СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Картинг"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству, техническому моделированию и конструированию.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Картинг"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №3

30 января 2023 года

Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

30 января 2023 года






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«КАРТИНГ»



Вид программы

модифицированная

Направленность

техническая

Форма организации

«Прикладная механика в картинге»

Форма обучения

очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

11–13 лет





Педагог дополнительного образования

Юсупов Юсуф Курмангалиевич

Сурдин Владимир Константинович






г. Салехард, 2023 г.


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Картинг» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Направленность программы – техническая. Программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству, техническому моделированию и конструированию.

Новизна программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Картинг» постоянно совершенствуется, в ней учитываются актуальные нормативные документы, современные достижения в области науки и техники, актуальные потребности общества

На сегодняшний день обучение по программе позволяет провести подготовку механиков по ремонту и обслуживанию картов, включающую формирование у воспитанников знаний об устройстве карта и его частей, навыков самостоятельного обслуживания карта, формирование навыков конструкторской и исследовательской деятельности в процессе доработки узлов учебных картов.

Для реализации программы разработаны авторские учебные материалы, способствующие повышению качества образовательного процесса, например, такие как обучающие фильмы, презентации, слайд-шоу. Внедрена и освоена практика исследовательской деятельности детей. На протяжении всего времени обучения ведется работа, способствующая профессиональному самоопределению воспитанников. В ходе занятий ребята знакомятся с профессиями тесно связанными с ремонтом техники, слесарным дело.

Через реализацию программы педагог находит новое решение проблем дополнительного образования. Воспитанники раскрывают индивидуальные способности не только в технической сфере, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении его самооценки. Детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Практическая полезность программы обусловлена тем, что на примере изучения карта, конкретного знакомства с устройством его основных частей, ребята лучше понимают устройство и использование техники, знакомятся с двигателями внутреннего сгорания производства различных компаний. Знакомство с основными историческими вехами создания и развития карта дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников. В процессе обучения основам ремонта, обслуживания и диагностики неполадок техники, у детей развивается память, умение анализировать, конструировать и обобщать, правильно действовать в нестандартных ситуациях.



Актуальность программы

Для большинства выпускников картинг остается увлечением на всю жизнь, а во взрослой жизни они выбирают специальности, связанные с конструированием, производством, обслуживанием и эксплуатацией автомобильной техники.

Занятия картингом позволяют привить детям любовь к технике, управлению автомобилем, воспитать эмоционально—волевые качества присущие водителю и тем самым формируют целеустремленность и ответственность.

Занятия по ремонту картинга дают возможность детям овладеть техническими знаниями об устройстве карта, двигателя внутреннего сгорания, освоить работу с различными инструментами, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части.

На технико-конструкторское направление обычно приходят не просто любопытные, а склонные к технической деятельности дети. Для развития этих склонностей в программе предусмотрена постоянная работа, направленная на знакомство как с профессиями, связанными с картингом, так и смежными профессиями, что должно помочь детям найти свое место в жизни. Ребята получают возможность приобрести знания по таким специальностям как водитель-испытатель, главный судья, судья дистанции, мастер по обслуживанию техники, автослесарь, автомеханик, технолог, диагност, настройщик, наладчик оборудования.

Познакомиться с такими специальностями, как: инженер-проектировщик, инженер - конструктор, фрезеровщик, токарь, сварщик, автоэлектрик.

Таким образом, программа «Картинг», направлена на решение одной из актуальных задач – созданию условий для ранней профессиональной ориентации, способствующей самоопределению будущего жизненного пути ребенка. Кроме того, программа позволяет решить и другие актуальные задачи. Так, учебный процесс предусматривает изучение правил дорожного движения, знание которых позволяет детям грамотно вести себя на улицах, тем самым ограждая от дорожно- транспортных происшествий. Анализ дорожных ситуаций прививает умение принимать быстрые решения и адекватно реагировать в экстремальных условиях.

Важную роль играет и приобретение опыта работы в коллективе при совместной работе с техникой, а также в проектно-исследовательской деятельности.

Программа создает условия для социального, нравственного, гражданского становления подростков и молодых людей, создает условия профилактики их асоциального поведения.

Самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – дополнительное образование должно побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие.

Актуальность программы определяется:

  • потребностью общества в специалистах, владеющих профессиональными навыками и умениями

  • определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных специальностей;

  • более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни.

  • развитие процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодействия и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, совместных проектов, форм сотрудничества и др.).

Адресат программы.

Дети 10-12 лет любят открывать и познавать мир вещей, будь то во время прогулки на природе или при чтении книги. Они любят узнавать, как функционирует организм машины. Ребята начинают разбираться во все более сложных вопросах и не довольствуются упрощенными ответами.

Учеба остается ведущей деятельностью. Если дети проявляют недостаточно добросовестное отношение к учебе, у них много неудач и плохих отметок, то они начинают страдать от низкой самооценки. Дети в этом возрасте очень ранимы. Общение с ребятами этого возраста может быть захватывающим, приносящим удовлетворение, но в то же время и не простым. Ребята начинают становиться независимыми. В этом возрасте дети стремятся развивать отношения со своими ровесниками.

Характер этих отношений может быть самым разным: от крепкой дружбы с одним человеком до принадлежности к одной группе или команде, члены которых обычно бывают одного пола и возраста. Дети стремятся выйти из под опеки родителей; их желание принадлежать к какой-либо группе означает, что они все больше находятся под влиянием посторонних людей - как сверстников, так и тех, кто взрослее.

Этому следует постоянно уделять внимание.

Интересы, ценности, правила группы, друзей начинают оказывать значительное влияние на систему ценностей, правил ребенка, иногда вступать в противоречие с семейными и школьными. Многие дети в этом возрасте не способны принимать ответственные собственные решения, испытывают значительные затруднения при тактике группового давления (неумение или неспособность сказать «нет»).

Дети 12-14 лет. Для детей это период жизни, полный «бурь и волнений». Переходный возраст является беспокойным периодом жизни человека потому, что взрослые нечетко себе представляют, насколько повзрослевшей они хотят видеть молодежь этого возраста.

Хотя к возрасту 14-ти лет дети часто уже сформировались физически в юношей и девушек и выглядят иногда старше своих лет, уровень восприятия и эмоции у них остаются по-прежнему детскими.

В этом возрасте дети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и собственный жаргон, в попытке быть своим среди своих.

Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранить доверительность в общении с ними.

Подростки стремятся выйти из-под опеки родителей. Независимость от семьи является нормой. Подростки предпочитают проводить свободное время со своими ровесниками, и чем с большим пониманием относятся к этому родители, тем меньше стрессов испытывает он. На формирование самооценки, самоуважения подростка значительную роль оказывает восприятие его сверстниками, их мнение.

С физическим развитием появляется возможность новой роли, когда все возможно, и нет ничего определенного. У них слабое самовосприятие: они не уверены, достаточно ли быстро взрослеют и изменяются, в каком направлении им идти дальше. Это состояние порождает чувство собственной неполноценности, смятение, расстройство, нервное возбуждение, страхи и переживания (за свою внешность и сексуальность тоже), конфликты с родителями и в конечном итоге, сильный стресс. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который по их мнению потребует меньше усилий и быстрее принесет конкретные плоды.(уход из школы после 9 класса). Они уже понимают, что их действия имеют последствия, а их поведение влияет на окружающих и вызывает у них определенные эмоции.

Дети 14-18 лет. Период созревания может принести множество проблем, стрессов самому подростку и его родителям. Стремление родителей к счастью, здоровью и безопасности детей часто не дает результатов. Подростки зачастую воспринимают «в штыки» родительские советы и замечания. Помощь родителей часто рассматривается ими как попытка вмешаться, родительская забота - как обидное отношение «как к маленькому», советы родителей воспринимаются как команды. Реально воспринимая взрослых, подростки хотят, чтобы их тоже считали взрослыми, независимыми и самодостаточными, разрешали участвовать в принятии семейных решений.

Это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, идеалов. Появляется потребность осознать себя как личность. У подростка появляется интерес к себе, своей внутренней жизни, потребность в собственной самооценке, сопоставлении себя с другими людьми, оценке своих возможностей и способностей, личностных особенностей. На этой основе нередко возникают конфликты: противоречие между уровнем притязаний подростка и его реальным положением в группе, между отношением к самому себе и отношением к нему со стороны родителей, взрослых, ровесников. Как следствие - высокое самоуважение или неуверенность в себе.

Стремление к самовоспитанию (целенаправленное развитие у себя желаемых качеств), настойчивость, упорство в достижении цели при самоуважении помогают преодолевать трудности, более эффективно разрешать проблемы.

Сложность этого периода в жизни самих молодых людей и их родителей породила мифы о подростках, на которые зачастую, списывают собственные воспитательные огрехи и несостоятельность взрослых.

Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 11-13 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Общее количество часов: 108, 1 год обучения.

Срок обучения: 1 год.

Режим занятий: 1 год обучения – по 3 часа в неделю.

Продолжительность учебного часа - 40 минут.

Форма обучения: очно-заочная.

Уровень освоения программы: базовый.

Язык обучения: русский.

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.

Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии медицинской справки и заявления от родителей.

Программа включает 1 образовательный модуль.

Группы комплектуются из подростков 10-13 лет.

В коллектив принимаются дети, у которых по состоянию здоровья нет противопоказаний для практических занятий и занятий с усиленной физической нагрузкой (подтверждается справкой от педиатра детской поликлиники),

Группы формируются из учащихся разных возрастов без дифференциации по половому признаку. Допускается дополнительный набор учащихся в течение всего периода обучения, при условии, что ребенок ранее уже занимался в технических кружках и секциях.

В случае если по каким-то причинам учащийся не смог освоить программу за один год, допускается повторное её прохождение. На следующий год обучения переводятся только те воспитанники, которые полностью освоили материал предыдущего года.

Педагогическая целесообразность. Программа предусматривает создание условий для реализации творческих способностей подростка в рамках проектной деятельности, профессионального самоопределения, развития значимых личностных качеств ребенка. В течение всех трех лет обучения учащиеся ведут личные тетради, в которых фиксируют новый материал; результаты (особенности осуществления) проектной, исследовательской деятельности; выводы, сделанные по результатам проф.ориентационной работы, экскурсий. Реализация заложенных в программу задач распределена в рамках основных разделов программы. Все разделы взаимосвязаны, объединены единой целью. Значительная часть программы посвящена практическим занятиям, учебный материал построен по принципу постепенного усложнения «от простого к сложному», поднимая деятельность ребенка от «досуга и развлечения» до «творчества и созидания». Работа, связанная с подготовкой механика, ремонтника, исследовательской и проектной деятельностью ведется на каждом году обучения и отличается в основном объемом отведенных учебных часов, глубиной охвата материала, возможностями использования соответствующих технических средств.

Программа предусматривает личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуально-возрастные особенности, способности, уровень развития каждого ученика. Это позволяет строить процесс обучения как диалог, взаимодействие с воспитанником, как помощь в его личностном развитии и саморазвитии. Современный подход к обучению реализуется в ходе занятий с использованием макетов картинга, необходимой технической базы, учетом актуальных тенденций в мире техники, социальному запросу современного общества. Практикуется использование здоровье- сберегающих технологий, что является обязательным условием в организации образовательного процесса.

Отличительные особенности программы заключается в подготовке учащихся к самостоятельному и грамотному использованию техники не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Программа «Картинг» модифицированная, составлена на основе:

-Государственной программы МО РФ, «Профессиональное обучение (8-11 классы) – профиль: автодело 2000 г;

-Программы кружка авто-конструкторов-картингистов (автор И.Е.Снитко) рекомендованной для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.

В программу включены темы по тяговой, тормозной динамике, устойчивости карта, конструированию и расчету на прочность узлов и механизмов карта, изучению материалов применяемых в построении карта, по понятию о прочности металла, его составе и расчете на изгиб и скручивание, способов соединения металлов и различных материалов.

Составление и работа с контрольно-сборочными чертежами, что расширяет и углубляет пространственное мышление.

Изучение Правил Дорожного Движения. Работа с экзаменационными билетами категорий «А» и «Б» по правилам дорожного движения.

При разработке программы использовались литературные источники, Интернет- ресурсы.

На занятиях по программе «Картинг» воспитанники закрепляют и углубляют межпредметные связи по физике, математике и приобретают навыки в практической деятельности.

Обучение по программе идет в единстве деятельностей, куда входит изучение устройства, обслуживания и методов доработки карта, исследовательская и проектная деятельности.

Вначале это работа с литературой, написание рефератов. Затем это исследования характеристик картов, изучение различных режимов работы двигателя. Проектная деятельность базируется на результатах исследований и выражается в доработке учебных картов.

Работы по доработке картов становятся возможными благодаря модулю технического конструирования и металлообработки. Этот модуль дает углубленные знания, необходимые в процессе создания (доработки) машин и механизмов с помощью соответствующего оборудования.

Еще одной специфической особенностью программы является ее направленность на раннюю профессиональную ориентацию. Каждый ее раздел содержит информацию о профессиях, связанных с автомобильным транспортом. Большое внимание в программе уделяется и одаренным детям, из которых формируется группа повышенного мастерства. Воспитанники ведут личные тетради, которые являются для них «учебником» на протяжении всего времени обучения.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.


Цель программы

Обеспечение личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения через занятия по программе «Картинг»

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:

В результате обучения воспитанники в конце учебного года должны овладеть необходимой системой знаний, умений и навыков.

На предметном уровне

обучающиеся должны

знать:
  • вводный инструктаж, инструктаж по пожарной безопасности, инструктаж по безопасности жизнедеятельности;

  • организацию рабочего места при ремонте и обслуживании картов;

  • вводный инструктаж, инструктаж по пожарной безопасности, инструктаж по безопасности жизнедеятельности;

  • организацию рабочего места при ремонте и обслуживании картов;

  • действия при возникновении нештатных ситуаций во время проведения практического вождения карта, соревнований;

  • действия при получении травмы;

  • историю развития и значение автотранспорта;

  • историю возникновения карта;

  • виды картов;

  • как изменялась модификация карта;

  • историю возникновения и виды двигателей автомобилей (паровые, газогенераторы электрические, инерционные и внутреннего сгорания) и их достоинства и недостатки;

  • общее устройство карта;

  • классификацию карта;

  • технические требования, предъявляемые к картам;

  • особенности зимних и летних картов;

  • основные части карта, их назначение, расположение и взаимодействие;

  • устройство карта: ходовая часть, двигатель, система питания, тормозная система, органы управления;

  • устройство и работу основных узлов карта;

  • требования, предъявляемые к основным узлам карта;

  • устройство и работу двигателя внутреннего сгорания;

  • классификацию двигателей по различным признакам (тактность, применяемое топливо, количество цилиндров);

  • основные части двигателя, их назначение и взаимодействие;

  • состав поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма;

  • работу двигателя внутреннего сгорания;

  • принципы работы двухтактного двигателя;

  • фазы газораспределения кривошипно-шатунного механизма, его назначение и работа;

  • принцип работы коробки перемены передач, системы питания;

  • принцип работы карбюратора, его устройство;

  • условия образования рабочей смеси, ее количество и качество;

  • принцип работы системы зажигания и электрооборудования: генератор, катушка зажигания, свечи, опережение зажигания;

  • принцип работы бензонасоса, его назначение, устройство;

  • принцип работы карбюратора, его назначение, устройство;

  • виды ремонтных работ;

  • современные технологии монтажа агрегатов карта;

  • основное диагностическое оборудование – его назначение;

  • назначение и принцип работы монтажных инструментов, крепежом, рабочими станками;

  • основные требования и порядок разборки и сборки двигателя, тормозной системы и рулевого управления;

  • принцип технического обслуживания карта;

  • порядок проведения ежедневного и предвыездного технического осмотра

  • обязанности водителей, пешеходов и пассажиров;

  • сигналы светофора и регулировщика;

  • дорожные знаки и разметку;

  • правила проездов перекрестков;

  • функциональные обязанности профессии: слесарь, мастер по обслуживанию техники, фрезеровщик, токарь, диагност, автомеханик, водитель.

уметь:
  • осуществлять действия при возникновении нештатных ситуаций во время проведения практического вождения карта, соревнований;

  • осуществлять действия при получении травмы;

  • пользоваться инструментом для обслуживания и ремонта техники;

  • выполнять простейшие регулировки карта;

  • разбирать и собирать основные узлы карта;

  • определять такт двигателя;

  • частично разбирать двигатель с демонстрацией его основных частей;

  • собирать и разбирать двигатель;

  • изготавливать прокладки для карта;

  • устанавливать опережение зажигания, ремонтировать коробку перемены передач;

  • определять и устранять возможных неисправностей;

  • собирать, разбирать и регулировать карбюратор, двигатель, бензонасос;

  • прокачивать тормозную систему;

  • перебортировать покрышки на станке;

  • контролировать уровень тормозной жидкости и работоспособность тормозной системы;

  • контролировать уровень давления в колесах, количества масла в двигателе;

  • проверять надежность крепления узлов и агрегатов карта.

  • смазывать шарнирные соединения рулевой системы и цепи.

  • выполнять тренировочные упражнения по выполнению технического обслуживания, регулировки, ремонта двигателя, узлов трансмиссии, рулевого управления и ухаживать за шинами;

  • решать заданий из экзаменационных билетов по ПДД.

  • регулировать и ремонтировать двигатель, трансмиссию и рулевое управление с использованием монтажных, слесарных, разметочных, измерительных инструментов; - работать с приспособлениями и съемниками при ремонте и обслуживании двигателя, узлов трансмиссии рулевого управления и уход за шинами;

Задачи личностного развитие обучающегося

  1. Способность определять ценности и смыслы учения:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • положительное отношение к учебной деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

  1. Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной

  • деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  1. Способность к нравственно-этической ориентации:

  • знания основных моральных норм поведения;

  • формирование этических чувств: сочувствия, стыда, вины, как регуляторы морального поведения;

  • способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Задачи на метапредметном уровне

1.Развитие регулятивных универсальных учебных действий способность организовать учебную деятельность:

  • ставить цель деятельности;

  • планирование составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование: умение определять его временные характеристики;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция: внесение необходимых дополнений и способность действия в случае расхождения ожидаемого результата;

  • оценка: способность оценивания качества и уровня усвоения;

2.Развитие познавательных универсальных учебных действий.

Общеучебные универсальные действия:

  • способность самостоятельно выделить и формулировать познавательные цели;

  • способность к поиску и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • способность к структурированию знаний;

  • способность к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • способность выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • способность к рефлексии способов и условий действия: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • способность постановки и формулирования проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • способность к знаково-символическим действиям: моделированию и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • способность установления причинно-следственных связей;

  • способность построения логической цепи рассуждений;

  • способность доказывать и находить доказательство;

  • способность выдвижения гипотез и их обоснование;

  • способность к постановке и решению проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
  • способность к сотрудничеству с педагогом и сверстниками;

  • способность разрешать конфликты;

  • способность управления поведением партнера и оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;



Учебный план

Разделы темы занятий

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Организационное занятие. Проведение

инструктажей.

4

4

-

2

Меры безопасности при организации учебных

занятий

6

6

-

3

История, развитие и значение автотранспорта. История возникновения двигателей автомобилей

(паровые газогенераторные, электрические, внутреннего сгорания) их достоинства и недостаток.

6

6

-

4

Общее устройство двигателя

24

4

20

5

Ремонт и техническое обслуживание карта.

15

-

15

6

Правила дорожного движения.

44

4

40


Итого.

108

28

80


Содержание учебного плана программы


  1. Организационное занятие.
    1. Проведение инструктажей с обучающимися

Теория

Вводный инструктаж. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по безопасности жизнедеятельности.

  1. Меры безопасности при организации учебных занятий

2.2. Меры безопасности при организации учебных занятий.

Теория

Меры безопасности, связанные с правилами организации учебных теоретических и практических занятий. Организация рабочего места при ремонте и обслуживании картов. Меры безопасности по противопожарному обеспечению при ремонте картов, одежды обучающихся, при проведении ремонтных работ. Требования безопасности перед началом, во время и по окончанию соревнований, требования безопасности в аварийных ситуациях во время проведения занятий по практическому вождению карта, соревнований по картингу. Действия обучающихся при получении травмы во время практического вождения карта. Действия обучающихся при возникновении нештатных ситуаций во время проведения практического вождения карта, соревнований. Действия обучающихся при возникновении нештатных ситуаций во время проведения практического вождения карта, соревнований.

  1. История развития картов.

3.1.История развития и значение автотранспорта.

Теория.

История возникновения картов. Виды картов. Как изменялась модификация картов. История возникновения и виды двигателей автомобилей (паровые, газогенераторы электрические, инерционные и внутреннего сгорания). Их достоинства и недостатки.

«История картига» - презентации мини исследований по истории картинга

  1. Общее устройство карта.
    1. Общее устройство карта.

Теория

Классификация картов. Виды картов. Технические требования, предъявляемые к картам. Особенности зимних и летних картов. Основные части карта, их назначение, расположение и взаимодействие. Знакомство с устройством карта: ходовая часть, двигатель, система питания, тормозная система, органы управления.

«История картинга» – исследование.

Практическая работа.

Знакомство с узлами карта. Подготовка и презентация выполненных работ.

5.2 Устройство и работа основных узлов карта.

Теория.

Устройство, состав и принцип работы: ходовой части, рулевого управления, системы питания, органов управления, тормозной системы. Требования, предъявляемые к основным узлам карта.

Практическая работа.

Разборка и сборка основных узлов карта. Знакомство с профессией автомеханик. Контроль: Соревнования на время по сборке и разборке узлов карта. Тестирование по устройству карта.

5.3. Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания.

Теория.

Классификация двигателей по различным признакам (тактность, применяемое топливо, количество цилиндров). Основные части двигателя, их назначение и взаимодействие. Состав поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма. Работа двигателя внутреннего сгорания. Принципы работы двухтактного двигателя. Определения такта. Двухтактный рабочий цикл. Фазы газораспределения кривошипно-шатунного механизма, его назначение и работа.

Коробка перемены передач. Система питания. Карбюратор, его устройство и работа. Образование рабочей смеси, ее количество и качество.

Система зажигания и электрооборудование: генератор, катушка зажигания, свечи, опережение зажигания. Ознакомление с монтажным инструментом.

Двигатели внутреннего сгорания: история создания и принцип работы» – исследование. Подготовка и презентация выполненных работ. Знакомство с профессией диагност Бензонасос, его назначение, принцип работы, устройство. Карбюратор, его назначение, устройство, работа. Образование рабочей смеси, ее количество и качество.

Практическая работа.

Частичная разборка двигателя с демонстрацией его основных частей. Сборка и разработка двигателя. Изготовление прокладок картера. Установка опережения зажигания, ремонт коробки перемены передач. Способы определения и устранения возможных неисправностей. Разборка, сборка и регулировка карбюратора.

Разборка и сборка двигателя. Изготовление прокладок. Установка опережения зажигания. Способы определения и устранения возможных неисправностей. Разборка и сборка бензонасоса и карбюратора

  1. Ремонт и техническое обслуживание карта
    1. Ремонтные работы.

Теория.

Виды ремонтных работ. Современные технологии монтажа агрегатов карта. Основное диагностическое оборудование – его назначение. Знакомство с рабочим инструментом, крепежом, рабочими станками. Техника безопасности при работе на станках, с инструментом и оборудованием. Основные требования и порядок разборки и сборки двигателя, тормозной системы и рулевого управления.

Практическая работа.

Частичная разборка и сборка двигателя. Изготовление прокладок. Прокачка тормозной системы. Перебортировка покрышек на станке.

    1. Техническое обслуживание карта.

Теория.

Порядок проведения ежедневного и предвыездного технического осмотра. Техническое обслуживание, регулировка и ремонт двигателя, трансмиссии и рулевого управления, использование монтажных, слесарных, разметочных, измерительных инструментов. Работа с приспособлениями и съемниками при ремонте и обслуживании двигателя, узлов трансмиссии рулевого управления и уход за шинами.

Практическая работа.

Контроль уровня тормозной жидкости и работоспособности тормозной системы. Контроль давления в колесах, количества масла в двигателе. Проверка надежности крепления узлов и агрегатов карта. Смазывание шарнирных соединений рулевой системы и цепи. Тренировочные упражнения по выполнению технического обслуживания регулировки, ремонта двигателя, узлов трансмиссии, рулевого управления и уход за шинами.

В рамках раздела, знакомство с профессиями: слесарь, мастер по обслуживанию техники, фрезеровщик, токарь.

  1. Правила дорожного движения»
    1. Общие положения и понятия.

Теория.

Знакомство с основными положениями, общими обязанностями водителей, пешеходов и пассажиров. Сигналы светофора и регулировщика.

Практическая работа

Решение заданий из экзаменационных билетов по ПДД.

    1. Дорожные знаки и разметка.

Теория

Знакомство с дорожными знаками: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки приоритета, информационно-указательные, знаки дополнительной информации, вертикальная и горизонтальная дорожная разметка.

Практическая работа

Решение задач на знание дорожных знаков и разметки.

    1. Регулирование дорожного движения. Проезд перекрестков.

Теория

Сигналы светофоров и регулировщика; регулируемые и нерегулируемые перекрестки и правила проездов перекрестков.

Практическая работа

Решение заданий из экзаменационных билетов по теме. Контроль: Компьютерное решение заданий по ПДД.

В рамках раздела дается общее знакомство с профессией водитель.

Отслеживание результатов образовательной деятельности.

Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Используются следующие формы проверки:
  • зачет;

  • экзамен;

Методы проверки:
  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • опрос.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме экзамена.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:
  • усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;

  • личностный рост; развитие общительности, работоспособности;

  • при оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодие), учитывается его участие в выставках, конкурсах.

Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
    • высокий;

    • средний;

    • низкий.

Оценки фиксируются в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугдия показывают динамику освоения учащимися программы.

Формы контроля

Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения.

Входной контроль проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений.

Формы проведения: беседа, тест.

Промежуточный контроль проводится после каждой крупной темы и осуществляется для отслеживания уровня усвоения материала программы и корректировки процесса обучения. Контроль проводится в форме теста и выполнения практического задания по пройденным темам раздела.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его цель – выявить усвоенный уровень знаний и умений, предусмотренных программой. Итоговый контроль проводится в форме теста и выполнения практического задания (проводится по результатам сопутствующего технического обслуживания карта).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.

Система средств контроля результативности обучения

Методы диагностики интеллектуальных и творческих способностей:

  • Задания для вводного, промежуточного и итогового контроля.

  • Промежуточные тесты для проверки теоретических знаний усвоения разделов программы.

  • Мониторинг личных достижений детей.

Условия реализации программы
  • количество учебных недель:1 год обучения – 36 недель

  • с 1 сентября;

  • окончание учебного периода – 31 мая.

Материально техническое обеспечение.

Для организации учебного процесса необходимо иметь помещение для занятий с детьми, мастерская для ремонта и обслуживания карта, помещение для малярных работ с принудительной вентиляцией воздуха, помещение для хранения картов и запасных частей, хранения Г.С.М.

В комплект мастерской входит;
  • шкафы для инструментов 2 шт.

  • шкафы для одежды 5 шт.

  • шкафы для запасных частей 3 шт.

  • шкаф для книг 1 шт.

  • информационный стенд 2 шт.

  • Верстаки 5 шт.

  • Слесарные верстаки 4 шт.

  • Табурет 6 шт.

  • Стулья 15 шт.

  • Рабочее место ученика 12 шт.

  • Стол учителя 1 шт.

  • Классная доска 1 шт.

  • Устройство защитного отключения для мастерских – УЗО 1шт.

Характеристика помещения для занятий по программе.

Для проведения теоретических занятий необходим учебный кабинет, соответствующий всем нормам, оборудованный всеми необходимыми наглядными пособиями и плакатами.

Для проведения практических занятий необходима оборудованная учебная мастерская для хранения и ремонта учебной техники в соответствии с требованиями.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.

В комплект учебного оборудования мастерской входят:

Станки

  • Станок токарный по металлу ТВ-6 2 шт.

  • Станок вертикально-сверлильный 1шт.

  • Станок заточный 3 шт.

Электрифицированный инструмент
  • Электролобзик 1шт.

  • Электросварочный аппарат 1шт.

  • Электрокомпрессор 1шт.

  • Электропаяльник 1шт.

Материалы

Лакокрасочные материалы, автогерметик, припой. Бензин, масло, литол, паста гоя, наждачная бумага.

Инструменты
  • Набор инструментов 3шт.

  • Набор свёрл 2шт.

  • Набор надфилей 2шт.

  • Молоток 2шт.

  • Набор резьбонарезных инструментов 1шт.

  • Штангенциркуль 1шт.

  • Линейка измерительная металлическая 1шт.

  • Ножовка по металлу 1шт

  • Плита разметочная 1шт.

  • Полотно к ножовки по металлу 10шт.

  • Тиски слесарные 2 шт.

Учебное оборудование
  • Гоночный автомобиль «карт» АКУ-89 5 шт.

  • Гоночный автомобиль «карт» Хонда-160- 6 шт.

  • Гоночный автомобиль «карт» «Ракет-85-2 шт.

  • Гоночный автомобиль «карт» «Ракет-120»-3 шт.

  • Гоночный автомобиль «карт» «Ротакс-макс» - 1 шт.

  • Макеты карта1шт.

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; Видеоматериалы с соревнований и заездов.

Презентация «История автоспорта, картинга».

Компьютерные программы по изучению Правил Дорожного Движения 1шт.

Кадровое обеспечение программу могут реализовывать педагоги дополнительного образования, учителя образовательных школ, без предъявления квалификации и стажа работы. По образованию не ниже среднего.

Краткое описание методики работы по программе

Особенности организации образовательного процесса – очное, программа реализуется на русском языке.

В процессе обучения используется методы:

-словесный, наглядный, практический;

-объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский проблемный; В воспитательном процессе используется метод убеждения, поощрения, стимулирования и мотивации.

Формы проведения занятий

Материал, даваемый на занятии, конспектируется ребятами в личных тетрадях и закрепляется на практике, поэтому большинство занятий проводятся в форме выполнения практической работы. Можно выделить несколько основных форм занятий:

  • Теоретическое занятие – лекция, беседа, осуждение нового материала.

  • Практические занятия – изучение устройства карта, обслуживание карта, экскурсии.

  • Исследовательская, проектная деятельность – индивидуальная и групповая работа.

Формы организации деятельности учащихся на занятии

Процесс обучения проходит в различных зонах мастерской и открытых площадок, каждая из которых являясь органичной частью общего образовательного процесса позволяет реализовать обозначенные обучающие, развивающие и воспитательные задачи. К таким зонам относятся:

  • Специально оборудованный кабинет, в котором проходит большая часть теоретического обучения, обсуждаются проекты, ведется исследовательская работа.

  • Площадки для ремонта, наладки и регулирования.

  • Мастерская, дающая возможность работы с инструментом и оборудованием, предназначенная для проведения технического обслуживания карта, проведения практической части исследовательской работы.

  • Станочная зона, обеспечивающая возможность обработки и усовершенствования деталей карта.

Общими формами организации деятельности учащихся на занятии выступают:
  • Фронтальная – объяснение нового материала, профессиональной ориентация.

  • Групповая – судейская деятельность на соревнованиях, организация работы детей в творческих группах над одним общим проектом.

  • Индивидуальная – обслуживание карта, исследовательская работа, работа с одаренными детьми, и работа с детьми, имеющими пробелы в знаниях и ОВЗ.

Педагогические технологии используемые в реализации программы - технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

К учебному занятию дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, как в содержательном, так и в организационном плане. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Знание видов и особенностей учебных занятий помогает педагогу сформировать потребность и умения правильно моделировать его, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки. Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к технической деятельности и повысить эффективность обучения. В программе используется традиционная структура занятия, и с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации,

с игровой основой и т.д.

Занятия по программе предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных технологий, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду деятельности он обучает.

Учебное занятие – это модель деятельности педагога и воспитанника, ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала но, прежде всего их развитие;

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей по программе проводятся учебные занятия:

  • собственно обучающие;

  • общеразвивающие;

  • воспитательные.

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели:

Научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.

Это учебные занятия: по передаче знаний, по осмыслению знаний и их закреплению, по закреплению знаний, по формированию умений и применения знаний на практике, тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков), по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям относятся: экскурсия, занятие-викторина, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники и мероприятия: - субботники по уборке территории, акция «Чистый город», «Помощь ветеранам Великой Отечественной Войны», «Неделя добра», «Мы за здоровый образ жизни», «Мы выбираем жизнь» (по профилактике ПАВ). Проведение праздников (Новый год, день защитника Отечества, 8 Марта, день Победы, день учителя, «Посвящение в мастера», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но

отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:
  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

  • создание и решение различных ситуаций (общения, социальное окружение);

  • деловая игра.

Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого- физиологическими особенностями обучающихся);

  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

  • сознательности и активности;

  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

  • заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

  • обеспечение отбираемой информации.

Занятие по программе представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

При разработке занятия педагог внимательно изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

  • определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;

  • определяются тип и структура занятия;

  • его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для реализации программы характерным является развитие личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально- психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой или индивидуальной.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики

здоровьесберегающих систем.

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

Условия достижения эффективности занятия:
  • Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

  • Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

  • Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

  • Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

  • Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

  • Наличие благоприятной психологической атмосферы;

  • Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

  • Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия. Постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.


Дидактический материал
  1. Подборка заданий творческого характера:

  • Задания по ремонту и обслуживанию карта.

  • «Изготовление мелких запчастей».

  • «Ремонт частей карта».

  1. Тесты для определения знаний умений и навыков освоения образовательной программы 1 комплект.

  2. Правила дорожного движения 1шт. 4.Экзаменационные билеты по ПДД.

5.Наглядные пособия (плакаты) по технике безопасности при работе с различным инструментом и на различных станках. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/02/07/distsiplina-op-07-osnovy-ustroystva- traktorov-i-avtomobileytema Устройство автомобиля https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/10/09/didakticheskiy-material-po-ustroystvu- avtomobilya Устройство автомобиля https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/03/18/ekzamenatsionnye-bilety-po-pdd-i- ustroystvu-avtomobilya Экзаменационные билеты по ПДД и устройству автомобиля. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/19/bilety-po-spetsialnoy-distsipline-ustroystvo- avtomobilya Билеты по специальной дисциплине "Устройство автомобиля". https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/19/didakticheskiy-material-po-remontu- avtomobiley-pri-izuchenii-temy Дидактический материал по ремонту автомобилей при изучении темы: "Двигатель автомобиля".

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/04/14/kurs-lektsiy-po-modulyu-pm-01-mdk-0101- ustroystvo-avtomobiley Курс лекций «Основы теории автомобильных двигателей и автомобилей» (часть I)

http://mgmptk.by/wp-content/uploads/2017/02/metodrazrabotka-kurpatin.pdf Методическая разработка «Рабочий цикл четырехтактного двигателя» (схемы «Устройство автомобилей»)

https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/kartochki-zadaniya-po-ustroystvu-avtomobilya-i- dvigatelya-vnutrennego-sgoraniya-262015 Карточки-задания по устройству, техническому обслуживанию автомобиля.

Раздаточные материалы

Технологические карты по устройству и сборке двигателя внутреннего сгорания; Технологические карты по устройству и сборке топливного бака;

Технологические карты по устройству и сборке карбюратора;

Технологические карты по устройству и сборке системы зажигания; Технологические карты по устройству и сборке системы охлаждения; Технологические карты по устройству и сборке системы смазки;

Технологические карты по устройству и сборке трансмиссии;

Технологические карты по устройству и сборке коробки передач; Технологические карты по устройству и сборке ходовой части;

Технологические карты по устройству и сборке колес и шин;

Технологические карты по устройству и сборке механизмы управления; Технологические карты по устройству и сборке электрооборудования; Технологические карты по устройству и сборке кузова карта.




Список литературы

Литература для педагога

  1. Бондарев Н.И. ПДД. Ростов – на – Дону, 2003.

  2. Ерёменко Т.И. Карт - спорт юных. –М., 2019.

  3. Еременко Т.И. Путь гонщика. М., Просвещение, 2017.

  4. Ефимов Л.В., Мотоспорт. – М., 2012.

  5. Каган В.М. Обработка материалов. – М.: Просвещение, 2018.

  6. Основы металлообработки / Под ред. Барадуллина В.А. и Танкус О.В. – М., 2016.

  7. Сафонов А.С., Молотобаров О.С. Кружки картинга. – М., 2018.

  8. Тодоров М.Р. Картинг. Изд. 2-е. – М., 2002.

  9. Ю.С.Столяров Развитие технического творчества в школах. – М.: Просвещение, 2013.

Литература для обучающихся
  1. Орлов Ю.Б. Автомобильный и мотоциклетный кружки – М: Просвещение,2000.

  2. Рампель И. Шасси автомобиля. Конструкции подвесок – М: Машиностроение, 2019.

  3. Правила дорожного движения.

  4. Журналы: «Дети, техника, творчество». 2000-2008г.

  5. Журналы: «За рулем». 2000-2008г.

  6. Журналы: «Умелые руки». 2000-2008г.

  7. Журналы: «Моделист конструктор». 2000-2008г.

  8. РАФ Ежегодник «Картинг». – М., 2002, 2003.

  9. РАФ «Ежегодник автомобильного спорта». – М., 2002г. 10.https://1avtorul.ru/ustrojstvo-avtomobilya.html Учебник по устройству автомобиля


Литература для обучающихся
  1. Орлов Ю.Б. Автомобильный и мотоциклетный кружки – М: Просвещение, 2020.

  2. Правила дорожного движения. - М: Транспорт, 2018.

Электронные ресурсы: 1.https://docs.google.com/file/d/1skCAPvQeUOLsxum9_L8l4d4fZKrReDWjWK9cFo2zzditWv7- 1WP5jDeXqB66/edit 2.https://docs.google.com/file/d/1UmA2aeSqWVLoErB30CSrEAdV3XhSHCSajLEQ7FJoh80biPFXOrxLTss5 CJ9R/edit 3.https://drive.google.com/file/d/0BwrnQraCZiGOZEVRN2N6YVdxMENLQ2RaVDM4bnd1YzRZcXhR/view

  1. https://drive.google.com/file/d/0BwrnQraCZiGOZzNRLWkwOWxLTFo2NGlNd084ekpMclYtakNN/view

  2. https://infourok.ru/uchebnoe_posobie_chast_1 dlya_auditornoy_i_vneauditornoy samostoyatelnoy_-391

  3. http://carinfo.com.ua/avto-knigi/

  4. http://spisok-literaturi.ru/istoriya-sozdannyh-spiskov-literatury/spisok-literaturyi-soderzhaschiy- slova-remont-avtomobilya-165098.html

  5. http://rusautomobile.ru/wp-content/uploads/dop_materials/books/28.12.2015/books/1/avtoslesar- ustrojstvotehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-avtomobilej.pdf

  1. https://nashol.com/20181107105078/tehnicheskoe-obslujivanie-i-tekuschii-remont-avtomobilei- mehanizmi-i-prisposobleniya-vinogradov-v-m-buhteeva-i-v-2018.html

  2. https://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2019/05/20/uchebno-metodicheskoe- posobie-komplekt

  3. 12.

https://rza.org.ua/knigi/open/Tehnicheskaya_diagnostika_avtomobilyai_Uchebnik_dlya_studentov_uch rezhdeniy_srednego_professionalnogo_obrazovaniya_3283332.html

  1. 13.

https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/mietodichieskiieukazaniiapovypolnieniiupraktichieskikhrabo tpomdk0102tiekhnichieskoieobsluzhivaniieiriemontavtotransporta

  1. https://www.studmed.ru/vlasov-vm-i-dr-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont- avtomobiley_80aad416a77.html

  2. https://iknigi.net/avtor-o-morozova/161086-istoriya-razvitiya-avtotransportnyh-sredstv-chast-1- legkovye-avtomobili-o-morozova/read/page-1.html Книга. История развития автотранспортных

средств.


Приложение к программе


Приложение №1

Используемая терминология.

ГСМ – горюче-смазочные материалы.

Двигатель – источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля. Задний ведущий мост – механизм, передающий крутящий момент от КПП к ведущим колесам.

Карбюратор – дозирующие устройство для подачи топлива и смешивания его с воздухом.

Карт - небольшой гоночный автомобиль.

КПП - коробка перемены передач, механизм для передачи и изменения крутящего мо- мента от двигателя к заднему ведущему мосту.

КШМ – кривошипно-шатунный механизм, механизм двигателя, преобразующий воз- вратно поступательное движение поршня во вращательное коленчатого вала.

Поршень – деталь двигателя, совершающий прямолинейное возвратно поступательное движение в цилиндре.

Рулевое управление – изменяет направление движения автомобиля.

Система питания – служит для подачи топлива от топливного бака к двигателю.

Система зажигания – предназначено для воспламенения горючей смеси.

Система электрооборудования – предназначено для вырабатывания и передачи электри- ческого тока.

Сцепление – система, предназначенная для плавного соединения и рассоединения двига- теля с КПП.

Тормозная динамика – баланс сил, действующий на карт при торможении.

Тормоза – система, предназначенная для быстрой остановки карта.

Трасса – участок местности, предназначенный для езды на карте.

Трансмиссия – система, предназначенная для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам.

Устойчивость – способность карта в сложных условиях движения не подвергаться опро- кидыванию или заносу под действием боковых сил.

Фазы газораспределения – рабочие циклы двигателя, необходимые для выполнения ра- бочего процесса.

Форсирование – изменение в размерах конфигурации и характере обработки отдельных деталей двигателя, при которых повышается его мощность.

Цилиндр – деталь двигателя, предназначенная для возвратно-поступательного движения в нем поршня.

Приложение №2

Оценочные и методические материалы

Пример задания промежуточного контроля

Задание 1 (10 баллов)

  • «Общее устройство карта» (выявление знаний, умений)

Критерий оценки – правильность ответа, каждый правильный ответ соответствует 1 баллу. Результаты выполнения задания определяются по числу правильных ответов:

Высокий уровень: 8-10баллов Средний уровень: 5-7 баллов Низкий уровень: 0-4 балла

1.1. Вопросы задания:

  • Из чего состоит задний мост?

  • Из чего состоит рулевое управление?

  • Различие алюминиевых и магниевых дисков

  • Различие мягкой и жесткой резины

  • Из чего состоит топливная система?

  • Из чего состоит система выпуска отработанных газов?

  • На какие факторы нужно опираться при настройке шасси?

  • Какие элементы шасси подлежат настройке?

  • Перечислить обязательный комплект экипировки?

  • Различие 2х тактного и 4х тактного ДВС?

Задание 2 (6 баллов)

  • «Сними-поставь колесо» (выявление умений)

Критерий оценки – правильно указанная последовательность операций обслуживания карта (снятие-установка колеса), каждый правильный ответ соответствует 1 баллу. Результаты выполнения задания определяются по числу правильных ответов:

Высокий уровень: 5-6 баллов Средний уровень: 3-4 баллов Низкий уровень: 0-2 балла 1.4.

Напротив перечисленных действий расставьте цифры, соответствующие очередности порядка обслуживания карта (снятие-установка колеса)

− Откручивание гайки − Закручивание гайки − Уборка инструмента по местам − Снятие колеса − Установка колеса − Подбор инструмента

Задание 3 (3 балла) - «Кто быстрее» (выявление умений) Критерий оценки – результаты заезда на время.

Результаты выполнения задания определяются в баллах: Высокий уровень: 5-6баллов

Средний уровень: 3-4 баллов Низкий уровень: 0-2 балла 1.5.

Приложение № 3

Маршрутная карта фиксации результатов освоения программы

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможн ое кол-во

баллов

Методы

диагностики

Мониторинг результатов обученности

1. Теоретическая подготовка

Теоретиче ские знания по разделам программ ы

Соответствие теоретически х знаний программным требованиям

Низкий уровень:

Овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

1-4


Средний уровень:

Объем усвоенных знаний оставляет более 1/2

5-8


Высокий уровень:

Освоение практически всего объема знаний,

предусмотренных программой за конкретный период;

9-10


Владение специальн ой терминоло гией

Осмысленнос ть и правильность использовани я

специальной терминологии

Низкий уровень:

ребенок избегает употреблять специальные термины

1-4


Средний уровень:

Сочетание специальной терминологии с бытовой;

5-8


Высокий уровень:

Специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их

содержанием;

9-10


2. Практическая подготовка

Практичес кие

умения и навыки, предусмот

Соответствие практических умений и навыков

программным

Низкий уровень:

Овладение менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков;

1-4


Средний уровень:

Объем усвоенных умений и навыков

5-8


ренные программо й по основным разделам

требованиям

составляет более ½, предусмотренных

программой;



Высокий уровень:

Владение практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой;

9-10


Владение специальн ым оборудова нием и

оснащение м

Отсутствие

затруднений в использовани и

специального оборудования и оснащения

Низкий уровень:

Испытывается серьезные затруднения при работе с оборудованием;

1-4


Средний уровень:

Работает с оборудованием с помощью педагога;

5-8


Высокий уровень:

Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

9-10


Творчески е навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Низкий уровень:

Элементарный уровень развития креативности, ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания

педагога;

1-4


Средний уровень:

Репродуктивный уровень, выполнение заданий по образцу;

5-8


Высокий уровень:

Творческий уровень, выполняет практические задания с элементами творчества;

9-10


3. Обще учебные умения и навыки

Учебно-интеллектуальные

умения




Умение подбирать и анализироват ь

специальную литературу

Самостоятель ность в подборе и

анализе литературы

Низкий уровень:

Испытываются серьезные затруднения при

работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

1-4


Средний уровень:

Работает с литературой с помощью педагога или родителей;

5-8


Высокий уровень:

Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей;

9-10


Умение пользовать ся компьютер ными источника ми информац ии

Самостоятель ность в пользовании компьютерны ми

источниками

Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения при работе с компьютерными

источниками, нуждается в постоянной помощи

и контроле педагога

1-4


Средний уровень:

Работает с компьютерными источниками с помощью педагога или родителей;

5-8


Высокий уровень:

Работает с компьютерными источниками самостоятельно, не испытывает особых

трудностей;

9-10


Умение осуществл ять

учебно- исследоват ельскую работу (писать

Самостоятель ность в

учебно- исследовател ьской работе

Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в учебно-исследовательской работе, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога

1-4


Средний уровень:

Учебно-исследовательская работа

выполняется с помощью педагога или родителей;

5-8


рефераты, проводить самостояте льные

учебные

исследова ния)


Высокий уровень:

Учебно-исследовательская работа

выполняется самостоятельно, не испытывает особых трудностей;

9-10


Учебно-

коммуникативные умения




Умение

слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в восприятии информации, нуждается в постоянной помощи и контроле

педагога

1-4


Средний уровень:

Восприятии информации выполняется с помощью педагога или родителей;

5-8


Высокий уровень:

Восприятие информации выполняется

самостоятельно, не испытываются особые трудностей;

9-10


Умение вступать перед

аудиторие й

Свобода владения и подачи подготовленн ой информации

Низкий уровень: Испытываются серьезные

затруднения в подаче информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

1-4


Средний уровень:

Информация готовится с помощью педагога или родителей, владение и подача информации затрудняется и выполняется с подсказки

педагога;

5-8


Высокий уровень:

Свободное владение и подача подготовленной информации, работа выполняется

самостоятельно, не испытываются особые затруднения;

9-10


Умение вести полемику,

участвоват ь

дискуссии

Самостоятель ность в построении

дискуссионно го

выступления, логика в построении

доказательств

.

Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в умении вести дискуссионные

выступления, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

1-4


Средний уровень:

Дискуссионное выступление готовится с помощью педагога или родителей, подготовка и подача информации затрудняется и

выполняется с подсказки педагога;

5-8


Высокий уровень:

Дискуссионное выступление выполняется самостоятельно, не испытываются особые

затруднения;

9-10


Учебно-организационные

умения навыки




Умение организова ть своё рабочее

место

Способность самостоятель но готовить свое рабочее место

Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле

педагога

1-4


Средний уровень:

Подготовка рабочего места выполняется с помощью педагога или родителей,

деятельность затрудняется и выполняется с подсказки педагога;

5-8




Высокий уровень:

9-10



Подготовка рабочего места выполняется


самостоятельно, не испытываются особые


затруднения;


Навыки

Соответствие

Низкий:

1-4


соблюдени

реальных

Владение менее 2/2 объема навыков


я в

навыков

соблюдения правил безопасности,


процессе

соблюдения

предусмотренных программой;


деятельнос

правил

Средний:

5-8


ти правил

безопасности

Объем усвоенных навыков составляет более


безопаснос

программным

1/;2


ти

требованиям

Высокий:

9-10




Освоение практически всего объема навыков,




предусмотренных программой за конкретный




период;


Умение

Аккуратность

Низкий:

1-4


аккуратно

и

Выполнение работ не аккуратное и


выполнять

ответственнос

безответственное;


работу

ть в работе

Средний:

5-8




Выполнение работ производится недостаточно




качественно;


Мониторинг личностного развития


1. Организационно-волевые качества


Терпение

Способность

Низкий уровень:

1-4



переносить

Терпения хватает менее чем на ½ занятия;



(выдерживать

Средний уровень:

5-8



) известные

Терпения хватает более чем на 1/занятия;



нагрузки, а

течение определенног

Высокий уровень:

Терпения хватает на всё занятие;

9-10



o времени,




преодолевать




трудности



Воля

Способность

Низкий уровень:

1-4



активно

Волевые усилия побуждаются извне



побуждать

Средний уровень:

5-8



себя к

Волевые усилия побуждаются иногда самим



практическим

ребенком;



действиям

Высокий уровень:

9-10




Волевые усилия побуждаются всегда самим




ребенком;


Самоконтр

Умение

Низкий уровень:

1-4


оль

контролирова

Ребенок постоянно действует под контролем



ть свои

извне



поступки

Средний уровень:

5-8



(приводить к

Периодически контролирует себя сам



должному

свои

действия)

Высокий уровень:

Постоянно контролирует себя сам

9-10


2. Ориентационные качества

Самооценк

Способность

Низкий уровень:

1-4


а

оценивать

завышенная



себя

Средний уровень:

5-8



адекватно

заниженная



реальным

Высокий уровень

9-10





достижениям

нормальная



Интерес к занятиям

Осознанное участие в освоении программы

Низкий уровень:

Интерес к занятиям продиктован извне;

1-4


Средний уровень:

Интерес периодически поддерживается самим ребенком;

5-8


Высокий уровень:

Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно;

9-10


3. Поведенческие качества

Конфликт ность в процессе взаимодей ствия

Способность занять определенну ю позицию в конфликтной ситуации

Низкий уровень:

Периодически провоцирует конфликты

1-4


Средний уровень:

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;

5-8


Высокий уровень:

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты;

9-10


Тип

сотруднич ества (отношени е к общим делам)

Умение воспринимать общие дела как свои

собственные

Низкий уровень:

Избегает участи в общих делах;

1-4


Средний уровень:

Участвует при побуждении извне;

5-8


Высокий уровень:

Инициативен в общих делах;

9-10