МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» «Детский сад №60 «Ромашка» города
Протокол №____от______________2021 Смоленска
___________ Т.А. Аугайтене
Приказ от___________2021 г.№_____
(дата, подпись, номер приказа)
Программа дополнительного образования
на 2021 - 2022 г.
в подготовительной группе
«Развивай - ка».
Воспитатель: Жукова Ю.А.
Смоленск, 2021 г.
Содержание:
I. Пояснительная записка.
1.Актуальность…………………………………………………………………3 -4
2. Цель программы кружка «Развивай – ка»…………………………..……..4
3. Задачи кружка «Развивай - ка»………………………………………..........4
4. Принципы реализации программы…………………………………………5
5. Форма проведения кружка «Развивай -ка»………………………………..5
6. Методы, используемые в работе кружка «Развивай – ка»………………..5
II. Расписание образовательной деятельности и режим работы……....6
III. Организационно-методическое обеспечение………………………….6
1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп…………………6
2. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)………………….....6
IV. Учебно-тематическое планирование.
1. Перспективный план работы………. …………………..……………….....7
2. Учебно-тематический план работы ………. …………………..……….8-25
Список использованных источников……………………………………..25
I. Пояснительная записка.
1. Актуальность.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский "О воспитании"
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования «Развивай – ка» направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей, и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности и подготовки ее к письму.
На занятиях кружка «Развивай - ка» идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности, а также занятия дают возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы посредством различных нетрадиционных методов и форм деятельности, которые не предусматриваются в общей программе детского сада, такие как: - различные массажи рук; рисование пластилином; рисование на пластилине; игры с сухими бассейнами; графические диктанты…
Учеными доказано, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш.
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить и писать. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и письма.
Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координацию движений.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то и его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями
2. Цель программы кружка «Развивай –ка».
Развитие мелкой моторики руки через занятия продуктивной деятельностью, развитие познавательных психических процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память); развитие творческих способностей, координации движений; формирование навыков письма детей к школе.
3. Задачи:
Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;
Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей;
Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность
4. Принципы реализации программы.
Процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципов:
1. Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах образовательной деятельности, и на протяжении всего периода обучения по данной программе.
2. Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.
3.Доступность – комплекс образовательной деятельности составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
4.Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
5.Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
5. Форма проведения кружка «Развивай - ка».
Работа кружка осуществляется в ходе совместной деятельности с группой детей в виде проведения:
1. пальчиковых игр;
2. пальчиковых упражнений;
3. самомассажа кистей рук;
4. рисования;
5. работы с пластилином и другими различными материалами для развития мелкой моторики;
6. работа с бумагой;
7. работа с тетрадью в крупную клетку.
6. Методы, используемые в работе кружка «Развивай – ка».
Словесные (рассказы, объяснения, беседы);
наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);
практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, дидактические игры и упражнения).
II. Расписание образовательной деятельности и режим работы.
Образовательная деятельность проводятся 2 раза в месяц (по средам) в течение всего учебного года.
III . Организационно-методическое обеспечение.
1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.
Кружок «Развивай - ка» посещают дети старшего дошкольного возраста (6 -7 лет).
Срок реализации кружковой работы: 2021 - 2022 учебный год
(октябрь 2021 г. – май 2022 г.).
Кружковое занятие проводится с подгруппой детей (11 человек), в помещении группы № 3, в зоне для занятий.
2. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).
Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий;
Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
Сформированы графические навыки;
Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
IV. Учебно-тематическое планирование.
1. Перспективный план работы кружка «Развивай – ка»:
Содержание работы | Сроки |
I. Подготовительный этап: 1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий и программ. 2. Составление программы кружка «Развивай – ка»; подготовка конспектов к ОД. | Сентябрь Сентябрь Сентябрь |
II. Основной этап: 1. Консультации для родителей: «Тренируем пальчики, развиваем речь!»; « Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» 2. ОД в кружке: «Развивай – ка». | По ходу работы кружка Октябрь - май |
III. Заключительный этап: 1. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка: «Развивай – ка». 2. Советы для родителей: «Гимнастика для маленьких пальчиков». | Май Май Май |
2. Учебно - тематический план работы кружка «Развивай – ка»:
Месяц | Неделя | Задачи ОД | Упражнения, игры |
Октябрь | | Тема: «Осень, осень золотая» 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 4. Развивать умение обводить контур и не выходить за него раскрашивая картинку. 5. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. 7. Развивать умение работать в коллективе. 8. Воспитывать любовь к природе. 9. Развивать самооценку. | Пальчиковая гимнастика «Погода». Холодно. Осень. Пальцы мои Дружно ругают осенние дни. (Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием) Пальчик-малыш жалуется: «Ой-ой-ой! Холод-то какой!» (Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках) Указательный палец шепчет тихонько: «Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?» (Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец) Средний палец ворчит: «Ох-ох-ох! От ветра я оглох!» (Сгибать и разгибать средний палец) Безымянный палец кричит: «Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!» (Сгибать и разгибать безымянный палец) Здоровяк большой палец восклицает: «Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах! Ух-ух-ух! Дайте мне кожух!» (сгибать и разгибать большой палец) Это упражнение можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой. Обводка по точкам «Осенний листок». Аппликация «Осеннее дерево». |
| | Тема: «Овощи. Огород» 1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 4. Развивать умение соотносить предметы по форме, размеру, на ощупь. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. 7. Развивать умение работать в коллективе. 8. Развивать фантазию. 9. Развивать самооценку. | Физминутка «Удивляемся природе». Удивляемся природе Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.) Вот салат, а здесь укроп. Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.) Поработаем с тобой, Сорнякам объявим бой — С корнем будем выдирать Да пониже приседать. (Приседания.) У забора всем на диво Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.) Мы её не будем трогать — Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.) Все полили мы из лейки И садимся на скамейки. (Дети садятся.) Пальчиковая игра «Овощи». В огород пойдем, маршировать на месте Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки) Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают) И картошки накопаем, копают Срежем мы кочан капусты (срезают) Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками) Щавеля нарвем немножко («рвут») И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки). Игровое упражнение «Горох». Детям предлагается в сухом бассейне с горохом найти фигурки овощей. Рисование по точкам «Овощи». |
Ноябрь | I | Тема: «Одежда». 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Упражнять детей в умении продевать шнур в отверстие. 4. Упражнять детей в работе с прищепками. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 7. Развивать у детей бережное отношение к одежде. 8. Развивать умение работать в коллективе. 9. Развивать самооценку. | Пальчиковая игра «Одежда». Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки.) Будем вещи мы стирать Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку). Упражнение «Пуговицы». Детям предлагается разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки. Упражнение с прищепками «Помоги развесить одежду». Детям предлагается прикрепить прищепками развешиваемую одежду на веревочку. Можно провести соревнование, кто быстрее. Раскрашивание «Разноцветная одежда». Детям предлагается раскрасить одежду, не выходя за контур в соответствии со значками |
II | Тема: «Обувь». 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Продолжать учить координировать движения с речью. 4. Упражнять детей в умении вкладывать шнурок в отверстие. 5. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 6. Стимулировать тактильные ощущения. 7. Развивать умение работать в коллективе. 8. Развивать у детей бережное отношение к обуви. 9. Развивать самооценку. | Массаж фаланг пальцев «Обувь». Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет): Раз – купили мне ботинки. Указательный Два – такие у Иринки. средний Три – мы в школу ходим с песней. Безымянный На четыре – сидим вместе. мизинец Пять – кроссовки мы обули. Мизинец Шесть – и мяч большой толкнули. Безымянный Семь – вдруг дождь пошел быстрей. Средний Восемь – сапоги обуй скорей. Указательный Девять – в тапки ножки опускаем. большой палец левой руки Десять – в них мы дома отдыхаем. большой палец правой руки Игра «Волшебный шнурок». Детям предлагается поиграть с волшебным шнурком, для этого нужно вкладывать шнурок в дырочки. Массаж пальцев крупной щеткой. Дети зажимают крупную щетку между ладошками и крутят ее. Пальчиковое упражнение «Назови обувь». Детям предлагается соединять одноименные пальцы с одновременным называнием обуви. Обводка по контуру «Обувь». Детям предлагается нарисовать обувь по точкам, затем раскрасить ее, не выходя за границы. |
Декабрь | I | Тема: «Зимние забавы» 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Продолжать учить детей работать с манкой. 4.Развивать внимание, память, мышление, воображение. 5. Развивать самооценку. 6. Совершенствовать умение детей работать в технике аппликация и рисование свечей. 7. Воспитывать самостоятельность, инициативность. 8. Развивать умение работать в коллективе. | Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики. Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую. И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком. Раз — подбросим, "Подбрасывают". Два — поймаем, "Ловят". Три — уроним "Роняют". И…сломаем. Топают. Раскрашивание зимних символов. Детям предлагается раскрасить новогодние символы (подарки, елочные игрушки и др.) в соответствии со значками. Самомассаж вязаной варежкой. Детям предлагается одеть на одну руку варежку, затем потереть, похлопать руки друг об друга (рука меняется). Вырезание снежинок из салфеток. Детям предлагается вырезать снежинки из салфеток. |
II | Тема: «Новый год» 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Формировать умение координировать речь с движениями. 4. Развивать умение работать с гипсом. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Закреплять умения работать с техниками аппликация и оригами. 7. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 8. Развивать самооценку. 9. Воспитывать доброжелательность, терпение, умение работать в коллективе. | Пальчиковая гимнастика «Елка». Елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставить вперед. Локотки к телу не прижимать. Изготовление игрушек (пластилинография) «Игрушки на елку». Пальчиковая гимнастика «На елке». Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши. Мы плясали и резвились. Ритмичные удары кулачками. После добрый Дед Мороз «Шагают» средним и указательным Нам подарки принес. пальцами по столу. Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг. В них же – вкусные предметы: Ритмичные хлопки. Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого. Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин. |
Январь | I | Тема: «Птицы зимой» 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук. 5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги. 6. Продолжать учить детей умению работать с манкой. 7. Воспитывать любовь к природе. 8. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 9. Развивать самооценку | Пальчиковая игра «Зимующие птицы». Я зимой кормлю всех птиц – Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Показывают одной рукой на кормушку. Дам им булки, пшенной каши, Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Дам им зерна, семена. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. Упражнение «Кто у кого?». Детям предлагается разгладить бумажные комочки с контурными изображениями зимующих птиц и назвать их. Аппликация нарезанной нитью «Снегирь». Детям предлагается создать аппликацию из нарезанных нитей, делаем красную грудку снегирю. |
II | Тема: «Дикие животные зимой» 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Формировать умение координировать речь с движениями. 4. Закреплять умение создавать игрушки-оригами. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 7. Развивать самооценку. 8. Воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе. 9. Воспитывать бережное отношение к животным. | Пальчиковая игра «Мишки». Мама мишек будит рано. Пальцами обеих рук изобразить мишек Не встают они с дивана. Удивленно пожать плечами -Эй, Большак, вставай скорей! Встряхиваем большие пальцы рук Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь -Ну, а ты, лентяй Указка! Встряхнуть указательные пальцы У тебя засохла краска! Изобразить руками ведро Вы должны с Середняком Встряхнуть средние пальцы, плавные Побелить амбар и дом. Движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх -Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец пальцами другой руки Знаю, болен был ты тяжко. Прижать безымянный палец к ладони и погладить его Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста. Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок! Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы. Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! Пальчиковое упражнение «Навстречу друг другу». Детям предлагается «ходить» пальчиками по массажному коврику навстречу друг другу. Создание игрушек оригами «Зоопарк». Детям предлагается создать игрушки оригами (дикие животные: заяц, волк). Самомассаж бигудями. Детям предлагается зажать бигуди между ладошками и катать их. |
Февраль | I | Тема: «Профессии на транспорте» 1. Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать глазомер и точность. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 6. Развивать самооценку. 7. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность. 8. Воспитывать уважение к любым профессиям | Самомассаж косточками фруктов. Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками катают их. Пальчиковая игра «Отправимся в полет». Садись-ка пальчик в вертолёт, С тобой отправимся в полёт Сядем с этим мы в такси, Он рад домой нас отвезти. С тобой поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. С этим пальчиком в ракете Полетим к другой планете. Ну а с этим малышком В зоопарк пойдём пешком. (на каждое название транспорта загибают по одному пальчику, начиная с большого) Пальчиковая гимнастика «Вот на небо самолет». Вот на небо самолет Отправляется в полет. (Прямая кисть «взлетает» вверх) Вот кораблик поплывет, Носом волны разведет. (Одноименные пальцы, кроме больших, соединены подушечками, протягиваем руки вперед.) А от самого порога Для машин идет дорога. (Руки перед собой сжаты в кулаки и движутся по кругу - «крутим» руль») Упражнение «Выполни штриховку» - «Светофор». Детям предлагается заштриховать светофор, не выходя за контур. Массаж «Рельсы, рельсы». Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии) Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине) Из последнего вагона Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук) Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами) Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку) Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков) Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием) Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть) Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами) Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз) Поставил стол, (изображаем — стол кулаком) Стул, (стул — щепотью) Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем) Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами) Жене и дочке, Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок) Шлю вам чулочки, Дзинь-точка. Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем) Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку) Прочитал, Помял, разгладил, Сложил, Отправил. |
II | Тема: «Наша Армия» 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас 3. Отрабатывать навык складывания изображения из разрезанных частей 4. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 5. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 6. Развивать самооценку. 7. Стимулирование тактильных ощущений. 8. Воспитывать патриотизм. | Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества». Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы) Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши) Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу) Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы. Рисование «Портрет папы». Детям предлагается нарисовать портрет папы (дяди, брата) акварелью с дальнейшим оформлением его элементами аппликации (шляпа, галстук, бабочка, очки, кепка – по желанию ребенка). Дидактическая игра «Сложи картинку». Детям предлагается сложить картинку из 6-9-ти частей (картинки с изображением мужских профессий). Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы» Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак. Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу. Удалые молодцы. Два больших и крепких малых. Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу. Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу И солдат в боях бывалых. Два гвардейца – храбреца! Два сметливых молодца! Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два мизинца – коротышки –Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу. Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу. Очень славные мальчишки. |
Март | I | Тема: «Весна. Приметы весны. Прилет птиц» 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 2. Тренировать умение создавать. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 5. Развивать самооценку. 6. Развивать чувство формы, цвета и композиции. 7. Воспитывать бережное отношение к природе. | Пальчиковая гимнастика «Пришла весна». Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его). Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца) Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол) А из-под старой травки Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка) Раскрылся подснежник В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек) Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону) Пальчиковая игра на бархатном коврике «Бегаем по травке». Детям предлагается «побегать» пальчиками на бархатном коврике. Аппликация «Весеннее дерево». Детям предлагается создать аппликацию методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения весенних листьев. Самомассаж крупными бигудями. Дети зажимают бигуди между ладошек и крутят их. Раскрашивание «Птицы». |
II | Тема: «Мамин праздник. Профессии мам». 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Упражнять в умении нанизывать бусы. 5. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 6. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 7. Развивать самооценку. 8. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. 9. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать. | Рисование «Портрет мамы». Детям предлагается нарисовать портрет мамы акварелью с дальнейшим оформлением его элементами аппликации (шляпа, очки, бусы (бисер или пуговицы), ожерелье, воротничок (из кружева или ткани) – по желанию ребенка) Пальчиковая гимнастика «Вот как маме помогали!». Раз, два, три, четыре, Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Мы посуду маме мыли: Потереть одной ладошкой о другую. Чайник, чашку, ковшик, ложку Ребенок загибает пальчики, начиная с большого И большую поварешку. Мы посуду маме мыли, Потереть одной ладошкой о другую. Только чашку мы разбили, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали! Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Упражнение «Бусы для мамы». Детям предлагается сделать бусы для мамы, путем нанизывания бусин на нитку. |
Апрель | I | Тема: «Весенние сельскохозяйственные работы» 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Развивать чувство формы и цвета. 5. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 6. Развивать самооценку. 7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции. 8. Воспитывать трудолюбие. | Пальчиковая гимнастика «Солнышко». Солнышко, солнышко Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук). Солнышко, солнышко, Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки). Мы колечки соберем, Золоченые возьмем. (Делают хватательные движения щепотью). Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь). И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы). Упражнение «Горох». Детям предлагается опустить в сухой бассейн с горохом руки и «потанцевать» пальчиками. Дидактическая игра «Продолжи ряд». Детям предлагается продолжить логический ряд на тему «Огород». Упражнение «Дорисуй половинку». Детям предлагается дорисовать половинку картинки (дача). Раскрашивание «Работа в огороде». Детям предлагается раскрасить картинки в соответствии с представлениями. |
II | Тема: «Космос» 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 6. Развивать самооценку. 7. Совершенствовать умение детей рисовать восковыми мелками. 8. Воспитывать любознательность, самостоятельность. | Пальчиковая гимнастика «Космонавт». В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете. (Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки). День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. (Складывают руки ладошками друг к другу, имитируют полет ракеты). Видит рощи и поля, Горы, реки и моря. (Соединяют пальчики на каждое слово стихотворения). Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. («Рисуют» руками в воздухе круг. Ритмично хлопают в ладоши). Пальчиковая гимнастика «Луноход». Посмотрите, луноход по Луне легко идет. Он шагает очень важно, В нем сидит герой отважный. Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Раскрашивание «Космос». Детям предлагается раскрасить картинки в соответствии с представлениями. Упражнение «Ракета». Детям предлагается выложить ракеты из геометрических фигур. Тема: «Лето, насекомые» 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 4. Развивать самооценку. 5. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 6. Стимулирование тактильных ощущений. 7. Упражнять в умении рисовать на песке на световом столе. 8 Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом. 9. Вовлекать детей в сотрудничество, совершенствовать умение создавать игрушки на прищепках. Пальчиковая гимнастика «Я рисую лето». Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу) Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце») Солнце, На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы) На лугах покосы, Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака») И ручей певучий. (на столе рисуют пальцем «ручей») Пальчиковая гимнастика «Насекомые и пауки». Паук свою раскинул сеть:(Распрямляем левую ладонь – "паутина".) Ах, как же мухе пролететь? (Правая рука "порхает" перед "паутиной".) Ведь у нее в лесу дела, (Правая рука, "не найдя путь", влетает в"паутину", и левая рука хватает правую.) Искала путь, но не нашла. И угодила к пауку (Левая рука ладонью вверх – "блюдце", Попить вечернего чайку. правая рука подносит "чашку" ко рту.) Упражнение с прищепками «Веселые насекомые». Детям предлагается сделать насекомых на прищепках. Дидактическая игра «Бабочка». Детям предлагается угадать загадку про бабочку, выбрав ее из разложенных изображений и раскрасить. Нет, не птица, но летает. Высоко она порхает. На цветочке посидит, И раскраской всех манит. Вся такая лапочка, Маленькая...(Бабочка) |
Май | I | Тема: «Лето, насекомые» 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 4. Развивать самооценку. 5. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 6. Стимулирование тактильных ощущений. 7. Упражнять в умении рисовать на песке на световом столе. 8 Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом. 9. Вовлекать детей в сотрудничество, совершенствовать умение создавать игрушки на прищепках. | Пальчиковая гимнастика «Я рисую лето». Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу) Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце») Солнце, На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы) На лугах покосы, Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака») И ручей певучий. (на столе рисуют пальцем «ручей») Пальчиковая гимнастика «Насекомые и пауки». Паук свою раскинул сеть:(Распрямляем левую ладонь – "паутина".) Ах, как же мухе пролететь? (Правая рука "порхает" перед "паутиной".) Ведь у нее в лесу дела, (Правая рука, "не найдя путь", влетает в"паутину", и левая рука хватает правую.) Искала путь, но не нашла. И угодила к пауку (Левая рука ладонью вверх – "блюдце", Попить вечернего чайку. правая рука подносит "чашку" ко рту.) Упражнение с прищепками «Веселые насекомые». Детям предлагается сделать насекомых на прищепках. |
| II | «Лето, полевые цветы» 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать внимание, память, мышление, воображение. 4. Развивать самооценку. 5. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 6. Учит аккуратно выкладывать детали, создавать красивую композицию. 7. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе. 8. Продолжать тренировать навык работы с гипсом. 9. Воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе. | Пальчиковая гимнастика «Мак». На пригорке вырос мак (Пальцы левой руки собрать в щепоть) Он склонил головку так (Бутон наклонить) Бабочка над ним порхает, (Перекрестить руки, помахать) Быстро крыльями мелькает. Облетели лепестки, (Правой рукой отогнуть пальцы левой) Высох домик от жары стал греметь как погремушка. (Пальцы сложить в щепоть) Вот так славная игрушка. (Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой). Физкультминутка «Роза». Чуть вздыхает волна, (Медленный вдох, плавные движения рук) Ярко светит звезда (Поднимаем голову вверх) Ветерок колышется (Покачивание корпусом) Как легко мне дышится (Спокойное дыхание) Ветерок мне гладит щечку (Поглаживание щек) И лежу я на песочке (Голова запрокинута назад) Всюду розы аромат (Вдыхаем воображаемый аромат) Как я жизни этой рад! (Улыбка, руки вверх). Дидактическая игра «Продолжи ряд». Детям предлагается продолжить логический ряд на тему «Лето». Дидактическая игра «Ромашка». Детям предлагается угадать загадку про цветок, найти его из разложенных изображений и закрасить. Стоит в саду кудряшка - белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка) Лепка из соленого теста «Клумба цветов». Детям предлагается слепить из соленого теста цветы и выложить из них клумбу. |
|
Список использованных источников.
Литературные источники:
Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!», -Санкт-Петербург: «Издательский дом «Литера»,-2009 г.;
Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» М.: «Сов. Россия», – 1973 г.;
Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», – Волгоград: «Корифей», – 2010 г.;
Сухомлинский В.А. «О воспитании», – М.: издательство политической литературы, – 1973 г.;
Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры»,-Спб.: «Литера»,-2005 г.
Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика (старшая группа),- Волгоград.: «Корифей»,-2009 г.
Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев» М.: издательство «Сова», -
2006 г.
Интернет-ресурсы:
Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Домашние животные». Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/palchikovaya-gimnastika-po-leksicheskoi-teme-domashnie-zhivotnye-1 ;
Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект. http://www.maaam.ru/detskijsad/podborka-palchikovoi-gimnastiki-po-teme-vesna.html ;
11