МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете И.о. заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» «Детский сад №60 «Ромашка» города
Протокол №____от______________2020 Смоленска
___________О. А. Сторчевая
Приказ от___________2020г.№_____
(дата, подпись, номер приказа)
Программа дополнительного образования
на 2020 -2021 г.г.
в старшей группе
«Развивай - ка».
Воспитатель: Жукова Ю.А.
Смоленск, 2020г.
Содержание:
I. Пояснительная записка.
1.Актуальность…………………………………………………………………3
2. Цель программы кружка «Развивай – ка»…………………………..……..4
3. Задачи кружка «Развивай - ка»………………………………………..........4
4. Принципы реализации программы………………………………………4 -5
5. Форма проведения кружка «Развивай -ка»………………………………..5
6. Методы, используемые в работе кружка «Развивай – ка»………………..5
II. Список детей, посещающих кружок……………………………………5
III. Расписание образовательной деятельности и режим работы……...6
IV. Организационно-методическое обеспечение…………………………6
1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп…………………6
2. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)………………….....6
V. Учебно-тематическое планирование.
1. Перспективный план работы………. …………………..……………….....7
2. Учебно-тематический план работы ………. …………………..……….8-12
Список использованных источников……………………………………..13
I. Пояснительная записка.
1. Актуальность.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский "О воспитании"
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи).
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то и его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
2. Цель программы кружка «Развивай –ка».
Развитие у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук, координации движений, памяти, внимания, речи, мышления через пальчиковые игры, упражнения и продуктивную деятельность.
3. Задачи:
Образовательные:
1. формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
2. формирование практических умений и навыков.
Развивающие:
1. обогащение тактильного опыта детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы в ходе перцептивных действий и т.д.;
2. совершенствование мелкой моторики рук, кинестетических ощущений в процессе предметно-практических действий;
3.стимулирование межанализаторного взаимодействия (рече-двигательного, зрительно-двигательной координации и др.);
4. развитие познавательных функций рук: координация движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);
5. стимулирование речевой активности детей;
6. стимулирование мыслительных операций в процессе актуализации знаний;
7. развитие остальных познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
Воспитательные:
1. воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
2. воспитывать усидчивость, целенаправленность;
3. воспитывать и развивать художественный вкус.
4. Принципы реализации программы.
Процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципов:
1. Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах образовательной деятельности, и на протяжении всего периода обучения по данной программе.
2. Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.
3.Доступность – комплекс образовательной деятельности составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
4.Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
5.Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
5. Форма проведения кружка «Развивай - ка».
Работа кружка осуществляется в ходе совместной деятельности с группой детей в виде проведения:
1. пальчиковых игр;
2. пальчиковых упражнений;
3. самомассажа кистей рук;
4. рисования;
5. работы с пластилином и другими различными материалами для развития мелкой моторики;
6. работа с бумагой;
7. работа с тетрадью в крупную клетку.
6. Методы, используемые в работе кружка «Развивай – ка».
Словесные (рассказы, объяснения, беседы);
наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);
практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, дидактические игры и упражнения).
II. Список детей, посещающих кружок.
№ | Фамилия, имя ребёнка | № | Фамилия, имя ребёнка |
1 | Гаврилов Никита | 7 | Прадед Варя |
2 | Герасимов Даня | 8 | Прокопенков Илья |
3 | Григорьева Алина | 9 | Сергушкина Милена |
4 | Жереге Катя | 10 | Толстых Лера |
5 | Исаченков Миша | 11 | Федуленков Степан |
6 | Кузьмин Тимофей | 12 | Чевелев Максим |
III. Расписание образовательной деятельности и режим работы.
Образовательная деятельность проводятся 2 раза в месяц (по средам) в течение всего учебного года.
IV. Организационно-методическое обеспечение.
1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.
Кружок «Развивай - ка» посещают дети старшего дошкольного возраста (5 -6 лет).
Срок реализации кружковой работы: 2020 - 2021 учебный год
(октябрь 2020 г. – май 2021 г.).
Кружковое занятие проводится с подгруппой детей (14 человек), в помещении группы № 3, в зоне для занятий.
2. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).
1. улучшение мелкой моторики рук;
2. улучшение координации движений;
3. динамика в развитии познавательных психических процессов: мышления, речи, памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
V. Учебно-тематическое планирование.
1. Перспективный план работы кружка «Развивай – ка»:
Содержание работы | Сроки |
I. Подготовительный этап: 1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий и программ. 2. Составление программы кружка «Развивай – ка»; подготовка конспектов к ОД. | Сентябрь Сентябрь Сентябрь |
II. Основной этап: 1. Консультации для родителей: «Готовим руку к письму»; «Леворукость у детей не определяется с детства…». 2. ОД в кружке: «Развивай – ка». | По ходу работы кружка Октябрь-апрель |
III. Заключительный этап: 1. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка: «Развивай – ка». 2. Памятка по развитию мелкой моторики – «домашнее задание на лето» – для родителей. | Май Май Май |
2. Учебно - тематический план план работы кружка «Развивай – ка»:
Месяц | Неделя | Задачи ОД | Упражнения, игры |
Октябрь | | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Пальчиковая разминка. «Соедини по точкам». «Волшебные палочки» – рисуночные задания. |
| | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2.Продолжать тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 3.Стимулировать тактильные ощущения. 4.Накопление и обогащение словарного запаса. | Самомассаж кистей рук. «Дорисуй и раскрась» – рисуночные задания. «Мои друзья» - рисование пастелью. |
Ноябрь | I | 1.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Продолжать тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе. 5. Накопление и обогащение словарного запаса. | Массаж пальчиков рук. Дидактическая игра «Шишки для мишки» – игра с сосновыми/ еловыми шишками. «Гриб» – раскрасить по образцу. Самомассаж карандашами. |
II | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц. 3.Стимулировать тактильные ощущения. 4.Накопление и обогащение словарного запаса. | Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Собака», «Слон» - выполнение фигурок из пальцев. Упражнение «Что спряталось в комочке» – разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. Комплекс пальчиковой гимнастики. |
Декабрь | I | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить работать с бумагой различными способами. | «Фонарик» – поделка из бумаги (работа с ножницами). «Наряжаем елочку» - работа с бумагой, пластилином, крупой. Самомассаж крупами. |
II | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, 3. Учить детей работать с бумагой, используя способ обрывания. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Накопление и обогащение словарного запаса. | «Зима» - аппликация (мозаика из кусочков бумаги) Массаж ладошек рук. Пальчиковая игра: «Зима». |
Январь | I | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2.Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. 3. Знакомство с тетрадным листом. | «Что принес мне Дед Мороз» - аппликация (мозаика из кусочков бумаги). Знакомство с клеткой. Графические задания. |
II | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Учить выполнять фигуры из пальцев. 3. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. | «Зима» - аппликация из резаных ниток. Самомассаж пальцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Зима». Рисование по клеточкам. |
Февраль | I | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить рисовать по клеточкам. 5. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. | «Сухой бассейн» – опознавание на ощупь различных предметов. Графические задания в тетради. |
II | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить детей работать с бумагой и картоном. 5. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук. 6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. | «Открытка для папы». Беседа: «День защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций о людях военных профессий. Пальчиковая игра: «Защитники Отечества» |
Март | I | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Стимулирование тактильных ощущений. 3. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. 4. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. | «Букет для мамы» – объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки) Беседа: Женский день». Пальчиковая игра: «Цветы». |
II | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу в технике аппликация. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Развивать чувство формы, цвета и композиции. 5. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. | «Весеннее солнышко» -– аппликация. Беседа о весне, и признаках природы. Словесная игра: «Солнышко». |
Апрель | I | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Стимулирование тактильных ощущений. 3. Продолжать учить работать с бумагой и ножницами. | Закладка «Коврик» – знакомство с техникой плетения из полосок бумаги. Пальчиковая гимнастика (по выбору детей). Самомассаж кистей рук. |
II | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Продолжать учить координировать движения с речью. 3. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. 4. Продолжать учить работать с бумагой. | Тема: «Космос». 1. Рассматривание книг о космосе. Беседа по теме. 2. Пальчиковая игра: «Космос». 3. Аппликация: «Ракета». |
Май | I | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3.Стимулирование тактильных ощущений. 4. Развивать чувство формы и цвета. 5. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. 6. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. | Беседа о весне. Рассматривание иллюстраций. Пальчиковая гимнастика: «Труд людей весной». Комплекс пальчиковой гимнастики. Работа с карандашами: «Раскрась весенний цветок». Самомассаж карандашами. |
| II | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом. 5. Накопление и обогащение словарного запаса по лексической теме. | Беседа по теме. Рассматривание картин о лете. Пальчиковая гимнастика: «Лето», «Насекомые и пауки». Упражнение «Посадка гороха» – в манке сделать ямки и посадить семена. Пальчиковая игра: «Ладонь – кулак». Работа с пластилином: «Цветок». |
|
Список использованных источников.
Литературные источники:
Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!», -Санкт-Петербург: «Издательский дом «Литера»,-2009 г.;
Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» М.: «Сов. Россия», – 1973 г.;
Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», – Волгоград: «Корифей», – 2010 г.;
Сухомлинский В.А. «О воспитании», – М.: издательство политической литературы, – 1973 г.;
Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры»,-Спб.: «Литера»,-2005 г.
Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика (старшая группа),- Волгоград.: «Корифей»,-2009 г.
Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев» М.: издательство «Сова», -
2006 г.
Интернет-ресурсы:
8. Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Домашние животные». Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/palchikovaya-gimnastika-po-leksicheskoi-teme-domashnie-zhivotnye-1 ;
9. Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект. http://www.maaam.ru/detskijsad/podborka-palchikovoi-gimnastiki-po-teme-vesna.html ;
9. Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Сайт Семёновой Татьяны Геннадьевны – учителя-логопеда. http://zvukarik.ucoz.ru/load/nasekomye/1-1-0-2 .
14