СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования " Музыкальная гостиная"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана программа дополнительного образования "Музыкальная гостиная", срок реализации 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования " Музыкальная гостиная"»

ГБУ АО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Котласский детский дом»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Старший методист И.о. директора ГБУ АО «Котласский детский дом»

_______________ Вьюхина А.А. « Котласский детский дом»

«___» __________ 2018г. __________Пахомова Ю.В.

«____» ____________2018г.





Программа

дополнительного образования детей

художественно-эстетической направленности

« Музыкальная гостиная »

Срок реализации 1 год





Руководитель:

Музыкальный руководитель

Ольга Юрьевна Гошева

1 категория





Котлас

2018



Пояснительная записка

Музыка является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Освоение музыкального искусства помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Духовный опыт человечества, опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат погружение в культурное многообразие мира.

Программа «Музыкальная гостиная» занимает важное место в воспитательном процессе музыкального образования. Ее введение позволит обогатить круг художественных впечатлений ребенка, развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге приводит к духовному развитию ребенка и развитию его интеллекта. Помимо этого, данный программа рассчитана на благоприятный для развития музыкального восприятия возраст воспитанников: от 7 до 17 лет, что дает возможность приобщить ребенка к музыке пока он открыт, пробудить его эмоции. Отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Актуальность и новизна

Актуальность этой программы заключается в стремлении не увеличить качество и количество информации, а в организации целенаправленного, целостного, активного познания основ музыки, развития навыка эстетического восприятия музыкальных произведений, к пониманию взаимосвязи разных видов музыкального искусства.

В программе «Музыкальная гостиная» ведётся поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности, формирования духовно-нравственного содержания жизни, приобщение воспитанников к музыкально-теоретическому искусству, развитие творческой активности средствами традиционной народной культуры и современной и зарубежной музыки;

Цель:

Становление, развитие музыкальной культуры воспитанников, как части их общей духовной культуры.

Задачи:

- развитие в детях культуры чувств, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;

- знакомство воспитанников с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;

- педагогическое руководство процессом усвоения воспитанников знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;

- развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у воспитанников в слушательской, исполнительской деятельности;

- воспитание у воспитанников музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;

- развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

- целенаправленная подготовка воспитанника к осуществлению музыкального самообразования;

- помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.

Принципы построения и реализации программы :

-принцип единства художественных ценностей;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

Кроме традиционных форм работы, над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:

- беседа с воспитанниками, - слушание музыкальных произведений (фрагментов), - анализ отдельных выразительных средств; определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например “Гном” Мусоргского из сюиты “Картинки с выставки” — “испуганный”, “трагический”); - объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности. – просмотр презентаций, - доклады воспитанников на определенную тему, - Занятие – сказка (может иметь различные формы: и собственно “сказка” – прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания). - комплексное занятие (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального), - занятие – путешествие в прошлое, настоящее и будущее, - занятие – состязание, - занятие – игра на закрепление пройденного материала, - конкурсы, викторины, познавательные игры .

Участие детей в таких занятиях, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Методы работы: словесный; наглядный; практический; метод активизации зрительного и слухового восприятия; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Реализации программы:

Данная программа рассчитана на 1 года обучения, для детей в возрасте с 6-17.

На реализацию программы отводится 35 часов в год, из расчета – 1 час в неделю.

Принцип построения программы – тематический.

Результатами занятий к концу года должны стать:

-возрастание интереса и любви к классической, народной, современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства;

-постижение закономерностей искусства;

- развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусства; творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания.

- становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

Музыкальное развитие воспитанников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности.

Темы и содержание программы

месяц

тема

содержание

Кол-во часов

октябрь

ноябрь

Вокальная музыка

1.Виды вокальной музыки

2.Хоровое исполнительство

3. Ансамблевое исполнительство

4.Солное исполнительство

5. Пение а капелла, народное исполнительство

6. Джазовое исполнительство

7 эстрадное исполнительство

8. Посещение концерта вокального исполнительства.

1

1

1

1

1

1

1


1

Итого: 8

Декабрь,

январь

Танцевальная музыка

1.Вальс

2.Полька

3. рок-н-рол

4. твист

5. русский народный хоровод

6. Посещение концерта с выступлением танцевальных коллективов .ДК

7. Восточная

8. Сюжетные танцы

1

1

1

1

1


1

1

1

Итого: 8 ч.

январь

Инструментальная музыка

1.Вводное занятие по общему понятию «Оркестр»

2. Симфонический оркестр

3. Духовой оркестр

4. Оркестр народных инструментов

5. Посещение концерта инструментальной музыки ДМШ «Гамма»

1

1

1

1

1


Итого: 4 ч.

февраль

Классическая музыка русских композиторов

1.Знакомство с творчеством Балакирева

2. Знакомство с творчеством Мусоргского

3.Знакомство с творчеством Чайковского

4. Знакомство с творчеством Кабалевского

1

1

1

1

Итого: 4 ч

март

Народное музыкальное творчество

1 Частушки- как жанр народной музыки

2 Русская народная песня

3. Русские народные праздники и музыка, которая им сопутствует

4. Заклички, прибаутки- неотъемлемая часть народной музыки

5. Посещение концерта Народной песни


1

1


1


1

1

Итого : 5 ч..

апрель

Классиическая музыка зарубежных композиторов

  1. Знакомство с творчеством Гайдна

  2. 2. Знакомство с творчеством Бетховена

  3. Знакомство с творчеством Шуберта

  4. Знакомство с творчеством Моцарта

1

1

1

1

Итого :4 ч.

май

Музыка военных лет

  1. Военные песни

  2. Военные танцы

  3. Посещение концерта военного времени

  4. Музыкальные инструменты военного времени

0,5ч.

0,5ч

Итого: 3ч






Итого : 36 ч.

Содержание тем:

Тема: Вокальная музыка.

Знакомство воспитанников с вокально - исполнительским искусством. Знакомство с видами вокальной музыки: -хоровое исполнительство ( разбор видов хоров, специфики пения в хоре, анализ собственного участия в хоре воспитанников, познакомить детей с ролью дирижера); -ансамблевое пение ( познакомить детей с понятием ансамбля, его спецификой исполнения произведений , знаменитые ансамбли города Котласа); - сольное исполнение ( знакомство с известными сольными исполнителями, знакомство с видами тембра у вокалистов, спецификой исполнения произведений соло) ; - пение а капелла ( пение без сопровождения, где часто встречается, в каких жанрах , известные исполнители ) ;- джазовое исполнительство ( познакомить детей с понятием джаз, с известными джазовыми исполнителями, основными приемами джазовой музыки); - эстрадное исполнительство ( викторина «Угадай эстрадного исполнителя?). Посещение концерта где присутствуют исполнители разной вокальной музыки(( школа искусств «Гамма»)

Тема : Танцевальная музыка

Знакомство воспитанников с различными видами танцевального творчества. Общее понятие о танце. Раскрыть в презентациях и в формах доклада детей виды танцев. Познакомить с элементами танцев разного характера: вальс, полька, рок-н-ролл, твист, русский народный хоровод, восточный танец. Показать как можно с помощью музыки создать сюжетный танец. Знакомство со знаменитыми танцорами в различных жанрах. Посещение концерта с участием танцевальных коллективов города Котласа.

Тема: Инструментальная музыка . .Вводное занятие по общему понятию «Оркестр»( знакомство с видами оркестров в виде викторины.). Симфонический оркестр ( использование презентации и докладов разбор членов симфонического оркестра). Духовой оркестр ( приглашение гостя , играющего на музыкальном инструменте САКАФОН, рассказ о инструментах, которые включены в состав духового оркестра). Оркестр русских народных инструментов (разбор инструментала народного оркестра, способы извлечения звука, знакомство со знаменитыми народными оркестрами). Посещение концерта инструментальной музыки школы искусств «Гамма».

Тема: Классическая музыка русских композиторов. Знакомство с биографией, видами творчества классических русских композиторов: Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Кабалевского . Знакомство и слушание самых красочных и знаменитых произведений композиторов , сочиненных для детей.

Тема: Народное музыкальное творчество.

Знакомство воспитанников с народной музыкой и ее разнообразными жанрами: частушкой ( конкурс частушек), народной пеней ( на примере современных, обработанных композиций. Исполнение совместное известных народных песен: «Ой, то не вечер», «Выйду ночью в поле с конем»), необычным жанром народного творчества, как заклички, потешки….( использование детских шумовых музыкальных инструментов). Познакомить воспитанников с тематическими народными праздниками и обрядами, связанными с ними народное творчество. Приглашение в гости ансамбль русской песни «Северяночка»

Тема: Классическая музыка зарубежных композиторов.

Знакомство с биографией, видами творчества классических русских композиторов: Гайдн, Бетховен, Шуберт, Моцарт. Знакомство и слушание самых красочных и знаменитых произведений композиторов , сочиненных для детей.



Тема: Музыка военных лет

Военные песни ( викторина « По военному пути») , Разбор и содержание военных танцев «Яблочко», «Бескозырка». Разобрать сюжетные линии военных танцевальных композиций. Посещение концерта, посвященного 9 мая на площадках города Котласа. Познакомить и опробировать и использовать музыкальные инструменты в военных маршах.



Учебные пособия и сборники:

1.Акимова Л.Ю.Учимся слушать музыку. Пособие для учащихся ДМШ и школ искусств. 1-4 годы обучения. М., 1999

2.Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. Для 4 класса детской

музыкальной школы. М., 1993.

3.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1984.

4.Зильберквит М. Рождение фортепиано. М., 1984.

5.Музыкальные инструменты мира. Полная иллюстрированная энциклопедия. М., 2008.

6. Новикова Е., Новикова Н. Музыкальные инструменты. Лото для дошкольного и младшего школьного возраста. Киров, 2006.

7.Островская Я. Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. Учебное пособие для детской музыкальной школы. 1-й год обуче-ния. С-Пб, 2004.

8.Осовицкая З. Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М., 2000.

9.Шедевры русской живописи. Альбом иллюстраций. Белый город, 2006.

Методическая литература

1.Н.А. Царёва. Слушание музыки: Методическое пособие.–М.: ООО «Издатель-ство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.1,2,3 классы.

2.Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература 4 класс. – М., Музыка, 1988.

3.Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДШИ. – М., Музыка, 1982.

4.Лагутин В. Музыкальная литература для первого года обучения. – Л: Музыка, 1970.

5.Осовицкая З., КазариноваА. В Мире музыки: учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997..

6. Способин И. Музыкальная форма. – М., 1972.

7. Л. Фролова, Я. Островская «Музыкальная литература 1 год обучения» М., «Росмэн», 2002.

8.Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М., 2002. Лагутин А.