СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Здоровей-ка"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: Создание оптимальных условий для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Здоровей-ка"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Чебурашка» Программа дополнительного образования «Здоровей-ка» Составила: Швецова Елена Ивановна инструктор по физической культуре Пояснительная записка Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп. Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Но неуклонно растет число дошкольников с нарушениями опорно – двигательного аппарата, к 6 годам 25% детей по Пермскому краю имеют нарушения осанки. Оздоровительная физкультура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного типа. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из – за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Проведение занятий оздоровительной гимнастики в условиях дошкольного учреждения позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы. Именно своевременность использования физических упражнений с профилактической целью является наиболее значимым фактором внедрения оздоровительной гимнастики в практику профилактической и коррекционной работы дошкольных учреждений. Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния. Применяемые в оздоровительной гимнастике физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно – двигательного аппарата. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно – суставного и нервно – мышечного аппарата, равномерности их развития. Осанка – это свободное положение человека в вертикальной позе. В Толковом словаре В. И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к ослаблению мышц и связок стопы, развивается плоскостопие. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Плоскостопие – физический недостаток ноги, плоская, без выгиба форма стопы. Этот дефект строения стопы у детей встречается чаще, чем любой другой. Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, поэтому необходимо обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении и на улице. Ношение неподходящей обуви не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой, но если у ребенка есть хотя бы незначительное плоскостопие, то неподходящая обувь ухудшит состояние его ног и плоскостопие станет более выраженным. Для профилактики подобных нарушений стало актуальным в нашем детском саду создание профилактического кружка «Здоровей - ка» для детей 5-6лет, направленного на предупреждение возможных нарушений опорно – двигательного аппарата. Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Поэтому все мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию осанки и плоскостопия у детей, доводятся до сведения родителей. Разработаны комплексы упражнений для занятий в домашних условиях (приложение). Родители приглашаются на День открытых дверей, где получают дополнительную информацию. Разработаны памятки – рекомендации, оформлены папки – передвижки с консультациями по оздоровлению детей, имеющих нарушения функций опорно – двигательного аппарата. («Как ухаживать за ногами», «Как следует беречь ноги и заботиться о них», «Помоги своему позвоночнику») . С целью поддержания интереса дошкольников к ним особое внимание следует уделять подбору физкультурного оборудования. Так, разрабатывая программу я решила попробовать включить в комплексы – степ - платформы. Степ-аэробика – ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Занятия со степом способствуют: Формированию осанки, костно-мышечного корсета; Развитию координации движений; Укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; Формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения. Область применения степа довольно широка: это и индивидуальная работа, и самостоятельная двигательная активность детей, и, что является основным, занятия по физической культуре. На занятиях по физкультуре степ-платформа используется на каждом этапе: В водной части дети огибают скамейки (ходят или бегают змейкой); В общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ-аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лёжа), что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве. В основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в т.ч. с различными атрибутами. В подвижных играх и эстафетах. Организуя степ-тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными. Техника степ - аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений. Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо: Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными; Избегать перенапряжения в коленных суставах; Избегать излишнего прогиба спины; Не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом; При подъёме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъёма; Стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной; Держать степ-платформу близко к телу при её переносе. Основные правила техники выполнения степ - тренировки: Выполнять шаги в центр степ - платформы; Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг; Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы; Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног; Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной; Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами. Основанием для разработки данной проблемы послужили следующие причины: - проблема адаптации двигательного режима в группе и внедрения оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в процесс оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; - отсутствие существенного оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности, высокой двигательной активности в режиме дня; -недостаточная четкость дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем. От состояния здоровья детей во многом зависит от благополучия общества. Так как в последнее время увеличились заболевания опорно-двигательной системы, которые связаны с условиями жизнедеятельности ребенка и характером физического воспитания. Поэтому с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопия, дополнительно организуются занятия в кружке ( по показателям специалистов физкультурного диспансера). Цель программы: создание оптимальных условий для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста путем повышения физиологической активности органов и систем. Задачи: Оздоровительные задачи: 1. Формирование осанки, костно-мышечного корсета 2. Развитие подвижности в суставах 3. Формирование свода стопы 4. Тренировка равновесия 5. Улучшение мышечного тонуса Образовательные задачи: 1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. 2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности. 3. Развитие двигательных способностей детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость). Воспитательные задачи: 1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни. 2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх. 3. Воспитывать положительные черты характера. Предполагаемый результат В результате реализации данной программы к концу определенного года обучения могут быть достигнуты следующие результаты: - снижение уровня заболеваемости; - положительные результаты темпов прироста физических качеств; - скоординированность действий педагога и специалистов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми; Корригирующая гимнастика, корригирующие упражнения на занятиях, утренней гимнастике, оздоровительный сон при открытых форточках, правильно подобранная мебель для сна и занятий в групповых комнатах, мониторинг сменной обуви дадут возможность исправить нарушения осанки и плоскостопия. Практическая ценность программы предусматривает: -необходимый и доступный ребенку объем знаний и представлений о себе, своем здоровье, физической культуре человека, способах укрепления своего здоровья; -включение разнообразных упражнений для исправления нарушений в осанке, плоскостопия; -закаливающие процедуры; Дети правильно выполняют все виды основных движений. Умеет выполнять комплексы упражнений в определённом порядке и в точном соответствии с музыкальным сопровождением. Знает основные базовые шаги. Выполняет упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Сохраняет правильную осанку. Проявляет дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрирует красоту, грациозность, выразительность движений. Содержание программы В содержание программы входят занятия на формирование и укрепление сводов стопы, на развитие гибкости в позвоночном суставе, профилактику сколиоза и на формирование правильной осанки, также входит дыхательная гимнастика, упражнения на закрепление мышц стопы, корригирующая гимнастика при нарушениях осанки, занятия на укрепление мышечного корсета. Дополнительная образовательная Программа физкультурно-спортивной направленности «Здоровей-ка» для детей старшего дошкольного возраста включает 5 разделов. • Профилактика и коррекция плоскостопия • Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений. • Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики. • Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. • Профилактика и коррекция осанки Цикл комплексов и занятий построен в игровой форме – интересные комплексы упражнений, подвижные игры, эстафеты, упражнения с предметами проводятся с использованием коррекционного и нестандартного оборудования. В течении всего года отслеживание проходит под постоянным контролем старшей медсестры в форме наблюдения за деятельность руководителя кружка, анализа занятий, бесед с детьми. В учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу ДОУ в качестве кружковой работы или в виде еженедельных оздоровительных занятий, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста. В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, упражнения на равновесие и др.), дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Синтез различных видов деятельности, соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Однако при проведении оздоровительных занятий обязательно необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Методика составления комплексов оздоровительных периодов НОД состоит из трех частей: - подготовительная часть; - основная часть; - заключительная часть. В подготовительную часть включают общеразвивающие и корректирующие упражнения, соответствующие нарушениям плоскостопия. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры. С целью профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются без обуви. Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий. В занятиях на развитие гибкости в позвоночном суставе входят такие упражнения как: «Потягивание», «рывковые движения руками», «наклоны вперед, в стороны», «вращение туловищем», «заплыв», «покрути локотками», проползи под заборчиком» и далее. На профилактику сколиоза, формирование правильной осанки используются такие упражнения: «Встань прямо», «Найди правильный след», «Держи голову прямо», «Выполняй правильно», «Нарисуем круг локтями», «Лодочка», «Лягушонок», Растянем резинку», «Здравствуйте-прощайте», «Потанцуем», «Мельница», «Волна», «Рыбка», входят комплексы корригирующей гимнастики. В занятия также включается дыхательная гимнастика: упражнения на дыхание «Пушинка», «Муха», упражнение на дыхание «Ветер качает деревья», дыхательное упражнение «Запах луговых цветов», упражнение на дыхание «Кап-Кап», «Воздушный шарик», отдых «Листопад» на выдохе «ш-ш-ш», упражнение на дыхание «Одуванчик», «Метель», «Тряпичная кукла» и т.д. В занятия на укрепление мышц стопы входят разные виды движений: - ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «змейкой», ходьба по ребристым доскам, по дорожкам «Здоровья»; -катание мяча, катание обруча, приседания на гимнастической палке, сгибание и разгибание стоп, захват, поднимание и перекладывание палочек, «вращение палочки», комплекс Загадки» и далее. В корригирующую гимнастику при нарушениях осанки и на укрепление мышечного корсета входят такие упражнения: - привставание на носки скользя спиной по стене, потягивание руками вперед, ногами назад, передача мяча с разведением рук в стороны, упражнения «Велосипед», Й»Бокс», «Обними друзей», «Угол», «подними ногу», «Колено вверх», «Сядем», «Дотянись до рук», «Наклоны с гимнастической палкой», «Канатик», «Часики», «Пружинка», «Коробочка», «поднимание ног невысоко от пола», «Лисичка», «зайчик», «Шалаш», «Комочек», «Пистолет», «Мостик», «Паучок» и т. д. Методическое обеспечение -Программа реализуется в форме кружковой работы с нуждающимися детьми в исправлении нарушений в осанке и плоскостопии. -Курс обучения рассчитан на 1 год. -Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительностью 20-30 минут, во вторую половину дня для корригирующей гимнастики. -Через каждую неделю упражнения увеличиваются на одно-два повторения, меняется темп повторения, смена оборудования. Количество детей в группе до 15 человек, что дает возможность индивидуального контакта, близкого общения педагога с детьми. Методы и формы работы: Методы: наглядные, практические, словесные, использование иллюстраций, таблиц, подвижных игр, художественное слово – расширяет интерес детей к физической культуре, желание укрепления своего здоровья. Также используется метод коррекции, метод расслабление релаксация, режим движений; Формы: утренняя гимнастика, лечебная гимнастика оздоровительный бег, ортопедические меры; занятия проводятся в спортивном зале, в майке, в шортах, босиком Комплексная диагностика: -регулярный осмотр детей медперсоналом ДОУ (определение группы здоровья) -осмотр детей специалистами физдиспансера для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата -проведение ежегодного мониторинга сменной обуви детей в ДОУ (медики, воспитатели, знакомство с результатами родителей) -выявление нарушений двигательной активности координации движений в беседах с родителями. Материально – технические обеспечение Подбор физкультурно – спортивного оборудования определяется задачами кружка «Здоровей-ка», с целью обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического развития дошкольников. Целесообразный подбор и рациональное использование в процессе занятий будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию. Наличие разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий кружка Тип оборудования Наименование Для ходьбы, бега, равновесия Балансиры разного типа Доска гладкая с зацепами Доска с ребристой поверхностью Коврик массажный Дорожка – змейка (канат) Скамейка гимнастическая Модуль мягкий Для катания, бросания, ловли Кегли Мяч для массажа Мешочек с грузом малый Мячи - фитболы Для прыжков Ориентиры Скакалка Для ползания лазанья Дуга большая и малая Канат с узлами Канат гладкий Лабиринт игровой Стенка гимнастическая Для общеразвивающих упражнений Мячи разных размеров Мяч набивной Обручи Палка гимнастическая Нестандартное оборудование Шишки, шарики из фольги, морские камушки, ходули, персиковые косточки, дорожка «Здоровья» Степ-платформы Список используемой литературы 1. Берсенева З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» - М.: ТЦ Сфера, 2004. 1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ, Москва – 2005год 2. Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников, Ростов на дону «Феникс» - 2005 год 3. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5 4. Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1. 5. Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6 6. Белова Т.А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7 7. Барабаш Т.Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12 8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления – программно методическое пособие, Линка – Пресс Москва 2000 год 9. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ – практическое пособие ТЦ «Учитель» Воронеж 2005 10. Шестакова Т.Н., Логвина Т.Ю. Оздорвительная и лечебная физкультура для дошкольников, пособие для педагогов и медицинских работников, Минск «Полымя» 2000 год 11. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии, Санкт – Петербург «Детство - пресс» - 2002 год 13.Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка// Управление ДОУ.- №1-2004 Приложение. Комплексы упражнений. Октябрь – Комплекс № 1. В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно настроиться). 2. Ходьба на степе. 3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками. 4. Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа. 5. Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз. Основная часть. 1. Шаги со степа на степ. Руки в стороны, руки к плечам, в стороны. 2. Ходьба на степе, руки к плечам, локти отведены в стороны. Круговые движения согнутыми руками вперёд и назад. 3. Ходьба на степе, руки внизу вдоль туловища, плечи верх, плечи назад, плечи вниз. 4. И.п.: стойка на степе, правая рука на пояс, левая вниз. 1 – шаг правой ногой в сторону со степа; левая рука через сторону вверх; 2 – приставить левую ногу к правой, левую руку вниз; 3 – правую руку вниз, левой ногой встать на степ; 4 – левую руку на пояс, приставить правую ногу к левой; 5 – 8 – то же, что на счёт 1 – 4, но в другую сторону. 5. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт бубен): «Бубен, бубен, долгий нос, Почём в городе овёс?» Две копейки с пятаком, Овса Ваня не купил, Только лошадь утопил Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками! 6. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Ноябрь – Комплекс № 2. В хорошо проветренном зале на полу вдоль стены расположены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз). 2. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз). 3. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи. 4. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз). (Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия). Основная часть. 1. И.п.: шаг со степа правой ногой, левая на степе. 1 – поворот туловища направо, правую руку в сторону ладонью кверху; 2 – вернуться в и.п.; 3 – 4 – тоже в другую сторону. 2. Стоя на коленях на степе, руки в стороны. 1 – прогибаясь и поворачивая туловище направо, пальцами левой руки коснуться пяток; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же в другую сторону. 3. И.п.: сидя, руками держаться за края степа. 1 – 2 – поднять тело и прогнуться; 3 – 4 – вернуться в и.п. 4. И.п.: сидя на степе, ноги врозь, руки согнуты и сплетены перед грудью (пальцами левой руки обхватить правый локоть, а пальцами правой руки – левый локоть). 1 – 3 – три пружинистых наклона вперёд, стараясь коснуться предплечьями пола как можно дальше, ноги в коленях не сгибать; 4 – вернуться в и.п. 5. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге – «Стойкий оловянный солдатик»). 6.После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Декабрь – Комплекс № 3. В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Ходьба и бег змейкой вокруг степов. 2. Ходьба с перешагиванием через степы. Основная часть. 1. И.п.: упор присев на степе. 1 – 2 – ноги поочерёдно (правую, затем левую) отставить назад, упор лежа; 3 – 4 – поочерёдно опускать. 2. И.п.: упор присев на правой ноге на степе, левую – назад на носок. 1 – 4 – пружинить на ноге; 5 – подтянуть левую ногу к степ-платформе, поднять руки верх, потянуться. То же левой ногой. 3. Шаг правой ногой на степ, левой выполнить мах назад. 4. Шаг правой ногой на степ, левую подтянуть как можно выше к груди, затем поменять ногу. 5. Подвижная игра для профилактики плоскостопия (игровые действия выполняются в соответствии с текстом) Вылез мишка из берлоги, Разминает мишка ноги. На носочках он пошёл И на пяточках потом. На качелях покачался, И к лисичке он подкрался: «Ты куда бежишь, лисица? Солнце село, спать пора, Хорошо, что есть нора!» (каждый ребёнок бежит в свою норку – на свой степ). 6. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Январь – Комплекс № 4. В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно настроиться). 2. Ходьба на степе. 3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками. 4. Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа. 5. Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз. Основная часть. 1. Ходьба на степе. Руки рисуют поочерёдно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. 2. Шаг на степ – со степа. Кисти рук поочерёдно рисуют маленькие круги вдоль туловища. (№ 1-2 - повторить 3 раза). 3. Приставной шаг на степе вправо – влево. Одновременно прямые руки поднимаются вперёд – опускаются вниз. 4. Приставной шаг на степе вправо – влево с полуприседанием (шаг – присесть). Кисти рук, согнутых в локтях, идут к плечам, затем вниз. 5. Ходьба на степе с высоким подниманием колен. Одновременно выполняются хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. 6. Шаг на степ – со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. (№ 3,4,5,6 – повторить 3 раза). 7. Подвижная игра «Цирковые лошади». Круг из степов – это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошади в цирке»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2 – 3 меньше, чем участников игры. 8. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Февраль – Комплекс № 5. В хорошо проветренном зале на полу вдоль стены расположены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 2. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз). 3. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз). 4. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи. 5. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз). (Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия). Основная часть. 1. Одновременно с ходьбой на степе обхватывать правой рукой левое плечо, левой рукой – правое плечо, затем разводить руки в стороны и снова обхватывать плечи (5 – 6 раз). 2. Шаг на степ со степа; одновременно энергично разгибать вперёд согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки). Отводить руки назад и выпрямлять в стороны из положения – руки перед грудью. 3. Одновременно с ходьбой на степе делать прямыми руками круговые движения вперёд и назад попеременно и вместе (5 раз). 4. Шаг со степа на степ чередовать с поворотом корпуса вправо и влево, руки на поясе (5 – 6 раз). (№ 1,2,3,4 повторить 2 раза). 5. Сидя на степе, опираясь сзади руками, поднимать и опускать вытянутые ноги (5 – 6 раз). 6. Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (можно помогать себе руками). 7. Стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками. 8. Шаг со степа вправо, влево. (№5,6,7,8 повторить 2 раза). 9. Подвижная игра «Физкульт-ура!». Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны зала. На одной стороне на один степ меньше. Самостоятельно становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне – финиш. Дети говорят: Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим, Спорт – помощник! Спорт – здоровье! Спорт – игра! Физкульт-ура! С окончанием слов участники игры бегут на перегонки на противоположную сторону. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занимает степ. 10. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Март – Комплекс № 6. В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 3. Ходьба и бег змейкой вокруг степов. 4. Ходьба с перешагиванием через степы. Основная часть. 1. И.п.: Стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади (5 раз). 2. И.п.: основная стойка на степе. Шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; то же влево (по 5 раз). 3. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук (5 – 6 раз). 4. И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (5 – 6 раз). 5. Сидя на степе скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом. 6. И.п.: основная стойка на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под ногой хлопок. (5 – 6 раз). 7. Прыжки на степ и со степа чередуются с ходьбой. 8. Подвижная игра «Скворечники». Занимать место (только в своём) скворечнике (степе), можно по сигналу «Скворцы прилетели!». Вылетать из скворечника надо по сигналу «Скворцы летят!». Тот, кто займёт степ последним, считается проигравшим. 9. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Апрель – Комплекс № 7. В хорошо проветренном зале степы расположены в хаотичном порядке. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки. 2. Шаг на степ – со степа, бодро работая руками. 3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади. 4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону). Основная часть. 1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой – по левому плечу. 2. Шаг со степа в сторону, чередуются с приседанием, поднимая руки вперёд. 3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой. 4. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи. 5. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево. 6. И.п.: то же. Взмахнув руками вперёд, быстро встать, вернуться в и.п. 7. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в и.п. 8. Ходьба на степе, бодро работая руками. 9. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт бубен): «Бубен, бубен, долгий нос, Почём в городе овёс?» Две копейки с пятаком, Овса Ваня не купил, Только лошадь утопил Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками! 10. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Май– Комплекс № 8. В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Наклон головы вправо-влево. 2. Поднимание плеч вверх-вниз. 3. Ходьба обычная на месте, на степе. 4. Приставной шаг вперёд со степа на пол и обратно на степ. 5. Приставной шаг назад. 6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п. Основная часть. 1. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п. 2. Правую (левую) ногу вперёд перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперёд. Вернуться в и.п. 3. То же вправо-влево от степа. Назад от степа. 4. Правую (левую) ногу поставить резко вперёд; вправо (влево); назад и вернуться в и.п. 5. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степа; вернуться в и.п. 6. Приставной шаг на степе в полуприседанием. 7. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге – «Стойкий оловянный солдатик»). 8. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Ожидаемые результаты: - укрепилось здоровье детей; у них сформировалось устойчивое равновесие, улучшилась координация движений; - повысились физические качества; - сформировался устойчивый интерес к занятиям степ-аэробикой. Методическое обеспечение: 1. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009. 2. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010. 3. Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008. сгибая ноги, вернуться в и.п. Руки должны быть прямыми, плечи не