СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по биологии»





















Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа


Естественнонаучная направленность



«Многоликая биология»




Возраст обучающихся:


15-16 лет (8-9 классы)

Срок реализации:

9 месяцев











Автор-составитель программы:

Блохина Марина Анатольевна









г. Ярославль

2024/2025 уч.год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание программы

  4. Ресурсное обеспечение

  5. Список литературы и иных источников


Пояснительная записка


Детский технопарк «Кванториум» на базе МОУ «Средняя школа № 88» создан в 2023 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с целью организации образовательной деятельности в сфере общего и дополнительного образования. Он призван обеспечить расширение содержания образования с целью развития у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления. Школьный «Кванториум» является частью образовательной среды общеобразовательной организации, на базе которой осуществляется дополнительное образование детей по программам естественно-научной и технической направленностей.


Нормативно-правовое обеспечение программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Многоликая биология» (далее - программа) разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред. 21.12.2020);

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. 11.12.2020);

Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5.05.2018 г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановление Правительства ЯО № 527-п 17.07.2018 (в редакции постановления Правительства области от 15.04.2022 г. № 285-п) Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ярославской области;

Приказ департамента образования ЯО от 23.12.2021 №01-05/1178 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования ДОД»;

Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №88»

План мероприятий школьного технопарка «Кванториум» на базе средней школы № 88 на 2024-2025 учебный год.


Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Многоликая биология» относится к программам естественнонаучной направленности.


Актуальность программы

Программа является одним из этапов биологического образования, способствует профессиональной ориентации и выбору будущей профессии. Основная идея программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для обучающихся методов биологических наук. Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков обучающихся в области исследовательской деятельности.

Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных обучающимися на занятиях. А также формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся.

Особое внимание в программе курса уделяется практической и исследовательской работе с экологической направленностью. Цель таких работ: сформировать знания об экологической безопасности и привлечь обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. С учетом возможности кабинета проводятся практические работы с использованием мини-лабораторий и их назначения биолого- экологических исследований. Обучающиеся выполняют ряд работ прикладного характера. Выбор объектов анализа определяется главным образом интересом к ним обучающихся и местными условиями.


Педагогическая целесообразность

При реализации программы используются системно-деятельностный, и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование как предметных практико-ориентированных знаний и умений, непосредственно связанных с жизнью человека, так и на развитие личности школьников.


Цель программы - развитие познавательного интереса и профориентация обучающихся в области естествознания.

Данный курс ставит своей целью решение следующих основных задач:

обучающие:

-формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.

-развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности обучающихся.

-формировать умения работать с оборудованием.

воспитательная:

-формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.

развивающие:

-развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

-формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности;

-формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;

-развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Возраст обучающихся

Программа «Многоликая биология» адресована обучающимся возраста 15 - 16 лет (8-9 классы). Набор в группы осуществляется на добровольной основе.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 9 месяцев, всего 72 часа.


Формы организации деятельности: индивидуальная и групповая.

Формы обучения: индивидуально-групповая и групповая. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. Большое внимание уделяется самостоятельной работе ребенка. Виды занятий по программе определяются содержанием программы.

Использование методов на занятиях:

- метод наблюдения (визуально, зарисовки, схемы, рисунки, работа с микроскопом, учебными лабораториями по физиологии, нейротехнологиям );

- словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

-наглядный метод (плакаты, демонстрационные материалы, видеоматериалы);

Режим занятий

Занятия по программе «Многоликая биология» проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут. Исходя из санитарно-гигиенических норм, продолжительность часа занятий для обучающихся возраста (14-15лет) – 40 минут с перерывом.


Ожидаемые результаты

Предметные

Обучающийся будет:

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (энциклопедии, справочники, сеть интернет);

- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Метапредметные:

В области коммуникативных УУД:

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

В области регулятивных УУД:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;


Личностные:

- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

-формулировать самому простые правила поведения в природе;

-осознавать себя гражданином России;

- уважать иное мнение;

-вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы осуществляется по по трем уровням: высокий (от 80 до 100% освоения программного материала), средний (от 51 до 79% освоения программного материала), низкий (менее 50% освоения программного материала).

Формы подведения итогов

Контроль за освоением программы курса проходит в виде текущего контроля (проверка сформированности практических навыков, ведения тетради практических работ, беседы по изучаемому материалу) и итогового контроля.


Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение (2ч)

2

1

1

2.

Клетки, ткани, органы и аппараты органов


10

6

4

3.

Нервная система. Анализаторы

10

5,5

4,5

4

Сердечно-сосудистая система

10

7,5

2,5

5

Иммунная система

8

7

1

6

Костная система. Мышечная система

10

5,5

4,5

7

Пищеварительная система

10

8

2

8

Дыхательная система

10

7,5

2,5

9

Человек и его здоровье

2

-

2


ИТОГО

72

48

24








Учебно-тематический план программы



Тема занятия

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Признаки родства человека с животными.

Инструктаж по ТБ


1


1

тест

2

Практическая работа № 1 «Происхождение человека»


1

1

практикум

Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов (10 час)

3

Строение и свойства клеток. Практическая работа № 2 «Уровни организации организма человека»

0,5

0,5

1

практикум

4

Строение органоидов клетки.

1


1

Тест

5

Изучение органов и систем органов, их функции

1


1

Тест

6

Изучение органов и систем органов. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей»

0,5

0,5

1

Практикум, тест

7

Ткани организма человека

1


1

Тест

8

Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови».


1

1

практикум

9

Органы. Системы органов.

1


1

Тест

10

Лабораторная работа № 3 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».


1

1

практикум

11

Практическая работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».


1

1

Практикум, тест

12

Внутренняя среда организма и гомеостаз

1


1

тест

Раздел 3. Нервная система. Анализаторы ( 10 час)

13

Особенность высшей нервной системы человека.

1


1

тест

14

Практическая работа № 4 «Нейрогуморальная регуляция функций организма человека»


1

1

практикум

15

Строение головного мозг. Лабораторная работа № 4 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»

0,5

0,5

1

практикум

16

Большие полушария головного мозга. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждение.

1


1

тест

17

Значение сна, его фазы Практическая работа № 5 «Определение устойчивости внимания»

0,5

0,5

1

Практикум,

тест

18

Практическая работа № 6 «Определение праворукости или леворукости»


1

1

практикум

19

Механизм действия гормонов. Практическая работа № 7 «Тест на определение темперамента»

0,5

0,5

1

Практикум, тест

20

Строение органа зрения

1


1

тест

21

Лабораторная работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка»


1

1

Практикум, тест

22

Строение органа слуха и вкуса.

1


1

тест

Раздел 4. Сердечно-сосудистая система (10 ч)

23

Внутренняя среда организма, кровообращение и лимфообращение

1


1

тест

24

. Строение и работа сердца. Практическая работа № 8 «Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы»

0,5

0,5

1

Практикум, тест

25

Состав крови. Лабораторная работа № 6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»

0,5

0,5

1

практикум

26

Строение и работа сердца.

1


1

тест

27

Круги кровообращения.

1


1


28

Факторы влияющие на сердечно сосудистые заболевания.

1


1

тест

29

Сердечно- сосудистые заболевания первая помощь при кровотечении Лабораторная работа № 7 «Измерение кровяного давления».

0,5

0,5

1

практикум

30

Виды кровотечений

1


1


31

Практическая работа № 9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».


1

1

Практикум, тест

32

Гигиена и профилактика сердечно- сосудистых заболеваний.

1


1

тест

Раздел 5. Иммунная система (8 ч)

33

Сосудистая система. Лимфообращение.

1


1

Тест,практикум

34

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека.

1


1

тест

35

Неспецифический иммунитет

1


1

тест

36

. Практическая работа № 10 «Внутренняя среда организма. Иммунитет»


1

1

практикум

37

Вакцинация

1


1

тест

38

Спид – чума 21 века

1


1

проект

39

На пути создания искусственной крови.

1


1

проект

40

Антибиотики: открытие 20 века

1


1

проект

Раздел 6. Костная система. Мышечная система (10 ч)

41

. Скелет человека. Соединение костей. Строение и функции скелетных мышц.

1


1

тест

42

.Практическая работа № 11«Опорно-двигательная система организма человека»


1

1

практикум

43

Химический состав костей .Практическая работа: № 12 Исследование химического состава кости.

0,5

0,5

1

практикум

44

Работа мышц и ее регуляция. Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения костей»

0,5

0,5

1

практикум

45

Строение скелетной мускулатуры

1


1

тест

46

Лабораторная работа № 9 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»


1

1

практикум

47

Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета человеа.

1


1

тест

48

Нарушение опорно- двигательной системы. Травматизм Лабораторная работа № 10 «Измерение массы и роста своего организма»

0,5

0,5

1

практикум

49

Практическая работа: № 13 Первая помощь при травмах костей


1

1

практикум

50

Как человек управляет движением и зачем нужны физические упражнения.

1


1

проект

Раздел 7. Пищеварительная система (10 ч)

51

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Лабораторная работа № 11 «Изучение клеток слизистой полости рта человека»

0,5

0,5

1

Практикум, тест

52

Питательные вещества и пищевые продукты

1


1

тест

53

Пищеварение в ротовой полости.

1


1

Тест

54

Слюнные железы. Практическая работа№ 14 Действие ферментов слюны на крахмал.

0,5

0,5

1

практикум

55

Регуляция пищеварения. Лабораторная работа № 12 «Воздействие желудочного сока на белки.

0,5

0,5

1

практикум

56

Печень- самая крупная железа.

1


1

тест

57

Гигиена питания. Практическая работа № 15 «Определение норм рационального питания»

0,5

0,5

1

практикум

58

Пищеварительные ферменты и их роль в пищеварении.

1


1

проект

59

Искусственная пища – зло или благо для человека.

1


1

тест

60

Лабораторная работа № 13 « Свойства и примеси натурального меда»


1

1

практикум

Раздел 8. Дыхательная система (10 ч)

61

Органы дыхания. Механизмы дыхания.

1


1

тест

62

Жизненная емкость легких. Практическая работа № 16 «Определение частоты дыхания в покое и после физической нагрузки»

0,5

0,5

1

практикум

63

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях.

1


1

тест

64

Практическая работа № 17 « Измерение жизненной ёмкости легких»


1

1

практикум

65

Влияние углекислого газа на дыхательный центр

1


1

тест

66

Инфекционные заболевания передающиеся воздушным путем.

1


1

тест

67

Чем дышат водолазы

1


1

тест

68

Особенности дыхания человека на большой высоте и в космосе.

1


1

проект

69

Практическая работа № 18 Инструкция по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.


1

1

практикум

70

Дыхательная гимнастика на службе здоровья человека

1


1

тест

Раздел 9. Человек и его здоровье (2 ч)

71

Социальная и природная среда человека. Лабораторная работа № 14 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды»

0,5

0,5

1

практикум

72

Окружающая среда и здоровье человека. Адаптация человека к среде обитания Лабораторная работа № 15 «Определение гибкости позвоночника»

0,5

0,5

1

практикум


ИТОГО:



72



Содержание программы



Раздел 1. Введение (2ч)

Теория: Инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии и работы с лабораторным оборудованием. Признаки родства человека с животными.

Практическая работа № 1 «Происхождение человека»

Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов (10ч)

Теория: Строение и свойства клеток, органы, системы органов, строение и функции. Ткани организма человека. Органы. Системы органов. Внутренняя среда организма и гомеостаз.

Практическая работа № 2 «Уровни организации организма человека»

Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови».

Лабораторная работа № 3 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Практическая работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».


Раздел 3. Нервная система. Анализаторы (10 ч)

Теория: Особенность высшей нервной системы человека. Строение головного мозга. Большие полушария головного мозга. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждение.Значение сна, его фазы. Механизм действия гормонов. Строение органов зрения и слуха.

Практическая работа № 4 «Нейрогуморальная регуляция функций организма человека»

Лабораторная работа № 4 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»

Практическая работа № 5 «Определение устойчивости внимания»

Практическая работа № 6 «Определение праворукости или леворукости»

Практическая работа № 7 «Тест на определение темперамента»

Лабораторная работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка»


Раздел 4. Сердечно-сосудистая система (10 ч)

Теория: Внутренняя среда организма, кровообращение и лимфообращение. Строение и работа сердца. Состав крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Факторы, влияющие на сердечно- сосудистую систему. Сердечно- сосудистые заболевания первая помощь при кровотечении. Гигиена и профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

Практическая работа № 8 «Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы»

Лабораторная работа № 6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»

Лабораторная работа № 7 «Измерение кровяного давления».

Практическая работа № 9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

.

Раздел 5. Иммунная система (8 ч)

Теория: Сосудистая система. Лимфообращение. Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Неспецифический иммунитет. Вакцинация. Спид – чума 21 века. На пути создания искусственной крови. Антибиотики: открытые в 20 веке

Практическая работа № 10 «Внутренняя среда организма. Иммунитет»

.

Раздел 6. Костная система. Мышечная система (10 ч)

Теория: Скелет человека. Соединение костей. Строение и функции скелетных мышц. Химический состав костей. Работа мышц и ее регуляция. Строение скелетной мускулатуры. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета человека. Нарушение опорно- двигательной системы. Травматизм. Как человек управляет движением и зачем нужны физические упражнения.

Практическая работа № 11«Опорно-двигательная система организма человека»

Практическая работа № 12 «Исследование химического состава костей».

Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения костей»

Лабораторная работа № 9 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Лабораторная работа № 10 «Измерение массы и роста своего организма»

Практическая работа № 13 «Первая помощь при травмах костей».


Раздел 7. Пищеварительная система (10 ч)

Теория: Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение в ротовой полости. Слюнные железы. Регуляция пищеварения. Печень – самая крупная железа. Гигиена питания. Пищеварительные ферменты и их роль в питании. Искусственная пища – зло или благо.

Лабораторная работа № 11 «Изучение клеток слизистой полости рта человека»

Практическая работа № 14 «Действие фермента слюны на крахмал».

Лабораторная работа № 12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

Практическая работа № 15 «Определение норм рационального питания»

Лабораторная работа № 13 «Свойства и примеси натурального меда».


Раздел 8. Дыхательная система (10 ч)

Теория: Органы дыхания. Механизмы дыхания. Жизненная емкость легких. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Влияние углекислого газа на дыхательный центр. Инфекционные заболевания передающиеся воздушным путем. Чем дышат водолазы. Особенности дыхания человека на большой высоте и в космосе. Дыхательная гимнастика на службе здоровья человека.

Практическая работа № 16 «Определение частоты дыхания в покое и после физической нагрузки»

Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легкого».

Практическая работа № 18 «Инструкция по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца».


Раздел 9. Человек и его здоровье (2 ч)

Теория: Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека. Адаптация человека к среде обитания.

Лабораторная работа № 14 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды»

Лабораторная работа № 15 «Определение гибкости позвоночника»







Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.



Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговое обсуждение исследовательских работ (в конце каждого раздела);

Портфолио и презентации исследовательской деятельности (на теоретических занятиях);

Оценка умения работать с лабораторной посудой, цифровым оборудованием (на практических занятиях).

Ресурсное обеспечение


Материально-техническое обеспечение программы:

- учебная лаборатория;

- ноутбуки для обучающихся;

- интерактивная панель;

- микроскопы;

-демонстрационные пособия



Информационно-методическое обеспечение

- Лабораторный практикум по Биологии экспериментальной лаборатории SensorLab,

pdf, 2012.

- Лабораторный практикум по Химии экспериментальной лаборатории SensorLab, pdf, 2012.

- Лабораторный практикум по Физике экспериментальной лаборатории SensorLab, pdf, 2012.

- Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е.: «Биологические исследования. Методические рекомен- дации по использованию биологической микролаборатории» - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2005 – 88 с.

- Методические рекомендации по проведению школьных биологических исследований с использованием цифрового микроскопа. / Под ред. Евстигнеева В.Е. - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2006 – 36 с.

- Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е.: «Методические рекомендации по проведению физиоло- гического практикума» - Москва, ФГУП «Центр МНТП», 2006 – 40 с.


Список литературы и иных источников

Литература для обучающихся

1. Акимушкин И. Занимательная биология. – Молодая гвардия, 1972.

2. Косенко 3.И., Ремезова А. Рассказы о жизни мозга. – М.: Детская литература, 1964.

3. Коштоянц X.С. Великий русский физиолог И. М. Сеченов. – М: Воениздат, 1972.

4. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология выс­шей нервной деятельности и психология. – М.: Просвещение, 1984.

5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – М.: Просвещение, 1983.

6. Нарышкина М. Рассказы о Павлове. – М. – Л.: Детгиз, 1952.

Литература для педагога

1. Воронин Л.Г., Маш, Р.Д. Методика проведения опытов и наблю­дений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1983.

2. Комсов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников – М.: Просвещение, 1982.

Хрипкова А.Г. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. - М.: Просвещение, 1981.

3. Карташев Н.И., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анато­мии, физиологии, гигиене человека, 2000.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!