данный момент может выбрать дистанционную форму обучения.
Интеграция образовательных областей:
«Физическая культура»: развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности.
«Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
«Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познание»: расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
«Социализация»: формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Художественное творчество»: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
«Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
Используемые педагогические технологии. Программа предполагает личностно-ориентированный подход в обучении, педагогику компетентностно – ориентированного обучения ( работа в группах, парах), педагогику сотрудничества (работа в группах, парах, ), информационно-коммуникативные технологии (знакомство с новым материалом на ПК, просмотр презентаций, видеороликов), развивающего обучения (задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения).
В организации учебного процесса используются следующие методы обучения: рассказ, беседа, работа с нотным материалом, упражнения, практический, демонстрация, видео-, аудио методы. Занятия проводятся с использованием элементов игры, диалога, творческих заданий.
По своему назначению используются следующие типы занятий: комбинированный, первичного ознакомления с материалом, усвоения новых знания, применения полученных знаний и умений на практике, закрепления, повторения, итоговое.
Цель данной программы – создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка посредством изучения и исполнения песен на английском языке.
Также, главная цель - выявление и развитие музыкально-творческих способностей детей, воспитание творческого коллектива.
Задачи:
привить интерес к пению путём разучивания песен на английском языке;
познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой, чувством ритма, исполнительским мастерством;
в процессе занятий изучать основы английской грамматики, лексики;
воспитывать у детей эстетический вкус, умение разбираться в потоке музыкальной информации;
развивать музыкальный слух, голос, музыкальную память, чувство ритма, гармонии, гибкость артикуляционного аппарата, песенную опору;
привить любовь к английскому языку путём изучения англоязычных стихов и песен.
формировать коммуникативные навыки, сценическую культуру.
Содержание программы
Тема 1. Приветствие
Задачи:
Развитие у детей этикетной функции общения (умения поздороваться)
Ознакомление с лексикой по теме (формы приветствия)
Развитие умения понимать обращенные к ним реплики и реагировать на них.
Практика диалогической речи по теме.(игра-приветствие)
Тема 2.До свидания
Задачи:
1. Развитие у детей этикетной функции общения (умения попращаться)
2.Ознакомление с лексикой по теме (формы прощания)
3.Развитие умения понимать обращенные к ним реплики и реагировать на них.
4.Запись и исполнение песни.
Тема3.Как тебя зовут?
Задачи:
1.Ознакомление с лексикой по теме .
2.Ознакомление с вопросительными фразами : Как тебя зовут?
3.Практика диалогической речи по теме.
4.Запись и исполнение песни.
Тема 4. Десять маленьких цифр.
Задачи:
1.Ознакомление с лексикой по теме (счёт от 1до 10)
2.Игра-таблица.
3. Запись и исполнение песни.
Тема 5.Я вижу что-то синее.
Задачи:
1.Ознакомление с лексикой по теме (названия цветов)
2. Закрепление слов в игровой форме.
3. Запись и исполнение песни.
Тема 6.Счастливый день рождения.
1.Ознакомление с лексикой по теме(счастливый, день рождения,дорогой)
2. Запись и исполнение песни.
Тема 7. Хлопайте в ладоши!
1.Ознакомление с лексикой по теме( руки,ноги,поворот,вокруг)
2. Запись и исполнение песни.
Тема 8. Если ты счастлив.
1.Ознакомление с лексикой по теме(счастливый,сердитый,голодный)
2. Запись и исполнение песни.
Тема 9. Семь дней в неделе.
1.Ознакомление с лексикой по теме(дни недели)
2. Закрепление слов в игровой форме.
3. Запись и исполнение песни.
Тема 10. Песня про паука.
1.Ознакомление с лексикой по теме(паук, дождь. потоки воды)
2. Запись и исполнение песни.
Тема 11. Дружба творит чудеса.
1.Ознакомление с лексикой по теме(вместе,больше,друг,мой,твой)
2. Запись и исполнение песни.
Тема 12. Мне нравится это.
1.Ознакомление с лексикой по теме
2. Закрепление слов в игровой форме.
3.Запись и исполнение песни.
Тема 13. У пожилого Мак Дональда была ферма.
1.Ознакомление с лексикой по теме
2. Закрепление слов в игровой форме.
3.Запись и исполнение песни.
Тема 14. Рука,плечо,колени,пальцы.
1.Ознакомление с лексикой по теме.
2. Закрепление слов в игровой форме.
3.Запись и исполнение песни.
Календарный учебный график
Год обучения: 01.09.2019-31.05. 2020 |
год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
недели обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
1 год обучения | Количеств часов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
контроль/ аттестация | | | Выступление в детском саду | | | Конкурс «Кто знает больше английских песен» | |
| май | |
недели обучения | 31 | 32 | 33 | 34 | итого | |
| Колич. часов | 1 | 1 | 1 | 1 | 34 | |
контроль/ аттестация | Концертная программа | 3 | |
Методическое обеспечение программы
№ | Дата | Раздел(тема) | Методические материалы | Средства обучения и воспитания |
1. | | | Инструкция по охране труда. План занятий. | |
2. | | Приветствие | Методическая разработка с диалогами | Тетради, ручки, запись музыки, текст песни, ноутбук |
3. | | До свидания | Методическая копилка с диалогами. | Запись музыки, текст песни, |
4. | | Как тебя зовут? | Презентация. | Ноутбук |
5. | | Десять маленьких цифр. | Презентация. Методическая копилка с играми. | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
6. | | Я вижу что-то синее. | Презентация. Методическая копилка с играми. | Ноутбук |
7. | | Счастливый день рождения. | Методическая копилка | Запись музыки, текст песни, ноутбук,цветные карандаши. |
8. | | Хлопайте в ладоши! | Презентация. Методическая разработка | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
9. | | Если ты счастлив. | Презентация. | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
10. | | Семь дней в неделе. | Презентация. Методическая копилка «Игра домино» | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
11. | | Песня про паука. | Презентация. | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
12. | | Дружба творит чудеса. | Презентация. Методическая копилка | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
13. | | Мне нравится это. | Презентация. Методическая разработка | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
14. | | У пожилого Мак Дональда была ферма. | Презентация. Методическая копилка «Найди слова в таблице» | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
15. | | Рука,плечо,колени,пальцы. | Презентация. Методическая копилка игры «Змейка» | Запись музыки, текст песни, ноутбук |
На занятиях предполагается использовать следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный – объяснение с помощью слова и показа, направленных на осознанное восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации;
-репродуктивный – воспроизведение и повторение учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом учителя;
-концентрический – усовершенствование натуральных тонов, на которых держится спокойная речь человека, и развитие тонов, окружающих центр голоса;
-фонопедический – позволяет опираться на речевой опыт обучающихся пению, привлечение хорошо организованных, чётких речевых стереотипов.
Ожидаемые результаты: овладение грамотной английской речью и подготовка разнохарактерных концертных номеров.
В песнях есть все - и готовые фразы, и живой язык, и та же грамматика. Они дают умение вслушиваться в речь, понимать и запоминать на слух. Коммуникативная лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков, обратив внимание на проблемы ситуативно обусловленного обучения устным видам речевой деятельности, типологии текстов и ситуаций, разработки коммуникативно ориентированных упражнений, широкого использования аутентичных материалов, в том числе песен. Использование песни в учебном процессе способствует а) укреплению мотивов, обеспечивая благоприятный психологический климат на уроке, б) расширению лингвокультурологического кругозора за счет получения информации о культуре страны и воспитания эстетических вкусов в) совершенствованию аудитивных и речевых продуктивных умений. Песня является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, доставляет учащимся эстетическое наслаждение, а потому пожжет быть признана стимулом к овладению языком.
Условия реализации программы. Для организации учебного процесса творческого объединения дополнительного образования необходим светлый кабинет,оснащенный компьютером и интерактивной доской для просмотра презентаций и фильмов по определенным темам.
Формой подведения итогов считать:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, творческие работы.
При оценивании выступления ученика ставятся оценки 5 и 4. Оценки 3 и 2 в начальный период обучения нецелесообразны. Оценка «5» ставится за артистичное, технически качественное, продуманное исполнение программы. Оценка «4» ставится за уверенное, осмысленное исполнение с небольшими недочётами
Учебный план
| № п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
Дата | Всего | Теория | Практика |
| 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - |
| 2 | Формы этикета | 4 | 2 | 2 |
| 3 | До свидания! | 2 | 1 | 1 |
| 4 | Как тебя зовут? | 2 | 1 | 1 |
| 5 | Десять маленьких цифр. | 2 | 1 | 1 |
| 6 | Я вижу что-то синее. | 2 | 1 | 1 |
| 7 | Счастливый день рождения. | 2 | 1 | 1 |
| 8 | Хлопайте в ладоши! | 2 | 1 | 1 |
| 9. | Зачет | 1 | | 1 |
| 10 | Если ты счастлив. | 2 | 1 | 1 |
| 11 | Семь дней в неделе. | 2 | 1 | 1 |
| 12 | Песня про паука. | 2 | 1 | 1 |
| 13 | Дружба творит чудеса. | 2 | 1 | 1 |
| 14 | Мне нравится это. | 2 | 1 | 1 |
| 15 | У пожилого Мак Дональда была ферма. | 2 | 1 | 1 |
| 16 | Рука,плечо,колени,пальцы. | 2 | 1 | 1 |
| 17 | Подготовка к концерту | 2 | - | 2 |
| 18 | Заключительное мероприятие | 1 | - | 1 |
| | Итого: | 34 | 15 | 19 |
Список литературы
Родкин К.А. Соловьева Т.А. Стихи и песни для детей: сборник на английском языке. – М.: «Просвещение», 2001. – 176 с.
Науменко С.И. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально – творческих способностей учащихся общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1982 . – 310 с.
Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности. – М.: Просвещение, 1991. – 370 с.
Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению.// Иностранные языки в школе. – 1998. - № 6, С. 65 – 70.
Веренинова Ж.Б. Песня как методический приём при фонетической отработке английских срединных сонантов. //Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5, С. 26- 31.
Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка. Иностранные языки в школе. № 5. 1990. С.45-46.
Мещерякова В.Н. Я умею петь по-английски. - Казань, 2003.