СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования объединения «Краеведение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования объединения «Краеведение"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования для детей

Старомайнский центр дополнительного образования детей





Программа

дополнительного образования объединения

«Краеведение»

Возраст детей: 13-16 лет

Программа разработана на 3 года обучения

1 год обучения -4 часа в неделю

2 год обучения – 4 часа в неделю

3 год обучения - 4 часа в неделю



Программу разработала

педагог дополнительного

образования Дубаева

Светлана Михайловна



Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Старомайнской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Краеведение” предназначена для проведения кружковых занятий на базе Русскоюрткульской средней школы. Рассчитана на учащихся 7-11 классов. Программа реализуется в течение трёх лет: 1 год обучения -4 часа в неделю (144 часа); 2 год обучения – 4 часа в неделю (144 ч); 3 год обучения - 4 часа в неделю (144 ч)

Цели программы:

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Старомайнского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

  • Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа “Краеведение” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Работа в архивах.

  • Конференции.

  • Уроки.

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность.

Методы работы:

  • Общеклассная;

  • Групповая;

  • Парная;

  • Индивидуальная

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районные краеведческие музеи

  • пешие экскурсии по селу;

  • проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;

  • сбор материалов;

  • создание проектов;

  • оформление собранных материалов;

  • создание и оформление школьного музея;

  • участие в школьных и районных краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты: Программа “Краеведение” проведение итоговых занятий (после каждого полугодия изучения), на которых подводятся итого за прошедший период. Итогом каждого полугодия является участие кружковцев в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы “Краеведение”.

  • Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.

  • Участие в районных краеведческих конкурсах.

  • Встреча с замечательными людьми

  • Создание проектов





































Содержание:

1 год обучения

Раздел I. Введение

Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.

Раздел II. Этнография

Положение относительно реки, ж/д, областного и районного центров. Окрестности – озёра, болота, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.

Административное положение Старомайнского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.

Национальный состав сел: Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.

Раздел III. Современное состояние Старомайнского района и сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль.

Численность населения. Состояние хозяйства.

Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.

Учреждения культуры. Праздники села.

Художественное ремесло. Народные умельцы. УНТ.

Деревенская кухня


Встреча с интересными людьми.


Памятники природы. Экология.


Социальный практикум.



2 год обучения



Раздел IV. История моей Родины

История возникновения Старомайнского района, сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль. Название села; версии происхождения. Сведения о владельцах. Обстоятельства, дата основания или первого упоминания о селе. Части села, их названия, происхождение названий.


Исторические памятники села Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль – старинные постройки, кладбища, церковь, овраги.

История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)


«Не позволяй душе лениться».Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.


О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах



История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования. Сведения из истории, современное состояние.

Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета. Дом культуры. Детский сад. Почта. Сберкасса. Медпункт. Сбор материала. Социальный практикум.














Раздел V. Образование

Образование в Старомайнском районе. Возникновение школы в селах Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесный Юрткуль. Церковно-приходская школа. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики


Истории Русскоюрткульской, Базарномордовской, Подлесной начальных школ. Особенности обучения, традиции, мероприятия. Развитие советской школы.


Русскоюрткульская семилетняя школа. Здание школы, учителя, отдых. Школа в период Вов. Помощь фронту. Восьмилетняя школа. Особенности обучения. Внеклассная жизнь. Обычаи, традиции.


Открытие Русскоюрткульской средней школы. Современная школа. Село и школа.


Знакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации.

Ветераны педагогического труда. Встреча с бывшими учителями, учениками. Гордое звание – учитель


Практическое занятие «Моя школа в будущем»


Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»


























3 год обучения

Раздел I. Жители сел Подлесно-Мордовский Юрткуль,Базарно-Мордовский Юрткуль, Русский Юрткуль и района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.

Реставрация Уголка Боевой Славы. Поисково-исследовательская работа.Сбор материала, связанный с участием жителей села В Вов, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами.

Экскурсии по музеям района, области.

Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»


Изучение темы Ульяновская область в годы войны

Старая Майна и и старомайнцы в годы войны.

Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Вов» и другие. Выставки по теме.


Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных и областных мероприятиях на военную тематику.


Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза


Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”.


Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акции «Лес Победы».


Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота»


Встречи со свидетелями войны.



Раздел II. Солдаты «спрятанной» войны

Раздел III. Современная армия и её солдаты

Раздел IV. Социализация личности

Социализация как процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений.

Индивидуализация личности. Помощь ребенку как субъекту свободного сознания, свободной деятельности, свободного поведения.

Развитие и саморазвитие личности, самоопределение и самовоспитание.

Социальное воспитание как процесс создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Акция «Я – гражданин России»

Социальный практикум ( акции, анкетирование, работа с населением, социальные опросы и т.д.)

Основы правового воспитания. Общественно-правовые основы

Что должен знать и уметь учащийся:

Знать:

- основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

Уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;

-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- вести архивную работу;

- делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;

- работать с техническими средствами;

- проводить археологические исследования;

- владеть теорией и практикой туризма;

- знать правила реставрации экспонатов.









































Календарно-тематическое планирование занятий

Дата

Тема занятий

Кол-во

часов

примечание


1 год обучения


I.Вводные занятия

20


1


Инструктаж по технике безопасности Определение цели и задач кружка. Введение.

2

Цели и задачи кружка. Распределение экскурсоводов.

2


Ревизия школьного музея. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Ремонт таблиц.

6

Ремонт таблиц

3


Основы музееведения

2

Беседа

4


Как правильно подготовить и провести экскурсию

4

Беседа

5


Репетиция экскурсий по музейному уголку

4

Отработка текста 4 экскурсий

6


Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов

2

Экскурсия

II. Этнография

6


5


Старая Майна. Старомайнский район

( общая характеристика)

2


6


Окрестности с.Русский Юрткуль. Поиск материалов

2

Фото

7


Окрестности с. Базарно-Мордовский Юрткуль, поиск материалов



III.Памятники природы

2




32




Природа Старомайнского района

2

Фото



Храм Богоявления. Затопленная часть р. п. Старая Майна. Работа в архиве

4

Экскурсия к историческим объектам



Необычное рядом. Залив

2

Экскурсия на залив




Река Утка. Берёзовский залив.

4

Экскурсия




Озеро Шумское. Озеро Сухое.

4

Экскурсия



Озеро Долгое. Озеро Мочальное.

4

экскурсия




Горбуново Болото. Сахарская Яма

4

экскурсия



Пересыпное болото. Гидроузел (лагерь политзаключенных)

4




Озеро Сулак. Озеро Жибленка.

4


IV.Административное положение села

6

Рассказ

V.Национальный состав сел


8

Изучение статист.данных, посещение семей



Национальный состав Старомайнского района

2




Национальный состав с.Базарно-Мордовский Юрткуль

2




Национальный состав Русский Юрткуль

2




Национальный состав с.Подлесно-Мордовский Юрткуль

2


VI.Характерные самобытные имена и фамилии сел

6

Происхождение имен,фамилий



Самобытные имена и фамилии Русский Юрткуль

2




Самобытные имена и фамилии Базарно-Мордовский Юрткуль

2





Самобытные имена и фамилии села Подлесно-Мордовский Юрткуль

2




VII. Быт и традиции сел


8

Встреча с жителями села



Быт и традиции села Русский Юрткуль

2




Быт и традиции села Базарно-Мордовский Юрткуль

2




Быт и традиции села Подлесно-Мордовский Юрткуль

2


VIII.От чистого истока

( Сочиняем легенды, рассказы, стихи о любви к родному краю.)

6

практикум

IX.Современное состояние Старомайнского района и сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-Мордовский Юрткуль

30




Состояние хозяйства Старомайнского района и сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-Мордовский Юрткуль

2

Изучение состояния хозяйства



Кустарные промыслы сел

2

Изучение состояния хозяйства



Путевые сообщения. Связь.

2

Экскурсии




Торговля. Водоснабжение. Бытовое обслуживание.

2

Анализ данных



Здравоохранение

2

Экскурсия



Учреждения культуры. Праздники села

4

Посещение СДК, просмотр материалов



Художественное мастерство. Народные умельцы.

4

Знакомство с творчеством О.Н.Родионовой



Деревенская кухня

2

Беседа




Экология Старомайнского района и сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-Мордовский Юрткуль

2

Создание альбома



Итоговое занятие









Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.



Резервное время






I.История моей малой Родины


144




Земли Старомайнской просторы


6





История села Русский Юрткуль.


6

Работа с документами



История села Базарно-Мордовский Юрткуль


6

Работа с документами



История села Подлесно-Мордовский Юрткуль


6

Работа с документами



История Красного Кордона


6

Работа с документами

II. Истории великие страницы







Рабочий поселок Старая Майна

12




Исторические памятники села Русский Юрткуль


6

Работа на местности



Исторические памятники села

Базарно-Мордовский Юрткуль

6

Работа на местности



Исторические памятники села Подлесно-Мордовский Юрткуль


6

Работа на местности

III. История сел Русский Юрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-Мордовский Юрткуль


Изучение материала



Хозяйства сел





История возникновения колхоза





Современное состояние




IV.Выдающиеся людиСтаромайнского района

16




Учитель. Краевед. Историк.


2

Сбор материала, рассказ



Семья Родионовых: на ниве просвещения

2




«Не позволяй душе лениться».

16

Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий



Им гордится наш район.


4



О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

20

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

V. Образование

74




Образование в Старомайнском районе

6




Возникновение школы с.Русский Юрткуль

4

Рассказ, сбор материала



История Русскоюрткульской начальной школы


4

Изучение материала



История Базарномордовской начальной школы


4

Изучение материала



История Подлесно-Мордовской начальной школы


4

Изучение материала



Русскоюрткульская семилетняя школа.



4

Изучение материала



Восьмилетняя школа в с.Базарно-Мордовский Юрткуль

4




Открытие в селе Русский Юрткуль средней школы.




4

Составление альбома и оформление стенда



Современная школа. Традиции. Праздники.

6




Село и школа

4




Ветераны педагогического труда


12

Сбор материала

Тихомирова И.А.


4

Родионова Г.Г.


4

Родионова З.П.

4



Встреча с бывшими учителями, учениками

4

встреча



Гордое звание – учитель


8

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки.

Гафурова Н.В.

2

Хиврич Н.А.

2

Сегина Т.М.

2

Родионова Е.А.

2



Практическое занятие «Моя школа в будущем»

4

Составление проектов




Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»

6



экскурсия



Итоговое занятие

2




Экскурсия

2






Резервное время




3 год обучения

1.Жители района и сел РусскийЮрткуль, Базарно-Мордовский Юрткуль, Подлесно-мордовский Юрткуль в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

144




Реставрация Уголка Боевой Славы


4

Обновление экспозиций работа по систематизации материалов



Сбор материала «Участие жителей села в Вов»


12

Работа с документами, работа по систематизации материалов



Экскурсия в музей Матвеевской школы

4

экскурсия



Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Курская битва…»

2




Литературно-музыкальная композиция «Курская битва…»

2





«Тыл в годы Великой Отечественной войны»


6


Рефераты, доклады



Ульяновская область в годы войны и старомайнцы в годы войны. Наши села в годы войны

10

Рефераты, доклады



Оформление стендов для уголка Боевой славы

4




Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Сталинград…»

2




Литературно-музыкальная композиция «Сталинград…»

2




Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны

6

создание базы данных и списков ветеранов Великой Отечественной войны



Наши земляки - Герои Советского Союза

4

Доклады



Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Солдаты Победы”.


8

Сбор семейных архивов



Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Оборона Ленинграда»

2




Литературно-музыкальная композиция «Оборона Ленинграда»

2




Оказание помощи пожилым людям

6

Социальный практикум



Работа лекторской группы по теме: «Памяти героев сердцем поклонись» (чтение лекций для учащихся 9-10 классов)

4

лекция



Подготовка к мероприятию «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

2




Внеклассное мероприятие «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

2




Школа с. Русский Юрткуль в годы Великой Отечественной войны

2


Рассказ, беседа



Проведение внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов «Война – ты боль моя и память»

6

Внеклассное мероприятие



Детство, опаленное войной.

8

Доклады, встреча



Женщины нашего села – труженицы тыла

6

Доклады,встреча



Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Битва за Москву»

2




Литературно-музыкальная композиция «Битва за Москву»

2




Социальный практикум ( уборка территории вокруг памятника)

4

Практикум



Социальный практикум ( помощь ветеранам)

8

практикум



Проведение круглого стола для старшеклассников «Уроки войны»

2

Круглый стол



Подготовка к проведению игры «Листая страницы. Великая Отечественная война»

2




Проведение игры «Листая страницы. Великая Отечественная война»

2




Проведение экскурсий «Памяти героев сердцем поклонись» для учащихся школы и жителей села

2

экскурсия

II. Солдаты спрятанной войны








Афганистан болит в моей душе

- Калёнов Вячеслав Алексеевич

- Воины афганцы наших сел


18

Сбор материала. встречи



Чеченская война и её герои

10

Сбор материала. встречи

III. Современная армия и её солдаты











Гордое звание военный



6

Создание базы данных и описание отслуживших в армии







Солдат – почетная обязанность



10

Сбор материала о земляках, проходящих военную службу



Письмо солдату

4

практикум


IV.Социализация личности





Подготовка к проведению праздничного концерта к 9 мая

2




Проведение праздничного концерта к 9 мая

2




Экологический бросок


4

Высадка цветов



Операция «Школьный двор»

2

Уборка территории



Цикл занятий «Я - подросток»


6




Подготовка к походу. Поход.

10




Итоговый отчёт о работе школьного краеведческого кружка «Следопыт»


4

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ

кружковцев.




Резервное время