Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дополнительного образования для детей
Старомайнский центр дополнительного образования детей
Программа
дополнительного образования объединения
«Краеведение»
Возраст детей: 13-16 лет
Программа разработана на 3 года обучения
1 год обучения -4 часа в неделю
2 год обучения – 4 часа в неделю
3 год обучения - 4 часа в неделю
Программу разработала
педагог дополнительного
образования Дубаева
Светлана Михайловна
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Старомайнской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Краеведение” предназначена для проведения кружковых занятий на базе Русскоюрткульской средней школы. Рассчитана на учащихся 7-11 классов. Программа реализуется в течение трёх лет: 1 год обучения -4 часа в неделю (144 часа); 2 год обучения – 4 часа в неделю (144 ч); 3 год обучения - 4 часа в неделю (144 ч)
Цели программы:
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего Старомайнского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа “Краеведение” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Методы работы:
Общеклассная;
Групповая;
Парная;
Индивидуальная
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районные краеведческие музеи
пешие экскурсии по селу;
проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;
сбор материалов;
создание проектов;
оформление собранных материалов;
создание и оформление школьного музея;
участие в школьных и районных краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты: Программа “Краеведение” проведение итоговых занятий (после каждого полугодия изучения), на которых подводятся итого за прошедший период. Итогом каждого полугодия является участие кружковцев в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “Краеведение”.
Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
Участие в районных краеведческих конкурсах.
Встреча с замечательными людьми
Создание проектов
Содержание:
1 год обучения
Раздел I. Введение
Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.
Раздел II. Этнография
Положение относительно реки, ж/д, областного и районного центров. Окрестности – озёра, болота, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.
Административное положение Старомайнского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.
Национальный состав сел: Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.
Раздел III. Современное состояние Старомайнского района и сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль.
Численность населения. Состояние хозяйства.
Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.
Учреждения культуры. Праздники села.
Художественное ремесло. Народные умельцы. УНТ.
Деревенская кухня Встреча с интересными людьми. Памятники природы. Экология. Социальный практикум. |
2 год обучения
Раздел IV. История моей Родины
История возникновения Старомайнского района, сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль. Название села; версии происхождения. Сведения о владельцах. Обстоятельства, дата основания или первого упоминания о селе. Части села, их названия, происхождение названий. Исторические памятники села Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль – старинные постройки, кладбища, церковь, овраги. |
История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние) «Не позволяй душе лениться».Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод. О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах
История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования. Сведения из истории, современное состояние. Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета. Дом культуры. Детский сад. Почта. Сберкасса. Медпункт. Сбор материала. Социальный практикум. |
Раздел V. Образование
Образование в Старомайнском районе. Возникновение школы в селах Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль. Церковно-приходская школа. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики Истории Русскоюрткульской, Базарномордовской, Подлесной начальных школ. Особенности обучения, традиции, мероприятия. Развитие советской школы. Русскоюрткульская семилетняя школа. Здание школы, учителя, отдых. Школа в период Вов. Помощь фронту. Восьмилетняя школа. Особенности обучения. Внеклассная жизнь. Обычаи, традиции. Открытие Русскоюрткульской средней школы. Современная школа. Село и школа. Знакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации. Ветераны педагогического труда. Встреча с бывшими учителями, учениками. Гордое звание – учитель Практическое занятие «Моя школа в будущем» Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы» |
|
3 год обучения
Раздел I. Жители сел Подлесно-Мордовский Юрткуль,Базарно-Мордовский Юрткуль, Русский Юрткуль и района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.
Реставрация Уголка Боевой Славы. Поисково-исследовательская работа.Сбор материала, связанный с участием жителей села В Вов, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами. |
Экскурсии по музеям района, области. |
Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны» Изучение темы Ульяновская область в годы войны Старая Майна и и старомайнцы в годы войны. Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Вов» и другие. Выставки по теме. Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных и областных мероприятиях на военную тематику. Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акции «Лес Победы». Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота» Встречи со свидетелями войны.
Раздел II. Солдаты «спрятанной» войны Раздел III. Современная армия и её солдаты Раздел IV. Социализация личности Социализация как процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений. Индивидуализация личности. Помощь ребенку как субъекту свободного сознания, свободной деятельности, свободного поведения. Развитие и саморазвитие личности, самоопределение и самовоспитание. Социальное воспитание как процесс создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Акция «Я – гражданин России» Социальный практикум ( акции, анкетирование, работа с населением, социальные опросы и т.д.) Основы правового воспитания. Общественно-правовые основы |
Что должен знать и уметь учащийся:
Знать:
- основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.
Уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;
-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- вести архивную работу;
- делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;
- работать с техническими средствами;
- проводить археологические исследования;
- владеть теорией и практикой туризма;
- знать правила реставрации экспонатов.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | примечание |
1 год обучения |
I.Вводные занятия | 20 | |
1 | | Инструктаж по технике безопасности Определение цели и задач кружка. Введение. | 2 | Цели и задачи кружка. Распределение экскурсоводов. |
2 | | Ревизия школьного музея. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Ремонт таблиц. | 6 | Ремонт таблиц |
3 | | Основы музееведения | 2 | Беседа |
4 | | Как правильно подготовить и провести экскурсию | 4 | Беседа |
5 | | Репетиция экскурсий по музейному уголку | 4 | Отработка текста 4 экскурсий |
6 | | Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов | 2 | Экскурсия |
II. Этнография | 6 | |
5 | | Старая Майна. Старомайнский район ( общая характеристика) | 2 | |
6 | | Окрестности с.Русский Юрткуль. Поиск материалов | 2 | Фото |
7 | | Окрестности с. Базарно-Мордовский Юрткуль, поиск материалов III.Памятники природы | 2 32 | |
| | Природа Старомайнского района | 2 | Фото |
| | Храм Богоявления. Затопленная часть р. п. Старая Майна. Работа в архиве | 4 | Экскурсия к историческим объектам |
| | Необычное рядом. Залив | 2 | Экскурсия на залив |
| | Река Утка. Берёзовский залив. | 4 | Экскурсия |
| | Озеро Шумское. Озеро Сухое. | 4 | Экскурсия |
| | Озеро Долгое. Озеро Мочальное. | 4 | экскурсия |
| | Горбуново Болото. Сахарская Яма | 4 | экскурсия |
| | Пересыпное болото. Гидроузел (лагерь политзаключенных) | 4 | |
| | Озеро Сулак. Озеро Жибленка. | 4 | |
IV.Административное положение села | 6 | Рассказ |
V.Национальный состав сел | 8 | Изучение статист.данных, посещение семей |
| | Национальный состав Старомайнского района | 2 | |
| | Национальный состав с.Базарно-Мордовский Юрткуль | 2 | |
| | Национальный состав Русский Юрткуль | 2 | |
| | Национальный состав с.Подлесно-Мордовский Юрткуль | 2 | |
VI.Характерные самобытные имена и фамилии сел | 6 | Происхождение имен,фамилий |
| | Самобытные имена и фамилии Русский Юрткуль | 2 | |
| | Самобытные имена и фамилии Базарно-Мордовский Юрткуль | 2 | |
| | Самобытные имена и фамилии села Подлесно-Мордовский Юрткуль | 2 | |
VII. Быт и традиции сел | 8 | Встреча с жителями села |
| | Быт и традиции села Русский Юрткуль | 2 | |
| | Быт и традиции села Базарно-Мордовский Юрткуль | 2 | |
| | Быт и традиции села Подлесно-Мордовский Юрткуль | 2 | |
VIII.От чистого истока ( Сочиняем легенды, рассказы, стихи о любви к родному краю.) | 6 | практикум |
IX.Современное состояние Старомайнского района и сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-Мордовский Юрткуль | 30 | |
| | Состояние хозяйства Старомайнского района и сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-Мордовский Юрткуль | 2 | Изучение состояния хозяйства |
| | Кустарные промыслы сел | 2 | Изучение состояния хозяйства |
| | Путевые сообщения. Связь. | 2 | Экскурсии |
| | Торговля. Водоснабжение. Бытовое обслуживание. | 2 | Анализ данных |
| | Здравоохранение | 2 | Экскурсия |
| | Учреждения культуры. Праздники села | 4 | Посещение СДК, просмотр материалов |
| | Художественное мастерство. Народные умельцы. | 4 | Знакомство с творчеством О.Н.Родионовой |
| | Деревенская кухня | 2 | Беседа |
| | Экология Старомайнского района и сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-Мордовский Юрткуль | 2 | Создание альбома |
| | Итоговое занятие | | Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся. |
| | Резервное время | | |
|
I.История моей малой Родины | 144 | |
| | Земли Старомайнской просторы | 6 | |
| | История села Русский Юрткуль. | 6 | Работа с документами |
| | История села Базарно-Мордовский Юрткуль | 6 | Работа с документами |
| | История села Подлесно-Мордовский Юрткуль | 6 | Работа с документами |
| | История Красного Кордона | 6 | Работа с документами |
II. Истории великие страницы | | |
| | Рабочий поселок Старая Майна | 12 | |
| | Исторические памятники села Русский Юрткуль | 6 | Работа на местности |
| | Исторические памятники села Базарно-Мордовский Юрткуль | 6 | Работа на местности |
| | Исторические памятники села Подлесно-Мордовский Юрткуль | 6 | Работа на местности |
III. История сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-Мордовский Юрткуль | | Изучение материала |
| | Хозяйства сел | | |
| | История возникновения колхоза | | |
| | Современное состояние | | |
IV.Выдающиеся людиСтаромайнского района | 16 | |
| | Учитель. Краевед. Историк. | 2 | Сбор материала, рассказ |
| | Семья Родионовых: на ниве просвещения | 2 | |
| | «Не позволяй душе лениться». | 16 | Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий |
| | Им гордится наш район. | 4 | |
| | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. | 20 | Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах |
V. Образование | 74 | |
| | Образование в Старомайнском районе | 6 | |
| | Возникновение школы с.Русский Юрткуль | 4 | Рассказ, сбор материала |
| | История Русскоюрткульской начальной школы | 4 | Изучение материала |
| | История Базарномордовской начальной школы | 4 | Изучение материала |
| | История Подлесно-Мордовской начальной школы | 4 | Изучение материала |
| | Русскоюрткульская семилетняя школа. | 4 | Изучение материала |
| | Восьмилетняя школа в с.Базарно-Мордовский Юрткуль | 4 | |
| | Открытие в селе Русский Юрткуль средней школы. | 4 | Составление альбома и оформление стенда |
| | Современная школа. Традиции. Праздники. | 6 | |
| | Село и школа | 4 | |
| | Ветераны педагогического труда | 12 | Сбор материала |
Тихомирова И.А. | 4 |
Родионова Г.Г. | 4 |
Родионова З.П. | 4 |
| | Встреча с бывшими учителями, учениками | 4 | встреча |
| | Гордое звание – учитель | 8 | Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки. |
Гафурова Н.В. | 2 |
Хиврич Н.А. | 2 |
Сегина Т.М. | 2 |
Родионова Е.А. | 2 |
| | Практическое занятие «Моя школа в будущем» | 4 | Составление проектов |
| | Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы» | 6 | экскурсия |
| | Итоговое занятие | 2 | |
| | Экскурсия | 2 | |
| | Резервное время | | |
3 год обучения |
1.Жители района и сел РусскийЮрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-мордовский Юрткуль в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 144 | |
| | Реставрация Уголка Боевой Славы | 4 | Обновление экспозиций работа по систематизации материалов |
| | Сбор материала «Участие жителей села в Вов» | 12 | Работа с документами, работа по систематизации материалов |
| | Экскурсия в музей Матвеевской школы | 4 | экскурсия |
| | Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Курская битва…» | 2 | |
| | Литературно-музыкальная композиция «Курская битва…» | 2 | |
| | «Тыл в годы Великой Отечественной войны» | 6 | Рефераты, доклады |
| | Ульяновская область в годы войны и старомайнцы в годы войны. Наши села в годы войны | 10 | Рефераты, доклады |
| | Оформление стендов для уголка Боевой славы | 4 | |
| | Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Сталинград…» | 2 | |
| | Литературно-музыкальная композиция «Сталинград…» | 2 | |
| | Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны | 6 | создание базы данных и списков ветеранов Великой Отечественной войны |
| | Наши земляки - Герои Советского Союза | 4 | Доклады |
| | Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Солдаты Победы”. | 8 | Сбор семейных архивов |
| | Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Оборона Ленинграда» | 2 | |
| | Литературно-музыкальная композиция «Оборона Ленинграда» | 2 | |
| | Оказание помощи пожилым людям | 6 | Социальный практикум |
| | Работа лекторской группы по теме: «Памяти героев сердцем поклонись» (чтение лекций для учащихся 9-10 классов) | 4 | лекция |
| | Подготовка к мероприятию «Нам дороги эти позабыть нельзя…» | 2 | |
| | Внеклассное мероприятие «Нам дороги эти позабыть нельзя…» | 2 | |
| | Школа с. Русский Юрткуль в годы Великой Отечественной войны | 2 | Рассказ, беседа |
| | Проведение внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов «Война – ты боль моя и память» | 6 | Внеклассное мероприятие |
| | Детство, опаленное войной. | 8 | Доклады, встреча |
| | Женщины нашего села – труженицы тыла | 6 | Доклады,встреча |
| | Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Битва за Москву» | 2 | |
| | Литературно-музыкальная композиция «Битва за Москву» | 2 | |
| | Социальный практикум ( уборка территории вокруг памятника) | 4 | Практикум |
| | Социальный практикум ( помощь ветеранам) | 8 | практикум |
| | Проведение круглого стола для старшеклассников «Уроки войны» | 2 | Круглый стол |
| | Подготовка к проведению игры «Листая страницы. Великая Отечественная война» | 2 | |
| | Проведение игры «Листая страницы. Великая Отечественная война» | 2 | |
| | Проведение экскурсий «Памяти героев сердцем поклонись» для учащихся школы и жителей села | 2 | экскурсия |
II. Солдаты спрятанной войны | | |
| | Афганистан болит в моей душе - Калёнов Вячеслав Алексеевич - Воины афганцы наших сел | 18 | Сбор материала. встречи |
| | Чеченская война и её герои | 10 | Сбор материала. встречи |
III. Современная армия и её солдаты | | |
| | Гордое звание военный | 6 | Создание базы данных и описание отслуживших в армии |
| | Солдат – почетная обязанность | 10 | Сбор материала о земляках, проходящих военную службу |
| | Письмо солдату | 4 | практикум |
IV.Социализация личности | | |
| | Подготовка к проведению праздничного концерта к 9 мая | 2 | |
| | Проведение праздничного концерта к 9 мая | 2 | |
| | Экологический бросок | 4 | Высадка цветов |
| | Операция «Школьный двор» | 2 | Уборка территории |
| | Цикл занятий «Я - подросток» | 6 | |
| | Подготовка к походу. Поход. | 10 | |
| | Итоговый отчёт о работе школьного краеведческого кружка «Следопыт» | 4 | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. |
| | Резервное время | | |