МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №2 многопрофильная».

Программа элективного курса
Математические методы в физике
10 класс (17 часов)
Автор: Никулицаа И.В.
Нижневартовск
2017
Пояснительная записка
Одной из актуальных задач современной школы является обеспечение прочного усвоения научного мировоззрения, формирования способов умственных действий.
Кроме того, в старшей школе среди приоритетных задач профильного обучения есть подготовка к осознанному выбору профессии и продолжению образования в высших учебных заведениях.
Как показала практика, очень важно научить учащихся применять полученные знания к решению физических задач. Основы глубоких и прочных знаний, умений и навыков, учащихся при решении физических задач составляет математическая подготовка учащихся, их умение применять математические методы к решению физических задач.
Целью данного курса является систематизация, обобщение и углубление знаний учащихся по применению математических методов к решению физических задач.
Основные задачи:
- установление межпредметных связей между курсами физики и математики;
- актуализация знаний по отдельным темам курса математики;
- систематизация математических методов и подходов к решению физических задач;
- формирование умений применять различные математические методы к решению физических задач разного типа.
Данный курс необходим учащимся, желающим продолжать свое обучение в 10 классе, в колледже.
Приоритетными формами учебных занятий должны стать занятия, предполагающие активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, работа в группах, парах, взаимообучени.
Итоговое занятие по программе курса может быть проведено в форме самостоятельной работы или теста.
Содержание
1. Способы представления информации: табличный, графический, схематический, аналитический, вербальный. Преобразование информации из одного вида в другой. Использование данных способов при задании условия задачи и решении.
2. Стандартная запись числа. Действия со степенями при алгебраических преобразованиях. Применение действий со степенями в расчетах физических задач: сложение, умножение, деление, возведение в степень, извлечение квадратного корня. Приближение вычисления в физике.
3. Скалярные и векторные величины в физике. Скалярные и векторные выражения в физике. Правила сложения векторов. Решение задач по темам: «Относительность движения», «Принцип суперпозиции в физике». Проекции векторов на оси координат.
4. Графики функций линейных и квадратичной зависимости. Графический метод в описании физических процессов и решении физических задач. Графическая иллюстрация физических закономерностей. Прямая и обратная пропорциональность.
5. Уравнения в физике. Описание физического процесса с помощью уравнения.
6. Измерения: прямые и косвенные. Относительная и абсолютная погрешность. Построение графиков зависимостей физических величин с учетом погрешностей.
7. Применение тригонометрических функций к описанию периодических, физических процессов. Решение задач на применение тригонометрических уравнений.
Учебно-тематический план
Математические методы в физике
Дата | № | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
лекция | практическая |
| 1 | Способы представления информации: табличный, графический, схематический, аналитический, вербальный. | 1 | |
| 2-3 | Действия со степенями при алгебраических преобразованиях. | | 2 |
| 4 | Скалярные и векторные величины в физике. | | 1 |
| 5 | Правила сложения векторов. Решение задач по физике векторными методами. | | 1 |
| 6 | Решение задач по теме: «Относительность движения». | | 1 |
| 7 | Проекция вектора на координатные оси. Решение задач «Основы кинематики». | | 1 |
| 8 | Решение задач «Основы динамики». | | 1 |
| 9 | Метод векторных диаграмм. Решение задач на тему: «Закон ОМА», | | 1 |
| 10 | Графический метод в описании физических процессов и решении физических задач | | 1 |
| 11-12 | Уравнения в физике . Описание физических процессов с помощью уравнений. Решение задач по теме: «Кинематика», «Механические колебания», «Волны». | | 2 |
| 13-14 | Применение тригонометрических функций к описанию периодических физических процессов «Механические колебания». | 1 | 1 |
| 15 | Измерения - Прямые и косвенные | 1 | |
| 16 | Относительная и абсолютная погрешность. Построение графиков. | 1 | |
| 17 | Обобщающий урок. Анализ работы с тестом. | | 1 |
| | | ВСЕГО | 17 часов |
Литература:
1. А. П. Рымкевич, Сборник задач по физике, М. Просвещение, 2005 г.
2. А. Х. Мордкович, Математика.
3. В. А. Гусев, математика, М. Просвещение 2002 г.
4. В. В. Иванов. Индивидуальная работа учащихся при решении задач.
5. Г. Н. Степанова. Задачи по физике, Дрофа, 2004 г.
6. Г. Н. Степанова. Методические пособия. Дрофа, 2004 г..
7. Приложения к 1 сентября. Физика «Задачи из-за кордона» № 13, 2002 г., стр. 14.
8. Физика в школе № 4, 2003 г.