СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Эрудит" для 4 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Эрудит" для 4 класса»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Убинская средняя школа №2»



Рассмотрено: Согласовано:

На заседании ШМО зам. Директора по ВР

Протокол № 1 ________Латыш Е.А.

Руководитель ШМО «____»____2018г.

_______Глек Н.Н.

«___»____2018г.







Рабочая программа по внеурочной

деятельности

« Эрудит»


(4 класс )

(общеинтеллектуальное направление)




Автор-составитель

Князева Т.А.

Учитель начальных классов







с.Убинское

2018 г.





Пояснительная записка


Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, заложить фундамент творческой личности, закрепить нравственные нормы поведения в обществе, формировать духовность. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир.

Задачи:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;

  • выявление и поддержка одаренных учащихся;

  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

  • закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;

  • развитие устной и письменной связной речи учащихся;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;

  • обучение приемам поисковой и творческой деятельности.


Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Организация кружка «Эрудит» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.

Занятия в кружке позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах. Учительская задача состоит в том, чтобы вооружить учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умением отзывчато и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Содержательно-логические задания на базе изучаемых предметов в начальной школе, материал, повышающий интерес к предметам, дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки. Это создаёт условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов. Загадки активизируют мышление ребёнка и помогают успешнее решать задачу его всестороннего развития. Ведь загадки - это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдения за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Кроссворды, составленные по одному литературному произведению, не вызывают больших сложностей при разгадывании. Нивелировать кажущуюся сложность литературных кроссвордов призваны так называемые «Кроссворд-тесты». При ответе на вопросы из трёх возможных вариантов нужно выбрать правильный. К тому же в данном случае ребёнок может найти нужное слово методом подбора, и в этом нет ничего плохого. Успешность учёбы в школе зависит от уровня развития интеллекта учащегося. Интеллект по-разному развивается в процессе учёбы. Его можно оценить в процессе тестирования, во время интеллектуальной игры. Интеллектуальная игра - такая игра, где успех достигается прежде всего за счёт мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения таких игр разнообразны: проверить уровень полученных знаний; стимулировать самостоятельное изучение материала (чтение литературы, посещение музея, консультации специалистов и т. д. ).

Общая характеристика программы «Эрудит»

Программа кружка «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность. Курс «Эрудит» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык». Основные виды деятельности на занятиях кружка: игровая, познавательная.

Основные разделы программы «Эрудит»:

1.Правила поведения в школе.

2. Правила дорожного движения.

3. Природа вокруг нас.

4. Логика, задания на внимание.

5. Познавательные игры и занятия.

6. Интеллектуальные игры.

7. Занимательная математика и геометрия.

8. Литературные викторины и конкурсы.

9. Занимательная грамматика.

10.Проектная деятельность.

Принципы построения программы.

1) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

2) увеличение объёма материала;

3) наращивание темпа выполнения заданий;

4) смена разных видов деятельности.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Главной задачей обучения детей по программе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Эрудит» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как курс «Эрудит» является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти уме­ния применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Вид программы.

Модифицированная.

Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

  • развитие речи.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Таким образом, целью обучения программе является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, интеллектуальная и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Место программы внеурочной деятельности «Эрудит» в учебном плане.


Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей и адаптирована для учащихся начальной школы.

Возраст детей: 10 лет.

Сроки реализации: 1 год, 68 часов в учебный год, 2 часа в неделю по 30-40 минут.


Требования к результатам освоения программы «Эрудит»

Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.

  • Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).



Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта самостоятельно; работа по плану, проверка своих действий, при необходимости исправление ошибок; использование основных и дополнительных средств; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок.

Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.

Планируемые результаты изучения курса.

Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.

Ожидаемые результаты.

  • Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.

  • Рост личностных достижений.

  • Создание атмосферы успеха.

  • Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.

  • Накопление опыта творческой деятельности.

  • Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру.


Структура курса. 1 год обучения –68 ч.


Основные блоки

Количество часов

УДД


Всего

Теория

Практика

1

Правила поведения в школе.

1

1

  -

Использовать знание норм и требований школьной жизни, пользоваться правилами и выполнять обязанности ученика.

2

Правила дорожного движения

1

1

-

Воспитание дисциплинированности на улицах и культуры поведения пешехода.

3

Природа вокруг нас.

17

12

5

Развитие познавательного интереса учащихся к природе.

Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

 


4

Логика, задания на внимание.

4

2

2

Развитие концентрации и переключения внимания;
развитие логического мышления; развитие кратковременной памяти;
развитие пространственного мышления.

5

Познавательные игры и занятия

7

7

-

Совершенствовать мыслительные операции; развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи.


6


Интеллектуальные игры




5



4


1

Развитие воображения как основы творческой деятельности; развитие у детей образной памяти, внимания, формирование в процессе игр нестандартного мышления.



7


Занимательная математика и геометрия


16

7

9

Совершенствовать мыслительные операции; развивать аналитические способности, умение решать нестандартные задачи.


8


Литературные викторины и конкурсы



5




5


-

Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.


9


Занимательная грамматика



7



5


2


Воспитание интереса к изучению родного языка, стремление углублять, систематизировать и расширять свои знания по русскому языку.


10


Проектная деятельность





4



-


4




Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.



ВСЕГО

67ч +1ч

44ч

23








4.Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения (68 часов)

Дата

Тема

БНЦ

Ключевые воспит. задачи

Форма зан-я

Плани-руем. рез-т

Про-дукт

1

Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). Загадки о школе. Игра «Собери пословицы о школе». Кроссворд на школьную тематику.

наука

расширить кругозор младших школьников;прививать любовь к знаниям

Игра

2


2

Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». Интеллектуально-познавательная игра.

наука

формирование знаний детей по правилам дорожного движения,

Игра

2


3

Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм.

Наука;

труд и творчество

развивать у детей сообразительность, учить разгадывать ребусы

Игра

2


4



Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка.

наука

Игра

2


5-6

Проект: «Создание календаря исторических событий»

Наука;

труд и творчество

умение работать в коллективе.

2

3


Проект

7

Игра «Юный эколог». Интеллектуальная игра по станциям и маршрутному листу.

природа

развивать у учащихся интеллект, систематизировать наблюдения в природе

Игра

2


8

Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков.

природа

формирование экологических знаний и экологической культуры

Беседа-практикум

3

Рису-нок

9

Мероприятие « Книга – лучший друг». Экскурсия в библиотеку. Загадки. Литературный кроссворд. Ремонт книг.

искусство и литература

развивать интерес к чтению,

формировать потребность регулярного чтения книг

Экскур-сия

Беседа-практикум


2


10


Познавательная игра «Пословицы в картинках». Распознавание пословиц по картинкам к ним.

наука

способствовать обогащению словарного запаса детей,

прививать любовь к устному народному творчеству

Игра

2


11


Математические загадки.

наука

учить устанавливать причинно- следственные связи, формирование логического мышления, развивать интерес к точным наукам

Беседа-

практикум

2


12

Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах.

наука

прививать интерес к точным наукам,

-расширять кругозор детей

Виктори-на

2


13-14


Проект « Числа вокруг нас»

наука

прививать интерес к точным наукам,

расширять кругозор детей

Практическое занятие.

3

Проект

15


Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов». Закрепление умения составлять кроссворды, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы.

природа

учить составлять кроссворды,

развивать логическое мышление,

способствовать обогащению словаря

Практическое занятие.

2

Кроссворд

16


Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Просмотр презентации. Загадки о лесе. Кроссворд. Определение птиц по их голосам.

природа

развивать у детей любовь к природе,

формировать экологические знания,

прививать чувство ответственности за сохранность природных богатств

Беседа

Презента-ция

2


17


Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Игра-презентация.

искусство и литература

прививать любовь к литературе,

-развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь)

Игра-презента-ция.

2


18


Игра «Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям.

искусство и литература

побуждать к чтению народных и авторских сказок,

-расширять словарный запас, прививать культуру речи

Игра

2


19


«Кто лучше знает падежи?». Интеллектуальная игра

наука

формирование интереса к изучению русского языка

Игра

2


20


История появления денег. Тематическое занятие. Презентация. Загадки о деньгах из детских литературных произведений.

наука

способствовать расширению кругозора детей,

развивать познаватель-ную активность

Беседа

2


21


Викторина «Мир, в котором мы живем». Загадки и вопросы по программе «Окружающий мир».

природа

способствовать расширению кругозора детей,

актуализация знаний по предмету «Окружающий мир»

Виктори-на

2


22


КВН «Во саду ли, в огороде». Задания и загадки об овощах и ягодах

природа

развивать интерес к садово-огородному делу,

развитие устной речи, чувства юмора,

воспитывать любовь к природе

КВН

2


23


«Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра.

наука

развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку

Игра

2


24


Конкурс «Её величество – МАТЕМАТИКА». Математические задачи, задачи на логику, внимание.

наука

прививать интерес к точным наукам, формирование общеучебных умений и навыков, развивать речь, внимание, мышление, воображение

Практическое занятие.

2


25


Час занимательной математики. Занимательные задачи по математике

наука

прививать интерес к точным наукам, развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку

Практическое занятие.

3


26


Игра-путешествие «На глубине океана».

природа

углублять знания детей о растительном и животном мире океанов и морей, развитие познавательной активности, формирование любви к природе

Игра

2


27


Путешествие в космос. Мини-проект.

природа

формирование представлений о космосе и космонавтике, развитие любознательности

Практическое занятие.

3

Проект

28


Викторина «Удивительные деревья». Викторина на выявление и закрепление знаний о деревьях и кустарниках.

природа

воспитывать любовь к природе и охране окружающей среды

Виктори-на

2


29


Игра-путешествие «История появления транспорта». Просмотр презентации по теме. Загадки. Кроссворд по теме.

наука

расширять представление детей о времени,

формирование познавательной активности

Игра

2


30


История родного села. Экскурсия в краеведческий музей

искусство и литература

расширение знаний об истории села, известных людях села

Экскур-сия

2


31


Аукцион знаний. Интеллектуальная игра.


способствовать расширению кругозора детей,

развивать психические процессы (память, внимание, мышление)

Игра

2


32


Словесные раскопки. История возникновения слов

наука

познакомить учащихся со словарями, учить с ними работать,

учить находить необходимую информацию в сети интернет

Беседа

1


33


«Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра. Загадки. Ребусы. Конструирование из геометрических фигур

наука

развивать у учащихся интеллектуальные способности,

систематизировать знания по начальной геометрии

Практическое занятие.

2


34


«Рождается внезапная строка». Речетворческий тренинг.

искусство и литература

способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, развивать психические процессы (память, внимание, мышление)

Беседа

Практическое занятие.

2-3


35


В гостях у любимой книги. Экскурсия в библиотеку. Викторина по знаниям детской литературы

искусство и литература

формировать потребность регулярного чтения книг,

расширять кругозор детей,

учить находить необходимую информацию в книгах

Экскур-сия

2


36


Конкурс рисунков «Моя планета». Рисунки на экологическую тематику

природа

формирование экологических знаний и экологической культуры

Практическое занятие.

3

Выставка

37


Турнир смекалистых. Интеллектуальная игра на знание математики .

наука

развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку

Игра

2


38


Шкатулка с богатствами русского языка. Познавательная игра.

искусство и литература

воспитывать уважение и любовь к родному языку,

развивать речь, воображение,

формировать познавательную активность

Игра

2


39


Математические головоломки. Интеллектуальная игра.

наука

прививать интерес к точным наукам,

развивать интеллектуальные способности

Игра

2


40


«Сочини математическую сказку». Творческий конкурс

наука

прививать интерес к точным наукам,

развивать творческое мышление и воображение

Практическое занятие.

3

Сказка

41


Эти забавные животные. Познавательная игра. Конкурсы.

природа

развивать у детей любовь к природе,

прививать чувство ответственности за сохранность животного мира

Игра

2


42


Игра на внимание «Вставь нужное слово». Задания на внимание

наука

способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления

Практическое занятие.

3


43


Литературная игра «Путешествие в мир детской литературы». Игра по станциям. Загадки, задания, рисунки

искусство и литература

прививать любовь к литературе,

развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Игра

2


44


Можно ли сломать язык? Знакомство и работа со словарем С.И.Ожегова

наука

прививать любовь к родному языку,

расширять кругозор учащихся

Беседа

1


45


«В космическом пространстве». Просмотр видеоматериалов. Обсуждение. Викторина.

природа

способствовать расширению кругозора детей в области космоса и космонавтики

Виктори-на

2


46


Весёлая геометрия. Задания в стихах

наука

способствовать расширению кругозора детей,

актуализация знаний по начальной геометрии

Игра

2


47


Загадки природы. Викторина

природа

развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление,

формировать познавательную активность

Виктори-на

2


48


Потерянное слово. Игра на внимание.

искусство и литература

развивать сообразительность, логическое мышление, внимание

Игра

2


49


Веселый диктант на внимание.

наука

развивать внимание, сообразительность, логическое мышление

Практическое занятие.

3

диктант

50


Математические загадки. Задачи в стихах, задачи-шутки

наука

учить устанавливать причинно-следственные связи,

формирование логического мышления

Игра

2


51


«По следам событий». Сочинения-миниатюры

искусство и литература

учить устанавливать причинно-следственные связи

Практическое занятие.

3

Сочи-нение

52


«Мир вокруг нас». Викторина на знание окружающего мира.

природа

воспитывать любовь к природе и охране окружающей среды

Виктори-на

2


53


«Кто лучше знает падежи?». Интеллектуальная игра.

наука

формирование познавательной активности, развитие психических процессов,

формирование интереса к изучению русского языка

Игра

2


54


«Мои знаменитые земляки». Мини-проект.

наука

формирование познавательной активности, развитие психических процессов,

прививать общеучебные умения и навыки,

формирование интереса к изучению русского языка

Практическое занятие.

3

проект

55


Викторина «В мире насекомых». Просмотр презентации о мире насекомых.

природа

развивать у детей любовь к природе,

прививать чувство ответственности за сохранность животного мира

Виктори-на

2


56


Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». Значение воды в жизни людей и животных. Просмотр презентации. Обсуждение. Кроссворд

природа

формирование экологических знаний и экологической культуры

Беседа

практикум

2


57


Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…». Загадки и сказочные конкурсы. Конкурс рисунков по сказкам.

искусство и литература

прививать интерес к чтению сказок, формировать потребность регулярного чтения книг

Беседа

практикум

3

Выставка

58


Игра «Буква потерялась». Познавательная игра на закрепление знаний орфографии.

наука


Игра

2


59


Математика – царица наук. Викторина. Математические задачи в стихах. Ребусы. Рисование по цифрам

наука

прививать интерес к точным наукам,

расширять кругозор детей

Виктори-на

2


60


Математические лабиринты. Задания на решение примеров, задач, прохождение лабиринтов на картинке.

наука

прививать интерес к точным наукам,

расширять кругозор детей

Практическое занятие.

3


61


Познавательная игра «История появления часов». Просмотр презентации. Загадки о времени и часах

искусство и литература

расширять представление детей о времени, развивать воображение, фантазию

Игра

2

Загад-ки

62


«Природа родного края». Животный и растительный мир области. Лекарственные растения, их назначение

природа


Беседа

Практическое занятие

3

альбом

63


Устный журнал «Пословица всем углам помощница». Презентация «Пословицы в картинках». Обсуждение пословиц, их значения. Задание: собери пословицу.

искусство и литература,

наука


Беседа

презентация

2


64


История математической олимпиады «Кенгуру»

наука

формировании у детей мотивации к

обучению,

ориентиро-ваться в информацион-ном

пространстве

Беседа

2


65 -66


Решение заданий конкурса "Кенгуру" прошлых лет.

наука

формирование логического мышления, развивать интерес к точным наукам

Практическое занятие.

3


67


Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология

наука

соблюдать орфографические и орфоэпические нормы языка;

создавать тексты по заданным темам

Практическое занятие. Проверочный тест

3


68


Итоговое занятие кружка


подвести итоги работы кружка за год,

диагностика познаватель-ных процессов младших школьников

Беседа

практикум

2



Итого: 68 ч