Муниципальное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Теплый дом»
Беловского городского округа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКУ СРЦН «Теплый дом»
_____________
«____»_________________2016 г.
Программа
«ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ»
Белово 2016
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………. 3
Тематическое планирование …………………………………………… 8
Содержание программы………………………………………………… 10
Ключевые слова…………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………… 21
Пояснительная записка
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно семья является социальным институтом, в котором ребенок начинает формироваться как личность, впитывая в себя традиции, правила и нормы человеческих отношений. И если в семье неблагополучно, то и процесс социализации ребенка будет затруднен.
В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на нравственное здоровье семьи. Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.
В связи с этим актуальным стало создание активно действующей системы государственной поддержки семьи. Ответственному родительству, как и всем видам деятельности, надо учиться. В этих условиях все более необходимым становится психолого-педагогическое сопровождение семьи. Как известно, семьей невозможно управлять извне, семьей невозможно руководить со стороны, а сопровождение семьи возможно и необходимо.
Программа направлена на сохранение и укрепление нравственного, психического и социального здоровья детей через формирование установок ответственного родительства.
Психологическая работа по профилактике семейного неблагополучия призвана содействовать созданию в семье атмосферы взаимопонимания, позволит повысить у родителей уровень эмоционального и социального интеллекта. Даст возможность родителям и воспитанникам получить психолого-педагогическую помощь, будет способствовать разрешению личностных проблем, позволит добиться укрепления семейных ценностей, а также формирования позитивного образа семьи.
Программа «Гармония в семье» ориентирована на оказание социально-психологических услуг детям и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Данная программа сочетает комплексное взаимодействие психолога с детьми и родителями, предусматривает профилактическую работу на нескольких уровнях внутрисемейных коммуникаций, минимизируя риск развития негативных форм детско-родительских отношений. Ориентирована на просветительскую и консультативную работу с педагогами СРЦН «Теплый дом» по работе с семьей.
Новизна программы заключается в использовании нового подхода к развитию эмоциональной и поведенческой сферы, социального интеллекта. В данной программе использован комплексный подход работы с семьей. В ходе работы используются методики и технологии, позволяющие оптимизировать эффект социальной реабилитации семей и детей, относящихся к группе риска.
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
восстановление и сохранение семейных связей, коррекция
межличностных внутрисемейных отношений;
повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
осознание внутрисемейных проблем и родительских стереотипов.
развитие навыков позитивного общения родителя и ребенка.
Адресатами программы являются родители и воспитанники, нуждающиеся в оказании социальных услуг и поддержке семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Срок реализации программы 3 месяца, рассчитана на 24 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий от 30 до 60 минут.
Гармонизация детско-родительских отношений в процессе реализации программы осуществляется через тренинговые занятия. Тренинги содержат:
консультации-практикумы, лекции, памятки, рекомендации, беседы, диагностику, встречи, ролевые игры, игротерапию, релаксацию, телесно-ориентированную терапию, упражнения на самопознание.
В ходе реализации программы проводится диагностика до, во время и после мероприятия, с целью получения необходимых данных для эффективности реализации программы.
Критерии результативности
1. Повышение уровня психологической комфортности в семьях, что является важнейшим условием первичной профилактики асоциального поведения детей.
2. Усиление мотивации родителей к семейному воспитанию здорового ребенка.
3. Повышение самооценки своего отношения к настоящему и будущему родительству.
Ожидаемый результат:
Для семьи:
гармонизация детско-родительских отношений;
формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию
с ребенком на разных этапах его развития;
Для родителей:
формирование навыков конструктивного поведения;
осознание родительской роли и обязанностей;
совершенствование родительской эффективности в воспитании;
безусловное принятие ребенка;
Для ребенка:
готовность к позитивным контактам со взрослыми;
овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
формирование позитивного образа семьи;
получение опыта принятия, поддержки;
решение актуальных проблем развития.
Риски:
При реализации программы необходимо учитывать то, что возможно семьи не смогут в полном объеме пройти программный материал. Этому могут препятствовать ряд трудностей:
- реализация программы не в полном объеме (воспитанник возвращается в семью);
- нежелание семьи работать в группе;
- неустойчивая работоспособность всех членов семьи, высокая утомляемость.
Возможность преодоления рисков:
- продолжение реализации программы в семье;
- использование индивидуальной и подгрупповой форм работы;
-модифицирование содержания мероприятий, коррекция продолжительности по времени.
Структура программы:
Программа состоит из трех блоков:
Блок I. «Ребенок. Как с ним общаться?»
Цель: формирование навыков адекватного общения родителей с ребенком.
Этот блок посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, как правильно разрешать конфликты с ребенком, возрастные особенности. В основу практических заданий вошли методики выявляющие особенности детско-родительских отношений, некоторые упражнения с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие чувства родительской любви.
Блок II.«Детско-родительские отношения»
Цель: оптимизация внутрисемейных отношений
Этот блок направлен на изменение установок и стереотипов поведения родителей; на развитие у них конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми, а так же на повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей. Детско-родительские мероприятия необходимы при каждом переходе ребенка в новую возрастную группу, когда у него появляется возможность и желание общаться с окружающими по-новому, из более взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ними «более детский» стиль взаимодействия.
Блок III. «Мы строим семью!»
Цель: изменение родительских позиций; гармонизация стиля воспитания.
Тренинг направлен на выработку адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций, усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта и совместную деятельность.
Тематическое планирование рабочей программы «Гармония»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, профилактика семейного неблагополучия.
№ | Темы занятий |
Блок I. «Ребенок. Как с ним общаться?» |
1. | Тренинг «Поговори со мною, мама» |
2. | Тренинг «Прогулка вслепую» |
3. | Тренинг «Тренинг семейных отношений». |
4. | Тренинг «Формированиепозитивного настроя» |
5. | Тренинг «Я и мой ребенок» |
6. | Тренинг «Пообщаемся друг с другом» |
7. | Тренинг «Что и, как и мы говорим нашим детям» |
8. | Тренинг «Учимся понимать друг друга» |
Блок II. «Детско-родительские отношения» |
9. | Тренинг «Я люблю тебя малыш!» |
10. | Тренинг «Я хороший родитель» |
11. | Тренинг «Я и моя мама» |
12. | Тренинг «Всегда и везде вместе» |
13. | Тренинг «Инвентаризация проблем» |
14. | Тренинг «Мой ребенок» |
15. | Тренинг «Пойми меня» |
16. | Тренинг «Моя семья – моя крепость» |
Блок III. «Мы строим семью!» |
17. | Тренинг «Родительские установки – жизненный сценарий ребенка» |
18. | Тренинг «Влияние психологического климата в семье на ребенка» |
19. | Тренинг «Как мы чувствуем друг друга». |
20. | Тренинг «За что меня любит мама» |
21. | Тренинг «Формирование у детей положительных эмоций» |
22. | Тренинг «Снятие вербальной агрессии у детей» |
23. | Тренинг «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…» |
24. | Тренинг «Наша дружная семья» |
Содержание программы
Тренинг №1
«Поговори со мною, мама»
Цель: развитие навыков позитивного общения со своим ребенком.
1. Ритуал приветствия «Меня зовут…»
2. Тест «АСТ»
3. Мини-лекция «Как говорить с детьми»
4. Упражнение «Собери пиктограмму»
5. Игра «Учебные примеры»
6. Упражнение «Отработка умений и навыков»
7. Мини-лекция «Дисциплина»
8. Рефлексия
Тренинг №2
«Прогулка вслепую»
Цель: улучшение самочувствия при межличностном общении.
1. Ритуал приветствия «Это Я…»
2. Разминка «Путаница»
3. Упражнение «Прогулка вслепую»
4. Упражнение «Напряжение и расслабление»
5. Упражнение «Угадай желание»
6. Упражнение «Подарок»
7. Рефлексия
Тренинг №3
«Тренинг семейных отношений»
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.
1. Ритуал приветствия «Знакомство»
2. Разминка «Прищепка»
3. Упражнение «Ассоциации»
4. Упражнение «Отгадай эмоции»
5. Арт - упражнение «Веселая клякса»
6. Упражнение «Я и моя семья»
7. Упражнение «Я умею, я могу»
8. Рефлексия
Тренинг №4
«Формирование позитивного настроя» Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми,
изменение родительских позиций, гармонизация стиля воспитания, формировать у каждого участника навыки поддержки детей.
1. Ритуал приветствия «Здравствуйте меня зовут…»
2. Разминка «Я - Ребенок»
3. Тест «Анализ семейного воспитания»
4. Арт - упражнение «Волшебный камень»
5. Упражнение «Позитивные установки»
6. Игра «Без слов»
7. Упражнение «Комплименты»
8. Рефлексия
Тренинг №5
«Я и мой ребенок»
Цель: улучшение понимания родителями своего ребенка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов друг друга.
1. Ритуал приветствия «Я пришел сюда…»
2. Игра-разминка «Здороваемся передвигаясь»
3. Тест «ОРО»
4. Игра «Аборигены и инопланетяне»
5. Упражнение «Поругай и похвали»
6. Мозговой штурм. «Правила «поглаживаний»
7. Работа с конфликтной ситуацией
8. Рефлексия
Тренинг №6
«Пообщаемся друг с другом»
Цель: формирование у каждого из участников тренинга чувства эмпатии.
1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся» 2. Игра-разминка «Постукивающий массаж» 3. Упражнение «Коробка переживаний» 4. Упражнение «Круг общения» 5. Арт - упражнение «Художники-натуралисты» 6. Упражнение «Пирамида» 7. Упражнение «Ромашка из ладошек» 8. Рефлексия
Тренинг №7
«Что и, как и мы говорим нашим детям»
Цель: выработка адекватных способов общения родителя с ребенком.
1. Ритуал приветствия «Нестандартное приветствие»
2. Упражнения «Качества»
3. Упражнение «Барьеры слушания»
4. Мини-лекция «Что и, как и мы говорим нашим детям»
5. Упражнение «Коридор»
6. Упражнение «Озеро покоя» (релаксация)
7. Рефлексия
Тренинг №8
«Учимся понимать друг друга»
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
1. Ритуал приветствия «Здравствуйте, меня зовут…»
2. Разминка «Перебежки»
3. Упражнение «Хвасталки»
4. Упражнение «Пословицы»
5. Упражнение «Хорошо и плохо»
6. Упражнение «Руки»
7. Релаксация «Очищение от тревог»
8. Рефлексия
Тренинг №9
«Я люблю тебя малыш!»
Цель: гармонизация взаимоотношений «родитель – ребенок».
1. Ритуал приветствия «Снежный ком»
2. Упражнение «Дождик»
3. Упражнение «Яйцо»
4. Арт-техника «Совместный рисунок»
5. Упражнение «Спасибо»
6. Рефлексия
Тренинг №10
«Я хороший родитель»
Цель: развитие навыков визуализации и саморегуляции, получение обратной связи о результатах работы в ходе тренинга.
1. Ритуал приветствия «Руки вверх»
2. Разминка «Поросячьи бега»
3. Упражнение «Чемодан»
4. Упражнение «Я хороший родитель потому что…».
5. Упражнение на развитие навыков саморегуляции
6. Упражнение «Прощание разными способами»
7. Рефлексия
Тренинг №11
«Я и моя мама»
Цель: гармонизация отношений в системе «родитель-ребенок».
1. Ритуал приветствия «Роза»
2. Упражнение «Волшебный сад»
3. Игра «Узнай меня по голосу»
4. Пальчиковая гимнастика «Розы в саду»
5. Арт-терапия «Цветок Розы»
6. Игра «Добрые слова»
7. Игра «Закончи предложение»
8. Игра «Солнечным зайчиком»
9. Рефлексия
Тренинг №12
«Всегда и везде вместе»
Цель: создание условий для эмоционального сближения членов семьи.
1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»
2. Разминка «Слепой и поводырь»
3. Упражнение «Неваляшка»
4. Упражнение «Нехочухи»
5. Арт - упражнение «Беседа одним карандашом»
6. Ролевая игра «Ситуации» 7. Упражнение «Самоуважение» 8. Рефлексия
Тренинг №13
«Инвентаризация проблем»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия.
1. Ритуал приветствия «Имя прилагательное»
2. Упражнение «Правила группы»
3. Разминка «Щепки плывут по реке»
4. Упражнение «Инвентаризация проблем»
5. Упражнение «Идеальный родитель и ребенок»
6. Упражнение «Наши эмоции»
7. Рефлексия
Тренинг №14
«Мой ребенок»
Цель: укрепление детско-родительских отношений.
1. Ритуал приветствия «Здравствуй, добрый человек!»
2. Игровое упражнение «Угадай, родителя по руке»
3. Упражнение «Хвасталки»
4. Упражнение «Мой ребенок»
5. Упражнение «Соломинка на ветру»
7. Рефлексия «Продолжи предложение»
Тренинг №15
«Пойми меня»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье.
1. Ритуал приветствия «Как тебя звать»
2. Упражнение «Портрет»
3. Разминка «Пойми меня»
4. Упражнение «Ладошки»
5. Упражнение «Водитель»
6. Арт - упражнение «Совместный рисунок»
7. Упражнение «Подарок»
8. Рефлексия
Тренинг №16
«Моя семья – моя крепость»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
1. Ритуал приветствия «Поздоровайся без слов»
2. Упражнение «Цвет моего настроения»
3. Игра «Молекулы»
6. Упражнение «Самый-самый»
7. Игра «Я иду искать»
8. Арт-терапия. Рисование в парах «Мы вместе»
9. Упражнение «Цвет моего настроения»
10. Рефлексия
Тренинг №17
«Родительские установки – жизненный сценарий ребенка»
Цель: изменение неадекватности родительских позиций; гармонизация стиля воспитания.
1. Ритуал приветствия «Презентация ребенка»
2. Тест «Рисунок семьи»
3. Упражнение «Ребенок в нас»
4. Упражнение «Родительские установки»
5. Упражнение «Памятник чувству»
6. Упражнение «Дисциплина»
7. Ролевая игра «Дисциплина»
8. Ритуал завершения тренинга
9. Рефлексия
Тренинг №18
«Влияние психологического климата в семье
на ребенка»
Цель: выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций.
1. Ритуал приветствия «Как тебя зовут»
2.Разминка «Искра»
3. Упражнение «Карандашик»
4. Упражнение «Погружение в детство».
5. Мини-лекция «Роль психологического климата в семье»
6. Упражнение «Зато он…»
7. Анкетирование родителей на тему «Психологический климат в семье»
8. Рефлексия
Тренинг №19
«Как мы чувствуем друг друга»
Цель: гармонизация эмоциональных связей в семье.
1. Ритуал приветствия «Ирина – интересная»
2. Арт - упражнение «Семейный герб и гимн»
3. Упражнение «Найди свою маму»
4. Упражнение «Любящие родители»
5. Упражнение «В магазине зеркал»
6. Игра «Дракон кусает свой хвост»
7. Релаксация «Разговор с деревом» 8. Рефлексия
Тренинг №20
«За что меня любит мама»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
1. Ритуал приветствия «Связующая нить»
2. Упражнение «Три имени»
3. Арт-техника «Совместный рисунок»
4. Игра «Перефразируй»
5. Упражнение «Передай по кругу»
6. Упражнение «За что меня любит мама»
7. Упражнение «Эффективное взаимодействие»
8. Игра «Оле Неле Нишиков»
9. Арт-техника «Ладошки»
10. Рефлексия
Тренинг №21
«Формирование у детей положительных эмоций»
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.
1. Ритуал приветствия «Пожелания»
2. Разминка «Подари улыбку»
3. Упражнение «Продолжи фразу»
4. Мини-лекция «Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка»
5. Упражнение: «Лото настроений»
6. Ознакомление родителей с играми для развития эмоционально-волевой сферы
7. Рефлексия
Тренинг №22
«Снятие вербальной агрессии у детей»
Цель: расширить представления родителей о вербальной агрессии и методах ее коррекции.
1. Ритуал приветствия «Снежный ком»
2. Разминка «Молекулы»
3. Мини – лекция «Вербальнаяагрессия»
4. Упражнение «Обзывалки»
5.Упражнение « Мир глазами агрессивного ребенка»
6. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения
7. Рефлексия
Тренинг №23
«Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…»
Цель: усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность.
1. Ритуал приветствия «Поздороваемся»
2. Упражнение «Ласковые слова»
3. Упражнение «Угадай ребенка по лицу»
4. Упражнение «Семицветик»
5. Игра «Загадай желание»
6. Арт - упражнение «Волшебный цветок»
7. Релаксация «Полет бабочки»
8. Упражнение «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…»
9. Рефлексия
Тренинг №24
«Наша дружная семья»
Цель: актуализация чувства единения в диаде «мать – ребенок».
1. Вступительное слово
2. Ритуал приветствия «Знакомство»
3. Разминка. Упражнение «Весенний дождь»
4. Арт – упражнение «Самый дорогой мой человек»
5. Упражнение «Найди меня»
6. Оформление плакатов «Ласковые слова о наших детях (мамах)»
7. Упражнение «Пожелание»
8. Рефлексия
Ключевые слова
Адаптация
Ассоциации
Гармонизация
Декодирование
Депривация
Деструктивное общение
Коммуникация
Консультирование
Конструктивное общение
Мозговой штурм
Позитивация
Релаксация
Рефлексия
Сензитивность
Стереотипы
Стиль воспитания
Эмпатия
Список литературы
1. Е.И. Артамонова, Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст ] Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
2. Ю.Б. Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», [Текст] Москва, 2002. - 240с.
3. В.Н. Дружинин, Психология семьи [Текст] В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.
4. Журнал «Беспризорник»№1, 2013г; №4, 2013г №6, 2014г, №5, 2013г; №6, 2010; №1, 2010.
5. Журнал «Работник социальной службы» №2, 2014; №11, 2013 гг.
6. Коррекция детско-родительских отношений [Текст]: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. - Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. - 103 с.
7. Р.В.Овчарова, Практическая психология образования [Текст]: Учебное пособие для студентов психол. фак. университетов, М.: Издательский центр «Академия», 2003. -448 с.
8. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Психология. Словарь[Текст]: . 3-е изд.,2000,- 494 с.
9. Программа диагностики «Психические расстройства в связи семейной депривацией» [Текст]. Москва, 2008 г.
10. А.А. Реан, Я.Л.Кломинский, Социальная педагогическая психология. [Текст] Серия «Мастера психологии». ЗАО «Издательство «Питер», 2000.- 416 с.
11. Е.И. Рогов, Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. - 384 с.
12. Л.Д. Столяренко, Основы психологии. [Текст] Практикум. «Феникс», 2002 - 576 с.
13. Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) /[Текст] Сост. И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. - М.: Дошкольное образование, 2010. - 130 с. С. 86-88.
14. Э. Флерковский, «Я и моя семья». Серия «Психологический практикум» [Текст]. «Феникс», 2003. - 320 с.
15. Т.А.Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. [Текст] Москва, «Вако», 2007.-256 с.
16. ХайдиКэдьюсон, Чарлз Шефер, Практикум по игровой психотерапии. [Текст] Санкт-Петербург «Питер», 2002.- 416 с.
17. Т.И. Шульга, Работа с неблагополучной семьей.[Текст] М: Дрофа, 2005.- 254 с.
23