Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146» города Рязани
Принято Утверждаю
На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад №146»
Протокол № 1от 31.08.2020 г. ___________________ Закусило Е.В.
Председатель педагогического совета Приказ №А-88 от 31.08.2020 г.
Закусило Е.В.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Родничок»
социально-педагогической направленности
Возраст детей: 6-7 лет
Срок обучения: 1 год
Количество часов в год:
Автор-составитель:
воспитатель высшей квалификационной категории
Щелкунова Маргарита Юрьевна
г. Рязань, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………..1
Цель, задачи программы………………………………………………. 3
Планируемые результаты………………………………………………4
Учебный план………………………………………………...................5
Содержание программы………………………………..........................6
Тематический годовой план…………………………………………....9
Используемая литература……………………………………………...11
Пояснительная записка
Исследования известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А.Запорожца, Н. Ветлугиной) показали, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства.
Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены, как составные части единого целого – народного самосознания.
Веками собирались и копились народные традиции, обряды, игры и забавы. Они помогали коротать ненастные и длинные осенние или зимние вечера, украшали отдых, празднества, служили родником, из которого черпали народную мудрость многие поколения.
Наши предки проявили выдающийся талант, они сочинили огромное множество произведений устного народного творчества: загадки, приметы, пословицы, поговорки, перевёртыши, небылицы, сказки. Произведения фольклора ставят перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое добро и зло, справедливость, честность, сострадание, милосердие. Задача педагога, ведущего ребёнка по жизненному пути, способствовать пробуждению «духа», укреплять в ребёнке чувство гражданственности, видения своего места в развитии родной и мировой культуры.
В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, введён ФГОС ДО. Сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий. Внедряя новые программы и технологии, необходимо учитывать особенности развития воспитанников.
Проведённый мной мониторинг, показал, что у детей довольно низкий уровень эмоциональной отзывчивости восприятия русского народного фольклора. Отсутствуют элементарные знания о народных традициях, праздниках и обычаях. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Чтобы восполнить этот пробел я на протяжении многих лет занимаюсь работой по программе дополнительного образования приобщения детей к русской народной культуре. Ведь именно фольклор и народная культура являются особым средством формирования нравственно-патриотических качеств у детей, развития творческих способностей личности.
В программе большое внимание уделяется воспитанию у детей патриотических чувств, любви к Родине. Решается задача воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
Программа нацелена на развитие у детей познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Одной из задач, которую ставит программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, потребности в двигательной активности (через народные игры и хороводы).
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям.
Цель программы:
Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре.
Задачи программы:
Знакомить детей с бытом и традициями русского народа.
Дать представления о народных календарных праздниках и обрядах.
Познакомить с произведениями малого фольклорного жанра.
Воспитывать интерес к народным играм.
Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы
Ребенок обладает установкой положительного отношения к своей Родине.
Проявляет уважение к истории и традициям своего народа.
Эмоционально отзывается на произведения народного искусства.
Имеет первичные представления об устройстве быта русской семьи, семейных традициях прошлого.
Различает элементы русского костюма.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Владеет определённым багажом народных игр.
Ребенок достаточно хорошо понимает речевые обороты, характерные для устного народного фольклора, употребляет их в собственной речи.
Продолжительность образовательного процесса: 1 учебный год.
Продолжительность занятий: длительность занятий в соответствии с СанПин от 15 мая 2013
№26 2.4.1.3049-13,
25-30 минут.
График работы по программе «Родничок»: 2 раза в месяц, во второй половине дня.
Направления организация работы:
Совместная деятельность взрослых и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Формы организации детей:
Занятия, беседы, рассказы педагога, ИКТ, дидактические игры.
Развлечения, праздники, посиделки.
Тематические вечера.
Народные игры, забавы, игры-драматизации.
Конкурсы, викторины.
Неделя народной игрушки.
Календарные праздники.
Формы оценки планируемых результатов:
Критерии оценки:
1.Знает и называет предметы старинного быта и их назначение;
2.Знает традиционные русские календарные праздники, народные обычаи, элементы русского (Рязанского) костюма.
3.Знает произведения устного народного творчества, эмоционально воспринимает фольклор.
4.Знает русские народные игры, проявляет к ним интерес.
Учебный план
Месяц | недели, количество занятий, количество часов | Тема занятия |
Сентябрь, 2 часа | 1,3 неделя 2 зан. по 1 часу | «Хлеб – всему голова»; «Не печь кормит, а руки» |
Октябрь, 2 часа | 1,3 неделя 2 зан. по 1 часу | «Как рубашка в поле выросла»; «Капустные вечеринки» |
Ноябрь, 2часа | 1,3 неделя по2 зан. 1 часу | «Красному гостю – красный угол»; «Кузьминки» |
Декабрь, 2часа | 1,3 неделя 2 зан. по 1 часу | «Семья вместе – душа на месте»; «В морозный денёк – да за сказочку» |
Январь, 2 часа | 1,3 неделя по 1 часу | «Рождественские колядки»; «Народная игрушка» |
Февраль, 2 часа | 1,3 неделя 2 зан. по 1 часу | «И сила уму уступает»; «Богатыри Земли русской» |
Март, 2 часа | 1,3 неделя 2 зан. по 1 часу | «Нет милее дружка, чем родная матушка»; «Грач на горе – весна на дворе» |
Апрель, 2 часа | 1,3 неделя 2 зан. по 1 часу | «Шутка греет человека»; «Жизнь дана на добрые дела» |
Май, 2 часа | 1,3 неделя 2 зан. по 1 часу | «Своя земля и в горсти мила»; «Соловей без Родины, что соловей без песни» |
Содержание программы
«Устройство русской избы» «Русский народный костюм» «Занятия русского народа» «Народные обряды и обычаи» | Цель: знакомство с устройством русской избы, предметами быта русской семьи (красный угол: иконы, лампады, рушники; полати, лавки, сундук, прялка, половицы; посуда: самовар, братина, ладья, крынки, махонки, кузовки, лукошки и т.д. Архитектура русской деревни: дома строились, чтобы не заслонять друг другу солнце, окнами на улицу у слияния рек. Внутренний вид дома: основная изба, горница, красный угол, полати, печь, бабий кут, чулан. Украшение дома: крыльцо, наличники, ворота. Терема - богатые, расписные дома с башенками и куполами. Цель: знакомство с историей создания национального костюма: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Специфика национального русского костюма, костюм-оберег, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширение словаря детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги. Головные уборы замужних русских женщин: кокошник - твёрдая шапочка из бархата, шёлка, парчи, орнаментированные бисером, жемчугом, перламутром, золотой нитью и т. п. разной формы; кичка, «сорока», платок. Головные уборы русских девушек: венцы, почелки, повязки, охватывающие лоб и закреплённые сзади лентами, бантами, оставляющие открытыми верхнюю часть головы, также украшенные самоцветами, жемчугом, золотым шитьём. Русская мужская одежда: рубаха, косоворотка, обязательно пояс, порты; зимняя одежда: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком. Ювелирные изделия: бусы, подвески, серьги, височные, нагрудные и поясные украшения, накосники (украшения для кос), ожерелья из янтаря, «гайтаны»- цепочки из бисера. Цель: знакомство с основными видами деятельности русского народа (скотовод, пахарь, кузнец, бондарь, бортник, гончар) Цель: знакомство детей с обычаями, обрядами, духовными традициями русской семьи. (Обряды, связанные с рождением ребёнка, крестины, свадебный обряд). Знакомство с особенностями характера русского народа: духовность, трудолюбие, вера, нравственность, милосердие, совесть, взаимопомощь, гостеприимство. |
«Детский фольклор» |
«Малые фольклорные формы» «Сказки» «Народные игры» | Цель: развитие эмоционального восприятия произведений фольклора, использование в речи образных выражений. Обогащение словарного запаса детей, развитие словесного творчества на основе произведений русского фольклора. Прибаутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. «Божья коровка, улети на небо…» Заклички – обращения к явлениям природы. «Дождик, дождик, лей, на меня и на людей! Дождик, дождик, пуще, пусть пшеница будет гуще! Дождик, дождик, поливай, будет хлеба урожай». Считалки – стишки, служащие для справедливого распределения игровых ролей в играх. Дразнилки – шутливые, кратко называющие какие-то смешные стороны во внешности или поведении ребёнка. Жанровое разнообразие: рифмованные, корректирующие труднопроизносимые звуки. Использование в игровой деятельности детей для выбора водящего и делении на команды. Жанровое разнообразие загадок: о человеке, о природе, о животных, одежде, обуви, о промыслах и т.п. Загадка как форма словесного народного творчества: образная, поэтичная, красочно-аллегоричная. Пословицы - мера истины, правды, нравственных правил и норм поведения. Жанровое разнообразие: быт, правила поведения, труд, явления природы, моральные нормы. Толкование глубокого смысла пословиц. Использование в свободной детской деятельности, соответственно ситуации. Цель: формирование интереса у детей к р.н. сказке, умения слушать, понимать, любить и самостоятельно рассказывать р. н. сказки. Сказки - «умное чудо, сотворённое художественным гением народа». (В.П.Аникин). Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных. Сказки - утверждение нравственного закона жизни, этических и эстетических идеалов. Специфический стиль: напевность, повторы. Красочность языка сказок: певучесть, поэтичность, множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок. Схожесть сказок разных народов. «Народные игры» Цель: знакомство с разнообразием русских народных игр, в том числе игр Рязанского края. Воспитание интереса к народной игре. Развитие двигательной активности, общей моторики. |
«Русские народные праздники» |
«Календарные праздники» | «Осенние» Цель: знакомство с календарными осенними праздниками (Семёнов день, праздник последнего снопа, Воздвиженье, Кузьминки, Покров) «Зимние» Цель: формирование представления о народных зимних праздниках: Рождество, Святки, Крещение. «Весенние» Цель: знакомство детей с весенним аграрным периодом жизни русского народа. Формирование представления о весенних православных праздниках Сороки, Вербное воскресенье, Пасха, с обрядами, проходившими в эти дни. Формирование представления у детей об одном из самых известных святых христианского мира - Святом Георгии (Георгии Победоносце), изображённом на гербе России. |
Тематический годовой план занятий
| Тема занятия | Содержание |
Сентябрь | «Хлеб – всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба, о тяжёлом труде пахаря, об орудиях труда. Рассказ о празднике Урожая (последний сноп). Заучивание пословиц о хлебе. |
«Не печь кормит, а руки» | Экскурсия в русскую избу. Обыгрывание стихотворения и беседа по вопросам. Эх, раз! Эх, два! Колет старший брат дрова… Беседа о печи, рассказ педагога о печи и предметах домашней утвари, рассматривание предметов быта. Заучивание пословиц о печи. |
Октябрь | «Как рубашка в поле выросла» | Рассказ педагога о льне. Загадывание загадок о старинных предметах одежды. Рассматривание женского и мужского русского костюма Рязанской губернии. Народная игра «Ниточка-иголочка». |
«Капустные вечеринки» | Рассказ педагога о празднике Воздвиженье. Беседа о капустных вечеринках. Знакомство с народными приметами. Хоровод «Вейся, вейся, капустка». Конкурс «Где щи – там нас ищи». |
Ноябрь | «Красному гостю – красный угол» | Рассказ педагога о старинных обычаях, связанных с гостеприимством, заучивание пословиц о гостеприимстве. Литературная викторина «Отгадай сказку». Чаепитие. |
«Кузьминки» | Рассказ о святых Кузьме и Демьяне. Знакомство с профессией кузнец. Беседа о ремёслах, объяснение пословицы «Всякому молодцу ремесло к лицу» Игровое упражнение «Кто что делал?» Слушание р.н. песни «Во кузнеце». |
Декабрь | «Семья вместе – душа на месте» | Рассказ педагога «Семейный очаг», беседа о семье, объяснение пословиц о семье. Речевое упражнение «Назови ласково». Практическое упражнение «Я умею – не умею». Дидактическая игра «Моя мечта». |
«В морозный денёк – да за сказочку» | Чтение присказки «Начинаются наши сказки, Заплетаются наши сказки…», беседа о русских народных сказках, викторина «Герои сказок». Русская народная игра «Блинчики». Рассказывание р.н. сказки по выбору детей. |
Январь | «Рождественские колядки» | Чтение стихотворения И.Рутенина «Рождество», рассказ педагога о Рождестве Христовом. Исполнение колядок, народная игра «Тетёра шла». |
«Народная игрушка» | Знакомство с народными игрушками Рязанского края (Пощуповская, Скопинская, Сапожковская, Касимовская игрушки). Показ презентации «Народные игрушки Рязанщины». Игра с триггерами «Найди игрушку». |
Февраль | «И сила уму уступает» | Объяснение пословиц об уме, речевое упражнение-беседа «Мудрость». Загадки мудрой совы, народная игра «Найди платок». |
«Богатыри Земли русской» | Объяснение пословицы «Дружно за мир стоять – войне не бывать», рассказ педагога о Владимире Красном Солнышке. Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри», беседа по картине. Народная игра «Красное Знамя». |
Март | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Слушание р.н.песни «Белолица, круглолица», беседа о матери, заучивание пословиц о маме. Литературная викторина «Отгадай сказку». |
«Грач на горе – весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Рассматривание картины А.Саврасова «Грачи прилетели», слушание произведения П.Чайковского «Март». Заучивание закличек о птицах. Народная игра «Грачи летят». |
Апрель | «Шутка греет человека» | Объяснение пословицы «Шутка греет человека», беседа о народном юморе, чтение скороговорок. Разыгрывание по ролям р.н.небылицы «Что я видел!» |
«Жизнь дана на добрые дела» | Беседа «Добрые дела», рассказы детей «Как я помогаю маме». Рассказ педагога о благотворительности. Заучивание пословиц о добре. Народная игра «Золотые ворота». |
Май | «Своя земля и в горсти мила» | Объяснение пословицы «Родина - мать, умей за неё постоять» Рассказ педагога о Георгии Победоносце, рассматривание его изображения на гербе Москвы. |
«Соловей без Родины, что соловей без песни» | Беседа о прошлом родного края. Рассказ педагога об истории возникновения города Рязани. Виртуальная экскурсия «Памятные места Рязани». |
Используемая литература:
Бойчук И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2013.
Забылин М. «Русский народ. Его обычаи, предания, обряды». Москва. «Эксмо». 2003.
Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель, 2013.
Маханёва М.Д., Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008.
Панкеев И.А. «Русские праздники и игры». – М.: ООО изд-во «Яуза», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999.
Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» - М.: ТЦ Сфера,2012.
Фёдорова Г.П. «На золотом крыльце сидели». Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.