СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа элективного курса предназначена для 6 класса.Программа  способствует развитию интереса к изучению физики.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса»





ПРОГРАММА

курса

«Физика и окружающий мир»





VI класс

Базовый уровень































2018-2019 учебный год

Составитель:

Франц И.Г., учитель физики I квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевская информационно-технологическая гимназия».



Рецензенты:

Рыкунова И.П., учитель физики высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевская средняя общеобразовательная школа №11»;

Капранова Г.В., кандидат педагогических наук, методист по учебным дисциплинам Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет».





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа элективного курса «Физика и окружающий мир» предназначена для обучающихся VI классов (17 часов в год, 0.5 часа в неделю).

Программа позволяет подготовить обучающихся к изучению физики в VII классе. Данный курс способствует развитию личности обучающегося средствами предмета физики: внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, объема оперативной памяти, логического и критического мышления, проектно-конструкторских умений, речи, умения грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, а затем выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира.

Актуальность данного курса заключается в некотором несоблюдении в современных школьных программах преемственности в формировании и развитии знаний, умений и навыков.

Понимая физику процессов и явлений, учащиеся с большим интересом изучают проявления этих процессов в животном и растительном мире (биология), характеристики поверхности земного шара, где эти процессы выражены наиболее ярко (география).

Особенность разработанной программы элективного курса в том, что она способствует достижению развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований, решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, подготовки докладов и других творческих работ.

Значимость такого курса в настоящее время чрезвычайно возросла. Она продиктована резким увеличением объема информации, в которую погружен современный школьник. Отрывочные, бессистемные сведения из самых разных областей естественных наук и техники перемежаются рассказами о мистическом проникновении в сущность вещей: в сознании современного школьника физическая реальность зачастую подменяется виртуальной. Вот почему так важно создать условия, при которых ребенок приобретает возможность получить адекватные представления о мире. Обучающиеся уже до 12 лет получат в школе адекватную возрасту информацию о явлениях окружающего мира и науки, которая является фундаментом других естественных наук.



Целью элективного курса «Физика и окружающий мир» является формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни; формирование первоначальных представлений о научном методе познания, развитие способностей обучающихся к исследованию: наблюдение, планирование и проведение эксперимента.

Задачи курса:

  • расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, экспериментов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества;

  • формирование экспериментальных умений;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.



Особенности курса:

  • повышает активность учащихся;

  • направлен на развитие способностей школьников использовать физические знания при решении физических задач;

  • способствует формированию и развитию учебно-познавательной компетенции;

  • создает условия для самостоятельной творческой работы;

  • повышает мотивацию обучения;

  • способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающийся должен иметь представление о:

  • физических явлениях и законах;

  • молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • строении атома;

  • современной науке и производстве, средствах связи;

  • о том, как люди познают окружающий мир;

  • роли автоматики, электроники, компьютеризации производства;

  • средствах связи и передачи информации.

Учащиеся должны знать:

  • правила ТБ при работе в кабинете физики;

  • название и назначение основного лабораторного оборудования;

  • основные операции физического эксперимента;

  • роль человека в изменении окружающей среды,

  • основные термины и понятия физики.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • обращаться с физическим оборудованием, выполнять простейшие физические операции;

  • уметь воспринимать основное содержание текстов, основную мысль;

  • проводить наблюдения, обрабатывать результаты измерений выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применять полученные знания для объяснения окружающих явлений,

  • приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях; вредного воздействия человека на окружающую среду;

  • проектировать пути решения экологических проблем;

  • кратко передавать содержание прочитанного или услышанного материала, строить собственное высказывание;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

VI класс

0,5 ч. в неделю, всего 17 ч.

1. Тела и вещества (7часов)

Масса. Плотность. Расчет плотности. Расчет массы и объема. Лабораторная работа «Определение массы тела с помощью рычажных весов». Решение задач на расчет массы, плотности и объема. Самостоятельная работа «Масса, плотность и объем».

2. Явления природы

2.1. Тепловые явления (4 часа)

Тепловые явления. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Проектная работа по теме «Тепловые явления». Защита проектных работ по теме «Тепловые явления».

2.2. Световые явления (5 часа)

Свет. Источники света. Тень и полутень. Линзы. Глаз и очки. Лабораторная работа по теме «Получение изображения при помощи линзы». Проектные работы по теме «Значение Световых явления в жизни человека, животных и растений». Тестирование по теме «Световые явления».

Обобщение изученного материала за курс 6 класса.

3. Обобщение материала (1час)



Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программного модуля (разделы, темы, программы)

Количество часов по рабочей программе

1.

Тела и вещества

7

2.

Явления природы

2.1.Тепловые явления


4

3.

2.2. Световые явления

5

4.

Обобщение материала

1

5.

Всего

17



КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

VI класс

(17 часов)

№ п/п (сквозной)

№ п/п в теме

Темы

По плану

Факти-чески

Приме-чание

1

2

3

4

5

6

1. Тела и вещества (7 часов)

1.

1.

Масса.

1ч.



2.

2.

Плотность.

1ч.



3.

3.

Расчет плотности.

1ч.



4.

4.

Расчет массы и объема.

1ч.



5.

5.

Лабораторная работа « Определение массы тела с помощью рычажных весов»

1ч.



6.

6.

Решение задач на расчет массы, плотности и объема.

1ч.



7.

7.

Самостоятельная работа «Масса, плотность и объем».

1ч.




2. Явления природы (9 часов)

2.1. Тепловые явления (4часов)

8.

1.

Тепловые явления.

Плавление и отвердевание.

1ч.



9.

2.

Испарение и конденсация.

1ч.



10.

3.

Проектная работа по теме «Тепловые явления»

1ч.



11.

4.

Защита проектных работ по теме «Тепловые явления»

1ч.



2.2. Световые явления (5часов)

12.

1.

Свет. Источники света.

Тень и полутень.


1ч.



13.

2.

Линзы. Глаз и очки

1ч.



14.

3.

Лабораторная работа по теме «Получение изображения при помощи линзы»

1ч.



15.

4.

Проектные работы по теме «Значение Световых явления в жизни человека, животных и растений»

1ч.



16.

5.

Тестирование по теме «Световые явления»

1ч.



3. Обобщение материала (1 час)

17.

6.

Обобщение изученного материала за курс 6 класса

1ч.





Литература

1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Методическое пособие 5-6 классы. – М.:Дрофа, 1998.

2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Учебник 5-6 классы. – М.: Дрофа, 2011.

3. Физика. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь. Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А.– 2012, 64 с.

4. Физика. Химия. 6 класс. Рабочая тетрадь. Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А. – 2013, 112с.

  1. Физика. 7 класс. Задачник. Артеменков Д.А., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. – 2011, 47 с.

6. Тесты по физике. 7 класс к учебнику Перышкина А.В. «Физика. 7 кл. Чеботарева А.В.» – 2014, 176 с.

7. Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. – Минькова Р.Д., Иванова В.В. – 2013, 32с.



Учебное оборудование:

  1. компьютер с подключением к Интернету;

  2. печатная продукция (книги, лабораторные работы, и т. д.);

  3. оборудование кабинета физики.