Пояснительная записка.
В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «С правом по жизни» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Программа курса «С правом по жизни» предназначена для 10 класса. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Данный элективный образовательный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года. Курс «С правом по жизни» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.
Основной целью данного курса является создание условий для формирования и развития у обучающихся теоретических знаний и практических умений в области прав человека, а также интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества.
.
Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:
Закрепить в сознании обучающихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.
Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт обучающихся.
Получить расширенные знания об отдельных правах человека.
Расширить знания об основных международных стандартах в области прав человека, изучить основные международные документы по правам человека.
Подготовка обучающихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
Поиска информации по заданному юридическому вопросу
Выделять противоречия, лежащие в юридической области
Самостоятельной работы с юридическими документами
Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни
Перечисленные умения формируются на основе знаний о:
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей обучающихся и основных компетентностей в предмете.
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов
Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса
Приемы организации деятельности:
Лекция
Диспут
Дискуссия
Мини-сочинение
Семинар
Практическая работа
Ролевая игра
Деловая игра
Дебаты
«Мозговой штурм»
Работа с источниками
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
Итоговый (написание эссе, подготовка презентации).
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Лекций | Практические занятия | Семинаров |
1. | Демократия. | 3 | 1 | 2 | |
2. | Свобода выражения и свобода средств массовой информации. | 5 | 1 | 4 | |
| Свобода слова | | | 1 | |
| Средства массовой информации | | | 2 | |
| Влияние интернета | | | 1 | |
3. | Дискриминация. Пытки. | 3 | 1 | 2 | |
| Применять ли пытки к террористам | | | 1 | |
| Кампания против пыток | | | 1 | |
4. | Права ребенка. | 3 | 1 | 2 | |
| Взаимоотношения между ребенком, родителями и государством | | | 1 | |
| Взаимоотношения между ребенком, родителями и государством | | | 1 | |
5. | Право на образование. | 4 | 1 | 2 | 1 |
6. | Труд. Свобода от нищеты. | 7 | 1 | 5 | 1 |
| Женщины – дети – труд | | | 1 | |
| «Весь мир в деревне» | | | 1 | |
| Нищета | | | 2 | |
| Решаем вопросы, связанные с работой | | | 1 | |
7. | Защита прав потребителей. | 6 | 1 | 5 | |
| Защита прав потребителей при продаже товара потребителю | | | 2 | |
| Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) | | | 2 | |
| Основные правила оформления документации при защите прав потребителей | | | 1 | |
8. | Итоговые занятия. | 3 | | 3 | |
Содержание курса.
Демократия.
Понятие демократии. Развитие демократии. Основные элементы современной демократии. Демократия в мире.
Свобода выражения и свобода средств массовой информации.
Свобода слова. Средства массовой информации. Основные элементы свободы выражения. Законные ограничения права. Роль СМИ в современном обществе.
Дискриминация. Пытки.
Пытки. Мотивы и методы пыток. Преступники и жертвы пыток. Деятельность международных организаций. Дискриминация и безопасность человека. Субъекты дискриминации. Борьба с дискриминацией.
Права ребенка.
Природа и содержание прав ребенка. Документы о правах ребенка. Взаимоотношения между ребенком, родителями и государством.
Право на образование.
Историческое развитие образования. Содержание права на образование и обязанности государства. Стандарты и принципы образования. Мировой опыт.
Труд. Свобода от нищеты.
Труд. Трудовое право в России. Международное трудовое право. Права человека в сфере труда. Относительная и абсолютная нищета. Деятельность государства по решению проблемы нищеты.
Защита прав потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей. Защита прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг.
Литература:
Астахов П.А. Права потребителя: юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма/ П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2011.
Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры/ Н.В. Васильчикова. – М.: Омега-Л, 2007.
Закон РФ «О защите прав потребителей», 1993.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1950.
Конвенция о правах ребенка. 1989.
Конституция РФ. 1993.
Трудовой кодекс РФ. 2001.
Основы обществознания: учебное пособие для абитуриентов, учителей и школьников/ Коллектив авторов. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2000.
Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека/ В. Бенедек, М. Николова, ЕТС, 2005.
Школьный словарь по обществознанию: 10 – 11: пособие для учающихся/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2006.
Темы эссе.
«В справедливых законах спасение государства и все блага (Платон)
«Граждане должны уметь защищать свои права» (Цицерон)
«Оставить преступление безнаказанным значить стать его соучастником» (П. Крейбийон)
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными» (Цицерон)
«Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть» (У.Черчиль).
«Сущность закона - человеколюбие» (В. Шекспир).
«Свобода – ответственность. Вот почему все ее так боятся» (Б.Шоу, драматург)
«Государство - на службе у человека, оно призвано защищать права человека».
«Совесть есть закон законов». (Ламартин, фр. Историк).
«Там, где нет законов, там нет и свободы» (Джон Локк, англ. мыслитель).
Тема для коллажа «Мир моих прав».
Задание:
Найти картинки по правам человека.
Статьи о нарушении прав человека.
Статьи о защите прав человека
Вырезки наклеиваются на листки форматом А 4.
Темы для синквейна:
Синквейн со словами «Декларация», «Право», «Человек», «Права человека», «Конституция».