СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Родничок" подготовительная группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родничок". В программе представлены учебный, тематический планы, содержание воспитательно-образовательной работы. 

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Родничок" подготовительная группа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146» города Рязани



Принято Утверждаю

На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад №146»

Протокол № 1от 31.08.2020 г. ___________________ Закусило Е.В.

Председатель педагогического совета Приказ №А-88 от 31.08.2020 г.

Закусило Е.В.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Родничок»

социально-педагогической направленности




Возраст детей: 6-7 лет

Срок обучения: 1 год

Количество часов в год:


Автор-составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Щелкунова Маргарита Юрьевна




г. Рязань, 2020 г.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Пояснительная записка………………………………………………..1

Цель, задачи программы………………………………………………. 3

Планируемые результаты………………………………………………4

Учебный план………………………………………………...................5

Содержание программы………………………………..........................6

Тематический годовой план…………………………………………....9

Используемая литература……………………………………………...11



Пояснительная записка


Исследования известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А.Запорожца, Н. Ветлугиной) показали, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства.

Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены, как составные части единого целого – народного самосознания.

         Веками собирались и копились народные традиции, обряды, игры и забавы. Они помогали коротать ненастные и длинные осенние или зимние вечера, украшали отдых, празднества, служили родником, из которого черпали народную мудрость многие поколения.

Наши предки проявили выдающийся талант, они сочинили огромное множество произведений устного народного творчества: загадки, приметы, пословицы, поговорки, перевёртыши, небылицы, сказки. Произведения фольклора ставят перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое добро и зло, справедливость, честность, сострадание, милосердие. Задача педагога, ведущего ребёнка по жизненному пути, способствовать пробуждению «духа», укреплять в ребёнке чувство гражданственности, видения своего места в развитии родной и мировой культуры.

В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, введён ФГОС ДО. Сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий. Внедряя новые программы и технологии, необходимо учитывать особенности развития воспитанников.

Проведённый мной мониторинг, показал, что у детей довольно низкий уровень эмоциональной отзывчивости восприятия  русского народного фольклора. Отсутствуют элементарные знания о народных традициях, праздниках и обычаях. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Чтобы восполнить этот пробел я на протяжении многих лет занимаюсь работой по программе дополнительного образования приобщения детей к русской народной культуре. Ведь именно фольклор и народная культура являются особым средством формирования нравственно-патриотических качеств у детей, развития творческих способностей личности.

В программе большое внимание уделяется воспитанию у детей  патриотических чувств, любви к Родине. Решается задача воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.

Программа нацелена на развитие у детей  познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Одной из задач, которую ставит программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, потребности в двигательной активности (через народные игры и хороводы).

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям.


Цель программы:

Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре.


Задачи программы:

  • Знакомить детей с бытом и традициями русского народа.

  • Дать представления о народных календарных праздниках и обрядах.

  • Познакомить с произведениями малого фольклорного жанра.

  • Воспитывать интерес к народным играм.

  • Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре русского народа.





Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы


  •    Ребенок обладает установкой положительного отношения к своей Родине.

  •    Проявляет уважение к истории и традициям своего народа.

  •    Эмоционально отзывается на произведения народного искусства.

  •    Имеет первичные представления об устройстве быта русской семьи, семейных традициях прошлого.

  •    Различает элементы русского костюма.

  •    Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

  •    Владеет определённым багажом народных игр.

  •    Ребенок достаточно хорошо понимает речевые обороты, характерные для устного народного фольклора, употребляет их в собственной речи.


Продолжительность образовательного процесса: 1 учебный год.


Продолжительность занятий: длительность занятий в соответствии с СанПин от 15 мая 2013

№26 2.4.1.3049-13,

25-30 минут.


График работы по программе «Родничок»: 2 раза в месяц, во второй половине дня.


Направления организация работы:

  • Занятия познавательного цикла.

  • Совместная деятельность взрослых и детей.

  • Самостоятельная деятельность детей.

Формы организации детей:

  • Занятия, беседы, рассказы педагога, ИКТ, дидактические игры.

  • Развлечения, праздники, посиделки.

  • Тематические вечера.

  • Народные игры, забавы, игры-драматизации.

  • Конкурсы, викторины.

  • Неделя народной игрушки.

  • Календарные праздники.


Формы оценки планируемых результатов:

  • Наблюдение

  • Диагностика

Критерии оценки:

1.Знает и называет предметы старинного быта и их назначение;

2.Знает традиционные русские календарные праздники, народные обычаи, элементы русского (Рязанского) костюма.

3.Знает произведения устного народного творчества, эмоционально воспринимает фольклор.

4.Знает русские народные игры, проявляет к ним интерес.


Учебный план


Месяц

недели, количество занятий, количество часов

Тема занятия

Сентябрь, 2 часа

1,3 неделя

2 зан. по 1 часу

«Хлеб – всему голова»;

«Не печь кормит, а руки»

Октябрь, 2 часа

1,3 неделя

2 зан. по 1 часу

«Как рубашка в поле выросла»;

«Капустные вечеринки»


Ноябрь, 2часа

1,3 неделя

по2 зан. 1 часу

«Красному гостю – красный угол»;

«Кузьминки»


Декабрь, 2часа

1,3 неделя

2 зан. по 1 часу

«Семья вместе – душа на месте»;

«В морозный денёк – да за сказочку»

Январь, 2 часа

1,3 неделя

по 1 часу

«Рождественские колядки»;

«Народная игрушка»

Февраль, 2 часа

1,3 неделя

2 зан. по 1 часу

«И сила уму уступает»;

«Богатыри Земли русской»


Март, 2 часа

1,3 неделя

2 зан. по 1 часу

«Нет милее дружка, чем родная матушка»;

«Грач на горе – весна на дворе»

Апрель, 2 часа

1,3 неделя

2 зан. по 1 часу

«Шутка греет человека»;

«Жизнь дана на добрые дела»

Май, 2 часа

1,3 неделя

2 зан. по 1 часу

«Своя земля и в горсти мила»;

«Соловей без Родины, что соловей без песни»


Содержание программы


«Устройство русской избы»










«Русский народный костюм»



















«Занятия русского народа»





«Народные обряды и обычаи»


Цель:  знакомство с устройством русской избы, предметами быта русской

семьи (красный угол: иконы, лампады, рушники; полати, лавки, сундук, прялка, половицы; посуда: самовар, братина, ладья, крынки, махонки, кузовки, лукошки и т.д.

Архитектура русской деревни: дома строились, чтобы не заслонять друг другу солнце, окнами на улицу у слияния рек. Внутренний вид дома: основная изба, горница, красный угол, полати, печь, бабий кут, чулан. Украшение дома: крыльцо, наличники, ворота. Терема - богатые, расписные дома с башенками и куполами.


Цель: знакомство с историей  создания национального костюма: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Специфика национального русского костюма, костюм-оберег, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширение словаря детей названиями одежды, её элементов.

Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха.

Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.

Головные уборы замужних русских женщин: кокошник - твёрдая шапочка из бархата, шёлка, парчи, орнаментированные бисером, жемчугом, перламутром, золотой нитью и т. п. разной формы; кичка, «сорока», платок.

Головные уборы русских девушек: венцы, почелки, повязки, охватывающие лоб и закреплённые сзади лентами, бантами, оставляющие открытыми верхнюю часть головы, также украшенные самоцветами, жемчугом, золотым шитьём.

Русская мужская одежда: рубаха, косоворотка, обязательно пояс, порты; зимняя одежда: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

Ювелирные изделия: бусы, подвески, серьги, височные, нагрудные и поясные украшения, накосники (украшения для кос), ожерелья из янтаря, «гайтаны»- цепочки из бисера.  


Цель: знакомство с основными видами деятельности русского народа (скотовод, пахарь, кузнец, бондарь, бортник, гончар)


Цель: знакомство детей с обычаями, обрядами, духовными традициями русской семьи. (Обряды, связанные с рождением ребёнка, крестины, свадебный обряд).

Знакомство с особенностями характера русского народа: духовность, трудолюбие, вера, нравственность, милосердие, совесть, взаимопомощь, гостеприимство.

 

«Детский фольклор»






«Малые фольклорные формы»

























«Сказки»










«Народные игры»


Цель: развитие эмоционального восприятия произведений фольклора, использование в речи образных выражений. Обогащение словарного запаса детей, развитие словесного творчества на основе произведений русского фольклора.

Прибаутки, перевёртыши  забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках.  

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. «Божья коровка, улети на небо…»

Заклички – обращения к явлениям природы. «Дождик, дождик, лей, на меня и на людей! Дождик, дождик, пуще, пусть пшеница будет гуще! Дождик, дождик, поливай,  будет хлеба урожай».

 Считалки – стишки, служащие для справедливого распределения игровых ролей в играх. 

Дразнилки – шутливые, кратко называющие какие-то смешные стороны во внешности или поведении ребёнка. Жанровое разнообразие: рифмованные, корректирующие труднопроизносимые звуки. Использование в игровой деятельности детей для выбора водящего и делении на команды.

 Жанровое разнообразие загадок:  о человеке, о природе, о животных, одежде, обуви, о промыслах и т.п. Загадка как форма словесного народного творчества: образная, поэтичная, красочно-аллегоричная.

 Пословицы - мера истины, правды, нравственных правил и норм поведения.  Жанровое разнообразие: быт, правила поведения, труд, явления природы, моральные нормы. Толкование глубокого смысла пословиц. Использование в свободной детской деятельности, соответственно ситуации.



Цель: формирование интереса у детей к р.н. сказке, умения  слушать, понимать, любить и самостоятельно рассказывать р. н. сказки.

Сказки - «умное чудо, сотворённое художественным гением  народа». (В.П.Аникин). Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных. 

Сказки - утверждение нравственного закона жизни, этических и эстетических идеалов. Специфический стиль:  напевность, повторы. Красочность языка сказок: певучесть, поэтичность, множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок. Схожесть сказок разных народов.



«Народные игры»

Цель: знакомство с разнообразием русских народных игр, в том числе игр Рязанского края.

Воспитание интереса к народной игре.

Развитие двигательной активности, общей моторики.



«Русские народные праздники»







«Календарные праздники»

«Осенние»

Цель: знакомство с календарными осенними праздниками (Семёнов день, праздник последнего снопа, Воздвиженье, Кузьминки, Покров)

«Зимние»

Цель: формирование представления о народных зимних праздниках: Рождество, Святки, Крещение.

«Весенние»

Цель: знакомство детей с весенним аграрным периодом жизни русского народа.

 Формирование представления о весенних православных праздниках Сороки, Вербное воскресенье, Пасха, с обрядами, проходившими в эти дни.

Формирование представления у детей об одном из самых известных святых христианского мира - Святом Георгии (Георгии Победоносце), изображённом на гербе России.



Тематический годовой план занятий


Тема занятия

Содержание  

Сентябрь

«Хлеб – всему голова»


Беседа о старинных способах уборки хлеба, о тяжёлом труде пахаря, об орудиях труда. Рассказ о празднике Урожая (последний сноп). Заучивание пословиц о хлебе.

«Не печь кормит, а руки»


Экскурсия в русскую избу. Обыгрывание стихотворения и беседа по вопросам.

Эх, раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова…

Беседа о печи, рассказ педагога о печи и предметах домашней утвари, рассматривание предметов быта. Заучивание пословиц о печи.

Октябрь

«Как рубашка в поле выросла»


Рассказ педагога о льне. Загадывание загадок о старинных предметах одежды. Рассматривание женского и мужского русского костюма Рязанской губернии. Народная игра «Ниточка-иголочка».

«Капустные вечеринки»


Рассказ педагога о празднике Воздвиженье. Беседа о капустных вечеринках. Знакомство с народными приметами. Хоровод «Вейся, вейся, капустка». Конкурс «Где щи – там нас ищи».

Ноябрь

«Красному гостю – красный угол»


Рассказ педагога о старинных обычаях, связанных с гостеприимством, заучивание пословиц о гостеприимстве. Литературная викторина «Отгадай сказку». Чаепитие.

«Кузьминки»

Рассказ о святых Кузьме и Демьяне. Знакомство с профессией кузнец. Беседа о ремёслах, объяснение пословицы

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

Игровое упражнение «Кто что делал?»

Слушание р.н. песни «Во кузнеце».

Декабрь

«Семья вместе – душа на месте»


Рассказ педагога «Семейный очаг», беседа о семье, объяснение пословиц о семье. Речевое упражнение «Назови ласково». Практическое упражнение «Я умею – не умею».

Дидактическая игра «Моя мечта».

«В морозный денёк – да за сказочку»


Чтение присказки

«Начинаются наши сказки,

Заплетаются наши сказки…», беседа о русских народных сказках, викторина «Герои сказок». Русская народная игра «Блинчики». Рассказывание р.н. сказки по выбору детей.

Январь

«Рождественские колядки»

Чтение стихотворения И.Рутенина «Рождество», рассказ педагога о Рождестве Христовом. Исполнение колядок, народная игра «Тетёра шла».

«Народная игрушка»






Знакомство с народными игрушками Рязанского края (Пощуповская, Скопинская, Сапожковская, Касимовская игрушки). Показ презентации «Народные игрушки Рязанщины». Игра с триггерами «Найди игрушку».

Февраль

«И сила уму уступает»

Объяснение пословиц об уме, речевое упражнение-беседа «Мудрость». Загадки мудрой совы, народная игра «Найди платок».

«Богатыри Земли русской»


Объяснение пословицы «Дружно за мир стоять – войне не бывать», рассказ педагога о Владимире Красном Солнышке. Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри», беседа по картине. Народная игра «Красное Знамя».


Март









«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Слушание р.н.песни «Белолица, круглолица», беседа о матери, заучивание пословиц о маме. Литературная викторина «Отгадай сказку».

«Грач на горе – весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Рассматривание картины А.Саврасова «Грачи прилетели», слушание произведения П.Чайковского «Март». Заучивание закличек о птицах. Народная игра «Грачи летят».

Апрель

«Шутка греет человека»

Объяснение пословицы «Шутка греет человека», беседа о народном юморе, чтение скороговорок. Разыгрывание по ролям р.н.небылицы «Что я видел!»

«Жизнь дана на добрые дела»

Беседа «Добрые дела», рассказы детей «Как я помогаю маме». Рассказ педагога о благотворительности. Заучивание пословиц о добре. Народная игра «Золотые ворота».

Май

«Своя земля и в горсти мила»

Объяснение пословицы «Родина - мать, умей за неё постоять» Рассказ педагога о Георгии Победоносце, рассматривание его изображения на гербе Москвы.

«Соловей без Родины, что соловей без песни»

Беседа о прошлом родного края. Рассказ педагога об истории возникновения города Рязани. Виртуальная экскурсия «Памятные места Рязани».






Используемая литература:


  1. Бойчук И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2013.

  2. Забылин М. «Русский народ. Его обычаи, предания, обряды». Москва. «Эксмо». 2003.

  3. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель, 2013.

  4. Маханёва М.Д., Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008.

  5. Панкеев И.А. «Русские праздники и игры». – М.: ООО изд-во «Яуза», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999.

  6. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  7. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» - М.: ТЦ Сфера,2012.

  8. Фёдорова Г.П. «На золотом крыльце сидели». Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.