СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования на 2020 -2021 г.г. в старшей группе «Развивай - ка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

     Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования на 2020 -2021 г.г. в старшей группе «Развивай - ка».»

МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете И.о. заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» «Детский сад №60 «Ромашка» города

Протокол №____от______________2020 Смоленска

___________О. А. Сторчевая

Приказ от___________2020г.№_____

(дата, подпись, номер приказа)










Программа дополнительного образования

на 2020 -2021 г.г.

в старшей группе

«Развивай - ка».














Воспитатель: Жукова Ю.А.






Смоленск, 2020г.


Содержание:


I. Пояснительная записка.


1.Актуальность…………………………………………………………………3

2. Цель программы кружка «Развивай – ка»…………………………..……..4

3. Задачи кружка «Развивай - ка»………………………………………..........4

4. Принципы реализации программы………………………………………4 -5

5. Форма проведения кружка «Развивай -ка»………………………………..5

6. Методы, используемые в работе кружка «Развивай – ка»………………..5

II. Список детей, посещающих кружок……………………………………5


III. Расписание образовательной деятельности и режим работы……...6


IV. Организационно-методическое обеспечение…………………………6

1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп…………………6

2. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)………………….....6

V. Учебно-тематическое планирование.

1. Перспективный план работы………. …………………..……………….....7

2. Учебно-тематический план работы ………. …………………..……….8-12


Список использованных источников……………………………………..13





















I. Пояснительная записка.


1. Актуальность.



«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский "О воспитании"


Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи).

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то и его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.









2. Цель программы кружка «Развивай –ка».

Развитие у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук, координации движений, памяти, внимания, речи, мышления через пальчиковые игры, упражнения и продуктивную деятельность.


3. Задачи:


Образовательные:

1. формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

2. формирование практических умений и навыков.


Развивающие:

1. обогащение тактильного опыта детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы в ходе перцептивных действий и т.д.;

2. совершенствование мелкой мотори­ки рук, кинестетических ощущений в процессе предметно-практических дей­ствий;

3.стимулирование межанализаторного взаимодействия (рече-двигательного, зри­тельно-двигательной координации и др.);

4. развитие познавательных функ­ций рук: координация движения обеих рук со зрительным прослеживанием (за­хват, удержание, приближение, удале­ние);

5. стимулирование речевой активности детей;

6. стимулирование мыслительных опе­раций в процессе актуализации знаний;

7. развитие остальных познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;


Воспитательные:

1. воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

2. воспитывать усидчивость, целенаправленность;

3. воспитывать и развивать художественный вкус.

4. Принципы реализации программы.


Процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципов:
1. Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах образовательной деятельности, и на протяжении всего периода обучения по данной программе.
2. Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.
3.Доступность – комплекс образовательной деятельности составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
4.Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
5.Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.


5. Форма проведения кружка «Развивай - ка».


Работа кружка осуществляется в ходе совместной деятельности с группой детей в виде проведения:

1. пальчиковых игр;

2. пальчиковых упражнений;

3. самомассажа кистей рук;

4. рисования;

5. работы с пластилином и другими различными материалами для развития мелкой моторики;

6. работа с бумагой;

7. работа с тетрадью в крупную клетку.



6. Методы, используемые в работе кружка «Развивай – ка».


  • Словесные (рассказы, объяснения, беседы);

  • наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);

  • практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, дидактические игры и упражнения).


II. Список детей, посещающих кружок.

Фамилия, имя ребёнка

Фамилия, имя ребёнка

1

Гаврилов Никита

7

Прадед Варя

2

Герасимов Даня

8

Прокопенков Илья

3

Григорьева Алина

9

Сергушкина Милена

4

Жереге Катя

10

Толстых Лера

5

Исаченков Миша

11

Федуленков Степан

6

Кузьмин Тимофей

12

Чевелев Максим

III. Расписание образовательной деятельности и режим работы.


Образовательная деятельность проводятся 2 раза в месяц (по средам) в течение всего учебного года.



IV. Организационно-методическое обеспечение.



1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.


Кружок «Развивай - ка» посещают дети старшего дошкольного возраста (5 -6 лет).


Срок реализации кружковой работы: 2020 - 2021 учебный год

(октябрь 2020 г. – май 2021 г.).


Кружковое занятие проводится с подгруппой детей (14 человек), в помещении группы № 3, в зоне для занятий.


2. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).


1. улучшение мелкой моторики рук;

2. улучшение координации движений;

3. динамика в развитии познавательных психических процессов: мышления, речи, памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.















V. Учебно-тематическое планирование.


1. Перспективный план работы кружка «Развивай – ка»:



Содержание работы



Сроки


I. Подготовительный этап:

1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий и программ.


2. Составление программы кружка «Развивай – ка»; подготовка конспектов к ОД.



Сентябрь



Сентябрь



Сентябрь


II. Основной этап:

1. Консультации для родителей:

«Готовим руку к письму»;

«Леворукость у детей не определяется с детства…».


2. ОД в кружке: «Развивай – ка».



По ходу работы кружка






Октябрь-апрель


III. Заключительный этап:

1. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка: «Развивай – ка».


2. Памятка по развитию мелкой моторики – «домашнее задание на лето» – для родителей.



Май



Май




Май











2. Учебно - тематический план план работы кружка «Развивай – ка»:



Месяц


Неделя


Задачи ОД


Упражнения, игры


Октябрь






1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Пальчиковая разминка.

«Соедини по точкам».

«Волшебные палочки» – рисуночные задания.


1. Развивать мелкую моторику рук.

2.Продолжать тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Накопление и обогащение словарного запаса.


Самомассаж кистей рук.

«Дорисуй и раскрась» – рисуночные задания.

«Мои друзья» - рисование пастелью.


Ноябрь






I

1.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Продолжать тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.

5. Накопление и обогащение словарного запаса.

Массаж пальчиков рук.

Дидактическая игра «Шишки для мишки» – игра с сосновыми/ еловыми шишками.

«Гриб» – раскрасить по образцу.

Самомассаж карандашами.




II

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Накопление и обогащение словарного запаса.

Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Собака», «Слон» - выполнение фигурок из пальцев.

Упражнение «Что спряталось в комочке» – разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. Комплекс пальчиковой гимнастики.


Декабрь





I

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Продолжать учить работать с бумагой различными способами.

«Фонарик» – поделка из бумаги (работа с ножницами).

«Наряжаем елочку» - работа с бумагой, пластилином, крупой.

Самомассаж крупами.





II

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями,

3. Учить детей работать с бумагой, используя способ обрывания.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Накопление и обогащение словарного запаса.

«Зима» - аппликация (мозаика из кусочков бумаги)

Массаж ладошек рук.

Пальчиковая игра: «Зима».



Январь





I

1. Развивать мелкую моторику рук.

2.Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

3. Знакомство с тетрадным листом.


«Что принес мне Дед Мороз» - аппликация (мозаика из кусочков бумаги).

Знакомство с клеткой.

Графические задания.








II

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить выполнять фигуры из пальцев.

3. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.


«Зима» - аппликация из резаных ниток.

Самомассаж пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Зима».

Рисование по клеточкам.



Февраль







I

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить рисовать по клеточкам.

5. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.


«Сухой бассейн» – опознавание на ощупь различных предметов.

Графические задания в тетради.







II

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Продолжать учить детей работать с бумагой и картоном.

5. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.


«Открытка для папы».

Беседа: «День защитника Отечества».

Рассматривание иллюстраций о людях военных профессий.

Пальчиковая

игра: «Защитники Отечества»


Март

I

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Стимулирование тактильных ощущений.

3. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

4. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

«Букет для мамы» – объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки)

Беседа: Женский день».

Пальчиковая игра: «Цветы».






II

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу в технике аппликация.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

5. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.


«Весеннее солнышко» -– аппликация.

Беседа о весне, и признаках природы. Словесная игра: «Солнышко».




Апрель





I

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Стимулирование тактильных ощущений.

3. Продолжать учить работать с бумагой и ножницами.



Закладка «Коврик» – знакомство с техникой плетения из полосок бумаги.

Пальчиковая гимнастика (по выбору детей).

Самомассаж кистей рук.







II

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координировать движения с речью.

3. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

4. Продолжать учить работать с бумагой.

Тема: «Космос».

1. Рассматривание книг о космосе. Беседа по теме.

2. Пальчиковая игра: «Космос».

3. Аппликация: «Ракета».




Май







I

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать чувство формы и цвета.

5. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Беседа о весне. Рассматривание иллюстраций.

Пальчиковая гимнастика: «Труд людей весной».

Комплекс пальчиковой гимнастики.

Работа с карандашами: «Раскрась весенний цветок».

Самомассаж карандашами.





II



1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

5. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме.

Беседа по теме. Рассматривание картин о лете.

Пальчиковая гимнастика: «Лето», «Насекомые и пауки».

Упражнение «Посадка гороха» – в манке сделать ямки и посадить семена.

Пальчиковая игра: «Ладонь – кулак».

Работа с пластилином: «Цветок».






































Список использованных источников.


Литературные источники:

  1. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!», -Санкт-Петербург: «Издательский дом «Литера»,-2009 г.;

  1. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» М.: «Сов. Россия», – 1973 г.;

  1. Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», – Волгоград: «Корифей», – 2010 г.;

  1. Сухомлинский В.А. «О воспитании», – М.: издательство политической литературы, – 1973 г.;




  1. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры»,-Спб.: «Литера»,-2005 г.


  1. Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика (старшая группа),- Волгоград.: «Корифей»,-2009 г.


  1. Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев» М.: издательство «Сова», -

2006 г.


Интернет-ресурсы:


8. Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Домашние животные». Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/palchikovaya-gimnastika-po-leksicheskoi-teme-domashnie-zhivotnye-1 ;


9. Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект. http://www.maaam.ru/detskijsad/podborka-palchikovoi-gimnastiki-po-teme-vesna.html ;

9. Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Сайт Семёновой Татьяны Геннадьевны – учителя-логопеда. http://zvukarik.ucoz.ru/load/nasekomye/1-1-0-2 .





14