СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "С правом по жизни"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «С правом по жизни» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "С правом по жизни"»

Пояснительная записка.


В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «С правом по жизни» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Программа курса «С правом по жизни» предназначена для 10 класса. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.

Данный элективный образовательный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года. Курс «С правом по жизни» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.


Основной целью данного курса является создание условий для формирования и развития у обучающихся теоретических знаний и практических умений в области прав человека, а также интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества.

.

Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:

  • Закрепить в сознании обучающихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.

  • Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.

  • Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт обучающихся.

  • Получить расширенные знания об отдельных правах человека.

  • Расширить знания об основных международных стандартах в области прав человека, изучить основные международные документы по правам человека.

  • Подготовка обучающихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.


В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Поиска информации по заданному юридическому вопросу

  • Выделять противоречия, лежащие в юридической области

  • Самостоятельной работы с юридическими документами

  • Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы

  • Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях

  • Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни



Перечисленные умения формируются на основе знаний о:

  • Конституционном праве

  • Гражданском праве

  • Административном праве

  • Трудовом праве

  • Семейном праве

  • Уголовном праве

  • Избирательном праве

  • Налоговом праве

  • Международном гуманитарном праве.


Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей обучающихся и основных компетентностей в предмете.

  • Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов

  • Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры

  • Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса


Приемы организации деятельности:

  • Лекция

  • Диспут

  • Дискуссия

  • Мини-сочинение

  • Семинар

  • Практическая работа

  • Ролевая игра

  • Деловая игра

  • Дебаты

  • «Мозговой штурм»

  • Работа с источниками

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);

  • Итоговый (написание эссе, подготовка презентации).



Учебно-тематический план.


Наименование тем курса

Всего часов

Лекций

Практические занятия

Семинаров

1.

Демократия.

3

1

2


2.

Свобода выражения и свобода средств массовой информации.

5

1

4



Свобода слова



1



Средства массовой информации



2



Влияние интернета



1


3.

Дискриминация. Пытки.

3

1

2



Применять ли пытки к террористам



1



Кампания против пыток



1


4.

Права ребенка.

3

1

2



Взаимоотношения между ребенком, родителями и государством



1



Взаимоотношения между ребенком, родителями и государством



1


5.

Право на образование.

4

1

2

1

6.

Труд. Свобода от нищеты.

7

1

5

1


Женщины – дети – труд



1



«Весь мир в деревне»



1



Нищета



2



Решаем вопросы, связанные с работой



1


7.

Защита прав потребителей.

6

1

5



Защита прав потребителей при продаже товара потребителю



2



Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)



2



Основные правила оформления документации при защите прав потребителей



1


8.

Итоговые занятия.

3


3








Содержание курса.


Демократия.

Понятие демократии. Развитие демократии. Основные элементы современной демократии. Демократия в мире.

Свобода выражения и свобода средств массовой информации.

Свобода слова. Средства массовой информации. Основные элементы свободы выражения. Законные ограничения права. Роль СМИ в современном обществе.

Дискриминация. Пытки.

Пытки. Мотивы и методы пыток. Преступники и жертвы пыток. Деятельность международных организаций. Дискриминация и безопасность человека. Субъекты дискриминации. Борьба с дискриминацией.

Права ребенка.

Природа и содержание прав ребенка. Документы о правах ребенка. Взаимоотношения между ребенком, родителями и государством.

Право на образование.

Историческое развитие образования. Содержание права на образование и обязанности государства. Стандарты и принципы образования. Мировой опыт.

Труд. Свобода от нищеты.

Труд. Трудовое право в России. Международное трудовое право. Права человека в сфере труда. Относительная и абсолютная нищета. Деятельность государства по решению проблемы нищеты.

Защита прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей. Защита прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг.





Литература:

  1. Астахов П.А. Права потребителя: юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма/ П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2011.

  2. Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры/ Н.В. Васильчикова. – М.: Омега-Л, 2007.

  3. Закон РФ «О защите прав потребителей», 1993.

  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1950.

  5. Конвенция о правах ребенка. 1989.

  6. Конституция РФ. 1993.

  7. Трудовой кодекс РФ. 2001.

  8. Основы обществознания: учебное пособие для абитуриентов, учителей и школьников/ Коллектив авторов. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2000.

  9. Понимаем права человека. Руководство по образованию в области прав человека/ В. Бенедек, М. Николова, ЕТС, 2005.

  10. Школьный словарь по обществознанию: 10 – 11: пособие для учающихся/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2006.






Темы эссе.


«В справедливых законах спасение государства и все блага (Платон)

«Граждане должны уметь защищать свои права» (Цицерон)

«Оставить преступление безнаказанным значить стать его соучастником» (П. Крейбийон)

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными» (Цицерон)

«Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть» (У.Черчиль).

«Сущность закона - человеколюбие» (В. Шекспир).

«Свобода – ответственность. Вот почему все ее так боятся» (Б.Шоу, драматург)

«Государство - на службе у человека, оно призвано защищать права человека».

«Совесть есть закон законов». (Ламартин, фр. Историк).

«Там, где нет законов, там нет и свободы» (Джон Локк, англ. мыслитель).


Тема для коллажа «Мир моих прав».

Задание:

  1. Найти картинки по правам человека.

  2. Статьи о нарушении прав человека.

  3. Статьи о защите прав человека

Вырезки наклеиваются на листки форматом А 4.


Темы для синквейна:

Синквейн со словами «Декларация», «Право», «Человек», «Права человека», «Конституция».