Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Естественнонаучная направленность
«Многоликая биология»
Возраст обучающихся: | 15-16 лет (8-9 классы) |
Срок реализации: | 9 месяцев |
| Автор-составитель программы: | Блохина Марина Анатольевна |
г. Ярославль
2024/2025 уч.год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Ресурсное обеспечение
Список литературы и иных источников
Пояснительная записка
Детский технопарк «Кванториум» на базе МОУ «Средняя школа № 88» создан в 2023 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с целью организации образовательной деятельности в сфере общего и дополнительного образования. Он призван обеспечить расширение содержания образования с целью развития у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления. Школьный «Кванториум» является частью образовательной среды общеобразовательной организации, на базе которой осуществляется дополнительное образование детей по программам естественно-научной и технической направленностей.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Многоликая биология» (далее - программа) разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред. 21.12.2020);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. 11.12.2020);
Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5.05.2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Правительства ЯО № 527-п 17.07.2018 (в редакции постановления Правительства области от 15.04.2022 г. № 285-п) Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ярославской области;
Приказ департамента образования ЯО от 23.12.2021 №01-05/1178 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования ДОД»;
Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №88»
План мероприятий школьного технопарка «Кванториум» на базе средней школы № 88 на 2024-2025 учебный год.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Многоликая биология» относится к программам естественнонаучной направленности.
Актуальность программы
Программа является одним из этапов биологического образования, способствует профессиональной ориентации и выбору будущей профессии. Основная идея программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для обучающихся методов биологических наук. Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков обучающихся в области исследовательской деятельности.
Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных обучающимися на занятиях. А также формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся.
Особое внимание в программе курса уделяется практической и исследовательской работе с экологической направленностью. Цель таких работ: сформировать знания об экологической безопасности и привлечь обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. С учетом возможности кабинета проводятся практические работы с использованием мини-лабораторий и их назначения биолого- экологических исследований. Обучающиеся выполняют ряд работ прикладного характера. Выбор объектов анализа определяется главным образом интересом к ним обучающихся и местными условиями.
Педагогическая целесообразность
При реализации программы используются системно-деятельностный, и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование как предметных практико-ориентированных знаний и умений, непосредственно связанных с жизнью человека, так и на развитие личности школьников.
Цель программы - развитие познавательного интереса и профориентация обучающихся в области естествознания.
Данный курс ставит своей целью решение следующих основных задач:
обучающие:
-формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
-развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности обучающихся.
-формировать умения работать с оборудованием.
воспитательная:
-формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
развивающие:
-развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
-формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности;
-формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
-развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Возраст обучающихся
Программа «Многоликая биология» адресована обучающимся возраста 15 - 16 лет (8-9 классы). Набор в группы осуществляется на добровольной основе.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 9 месяцев, всего 72 часа.
Формы организации деятельности: индивидуальная и групповая.
Формы обучения: индивидуально-групповая и групповая. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. Большое внимание уделяется самостоятельной работе ребенка. Виды занятий по программе определяются содержанием программы.
Использование методов на занятиях:
- метод наблюдения (визуально, зарисовки, схемы, рисунки, работа с микроскопом, учебными лабораториями по физиологии, нейротехнологиям );
- словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
-наглядный метод (плакаты, демонстрационные материалы, видеоматериалы);
Режим занятий
Занятия по программе «Многоликая биология» проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут. Исходя из санитарно-гигиенических норм, продолжительность часа занятий для обучающихся возраста (14-15лет) – 40 минут с перерывом.
Ожидаемые результаты
Предметные
Обучающийся будет:
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (энциклопедии, справочники, сеть интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Метапредметные:
В области коммуникативных УУД:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
В области регулятивных УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Личностные:
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
-формулировать самому простые правила поведения в природе;
-осознавать себя гражданином России;
- уважать иное мнение;
-вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы осуществляется по по трем уровням: высокий (от 80 до 100% освоения программного материала), средний (от 51 до 79% освоения программного материала), низкий (менее 50% освоения программного материала).
Формы подведения итогов
Контроль за освоением программы курса проходит в виде текущего контроля (проверка сформированности практических навыков, ведения тетради практических работ, беседы по изучаемому материалу) и итогового контроля.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение (2ч) | 2 | 1 | 1 |
2. | Клетки, ткани, органы и аппараты органов | 10 | 6 | 4 |
3. | Нервная система. Анализаторы | 10 | 5,5 | 4,5 |
4 | Сердечно-сосудистая система | 10 | 7,5 | 2,5 |
5 | Иммунная система | 8 | 7 | 1 |
6 | Костная система. Мышечная система | 10 | 5,5 | 4,5 |
7 | Пищеварительная система | 10 | 8 | 2 |
8 | Дыхательная система | 10 | 7,5 | 2,5 |
9 | Человек и его здоровье | 2 | - | 2 |
| ИТОГО | 72 | 48 | 24 |
Учебно-тематический план программы
| Тема занятия | Количество часов | Форма контроля |
Теория | Практика | Всего |
1. | Признаки родства человека с животными. Инструктаж по ТБ | 1 | | 1 | тест |
2 | Практическая работа № 1 «Происхождение человека» | | 1 | 1 | практикум |
Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов (10 час) |
3 | Строение и свойства клеток. Практическая работа № 2 «Уровни организации организма человека» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
4 | Строение органоидов клетки. | 1 | | 1 | Тест |
5 | Изучение органов и систем органов, их функции | 1 | | 1 | Тест |
6 | Изучение органов и систем органов. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей» | 0,5 | 0,5 | 1 | Практикум, тест |
7 | Ткани организма человека | 1 | | 1 | Тест |
8 | Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови». | | 1 | 1 | практикум |
9 | Органы. Системы органов. | 1 | | 1 | Тест |
10 | Лабораторная работа № 3 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». | | 1 | 1 | практикум |
11 | Практическая работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов». | | 1 | 1 | Практикум, тест |
12 | Внутренняя среда организма и гомеостаз | 1 | | 1 | тест |
Раздел 3. Нервная система. Анализаторы ( 10 час) |
13 | Особенность высшей нервной системы человека. | 1 | | 1 | тест |
14 | Практическая работа № 4 «Нейрогуморальная регуляция функций организма человека» | | 1 | 1 | практикум |
15 | Строение головного мозг. Лабораторная работа № 4 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
16 | Большие полушария головного мозга. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждение. | 1 | | 1 | тест |
17 | Значение сна, его фазы Практическая работа № 5 «Определение устойчивости внимания» | 0,5 | 0,5 | 1 | Практикум, тест |
18 | Практическая работа № 6 «Определение праворукости или леворукости» | | 1 | 1 | практикум |
19 | Механизм действия гормонов. Практическая работа № 7 «Тест на определение темперамента» | 0,5 | 0,5 | 1 | Практикум, тест |
20 | Строение органа зрения | 1 | | 1 | тест |
21 | Лабораторная работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка» | | 1 | 1 | Практикум, тест |
22 | Строение органа слуха и вкуса. | 1 | | 1 | тест |
Раздел 4. Сердечно-сосудистая система (10 ч) |
23 | Внутренняя среда организма, кровообращение и лимфообращение | 1 | | 1 | тест |
24 | . Строение и работа сердца. Практическая работа № 8 «Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы» | 0,5 | 0,5 | 1 | Практикум, тест |
25 | Состав крови. Лабораторная работа № 6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
26 | Строение и работа сердца. | 1 | | 1 | тест |
27 | Круги кровообращения. | 1 | | 1 | |
28 | Факторы влияющие на сердечно сосудистые заболевания. | 1 | | 1 | тест |
29 | Сердечно- сосудистые заболевания первая помощь при кровотечении Лабораторная работа № 7 «Измерение кровяного давления». | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
30 | Виды кровотечений | 1 | | 1 | |
31 | Практическая работа № 9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | | 1 | 1 | Практикум, тест |
32 | Гигиена и профилактика сердечно- сосудистых заболеваний. | 1 | | 1 | тест |
Раздел 5. Иммунная система (8 ч) |
33 | Сосудистая система. Лимфообращение. | 1 | | 1 | Тест,практикум |
34 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. | 1 | | 1 | тест |
35 | Неспецифический иммунитет | 1 | | 1 | тест |
36 | . Практическая работа № 10 «Внутренняя среда организма. Иммунитет» | | 1 | 1 | практикум |
37 | Вакцинация | 1 | | 1 | тест |
38 | Спид – чума 21 века | 1 | | 1 | проект |
39 | На пути создания искусственной крови. | 1 | | 1 | проект |
40 | Антибиотики: открытие 20 века | 1 | | 1 | проект |
Раздел 6. Костная система. Мышечная система (10 ч) |
41 | . Скелет человека. Соединение костей. Строение и функции скелетных мышц. | 1 | | 1 | тест |
42 | .Практическая работа № 11«Опорно-двигательная система организма человека» | | 1 | 1 | практикум |
43 | Химический состав костей .Практическая работа: № 12 Исследование химического состава кости. | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
44 | Работа мышц и ее регуляция. Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения костей» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
45 | Строение скелетной мускулатуры | 1 | | 1 | тест |
46 | Лабораторная работа № 9 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | | 1 | 1 | практикум |
47 | Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета человеа. | 1 | | 1 | тест |
48 | Нарушение опорно- двигательной системы. Травматизм Лабораторная работа № 10 «Измерение массы и роста своего организма» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
49 | Практическая работа: № 13 Первая помощь при травмах костей | | 1 | 1 | практикум |
50 | Как человек управляет движением и зачем нужны физические упражнения. | 1 | | 1 | проект |
Раздел 7. Пищеварительная система (10 ч) |
51 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Лабораторная работа № 11 «Изучение клеток слизистой полости рта человека» | 0,5 | 0,5 | 1 | Практикум, тест |
52 | Питательные вещества и пищевые продукты | 1 | | 1 | тест |
53 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | | 1 | Тест |
54 | Слюнные железы. Практическая работа№ 14 Действие ферментов слюны на крахмал. | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
55 | Регуляция пищеварения. Лабораторная работа № 12 «Воздействие желудочного сока на белки. | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
56 | Печень- самая крупная железа. | 1 | | 1 | тест |
57 | Гигиена питания. Практическая работа № 15 «Определение норм рационального питания» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
58 | Пищеварительные ферменты и их роль в пищеварении. | 1 | | 1 | проект |
59 | Искусственная пища – зло или благо для человека. | 1 | | 1 | тест |
60 | Лабораторная работа № 13 « Свойства и примеси натурального меда» | | 1 | 1 | практикум |
Раздел 8. Дыхательная система (10 ч) |
61 | Органы дыхания. Механизмы дыхания. | 1 | | 1 | тест |
62 | Жизненная емкость легких. Практическая работа № 16 «Определение частоты дыхания в покое и после физической нагрузки» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
63 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. | 1 | | 1 | тест |
64 | Практическая работа № 17 « Измерение жизненной ёмкости легких» | | 1 | 1 | практикум |
65 | Влияние углекислого газа на дыхательный центр | 1 | | 1 | тест |
66 | Инфекционные заболевания передающиеся воздушным путем. | 1 | | 1 | тест |
67 | Чем дышат водолазы | 1 | | 1 | тест |
68 | Особенности дыхания человека на большой высоте и в космосе. | 1 | | 1 | проект |
69 | Практическая работа № 18 Инструкция по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. | | 1 | 1 | практикум |
70 | Дыхательная гимнастика на службе здоровья человека | 1 | | 1 | тест |
Раздел 9. Человек и его здоровье (2 ч) |
71 | Социальная и природная среда человека. Лабораторная работа № 14 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
72 | Окружающая среда и здоровье человека. Адаптация человека к среде обитания Лабораторная работа № 15 «Определение гибкости позвоночника» | 0,5 | 0,5 | 1 | практикум |
| ИТОГО: | | | 72 | |
Содержание программы
Раздел 1. Введение (2ч)
Теория: Инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии и работы с лабораторным оборудованием. Признаки родства человека с животными.
Практическая работа № 1 «Происхождение человека»
Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов (10ч)
Теория: Строение и свойства клеток, органы, системы органов, строение и функции. Ткани организма человека. Органы. Системы органов. Внутренняя среда организма и гомеостаз.
Практическая работа № 2 «Уровни организации организма человека»
Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей»
Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови».
Лабораторная работа № 3 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
Практическая работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».
Раздел 3. Нервная система. Анализаторы (10 ч)
Теория: Особенность высшей нервной системы человека. Строение головного мозга. Большие полушария головного мозга. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждение.Значение сна, его фазы. Механизм действия гормонов. Строение органов зрения и слуха.
Практическая работа № 4 «Нейрогуморальная регуляция функций организма человека»
Лабораторная работа № 4 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»
Практическая работа № 5 «Определение устойчивости внимания»
Практическая работа № 6 «Определение праворукости или леворукости»
Практическая работа № 7 «Тест на определение темперамента»
Лабораторная работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка»
Раздел 4. Сердечно-сосудистая система (10 ч)
Теория: Внутренняя среда организма, кровообращение и лимфообращение. Строение и работа сердца. Состав крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Факторы, влияющие на сердечно- сосудистую систему. Сердечно- сосудистые заболевания первая помощь при кровотечении. Гигиена и профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.
Практическая работа № 8 «Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы»
Лабораторная работа № 6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»
Лабораторная работа № 7 «Измерение кровяного давления».
Практическая работа № 9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».
.
Раздел 5. Иммунная система (8 ч)
Теория: Сосудистая система. Лимфообращение. Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Неспецифический иммунитет. Вакцинация. Спид – чума 21 века. На пути создания искусственной крови. Антибиотики: открытые в 20 веке
Практическая работа № 10 «Внутренняя среда организма. Иммунитет»
.
Раздел 6. Костная система. Мышечная система (10 ч)
Теория: Скелет человека. Соединение костей. Строение и функции скелетных мышц. Химический состав костей. Работа мышц и ее регуляция. Строение скелетной мускулатуры. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета человека. Нарушение опорно- двигательной системы. Травматизм. Как человек управляет движением и зачем нужны физические упражнения.
Практическая работа № 11«Опорно-двигательная система организма человека»
Практическая работа № 12 «Исследование химического состава костей».
Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения костей»
Лабораторная работа № 9 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
Лабораторная работа № 10 «Измерение массы и роста своего организма»
Практическая работа № 13 «Первая помощь при травмах костей».
Раздел 7. Пищеварительная система (10 ч)
Теория: Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение в ротовой полости. Слюнные железы. Регуляция пищеварения. Печень – самая крупная железа. Гигиена питания. Пищеварительные ферменты и их роль в питании. Искусственная пища – зло или благо.
Лабораторная работа № 11 «Изучение клеток слизистой полости рта человека»
Практическая работа № 14 «Действие фермента слюны на крахмал».
Лабораторная работа № 12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»
Практическая работа № 15 «Определение норм рационального питания»
Лабораторная работа № 13 «Свойства и примеси натурального меда».
Раздел 8. Дыхательная система (10 ч)
Теория: Органы дыхания. Механизмы дыхания. Жизненная емкость легких. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Влияние углекислого газа на дыхательный центр. Инфекционные заболевания передающиеся воздушным путем. Чем дышат водолазы. Особенности дыхания человека на большой высоте и в космосе. Дыхательная гимнастика на службе здоровья человека.
Практическая работа № 16 «Определение частоты дыхания в покое и после физической нагрузки»
Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легкого».
Практическая работа № 18 «Инструкция по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца».
Раздел 9. Человек и его здоровье (2 ч)
Теория: Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека. Адаптация человека к среде обитания.
Лабораторная работа № 14 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды»
Лабораторная работа № 15 «Определение гибкости позвоночника»
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговое обсуждение исследовательских работ (в конце каждого раздела);
Портфолио и презентации исследовательской деятельности (на теоретических занятиях);
Оценка умения работать с лабораторной посудой, цифровым оборудованием (на практических занятиях).
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение программы:
- учебная лаборатория;
- ноутбуки для обучающихся;
- интерактивная панель;
- микроскопы;
-демонстрационные пособия
Информационно-методическое обеспечение
- Лабораторный практикум по Биологии экспериментальной лаборатории SensorLab,
pdf, 2012.
- Лабораторный практикум по Химии экспериментальной лаборатории SensorLab, pdf, 2012.
- Лабораторный практикум по Физике экспериментальной лаборатории SensorLab, pdf, 2012.
- Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е.: «Биологические исследования. Методические рекомен- дации по использованию биологической микролаборатории» - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2005 – 88 с.
- Методические рекомендации по проведению школьных биологических исследований с использованием цифрового микроскопа. / Под ред. Евстигнеева В.Е. - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2006 – 36 с.
- Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е.: «Методические рекомендации по проведению физиоло- гического практикума» - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2006 – 40 с.
Список литературы и иных источников
Литература для обучающихся
1. Акимушкин И. Занимательная биология. – Молодая гвардия, 1972.
2. Косенко 3.И., Ремезова А. Рассказы о жизни мозга. – М.: Детская литература, 1964.
3. Коштоянц X.С. Великий русский физиолог И. М. Сеченов. – М: Воениздат, 1972.
4. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. – М.: Просвещение, 1984.
5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – М.: Просвещение, 1983.
6. Нарышкина М. Рассказы о Павлове. – М. – Л.: Детгиз, 1952.
Литература для педагога
1. Воронин Л.Г., Маш, Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1983.
2. Комсов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников – М.: Просвещение, 1982.
Хрипкова А.Г. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. - М.: Просвещение, 1981.
3. Карташев Н.И., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии, гигиене человека, 2000.