Пояснительная записка
В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей коррекционных программ.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Для обучающихся с задержкой психического развития характерны: ннедостаточный уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой. Социализация детей ЗПР чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с ЗПР, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения..
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся по программе специального (коррекционного) VII вида.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с ЗПР. Новизна программы в том, что ее результатом является - успешная социальная адаптация в дальнейшем.
Задачи коррекционной работы:
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;
- сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;
- создание благоприятного психологического климата;
- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);
- формирование образа «Я», навыков самопознания;
- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;
- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Пути реализации программы:
Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность).
2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка.
4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Методы и формы реализации программы
Для реализации поставленных целей выбрана индивидуальная форма работы. В ходе занятий использовались следующие методические средства:
Арт – методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение.
Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием.
Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Перспективы.
- Продолжать работу по повышению самостоятельности детей с ЗПР.
- Расширение возможности их общения в современном обществе.
- Сформированность положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться.
Содержание программы.
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса учащегося, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Завершает основной этап процедура домашнего задания.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у ребёнка при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы на вопросы, чем он занимался и чему научился на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Участник перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение ребёнком позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающегося.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с ЗПР включает 4 основных блока:
Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи, умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки», химические и эмоциональные зависимости;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие давления и принятие собственного решения;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять давлению;
- понятие насилия и права защищать свои границы;
- формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;
- понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций;
- коррекция агрессивности.
Учебно-тематическое план
№ п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
1 | Обследование обучающегося | 1 |
2 | Развитие и коррекция познавательной сферы | 10 |
3 | Самопознание. Что я знаю о себе | 7 |
4 | Развитие коммуникативных навыков. Я и другие | 8 |
5 | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | 8 |
| Итого часов: | 34 |
Содержание программы
Обследование обучающегося (1 час).
Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
Самопознание (7 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (8 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Планируемый результат:
- Повышение продуктивности внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающийся должен уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | Тема урока | Дата | Кол-во час | Задачи | Домашнее задание | Наглядность и оборудование | Понятийный аспект | Знания и умения |
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий | Диагностика | | 1 | 1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы; 2. комплектование групп для коррекционных занятий; 3. воспитание положительного отношения к занятиям | | | | |
Развитие и коррекция познавательной сферы | Увеличение объема внимания и наблюдательности | | 1 | 1. Увеличение объема внимания учащихся; 2. коррекция внимания и развитие наблюдательности; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру | Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит» | Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы | Внимание, наблюдательность | Уметь наблюдать и быть внимательным к окружающему |
Увеличение уровня распределения внимания | | 1 | 1. Увеличение уровня распределения внимания; 2. коррекция избирательности внимания; 3. воспитание настойчивости и выдержки | Закрепить упражнение «Обратный счет» | Бумага, карандаши | Распределение внимания | Уметь выполнять два различных действия одновременно |
Усиление концентрации и устойчивости внимания | | 1 | 1. Усиление концентрации и устойчивости внимания; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости). | Упражнение «Выполни по образцу» | Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки | Концентрация внимания, устойчивость | Уметь удерживать и концентрировать внимание, анализировать элементы картинки, находить отличия |
Тренировка переключения внимания | | 1 | 1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность; 2. развитие адекватных представлений о своих возможностях; 3. формирование умения доводить начатое дело до конца. | Работа с красно-черной таблицей | Красно-черная таблица | Переключение внимания | Уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией |
Развитие слуховой памяти | | 1 | 1. Обучение приемам запоминания; 2. развитие и коррекция слуховой памяти; 3. воспитание настойчивости и выдержки. | Запомнить «звуки леса» | Небольшой рассказ | Слуховая память | Уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту |
Развитие зрительной памяти | | 1 | 1. Тренировка кратковременной зрительной памяти; 2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру. | Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?» | Репродукция картины в жанре бытовой живописи | Зрительная память | Уметь запоминать и воспроизводить содержание картины |
Развитие ассоциативной памяти | | 1 | 1.Развитие ассоциативной памяти; 2. формирование полноты воспроизведения словесного материала; 3. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание. | Составить ассоциативный ряд для запоминания | Карточки с заданиями | Ассоциации | Уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду |
Развитие мыслительных навыков: классификация | | 1 | 1. Формирование мыслительных навыков: классификация; 2. развитие интересов и познавательной активности; 3. воспитание положительного отношения к учебе. | Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу | Карточки с объектами для классификации | Мышление, классификация | Уметь видеть главное, существенное для отнесения предмета к какому-либо виду |
Развитие мыслительных навыков: обобщение | | 1 | 1. Формирование мыслительных навыков: обобщение; 2. коррекция тактильно-двигательного восприятия; 3. воспитание самоконтроля, трудолюбия. | Найти общий признак объектов и дать обобщенное название | Карточки с заданиями | Мышление, обобщение | Уметь обобщать и делать выводы |
Причинно-следственные отношения | | 1 | 1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений; 2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни; 3. воспитание интереса к различным видам деятельности | Найдите причину заданных событий | Карточки с заданиями | Причина, следствие | Уметь находить понятия, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях |
Самопознание. Что я знаю о себе | Зачем нужно знать себя? | | 1 | 1. Формирование мотивации к самопознанию; 2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира; 3. воспитание самостоятельности, самоконтроля | Выполнить рисунок «Я в лучах солнца» | Тетради, карандаши | Самопознание | Знать свои положительные и отрицательные качества |
Мое тело | | 1 | 1. Закрепление знаний о своем теле; 2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях; 3. воспитание внимательного отношения к окружающим | Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка» | Фотографии мальчиков и девочек | Тело, противоположности | Знать гендерные различия |
Мой волшебный мир | | 1 | 1.Формирование способности познавать свой внутренний мир; 2. развитие навыков самопознания; 3. гармонизация эмоционального состояния | Ответьте на вопрос «Какой Я?» | Карточки с различными качествами характера | Внутренний мир | Стремиться к самопознанию, иметь понятие о собственном «внутреннем» мире |
Самоценность | | 1 | 1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»; 2. развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя; 3. воспитание уверенности в себе | Ответьте на вопросы | Тетради, карандаши, листы формата А 4 | Самооценка | Уметь адекватно себя оценивать и принимать себя |
Мои достижения | | 1 | 1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики; 2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; 3. воспитание самостоятельности, рассудительности. | Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести | Листы с надписями «Продаю», «Покупаю» | Достоинства, недостатки | Уметь находить в себе достоинства и признавать свои недостатки |
Буду делать хорошо и не буду плохо | | 1 | 1. Формирование навыка уверенного поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность. | Подумайте, какие люди вам больше нравятся | Мяч, бланки с тестом, листы бумаги | Уверенность, неуверенность, сильная личность | Уметь регулировать свои действия |
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие | Взаимодействие | | 1 | 1. Дать представление о значении совместной работы в жизни человека; 2. развитие навыков общения; 3. воспитание общительности, чуткости | Повторить, что такое взаимодействие | Тетради, ручки, листочки для записей | Совместная работа, взаимодействие | Знать, что такое взаимодействие. |
Как мы видим друг друга | | 1 | 1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей; 2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека; 3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Назовите положительные качества своего друга | Карточки с положительными и отрицательными качествами | Личностные качества | Уметь определять личностные качества свои и других людей |
Я глазами других | | 1 | 1. Формирование способности к самопознанию; 2. развитие способности принимать друг друга; 3. воспитание уважения друг к другу | Закончите предложения | Тетради, карандаши, мяч | Самоанализ | Уметь анализировать отношение других к себе. |
Дружба начинается с улыбки | | 1 | 1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого; 2. развитие умения вступления в контакт. 3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека | Подумайте с какими людьми вам нравится общаться | Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?» | Умение слушать, умение слышать | Уметь слушать другого, понимать необходимость жить в согласии с собой и другими |
Разговор взглядов. Пойми меня | | 1 | 1.Формирование умения понимать друг друга; 2. коррекция форм общения, обогащение его содержания; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении | Бланки с пословицами для каждого обучающегося | Понимание | Уметь понять другого, уметь по выражению лица, по позе, по глазам определять чувства другого |
Умеем ли мы вежливо общаться? | | 1 | 1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; 2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы | Тетради с записями | Вежливость | Знать определение понятия «вежливость», быть вежливым по отношению к другим |
Поведение в общественных местах | | 1 | 1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание навыков культурного поведения | Повторить правила этикета | Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей | Этикет, правила поведения | Знать основные правила этикета |
Урок мудрости (уважение к старшим) | | 1 | 1.Формирование навыка ведения беседы; 2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи; 3. воспитание потребности в самоорганизации | Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом | Карточки с заданиями по культуре беседы | Беседа, диалог | Знать, что такое беседа, уметь вести беседу |
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции | | 1 | 1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств; 2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Закрепить основные понятия | Пиктограммы с изображением различных эмоций | Чувства, эмоции | Узнавать внешние эмоциональные проявления |
Чувства и поступки | | 1 | 1. Формирование умения выражать свои чувства; 2. развитие эмоциональных и волевых процессов; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Подготовить рассказ «Как я злюсь» | Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А | Агрессия, обида, выражение | Уметь приемлемым способом выражать эмоции и чувства |
Стресс | | 1 | 1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; 2. развитие осознанности своего психоэмоционального состояния; 3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле) | Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит) | Тетрадь для записей, ручка | Настроение, эмоциональное состояние | Уметь распознавать собственные эмоциональные состояния |
Почему некоторые привычки бывают вредными | | 1 | 1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»; 2. развитие представлений об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью; 3. воспитание ответственности, самоконтроля | Попробуйте избавиться от вредных привычек | Тетради, ручки, ватман, маркер | Вредная привычка, соблазн, зависимость | Иметь представления о вредных привычках, зависимостях, об опасностях вредных привычек, уметь противостоять соблазну |
Умей выбирать Я отвечаю за свое решение | | 1 | 1. Формирование представлений об ответственности и доверии; 2. коррекция существующего опыта ответственности; 3. воспитание самоконтроля, рассудительности 4. Формирование навыков противостояния групповому давлению; 5. развитие способности принимать собственное решение; 6. воспитание нравственных качеств, самостоятельности | Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?» Можете ли вы противостоять мнению коллектива? | Тетрадь для записей, ручка | Ответственность, доверие Групповое давление, собственное решение | Знать, что такое ответственность, уметь отвечать за свои поступки Уметь принимать собственное решение, бесконфликтно, но твердо противостоять давлению группы |
Хозяин своего «Я» | | 1 | 1. Формирование умения контролировать свое поведение; 2. развитие способности управлять собственными поступками; 3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия. | Повторить способы защиты прав | Тетрадь для записей, ручка | Права, границы, насилие | Уметь защищать свои права, противостоять насилию |
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях | | 1 | 1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт; 2. развитие умения выходить из проблемной ситуации; 3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля | Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт | Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?» | Конфликт, конфликтная ситуация | Уметь предотвращать конфликт и выходить из проблемной ситуации |
Надо ли уметь сдерживать себя? | | 1 | 1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления; 2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Повторить упражнение «Злые кошки» | Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка | Агрессия, агрессивное поведение | Уметь контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в определенном обществе |
Список литературы
Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков школьников. Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. – Обнинск.: Принтер, 1993. – 20с.
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 .
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., 1995.
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 .
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы./ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.
Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4 – 6 классов. Киев., 1994.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 .
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.
Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
25