СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционных занятий «Развитие математических представлений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  целях более успешного продвижения в общем развитии учащихся, коррекции недостатков психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях у детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные классы, вводятся обязательные коррекционные, групповые и индивидуальные занятия. Программа коррекционных занятий «Развитие математических представлений»  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционных занятий «Развитие математических представлений»»

Программа коррекционных занятий

«Развитие математических представлений»


Пояснительная записка

В целях более успешного продвижения в общем развитии учащихся, коррекции недостатков психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях у детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные классы, вводятся обязательные коррекционные, групповые и индивидуальные занятия. Основные направления коррекционной работы: коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Программа коррекционных занятий «Развитие математических представлений» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

В данной программе на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала.

Коррекционная работа проводится на том учебном материале, который является содержанием конкретного учебного предмета. Материал необходимо преподносить дозированными блоками.

Коррекционная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Учитывая особенности психического развития детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему) и для оптимизации их обучения применяются способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. Для этого в содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления.

Цель программы коррекционных занятий:

Коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ для усвоения программного материала по математике и оказания помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи, решаемые на коррекционных занятиях:

● создание условий для развития сохранных функций;

● формирование положительной мотивации к обучению;

● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.


Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

  • Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

  • Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.


Условия реализации программы:

I.

  • формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

  • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

  • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей (комментирование выполняемого задания)

  • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим

  • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

  • максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

  • разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их;

  • использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

II.

  • Индивидуальные коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время.

  • Учет индивидуальных занятий осуществляется в отдельном журнале.

  • Срок реализации программы - 1 - 4 классы

  • Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

  • Продолжительность каждого занятия до 25 минут.

  • Начало занятий с 1 сентября по 31 мая.


Основным условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированная способность ученика к восприятию основной образовательной программы начального общего образования (предмет математика);

  2. Достаточный уровень универсальных учебных действий обучающихся;

  3. Стойкий познавательный интерес к учебной деятельности;

  4. Сформированные навыки самостоятельности.

Механизм оценки результатов:

  1. Визуальный (метод наблюдения)

  2. Срезы качества достижения ожидаемых результатов.

Программно-методическое обеспечение

Материал для коррекционных занятий разработан на основе УМК «Школа 2100».

В процессе реализации программы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя.



Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

«Развитие математических представлений»

1 класс -1 час в неделю, всего 33 часа

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Характеристика деятельности

учащихся

1


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


2


Отработка навыка объединять предметы в группы по общему признаку.

Понимать смысл классификации по цвету, форме и размеру.

3


Развитие концентрации внимания. Отработка навыка сложения.

Понимать смысл

арифметических действий

4


Тренировка слуховой памяти. Отработка навыка вычитания.

Читать примеры на вычитание разными способами, понимать смысл действия вычитания

5


Упражнения на развитие произвольного внимания при повторении темы «Связь между сложением и вычитанием»

Понимать смысл

арифметических действий.

6


Коррекция памяти. Упражнения в действии с числами от 1 до 3.

Анализировать состав чисел от 1 до 3

7


Упражнения на развитие объёма внимания

Упражнения в действии с числами от 1 до 5.

Анализировать состав чисел от 1 до 5

8


Упражнение на развитие точности восприятия. Отработка умения сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.

Уметь сравнивать и фиксировать результат сравнения с помощью знаков

9


Упражнения на развитие пространственных представлений. Упражнения в действии с числами по числовому отрезку от 1 до 6.

Пошаговый контроль

правильности и полноты

выполнения алгоритма

действия.

10


Упражнения на развитие пространственных представлений. Отработка умения выделять состав чисел 6 и 7.


Понимать смысл

арифметических действий.

Выполнять действия с числами.

11


Коррекция памяти и внимания. Отработка умения составлять выражения по рисунку.

Уметь соотносить рисунок с выражением.

Выполнять действия с числами.


12


Отработка умения выделять состав чисел 8 и 9.


Понимать смысл

арифметических действий.

Выполнять действия с числами.

13


Упражнения на развитие устойчивости внимания.

Упражнения в установлении взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания.

Определять названия компонентов сложения и вычитания.

Выполнять действия с числами.

14

15



Коррекция памяти и внимания. Упражнения на действия с нулем.


Исследовать ситуации, в которых фигурирует пустое множество.

3 четверть

16


Упражнения на развитие мышления при решении задач на нахождение части целого.

Поиск, обнаружение и

устранение ошибок .

17

18


Упражнения на развитие мышления при решении задач на разностное сравнение.

Оценивать правильность хода решения. Составлять графические схемы к задачам.

19


Упражнения на развитие зрительной памяти. Упражнения по формированию понятия «Величины, длина»

Использовать линейку для измерения.

20


Упражнения по формированию понятия «Величины, масса»

Исследовать представления о массе и ее измерении

21


Упражнения по формированию понятия «Величины, объем»

Исследовать представления об объеме и его измерении

22


Упражнения на развитие пространственных представлений. Развитие умения сравнивать величины.

Сравнивать и обобщать информацию о величинах.

23


Упражнения на развитие восприятия. Упражнения на решение составных задач.

Выбирать наиболее целесообразных способ решения составных задач в 2 действия.

24

25


Упражнения на развитие слуховой памяти. Упражнение на решение уравнений.


Уметь анализировать и решать уравнение на нахождение неизвестных вычитаемых и слагаемых на основе взаимосвязи между частью и целым.

26


Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Отработка умения выделять состав числа 10.



Понимать смысл

арифметических действий.

Выполнять действия с числами.

27

28


Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Отработка навыка сложения и вычитания в пределах 10.


Понимать смысл

арифметических действий.

Выполнять действия с числами.

29


Упражнения на формирование представления о круглых числах.

Классифицировать названия круглых чисел, выполнять действия с ними.

30


Коррекция памяти и внимания. Формирование умения счета десятками, знакомство с дециметром

Исследовать новую единицу длины «дециметр». Выполнять действия с круглыми числами.

31


Упражнение на развитие зрительной памяти. Упражнение на счет десятками и единицами.

Складывать, вычитать и сравнивать числа, выраженные в десятках и единицах.

32

33


Упражнения на развитие логического мышления. Отработка навыков сложения и вычитания в пределах 20.

Записывать, сравнивать, складывать и вычитать двузначные числа.



Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

«Развитие математических представлений»

2 класс -1 час в неделю, всего 35 часов

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Характеристика деятельности

учащихся

1


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


2


Отработка навыка сложения двузначных чисел: 32 + 8, 32 + 28

Понимать смысл арифметических действий.

3


Развитие концентрации внимания. Отработка навыка сложения двузначных чисел с переходом через разряд: 37+ 15

Понимать смысл

арифметических действий

4


Тренировка слуховой памяти. Отработка сложения двузначных чисел с переходом через разряд: 37+ 15

Пошаговый контроль

правильности и полноты

выполнения алгоритма

арифметического действия.

5


Упражнения на развитие произвольного внимания при повторении темы Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 32 –15

Понимать смысл

арифметических действий.

6


Коррекция памяти Приемы устных

вычислений:73 – 19, 14 + 28, 38 + 25

Понимать смысл

арифметических действий.

7


Упражнения на развитие объёма внимания

Сотня. Счет сотнями.

Устанавливать закономерность, по которой составлена числовая

последовательность. Уметь составлять модели чисел.

8


Упражнение на развитие точности восприятия. Чтение и запись трехзначных чисел.

Понимать смысл десятичного

состава чисел. Объяснять

значение цифры в позиционной

записи числа.

9


Упражнения на развитие пространственных представлений. Сравнение трехзначных чисел. Запись трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Пошаговый контроль

правильности и полноты

выполнения алгоритма

действия.

10


Упражнения на развитие пространственных представлений Сложение и вычитание

трехзначных чисел: 261 +124, 372 – 162

Понимать смысл

арифметических действий.

Выполнять действия с числами.

11


Коррекция памяти и внимания. Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд: 243 – 114. Способы проверки сложения и вычитания трехзначных чисел.

Понимать смысл

арифметических действий.

Выполнять действия с числами.


12


Отработка навыка вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд .

Пошаговый контроль

правильности и полноты

выполнения алгоритма действия.

13


Упражнения на развитие устойчивости внимания. Сложение и вычитание трехзначных чисел с

переходом через разряд.

Пошаговый контроль

правильности и полноты

выполнения алгоритма действия.

14

15



Отработка навыка сложения и вычитания

трёхзначных чисел.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Планирование хода решения задачи.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).

16


Упражнения на развитие мышления при решении составных задач.

Поиск, обнаружение и

устранение ошибок .

17


Упражнения на развитие пространственных представлений. Операция. Обратная операция.

Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.

18


Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Программа действий.

Алгоритм.

Оценивать правильность хода

решения и реальность ответа на

вопрос.

19


Упражнения на развитие зрительной памяти. Программа действий. Периметр.

Уметь выполнять прямые и

обратные операции.

Уметь выполнять письменное

сложение и вычитание с

трёхзначными числами.

Уметь вычислять периметр фигур

20


Отработка навыка при решении выражений. Порядок действий в выражениях.

Оценивать правильность хода

решения и реальность ответа на

вопрос.

21


Упражнения на развитие ассоциативной памяти. Свойства сложения.


22


Отработка навыка вычитание суммы из числа и числа из суммы.


23


Упражнения на развитие восприятия геометрических фигур. Прямоугольник. Квадрат.


24


Упражнения на развитие восприятия геометрических фигур. Нахождение периметра

Квадрата.

Уметь анализировать и решать задачи в 2 действия.

Уметь выражать величины в разных единицах измерения.

25


Упражнение на развитие зрительной памяти. Площадь фигу. Единицы площади.


26


Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Новые мерки и умножение.

Смысл умножения.


27


Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Умножение числа 2.

Умножение на 2.


28


Отработка навыка умножения и деления на 3. Виды углов.

Знать таблицу умножения и деления на 3.

Уметь решать простые уравнения

на действия умножение и деление.

29


Отработка навыка умножения и

деления на 4 и 5.


30


Отработка навыка умножения и деления на: 6,7. Взаимосвязь между компонентами и результатами деления.


31


Упражнение на развитие зрительной памяти. Таблица умножения и деления на 8 и 9.


32


Упражнения на развитие логического мышления. Умножение и деление круглых чисел .

Уметь умножать и делить на 10, 100, решать простые уравнения, выражения с именованными числами.

33


Отработка навыка внетабличного умножения

и деления.

Уметь применять сочетательное и переместительное свойства

Умножения, решать задачи на

нахождение объёма куба.

34


Упражнения на развитие зрительной памяти. Деление с остатком.


35


Логико – поисковые задачи. Дерево возможностей.




Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

«Развитие математических представлений»

3 класс -1 час в неделю, всего 35 часов

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

1


Упражнения на развитие концентрации внимания при повторении темы Устная и письменная нумерация в пределах тысячи.

Повторять основной материал, изученный во втором классе: нумерацию и способы действия с натуральными числами в пределах 1000, таблицу умножения и деления, внетабличное умножение и деление, деление с остатком.

2


Упражнения на развитие произвольного внимания при повторении темы Действия с именованными числами.

Повторять общий принцип и единицы измерения величин, таблицу умножения и деления, внетабличное умножение и деление, деление с остатком.

3


Коррекция мышления через решение составных задач.

Анализ и решение текстовых задач с числовыми и буквенными данными (2-6 действий), сравнивать разные способы решения задач, выбирать наиболее рациональный способ.

4


Коррекция памяти. Порядок выполнения действий.

Решать вычислительные примеры, на порядок действий,

находить значения буквенных выражений при данных значениях букв, представлять данные в таблице, выявлять закономерности.


5


Отработка навыка решения задач на приведение к единице.

Строить общий способ решения задач на приведение к единице, применять его для решения задач.


6


Упражнения на развитие объёма внимания. Умножение двузначного числа на однозначное в столбик

Строить способ записи внетабличного умножения в столбик, применять его для вычислений.

7


Упражнения на развитие точности восприятия. Нумерация многозначных чисел

Читать и записывать натуральные числа в пределах триллиона (12 разрядов), выделять классы, разряды, число единиц каждого разряда. Определять и называть цифру каждого разряда, общее количество единиц данного разряда, содержащихся в числе, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

8


Упражнения на развитие пространственных представлений. Действия с многозначными числами.

Складывать и вычитать многозначные числа, решать примеры, задачи и уравнения на сложение и вычитание многозначных чисел.

9


Коррекция мышления при решении задач изученных видов.

Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов, составлять числовые и буквенные выражения к задачам и задачи по заданным выражениям.

10


Упражнения на развитие пространственных представлений. Сложении вычитание именованных чисел.

Уточнять соотношение между единицами длины, устанавливать соотношения между единицами массы: 1 г,1 кг, 1 ц, 1 т.

Выводить общее правило перехода к большим меркам и перехода к меньшим меркам, применять это правило для преобразования единиц длины и массы.

Сравнивать, складывать и вычитать однородные величины (длина, масса).

11


Коррекция памяти и внимания. Умножение на однозначное число.

Строить и применять алгоритмы умножения многозначного числа на однозначное число(и сводящиеся к ним случаи).

12


Отработка навыка решения составных задач на нахождение величин по их сумме и разности.

Строить общий способ решения задач «по сумме и разности».

Анализировать и интерпретировать данные таблицы.

13


Упражнения на развитие устойчивости внимания. Деление многозначного числа на однозначное.

Строить и применять алгоритмы деления многозначного числа на однозначное число(и сводящиеся к ним случаи).

14


Отработка навыка деления на однозначное число.

Строить и применять алгоритмы деления многозначного числа на однозначное число(и сводящиеся к ним случаи).

15


Упражнения на развитие мышления при решении задач на умножение.

Строить общий способ решения задач «по сумме и разности».

Анализировать и интерпретировать данные таблицы.

16


Упражнения на развитие восприятия геометрических фигур. Симметричные фигуры.

Выполнять преобразование фигур на плоскости (на клетчатой бумаге).

Устанавливать свойства фигур, симметричных относительно прямой, чертить симметричные фигуры (на клетчатой бумаге).

17


Упражнения на развитие пространственных представлений. Меры времени.

Сравнивать события по времени непосредственно.

Устанавливать соотношения между общепринятыми единицами времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда; преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать значения времени, выраженные в заданных единицах измерения.

18


Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Выражения с переменной. Равенства и неравенства.

Обозначать переменную буквой, составлять выражения с переменной, находить в простейших случаях значение выражения с переменной и множество значений выражения с переменной.


19


Упражнения на развитие зрительной памяти. Решение составных уравнений.

Строить и применять алгоритм решения составных уравнений, решать простые и составные уравнения, комментировать решение, называя компоненты действий.

20


Отработка навыка решения составных уравнений.

Строить и применять алгоритм решения составных уравнений, решать простые и составные уравнения, комментировать решение, называя компоненты действий.

21


Упражнения на развитие ассоциативной памяти. Периметр и площадь прямоугольника.

Строить формулы площади и периметра прямоугольника

(S = a * b, P = (a+b) * 2), площади и периметра квадрата (S = a * a, P = 4 * a),

22


Упражнения на развитие восприятия геометрических фигур. Прямоугольный параллелепипед.

Строить формулы объема прямоугольного параллелепипеда (V = a * b * c), куба (V = a * a * a)

23


Развитие логического мышления при решении задач на движение.

Строить формулу пути (s = v * t), использовать ее для решения задач на движение, моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц.

24


Отработка навыка решения задач на движение.

Строить формулу пути (s = v * t), использовать ее для решения задач на движение, моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц.

25


Упражнения на тренировку внимания. Умножение многозначного числа на двузначное.

Строить и применять алгоритмы умножения на двузначное число и сводящихся к нему случаев умножения круглых чисел, записывать умножение на двузначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма

26


Отработка навыка умножения многозначного числа на двузначное.

Строить и применять алгоритмы умножения на двузначное число и сводящихся к нему случаев умножения круглых чисел, записывать умножение на двузначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма

27


Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости. Умножение многозначного числа на трехзначное.

Строить и применять алгоритмы умножения на трехзначное число, записывать умножение на трехзначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма

28


Упражнения на развитие логического мышления при решении задач. Формула работы.

Строить формулу работы (A = w * t), использовать ее для решения задач на работу, моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц.

29


Отработка навыка решения задач с применением изученных формул.

Выявлять аналогию между задачами на движение, стоимость, работу, строить общую формулу произведения a = b * c и определять общие методы решения задач на движение, покупку товара, работу, подводить под формулу a = b * c различные зависимости.

30


Отработка навыка решения задач с применением изученных формул.

Классифицировать простые задачи изученных типов по виду модели, устанавливать на этой основе общие методы к решению составной задачи (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический), применять их для решения составных задач в 2-5 действий.

31


Отработка навыка умножения многозначного числа.

Строить и применять алгоритмы умножения круглых чисел, сводящегося к умножению на трехзначное число, и общего случая умножения многозначных чисел, записывать умножение в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма

32


Упражнения на развитие зрительной памяти. Геометрические фигуры.

Находить объединение и пересечение геометрических фигур, точки пересечения линий, делители и кратные данных чисел.

33


Упражнения на развитие логического мышления. Решение задач изученных видов.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

34


Логико-поисковые задачи.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

35


Резервный урок




Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

«Развитие математических представлений»

4 класс -1 час в неделю, всего 35 часов

ур.

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

1


Развитие логического мышления через умение рассуждать при повторе темы «Решение неравенств»

Решать неравенства на множестве целых неотрицательных чисел на наглядной основе (числовой луч), находить множество решений неравенства. Читать и записывать неравенства- строгие, нестрогие, двойные и т.д.

2


Развитие логического мышления посредством решения логических задач.


Строить высказывания , спользуя логические связки «и», «или», обосновывать и опровергать высказывания.

3


Развитие активности и внимания через устный счёт при повторении темы «Деление на двузначное и многозначное число»


Строить и применять алгоритмы деления многозначных чисел (с остатком и без остатка), проверять правильность выполнения действий с помощью прикидки, алгоритма.

Применять простейшие правила ответственного отношения к своей учебной деятельности и оценивать свое умение это делать.

4


Развитие мышления и слухового восприятия посредством повторения темы «Доли»


Осознавать недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Наглядно изображать доли, дроби с помощью геометрических фигур и на числовом луче.

5


Развитие активности и интереса к урокам математики через решение тестовых заданий по теме «Дроби»

Осознавать недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Решать старинные задачи на дроби на основе графических моделей.

6


Развитие речи и мышления через умение сравнивать дроби

7-8


Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по теме «Доли», по картинке и их решение.


Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

9


Развивать активность мыслительной деятельности через решение задач по теме «Доли»


10


Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в несколько действий. Проценты


Наглядно изображать доли, дроби с помощью геометрических фигур и на числовом луче.

Записывать доли и дроби, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, записывать сотые доли величины с помощью знака процента (%).Находить часть (процент) числа и число по его части (проценту), моделировать решение задач на части с помощью схем.

11


Формировать навык самостоятельности через самостоятельное решение примеров. Нахождение числа по его части.


Строить на наглядной основе алгоритмы решения задач на части, использовать их для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок

12


Развитие умения находить площадь прямоугольного треугольника


Различать и изображать прямоугольный треугольник, достраивать до прямоугольного прямоугольника, находить его площадь по известным длинам катетов.

Строить общую формулу площади прямоугольного треугольника: S = (a · b):2, использовать ее для решения геометрических задач.

Находить площадь фигур, составленных из прямоугольников и прямоугольных треугольников.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

13


Развитие воображения, мышления, посредством решения задач, на нахождение части, которую одно число составляет от другого

Строить на наглядной основе алгоритм решения задач на часть (процент), которую одно число составляет от другого, применять его для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок.

14


Развитие воображения, мышления посредством сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Строить на наглядной основе и применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Различать правильные и неправильные дроби, иллюстрировать их с помощью геометрических фигур.

15


Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек. Повторение темы «Смешанные числа»

Изображать дроби и смешанные числа с помощью геометрических фигур и на числовом луче, записывать их, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, смысл целой и дробной части смешанного числа.

16


Формирование умения выделять целую часть из неправильной дроби

17-18


Развивать активность мыслительной деятельности через письменные приемы сложения и вычитания смешанных чисел

Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, и обратно.

Строить на наглядной основе и применять для вычислений алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части, обосновывать с помощью алгоритма правильность действий, осуществлять пошаговый самоконтроль, коррекцию своих ошибок.

Решать составные уравнения с комментированием по компонентам действий.

Составлять задачи по заданным способам действий, схемам, таблицам, выражениям.

19


Развивать активность мыслительной деятельности через письменные приемы

Сложения и вычитания смешанных чисел с переходом через единицу

20


Развитие памяти через геометрические элементы. Построение числового луча Координаты на луче


Изображать на числовом луче натуральные числа, дроби, сложение и вычитание чисел.

Определять координаты точек координатного луча, находить расстояние между ними.

Строить модели движения точек на координатном луче по формулам и таблицам.

21


Формирование навыка решать задачи на скорость сближения и удаления

Систематизировать виды одновременного равномерного движения двух объектов: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием.

Исследовать зависимости между величинами при одновременном равномерном движении объектов по координатному лучу, заполнять таблицы, строить формулы скорости сближения и скорости удаления объектов

22


Формирование навыка решать задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении

23


Развитие логического мышления, внимания через повторение темы «Движение вдогонку и с отставанием»

24


Развитие памяти, мышления через решение задач на одновременное движение


Исследовать изменение расстояния между одновременно движущимися объектами для всех 4 выделенных случаев одновременного движения, заполнять таблицы, выводить соответствующие формулы, применять их для решения составных задач на одновременное движение.

25


Развивать оперативную память, логическое мышление через построение смежных и развернутых углов


Моделировать разнообразные ситуации расположения углов в пространстве и на плоскости, описывать их, сравнивать углы на глаз, непосредственным наложением и с помощью различных мерок.

26


Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание через измерение углов

Моделировать разнообразные ситуации расположения углов в пространстве и на плоскости, описывать их, сравнивать углы на глаз, непосредственным наложением и с помощью различных мерок.

Исследовать свойства фигур с помощью простейших построений и измерений (свойство суммы углов треугольника, центрального угла окружности и т.д.)

27


Корригировать мыслительную деятельность на основе практических упражнений по измерению углов. Угловой радиус

28


Коррекция памяти, мышления на основе игры «Запомни». Измерение и построение углов с помощью транспортира.

29


Коррекция логического мышления через построение круговых диаграмм

Читать, строить, анализировать и интерпретировать данные круговых, столбчатых и линейных диаграмм.

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц.

30


Развивать оперативную память на основе игры «Математические бусы». Столбчатые и линейные диаграммы


31


Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры "Морской бой". Построение точек по координатам.


Строить координатный угол, обозначать начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координаты точек внутри угла и на осях, определять координаты точек, строить точки по их координатам.

32


Развитие зрительно-моторной координации при построении графиков и диаграмм

Строить координатный угол, обозначать начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координаты точек внутри угла и на осях, определять координаты точек, строить точки по их координатам.

33


Развитие целенаправленного запоминания через построение графиков движения

34


Способствовать развитию памяти, внимания, мышления через повторение темы «Формулы P, S, V»

Пошагово контролировать выполняемые действия, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать ее.

35


Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Повтори таблицу»(Повторение пройденного за год)