СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса»

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Хозяйка дома своего» предназначена для предпрофильного обучения учащихся 8-10 классов средней общеобразовательной школы и предполагает обучение девушек культуре ведения дома.

Курс рассчитан на 72 часа и подробно знакомит учеников с основами ведения домашнего хозяйства. Раскрывает красоту окружающего мира, созданную и созидаемую человеком. Содержание программы рассматривается комплексно на основе интерграции знаний о природе, бытовых условиях жизни людей, истории развития обустройства своего жилья, народных художественных традиций в оформлении внутреннего пространства, а также создание комфортной среды и микроклимата в семье. Программа является дополнением и продолжением образовательной области «Технология». Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися.

Актуальность:

Курс программы предполагает развитие учащихся в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современной девушке, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир, проектируя планировку будущего жилища, продумывая обустройство приусадебного участка, пока в бумажном варианте, девушка готовится стать созидателем и хранительницей доброго мира, благосостояния в будущей семье. В этом я, педагог, вижу основную необходимость сегодняшнего дня.

Сейчас часто можно уловить тенденции, когда женщина стремится сделать карьеру, иметь большую зарплату, водить машину, быть независимой, а домом и людьми будут заниматься специально нанятые люди. Это может быть и неплохо, но еще важнее дать детям тепло и ласку, дом наполнить веселым детским смехом, запахами пирогов, уютом родного дома и гармонией отношений между всеми членами семьи.

Вот эту главную мысль я хотела донести до учащихся, создавая свой элективный курс «Хозяйка дома своего». Ведь недаром выбрано такое название авторской программы, где каждое слово имеет свою смысловую нагрузку «Хозяйка дома своего» (в полном смысле хозяюшка, которая должна уметь все: и дом сделать уютным, из ничего приготовить вкусный обед, правильно распределить расходы, гостеприимно распахнуть двери перед гостями!)». Хорошая хозяйка должна умело владеть основами психологии и правилами супружеского этикета, находить время для себя и всегда выглядеть привлекательно. Вырабатывая в себе необходимые необходимые качества идеальной хозяйки, она должна поставить во главу семьи хозяина дома, который возьмет на себя ответственность за достаток всех ее членов.

Программа элективного курса «Хозяйка дома своего» имеет направленность на приобретение опыта ухода за своим домом, способствует развитию интереса учащихся к профессиям повар, кулинар, дизайнер, психолог, официант и тд.

После прослушивания элективного курса и выполнения практических задач учащиеся должны знать начальные основы дизайна дома, интерьер наиболее подходящий к данному жилищу, ремонт неполадок, основы правильного рентабельного содержания домашних

1

животных и птиц. Знать, как правильно распределять доходы и расходы семейного хозяйства, экономно планировать бюджет семьи, как правильно беречь теплый микроклимат в семье, как содержать дом в чистоте и порядке, а еще найти время для себя.

Учащиеся после элективного курса должны уметь: делать ремонт в доме своими, красиво накрыть стол и принять гостей, вести огород и сад, чтобы круглый год обеспечить семью овощами, обвязать и обшить весь дом, наводить уют в своем доме, чтобы всем было в нем тепло и уютно. Уметь пользоваться бытовыми приборами, технологически правильно готовить кулинарные блюда, находить подход к каждому члену семьи.

Цель курса: способствовать определению в выборе будущего профиля, развитию интереса к профессиям повара, кулинара, дизайнера, психолога, официанта;

Сформировать потребность ухода за собственным хозяйством, развивать чувство любви к своему дому; развивать мотивацию собственной учебной деятельности.

Задачи курса:

  1. Познакомить с основными правилами хозяйки дома.

  2. Рассмотреть основные понятия, приемы, связанные с выбором стиля в доме.

  3. Познакомить с основами ремонта дома, водо- и электрооборудования.

  4. Научить всем видам рукоделия для дальнейшего украшения своего жилища.

  5. Научить вкусно готовить еду для всей семьи, правильно сервировать стол, принять гостей.

  6. Совершенствовать навыки распределения доходов и расходов семьи.

  7. Познакомить с видами и последовательностью работ по уходу за огородом и садом.

  8. Развивать эстетический вкус.

  9. Способствовать формированию семейных и духовных ценностей семьи.

  10. Используя разнообразные формы поведения занятий, вовлечь учащихся в активную совместную деятельность.

Программа основывается на концепции предпрофильной подготовки на средней ступени основного общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.) и обеспечивает выполнение государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии, утвержденного МО РФ № 1089 от 5.03.04 г.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, интегрированность с предметами художественно-эстетического цикла, доступность для учащихся основной школы. Программа содержит основные сведения необходимые для достижения поставленных целей обучения.

Для реализации программы предполагается использование различных методов и форм проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практические работы, творческо-поисковый.

Требования к результатам освоения программы

Процесс подготовки по данному курсу направлен на формирование у учащихся следующих компетенций:

2

общекультурные:

  1. Будет способен анализировать социально и личностные значимые проблемы

учебно-познавательные:

  1. Осознает социальную(личную) значимость и необходимость выполнения программного курса;

  2. Обладает мотивацией к самостоятельной деятельности; овладевает креативными навыками продуктивной деятельности- добыванием знаний непосредственно из реальной жизненной практики.

информационные:

  1. При помощи реальных объектов (телефон, телевизор, магнитофон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет.) формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

коммуникативные:

  1. Познает способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе;

социально-трудовые:

  1. Формирует знания в сфере семейных отношений и обязанностей;

специальные:

  1. Готов применять полученные теоретические знания для анализа ситуации и принятия необходимого решения;

  2. Формирует необходимые навыки для выполнения работ по дому.

Ожидаемые результаты освоения программы

Каждый учащийся будет знать:

  1. Правила хозяйки дома;

  2. Необходимый минимум работ в домашнем хозяйстве;

  3. Правила и приемы обслуживания, ухода за бытовой техникой и мебелью;

  4. Правила кулинарного искусства, приема гостей;

  5. Правила рационального и эффективного распределения доходов семьи;

  6. Способы украшения и отделки изделий;

  7. Правила семейной этики;

  8. Правила ведения огородного землевладения;

Будет уметь:

  1. Правильно и с соблюдением техники безопасности работать с инструментами и бытовыми приборами;

  2. Выполнять обслуживание, и уход за всеми членами семьи;

  3. Применять различные виды рукоделия для украшения своего дома;

  4. Рационально организовывать свою работу;

3

Будет владеть:

  1. Навыками работы по обслуживанию дома;

  2. Приемами поиска экономии и рационального использования ресурсов;

Сможет решать задачи:

  1. Применять на практике полученные знания и умения

  2. Самостоятельно решать возникающие проблемы.

Программа в своей основе предполагает большую свободу в выборе исследовательской творческой работы учеником или группы, исходя из их интересов и желания.

Уроки целесообразно проводить еженедельно по 4 часа в виде занятий.

Программа не предусматривает обязательную урочную, отметочную оценку успешности учащегося. Основные оценки- набор знаний и умений на основе занятий.

Оценивается:

  1. Технология изготовления изделий для украшения своего жилища, созданные своими руками: прихватки, полотенца, фартуки, панно и картины, половики, салфетки и тд.

  2. Способы создания и преобразования внешнего вида и декора дома.

  3. Изменение интерьера по собственному вкусу.

  4. Умение анализировать типовые и нестандартные ситуации в семейной жизни.

  5. Разработка полноценного меню питания семьи, сервировку стола.

  6. Умение показать наилучшие качества хозяйки дома.

  7. Работа в малых группах и индивидуально.

Формы контроля уровня достижения учащегося:

-Беседа, тестирование

-Тематические выставки работ

-Презентация личного достижения по изученному курсу

-Защита проектной работы или дизайн – папки.



















4

Тематический план элективного курса в 8-10 классах

«Хозяйка дома своего»


Тема

Теория

Практика

1.

Искусство быть хозяйкой дома своего

2 ч

2.

Этикет

4 ч

3.

Искусство гостеприимства

4.

Ремонт дома

5.

Дизайнерские находки

6.

Интерьер жилого дома

7.

Кулинария

8.

Рукоделие

9.

Огородные дела

10.

Семейный бюджет и планирование

11.

Педагогика для всех

-

12.

Творческие проекты(по выбору учащихся)

-


Всего

34ч

38ч



72ч



























5

Тематическое планирование занятий курса

Содержание

Дата

Кол-во часов

Вид деятельности

Искусство быть хозяйкой дома своего



1.

Основные правила хозяйки дома


Лекция с элементами беседы.

2.

Уход за собой


Практическая работа.

Этикет



3.

Правила этикета


Лекция с элементами беседы.

4.

Этикет как зеркало


Лекция, игра «Азбука маркиза Этикета»

Искусство гостеприимства



5.

Золотые правила гостеприимства


Лекция с элементами беседы.

6.

Как принять гостей


Лекция, практический текст по басне С. Михалкова

7.

Организация обслуживания гостей


Практическая работа

Ремонт дома



8.

Клеим обои, красим дом


Лекция с элементами беседы

9.

Дизайн- план моего дома.


Практическая работа

Дизайнерские находки



10.

Меблировка, освещение, дизайн окна


Лекция

11.

Дизайн окна. Макет «Свет моего окна…»


Практическая работа

Интерьер жилого дома



12.

Понятие о композиции в интерьере жилого дома


Лекция

13.

Экология жилища


Лекция

14.

Декоративные элементы в интерьере дома


Практическая работа

Кулинария



15.

Бал салатов. Кондитерские шедевры.


Лекция с записью рецептов.

16.

Сервировка стола. Застольный этикет. Знаменитое татарское гостеприимство и широта русской души


Практическая работа

Рукоделие


10ч


17.

Вязание, плетение, вышивание, шитье


Лекция

18.

Вязание прихваток, ковриков


Практическая работа

19.

Изготовление декоративного элемента (абажур, чехол на стул, оберег)


Практическая работа

Огородные дела



20.

Огород круглый год


Лекция

21.

Моя цветочная клумба


Практическая работа-план клумбы

Семейный бюджет и планирование



22.

Распределение доходов и расходов


Лекция

23

Составление бюджета семьи на месяц


Практическая работа

Психология для всех



24.

Практическая психология хозяйки дома


Лекция

25.

Хозяйка- глазами хозяина дома


Лекция

26.

Разрешение конфликтов и микроклимат в семье


Лекция

Творческие проекты (по выбору учащихся)


Практическая работа

Защита проектов

Итого:


72ч




Перечень тем варьируется по желанию учащихся. Я планирую дополнить новыми темами, такими как траволечение, танцетерапия, значение оберегов в доме, косметические средства собственного производства, лечебная сила бани и сауны, самомассаж, взаимоотношения мужчины и женщины, досуг, модные тенденции в одежде и многие другие.

Для достижения цели программы предусмотрены занятия по декору интерьера по азам кулинарии, по экономике, психологии, экологии жилища. Весь курс делится на теоретическую и практическую части, и рассчитан на занятия по 4 часа в неделю. Как правило, практическим работам предшествуют лекции, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ.

В процессе занятий учащиеся занимаются выполнением эскизов, макетированием, исследовательской деятельностью, подготовкой творческих проектов.

Обучение осуществляется на основе дидактических методов: репродуктивного, прежде всего, объяснительно-иллюстративного, продуктивного, активно-проблемного, частично-поискового (эвристического), а также исследовательского.

Виды выполнений итоговой работы

Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога проводится в целях привития им навыков исследовательского характера в самостоятельном изыскании новых решений проблемных вопросов теории изучаемых дисциплин, закрепления и углубления



7

теоретических знаний, умений и навыков работы с литературой. Самостоятельная работа учащихся осуществляется по заданию и под руководством педагога с последующим представлением письменно выполненной работы на заданную тему.

Проект выполняется в целях расширения и закрепления теоретических знаний учащихся по теме курса. Еще одним видом отчётности является выполнение дизайн – папки по выбранной теме.

Учащиеся самостоятельно выбирают вид отчетности, тематику для итоговой работы.

Работа принимается при условии, что она выполнена в предложенном объёме, использовано не менее 2-х тем; работа представлена в установленный срок, в предложенной педагогом форме, с соблюдением стандартных требований к ее оформлению.

Итоговая форма отчетности – просмотр проектов учащихся с их защитой.

Информационное обеспечение программы.

Список литературы для учителя.

  1. Домоводство. – Москва,2009 год-252с.

  2. Кузьмина М. Азбука плетения. -: Эксмо, 2010-256с.

  3. Уткина Т. Чудесные кружева: техника фриволите – М.: Эксмо-пресс-2008-240.

  4. Азбука вязания на спицах и крючком. -М.: 2011 г. 180с.

  5. Овощеводство. Учебник для начального проф. Образования. – М.: Профобриздат, 2001-2002- 256с.

  6. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. – 2 издание. – М.: Детская литература. – 1989. – 367с.

  7. Н.Н. Ежова. Коммуникативные тренинги. – Ростов н./Д: Феникс, 2009. – 249с.

Рекомендуемая литература

- Ю.А. Боровков «Технический справочник учителя труда»

- А.М. Шепелев «Как построить сельский дом»

- О. Рябинина «Практические советы хозяину и хозяйке»

- Рогов О.П. «Энциклопедия народного умельца»

- Материалы журналов: «Школа и производство»

«Сделай сам»

«Советы домашнему мастеру»

- Л.Н. Рукавчук: «Энциклопедия этикета»

Список литературы для ученика

  1. Технология/ под редакцией Симоненко/ 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010

  2. Технология/ под редакцией Симоненко/ 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2010

  3. Технология/ под редакцией Симоненко/ 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2010

  4. Кулинария для всех. – Казань: Тат. Книжное издательство, 1989г.

  5. Азбука вязания на спицах и крючком, - М.: 1996 г.

  6. Трайтак Д.И. Сельскохозяйственный труд 5-7 класс – М.: Просвещение. 1987 г.

  7. Хозяину и хозяйке – Казань, Тат.Книжное издательство, 1992 г.

  8. Журналы «Крестьянка» - приложения к журналу «Мода в доме», «Ксюша», «Наша кухня», «Бурда»

8

Методическое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:

- Учебного кабинета технологии

- необходимого ручного инструмента и приспособлений для рукоделия,

- необходимого дидактического, раздаточного материала

- мультимедийный проектор

- ноутбук

- электронные диски

Примеры творческих проектов

  1. «Академия хозяйки»

  2. «Вышитая картина в современном интерьере»

  3. «Банкет-фуршет»

  4. «Дыхание цветов»

  5. «Кукла-травница»

  6. «Изонить. Волшебное творение рук»

  7. «Абажур для дачи»

  8. «Лоскутная пластика»

  9. Панно «На морском дне»

  10. «Подарок к свадьбе»

  11. «Полевы цветы»

  12. «Чаепитие»

  13. «Соломенное чудо»

  14. «Фартук»

  15. «Дом, где я – хозяйка»

  16. «Фантазии из шелковых ленточек»

  17. «Элемент интерьера»

  18. «Эффективный способ пошива скатерти и салфеток»



























9