Программа коррекционных занятий
«Развитие математических представлений»
Пояснительная записка
В целях более успешного продвижения в общем развитии учащихся, коррекции недостатков психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях у детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные классы, вводятся обязательные коррекционные, групповые и индивидуальные занятия. Основные направления коррекционной работы: коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа коррекционных занятий «Развитие математических представлений» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В данной программе на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала.
Коррекционная работа проводится на том учебном материале, который является содержанием конкретного учебного предмета. Материал необходимо преподносить дозированными блоками.
Коррекционная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Учитывая особенности психического развития детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему) и для оптимизации их обучения применяются способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. Для этого в содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления.
Цель программы коррекционных занятий:
Коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ для усвоения программного материала по математике и оказания помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи, решаемые на коррекционных занятиях:
● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Условия реализации программы:
I.
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей (комментирование выполняемого задания)
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их;
использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
II.
Индивидуальные коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время.
Учет индивидуальных занятий осуществляется в отдельном журнале.
Срок реализации программы - 1 - 4 классы
Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Продолжительность каждого занятия до 25 минут.
Начало занятий с 1 сентября по 31 мая.
Основным условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
Сформированная способность ученика к восприятию основной образовательной программы начального общего образования (предмет математика);
Достаточный уровень универсальных учебных действий обучающихся;
Стойкий познавательный интерес к учебной деятельности;
Сформированные навыки самостоятельности.
Механизм оценки результатов:
Визуальный (метод наблюдения)
Срезы качества достижения ожидаемых результатов.
Программно-методическое обеспечение
Материал для коррекционных занятий разработан на основе УМК «Школа 2100».
В процессе реализации программы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя.
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
«Развитие математических представлений»
1 класс -1 час в неделю, всего 33 часа
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
2 | | Отработка навыка объединять предметы в группы по общему признаку. | Понимать смысл классификации по цвету, форме и размеру. |
3 | | Развитие концентрации внимания. Отработка навыка сложения. | Понимать смысл арифметических действий |
4 | | Тренировка слуховой памяти. Отработка навыка вычитания. | Читать примеры на вычитание разными способами, понимать смысл действия вычитания |
5 | | Упражнения на развитие произвольного внимания при повторении темы «Связь между сложением и вычитанием» | Понимать смысл арифметических действий. |
6 | | Коррекция памяти. Упражнения в действии с числами от 1 до 3. | Анализировать состав чисел от 1 до 3 |
7 | | Упражнения на развитие объёма внимания Упражнения в действии с числами от 1 до 5. | Анализировать состав чисел от 1 до 5 |
8 | | Упражнение на развитие точности восприятия. Отработка умения сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. | Уметь сравнивать и фиксировать результат сравнения с помощью знаков |
9 | | Упражнения на развитие пространственных представлений. Упражнения в действии с числами по числовому отрезку от 1 до 6. | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия. |
10 | | Упражнения на развитие пространственных представлений. Отработка умения выделять состав чисел 6 и 7. | Понимать смысл арифметических действий. Выполнять действия с числами. |
11 | | Коррекция памяти и внимания. Отработка умения составлять выражения по рисунку. | Уметь соотносить рисунок с выражением. Выполнять действия с числами. |
12 | | Отработка умения выделять состав чисел 8 и 9. | Понимать смысл арифметических действий. Выполнять действия с числами. |
13 | | Упражнения на развитие устойчивости внимания. Упражнения в установлении взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания. | Определять названия компонентов сложения и вычитания. Выполнять действия с числами. |
14 15 | | Коррекция памяти и внимания. Упражнения на действия с нулем. | Исследовать ситуации, в которых фигурирует пустое множество. |
3 четверть |
16 | | Упражнения на развитие мышления при решении задач на нахождение части целого. | Поиск, обнаружение и устранение ошибок . |
17 18 | | Упражнения на развитие мышления при решении задач на разностное сравнение. | Оценивать правильность хода решения. Составлять графические схемы к задачам. |
19 | | Упражнения на развитие зрительной памяти. Упражнения по формированию понятия «Величины, длина» | Использовать линейку для измерения. |
20 | | Упражнения по формированию понятия «Величины, масса» | Исследовать представления о массе и ее измерении |
21 | | Упражнения по формированию понятия «Величины, объем» | Исследовать представления об объеме и его измерении |
22 | | Упражнения на развитие пространственных представлений. Развитие умения сравнивать величины. | Сравнивать и обобщать информацию о величинах. |
23 | | Упражнения на развитие восприятия. Упражнения на решение составных задач. | Выбирать наиболее целесообразных способ решения составных задач в 2 действия. |
24 25 | | Упражнения на развитие слуховой памяти. Упражнение на решение уравнений. | Уметь анализировать и решать уравнение на нахождение неизвестных вычитаемых и слагаемых на основе взаимосвязи между частью и целым. |
26 | | Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Отработка умения выделять состав числа 10. | Понимать смысл арифметических действий. Выполнять действия с числами. |
27 28 | | Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Отработка навыка сложения и вычитания в пределах 10. | Понимать смысл арифметических действий. Выполнять действия с числами. |
29 | | Упражнения на формирование представления о круглых числах. | Классифицировать названия круглых чисел, выполнять действия с ними. |
30 | | Коррекция памяти и внимания. Формирование умения счета десятками, знакомство с дециметром | Исследовать новую единицу длины «дециметр». Выполнять действия с круглыми числами. |
31 | | Упражнение на развитие зрительной памяти. Упражнение на счет десятками и единицами. | Складывать, вычитать и сравнивать числа, выраженные в десятках и единицах. |
32 33 | | Упражнения на развитие логического мышления. Отработка навыков сложения и вычитания в пределах 20. | Записывать, сравнивать, складывать и вычитать двузначные числа. |
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
«Развитие математических представлений»
2 класс -1 час в неделю, всего 35 часов
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
2 | | Отработка навыка сложения двузначных чисел: 32 + 8, 32 + 28 | Понимать смысл арифметических действий. |
3 | | Развитие концентрации внимания. Отработка навыка сложения двузначных чисел с переходом через разряд: 37+ 15 | Понимать смысл арифметических действий |
4 | | Тренировка слуховой памяти. Отработка сложения двузначных чисел с переходом через разряд: 37+ 15 | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. |
5 | | Упражнения на развитие произвольного внимания при повторении темы Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 32 –15 | Понимать смысл арифметических действий. |
6 | | Коррекция памяти Приемы устных вычислений:73 – 19, 14 + 28, 38 + 25 | Понимать смысл арифметических действий. |
7 | | Упражнения на развитие объёма внимания Сотня. Счет сотнями. | Устанавливать закономерность, по которой составлена числовая последовательность. Уметь составлять модели чисел. |
8 | | Упражнение на развитие точности восприятия. Чтение и запись трехзначных чисел. | Понимать смысл десятичного состава чисел. Объяснять значение цифры в позиционной записи числа. |
9 | | Упражнения на развитие пространственных представлений. Сравнение трехзначных чисел. Запись трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия. |
10 | | Упражнения на развитие пространственных представлений Сложение и вычитание трехзначных чисел: 261 +124, 372 – 162 | Понимать смысл арифметических действий. Выполнять действия с числами. |
11 | | Коррекция памяти и внимания. Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд: 243 – 114. Способы проверки сложения и вычитания трехзначных чисел. | Понимать смысл арифметических действий. Выполнять действия с числами. |
12 | | Отработка навыка вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд . | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия. |
13 | | Упражнения на развитие устойчивости внимания. Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд. | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия. |
14 15 | | Отработка навыка сложения и вычитания трёхзначных чисел. | Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Планирование хода решения задачи. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). |
16 | | Упражнения на развитие мышления при решении составных задач. | Поиск, обнаружение и устранение ошибок . |
17 | | Упражнения на развитие пространственных представлений. Операция. Обратная операция. | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос. |
18 | | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Программа действий. Алгоритм. | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос. |
19 | | Упражнения на развитие зрительной памяти. Программа действий. Периметр. | Уметь выполнять прямые и обратные операции. Уметь выполнять письменное сложение и вычитание с трёхзначными числами. Уметь вычислять периметр фигур |
20 | | Отработка навыка при решении выражений. Порядок действий в выражениях. | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос. |
21 | | Упражнения на развитие ассоциативной памяти. Свойства сложения. | |
22 | | Отработка навыка вычитание суммы из числа и числа из суммы. | |
23 | | Упражнения на развитие восприятия геометрических фигур. Прямоугольник. Квадрат. | |
24 | | Упражнения на развитие восприятия геометрических фигур. Нахождение периметра Квадрата. | Уметь анализировать и решать задачи в 2 действия. Уметь выражать величины в разных единицах измерения. |
25 | | Упражнение на развитие зрительной памяти. Площадь фигу. Единицы площади. | |
26 | | Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Новые мерки и умножение. Смысл умножения. | |
27 | | Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Умножение числа 2. Умножение на 2. | |
28 | | Отработка навыка умножения и деления на 3. Виды углов. | Знать таблицу умножения и деления на 3. Уметь решать простые уравнения на действия умножение и деление. |
29 | | Отработка навыка умножения и деления на 4 и 5. | |
30 | | Отработка навыка умножения и деления на: 6,7. Взаимосвязь между компонентами и результатами деления. | |
31 | | Упражнение на развитие зрительной памяти. Таблица умножения и деления на 8 и 9. | |
32 | | Упражнения на развитие логического мышления. Умножение и деление круглых чисел . | Уметь умножать и делить на 10, 100, решать простые уравнения, выражения с именованными числами. |
33 | | Отработка навыка внетабличного умножения и деления. | Уметь применять сочетательное и переместительное свойства Умножения, решать задачи на нахождение объёма куба. |
34 | | Упражнения на развитие зрительной памяти. Деление с остатком. | |
35 | | Логико – поисковые задачи. Дерево возможностей. | |
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
«Развитие математических представлений»
3 класс -1 час в неделю, всего 35 часов
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | Упражнения на развитие концентрации внимания при повторении темы Устная и письменная нумерация в пределах тысячи. | Повторять основной материал, изученный во втором классе: нумерацию и способы действия с натуральными числами в пределах 1000, таблицу умножения и деления, внетабличное умножение и деление, деление с остатком. |
2 | | Упражнения на развитие произвольного внимания при повторении темы Действия с именованными числами. | Повторять общий принцип и единицы измерения величин, таблицу умножения и деления, внетабличное умножение и деление, деление с остатком. |
3 | | Коррекция мышления через решение составных задач. | Анализ и решение текстовых задач с числовыми и буквенными данными (2-6 действий), сравнивать разные способы решения задач, выбирать наиболее рациональный способ. |
4 | | Коррекция памяти. Порядок выполнения действий. | Решать вычислительные примеры, на порядок действий, находить значения буквенных выражений при данных значениях букв, представлять данные в таблице, выявлять закономерности. |
5 | | Отработка навыка решения задач на приведение к единице. | Строить общий способ решения задач на приведение к единице, применять его для решения задач. |
6 | | Упражнения на развитие объёма внимания. Умножение двузначного числа на однозначное в столбик | Строить способ записи внетабличного умножения в столбик, применять его для вычислений. |
7 | | Упражнения на развитие точности восприятия. Нумерация многозначных чисел | Читать и записывать натуральные числа в пределах триллиона (12 разрядов), выделять классы, разряды, число единиц каждого разряда. Определять и называть цифру каждого разряда, общее количество единиц данного разряда, содержащихся в числе, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
8 | | Упражнения на развитие пространственных представлений. Действия с многозначными числами. | Складывать и вычитать многозначные числа, решать примеры, задачи и уравнения на сложение и вычитание многозначных чисел. |
9 | | Коррекция мышления при решении задач изученных видов. | Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов, составлять числовые и буквенные выражения к задачам и задачи по заданным выражениям. |
10 | | Упражнения на развитие пространственных представлений. Сложении вычитание именованных чисел. | Уточнять соотношение между единицами длины, устанавливать соотношения между единицами массы: 1 г,1 кг, 1 ц, 1 т. Выводить общее правило перехода к большим меркам и перехода к меньшим меркам, применять это правило для преобразования единиц длины и массы. Сравнивать, складывать и вычитать однородные величины (длина, масса). |
11 | | Коррекция памяти и внимания. Умножение на однозначное число. | Строить и применять алгоритмы умножения многозначного числа на однозначное число(и сводящиеся к ним случаи). |
12 | | Отработка навыка решения составных задач на нахождение величин по их сумме и разности. | Строить общий способ решения задач «по сумме и разности». Анализировать и интерпретировать данные таблицы. |
13 | | Упражнения на развитие устойчивости внимания. Деление многозначного числа на однозначное. | Строить и применять алгоритмы деления многозначного числа на однозначное число(и сводящиеся к ним случаи). |
14 | | Отработка навыка деления на однозначное число. | Строить и применять алгоритмы деления многозначного числа на однозначное число(и сводящиеся к ним случаи). |
15 | | Упражнения на развитие мышления при решении задач на умножение. | Строить общий способ решения задач «по сумме и разности». Анализировать и интерпретировать данные таблицы. |
16 | | Упражнения на развитие восприятия геометрических фигур. Симметричные фигуры. | Выполнять преобразование фигур на плоскости (на клетчатой бумаге). Устанавливать свойства фигур, симметричных относительно прямой, чертить симметричные фигуры (на клетчатой бумаге). |
17 | | Упражнения на развитие пространственных представлений. Меры времени. | Сравнивать события по времени непосредственно. Устанавливать соотношения между общепринятыми единицами времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда; преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать значения времени, выраженные в заданных единицах измерения. |
18 | | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Выражения с переменной. Равенства и неравенства. | Обозначать переменную буквой, составлять выражения с переменной, находить в простейших случаях значение выражения с переменной и множество значений выражения с переменной. |
19 | | Упражнения на развитие зрительной памяти. Решение составных уравнений. | Строить и применять алгоритм решения составных уравнений, решать простые и составные уравнения, комментировать решение, называя компоненты действий. |
20 | | Отработка навыка решения составных уравнений. | Строить и применять алгоритм решения составных уравнений, решать простые и составные уравнения, комментировать решение, называя компоненты действий. |
21 | | Упражнения на развитие ассоциативной памяти. Периметр и площадь прямоугольника. | Строить формулы площади и периметра прямоугольника (S = a * b, P = (a+b) * 2), площади и периметра квадрата (S = a * a, P = 4 * a), |
22 | | Упражнения на развитие восприятия геометрических фигур. Прямоугольный параллелепипед. | Строить формулы объема прямоугольного параллелепипеда (V = a * b * c), куба (V = a * a * a) |
23 | | Развитие логического мышления при решении задач на движение. | Строить формулу пути (s = v * t), использовать ее для решения задач на движение, моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц. |
24 | | Отработка навыка решения задач на движение. | Строить формулу пути (s = v * t), использовать ее для решения задач на движение, моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц. |
25 | | Упражнения на тренировку внимания. Умножение многозначного числа на двузначное. | Строить и применять алгоритмы умножения на двузначное число и сводящихся к нему случаев умножения круглых чисел, записывать умножение на двузначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма |
26 | | Отработка навыка умножения многозначного числа на двузначное. | Строить и применять алгоритмы умножения на двузначное число и сводящихся к нему случаев умножения круглых чисел, записывать умножение на двузначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма |
27 | | Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Умножение многозначного числа на трехзначное. | Строить и применять алгоритмы умножения на трехзначное число, записывать умножение на трехзначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма |
28 | | Упражнения на развитие логического мышления при решении задач. Формула работы. | Строить формулу работы (A = w * t), использовать ее для решения задач на работу, моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц. |
29 | | Отработка навыка решения задач с применением изученных формул. | Выявлять аналогию между задачами на движение, стоимость, работу, строить общую формулу произведения a = b * c и определять общие методы решения задач на движение, покупку товара, работу, подводить под формулу a = b * c различные зависимости. |
30 | | Отработка навыка решения задач с применением изученных формул. | Классифицировать простые задачи изученных типов по виду модели, устанавливать на этой основе общие методы к решению составной задачи (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический), применять их для решения составных задач в 2-5 действий. |
31 | | Отработка навыка умножения многозначного числа. | Строить и применять алгоритмы умножения круглых чисел, сводящегося к умножению на трехзначное число, и общего случая умножения многозначных чисел, записывать умножение в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма |
32 | | Упражнения на развитие зрительной памяти. Геометрические фигуры. | Находить объединение и пересечение геометрических фигур, точки пересечения линий, делители и кратные данных чисел. |
33 | | Упражнения на развитие логического мышления. Решение задач изученных видов. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. |
34 | | Логико-поисковые задачи. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. |
35 | | Резервный урок | |
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
«Развитие математических представлений»
4 класс -1 час в неделю, всего 35 часов
№ ур. | Дата | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | Развитие логического мышления через умение рассуждать при повторе темы «Решение неравенств» | Решать неравенства на множестве целых неотрицательных чисел на наглядной основе (числовой луч), находить множество решений неравенства. Читать и записывать неравенства- строгие, нестрогие, двойные и т.д. |
2 | | Развитие логического мышления посредством решения логических задач. | Строить высказывания , спользуя логические связки «и», «или», обосновывать и опровергать высказывания. |
3 | | Развитие активности и внимания через устный счёт при повторении темы «Деление на двузначное и многозначное число» | Строить и применять алгоритмы деления многозначных чисел (с остатком и без остатка), проверять правильность выполнения действий с помощью прикидки, алгоритма. Применять простейшие правила ответственного отношения к своей учебной деятельности и оценивать свое умение это делать. |
4 | | Развитие мышления и слухового восприятия посредством повторения темы «Доли» | Осознавать недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Наглядно изображать доли, дроби с помощью геометрических фигур и на числовом луче. |
5 | | Развитие активности и интереса к урокам математики через решение тестовых заданий по теме «Дроби» | Осознавать недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Решать старинные задачи на дроби на основе графических моделей. |
6 | | Развитие речи и мышления через умение сравнивать дроби |
7-8 | | Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по теме «Доли», по картинке и их решение. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. |
9 | | Развивать активность мыслительной деятельности через решение задач по теме «Доли» |
10 | | Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в несколько действий. Проценты | Наглядно изображать доли, дроби с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Записывать доли и дроби, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, записывать сотые доли величины с помощью знака процента (%).Находить часть (процент) числа и число по его части (проценту), моделировать решение задач на части с помощью схем. |
11 | | Формировать навык самостоятельности через самостоятельное решение примеров. Нахождение числа по его части. | Строить на наглядной основе алгоритмы решения задач на части, использовать их для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок |
12 | | Развитие умения находить площадь прямоугольного треугольника | Различать и изображать прямоугольный треугольник, достраивать до прямоугольного прямоугольника, находить его площадь по известным длинам катетов. Строить общую формулу площади прямоугольного треугольника: S = (a · b):2, использовать ее для решения геометрических задач. Находить площадь фигур, составленных из прямоугольников и прямоугольных треугольников. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. |
13 | | Развитие воображения, мышления, посредством решения задач, на нахождение части, которую одно число составляет от другого | Строить на наглядной основе алгоритм решения задач на часть (процент), которую одно число составляет от другого, применять его для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок. |
14 | | Развитие воображения, мышления посредством сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | Строить на наглядной основе и применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Различать правильные и неправильные дроби, иллюстрировать их с помощью геометрических фигур. |
15 | | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек. Повторение темы «Смешанные числа» | Изображать дроби и смешанные числа с помощью геометрических фигур и на числовом луче, записывать их, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, смысл целой и дробной части смешанного числа. |
16 | | Формирование умения выделять целую часть из неправильной дроби |
17-18 | | Развивать активность мыслительной деятельности через письменные приемы сложения и вычитания смешанных чисел | Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, и обратно. Строить на наглядной основе и применять для вычислений алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части, обосновывать с помощью алгоритма правильность действий, осуществлять пошаговый самоконтроль, коррекцию своих ошибок. Решать составные уравнения с комментированием по компонентам действий. Составлять задачи по заданным способам действий, схемам, таблицам, выражениям. |
19 | | Развивать активность мыслительной деятельности через письменные приемы Сложения и вычитания смешанных чисел с переходом через единицу |
20 | | Развитие памяти через геометрические элементы. Построение числового луча Координаты на луче | Изображать на числовом луче натуральные числа, дроби, сложение и вычитание чисел. Определять координаты точек координатного луча, находить расстояние между ними. Строить модели движения точек на координатном луче по формулам и таблицам. |
21 | | Формирование навыка решать задачи на скорость сближения и удаления | Систематизировать виды одновременного равномерного движения двух объектов: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Исследовать зависимости между величинами при одновременном равномерном движении объектов по координатному лучу, заполнять таблицы, строить формулы скорости сближения и скорости удаления объектов |
22 | | Формирование навыка решать задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении |
23 | | Развитие логического мышления, внимания через повторение темы «Движение вдогонку и с отставанием» |
24 | | Развитие памяти, мышления через решение задач на одновременное движение | Исследовать изменение расстояния между одновременно движущимися объектами для всех 4 выделенных случаев одновременного движения, заполнять таблицы, выводить соответствующие формулы, применять их для решения составных задач на одновременное движение. |
25 | | Развивать оперативную память, логическое мышление через построение смежных и развернутых углов | Моделировать разнообразные ситуации расположения углов в пространстве и на плоскости, описывать их, сравнивать углы на глаз, непосредственным наложением и с помощью различных мерок. |
26 | | Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание через измерение углов | Моделировать разнообразные ситуации расположения углов в пространстве и на плоскости, описывать их, сравнивать углы на глаз, непосредственным наложением и с помощью различных мерок. Исследовать свойства фигур с помощью простейших построений и измерений (свойство суммы углов треугольника, центрального угла окружности и т.д.) |
27 | | Корригировать мыслительную деятельность на основе практических упражнений по измерению углов. Угловой радиус |
28 | | Коррекция памяти, мышления на основе игры «Запомни». Измерение и построение углов с помощью транспортира. |
29 | | Коррекция логического мышления через построение круговых диаграмм | Читать, строить, анализировать и интерпретировать данные круговых, столбчатых и линейных диаграмм. Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц. |
30 | | Развивать оперативную память на основе игры «Математические бусы». Столбчатые и линейные диаграммы |
31 | | Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры "Морской бой". Построение точек по координатам. | Строить координатный угол, обозначать начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координаты точек внутри угла и на осях, определять координаты точек, строить точки по их координатам. |
32 | | Развитие зрительно-моторной координации при построении графиков и диаграмм | Строить координатный угол, обозначать начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координаты точек внутри угла и на осях, определять координаты точек, строить точки по их координатам. |
33 | | Развитие целенаправленного запоминания через построение графиков движения |
34 | | Способствовать развитию памяти, внимания, мышления через повторение темы «Формулы P, S, V» | Пошагово контролировать выполняемые действия, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать ее. |
35 | | Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Повтори таблицу»(Повторение пройденного за год) |