Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности по ритмике
для обучающихся 3 – 4 классов
Составитель программы:
Крюкова Елена Николаевна,
учитель музыки МОУ Гимназия № 20 г. Люберцы
2020 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по ритмике разработана на основе адаптационной программы уроков ритмики «Путешествие в страну «Хореография» С.И. Поповой, предназначена для учащихся 3-4 классов (регистрация ГЭС от 20.05.2010 г.). Материал программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программа направлена на реализацию ФГОС НОО в аспекте реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению.
Методика организации занятий опирается на профессионально-хореографические программы с учётом специфики хореографии и методики хореографической работы в школе ведущих специалистов-балетмейстеров (педагогов) русской хореографической школы: Т.Барышниковой («Азбука хореографии»), Л.Бондаренко («Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях»), программа по ритмической пластике для детей.
Социальная значимость внеурочной деятельности по ритмике обусловлена СанПинами, требованиями к организации внеурочной деятельности для обучающихся НОО: обеспечение двигательной активности, развитие моторики, эстетического развития и воспитания.
Педагогическая значимость введения занятий по ритмике направлено на удовлетворение естественной потребности в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. Углубленный анализ медицинского осмотра показывает как одну из наиболее частых патологий патологию опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и плоскостопие. Занятия ритмикой способствуют профилактике нарушений, формированию ценностного отношения к своему здоровью, воспитанию культуры здорового образа жизни. В процессе освоения танцевальных композиций у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается вкус.
Практическая значимость состоит в приобщении обучающихся к знаниям танцевальной культуры и приобретение двигательных навыков. Дети начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию творчества.
При занятиях ритмикой у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели – художественного образа.
Материал программы учитывает сезонные изменения в организме школьников: в зависимости от времени года вводятся специфические для этого периода упражнения.
Основная идея программы состоит в том, чтобы наряду с общеобразовательными предметами дети получали эстетическое, этическое воспитание. Приобщались к культуре накопленной предыдущими поколениями, повышали духовное развитие, нравственные нормы и развивали творческий потенциал, и, начиная с младшего возраста, могли адаптироваться в окружающем мире.
Методологические основы программы базируются на идеях развивающего и системно - деятельностного подхода работы с детьми, здоровьесохранности.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
- привить интерес и любовь к хореографическому искусству;
- дать знания основ детского, историко-бытового, народного и характерного танца, ритмической гимнастики, музыкальной грамоты;
- познакомить с историей танца, с творчеством талантливых исполнителей;
- учить фантазировать и творить посредством пластического искусства;
- выработать осанку, красивую походку, выразительность движений;
- развить чувство ритма и гармонии.
Виды деятельности:
Разминка по кругу.
Музыкально-пространственные упражнения:
- маршировка под музыку, с перестроением из одного круга в два и обратно;
- танцевальные шаги в образах, например оленя, журавля, кошки и т.д.
(на полной стопе, на полупальцах, со стопы на фалангу, с вывернутой стопой, с высоким подниманием бедра: вперёд, в сторону, назад).
Разминка на середине: комплекс ритмико-гимнастических упражнений.
- тренировка суставно-мышечного аппарата.
- отображение динамических оттенков хлопками, притопами, равновесие.
Ритмический комплекс варьирует в зависимости от возрастных и физических особенностей класса, уровня подготовленности (10-15 движений).
Упражнения партер:
- укрепление мышц спины;
- пресс (уголок);
- стойка на лопатках;
- кувырки;
- гибкость тела (улитка);
- махи ног вверх, в сторону;
- пластика движения (змея);
- выворотность (солнышко).
Упражнение у опоры:
- постановка корпуса (положение головы, рук, ног, натянутость мышц);
- наклоны корпуса вправо, влево, назад с головой и руками;
- растяжка (вперёд, в сторону, назад);
- шпагат с правой ноги вперёд, с левой, верёвочка;
- прыжки.
Танцевальные композиции.
Творческие проекты. Самостоятельная деятельность обучающихся (сообщения по истории изучаемого танца, рисунки эскизов костюмов к танцам, составление танцевальных этюдов и движений)
Музыкально – танцевальные игры.
Результаты обучения по предмету
Предметные (по ФГОС); специальная терминология; азбука хореографии; простые общеразвивающие движения; танцевальные композиции.
Предметные результаты:
- терминология;
- ритмико-гимнастические, общеразвивающие упражнения;
- тренировка суставно-мышечного аппарата;
- азбука танцевальных движений;
- танцевальные композиции.
Метапредметные результаты:
- творческая дисциплина;
- саморегуляция (самоконтроль);
- общее развитие различных частей тела;
- развитие двигательной памяти;
- моторика;
- координация;
- пластика движения;
- умение применять полученные знания, умения, навыки в практической деятельности для решения конкретных задач.
Личностные результаты
- в положительном отношении обучающихся к занятиям музыкально - двигательной деятельностью,
- накоплении необходимых знаний,
- умении использовать ценности танцевальной культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
- достижении личностно значимых результатов в музыкальном и физическом совершенстве.
- раскрытие и реализация своих творческих способностей
Общее количество часов - 34 часа.
Танцевальный конкурс - 2 часа.
Творческие проекты.
Самостоятельная работа - 2 часа.
Содержание программы
I. Теория
Цель: изучение основ знаний музыкальной и танцевальной культуры.
1. Основы знаний, азбука музыкального движения:
- мелодия и движения;
- темп (быстро, медленно, умеренно);
- музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4;
- контрастная музыка: быстрая медленная, веселая грустная;
- так и 3а такт.
- чередование сильной и слабой долей такта;
- соотнесение пространственных построений с музыкой;
- правила и логика перестроений из одних рисунков в другие;
- ритмические рисунки в движении;
- танцевальная музыка: марш, вальсы быстрые и медленные, хороводные и плясовые, русские и народные мелодии.
- характер народов и их интерпретации в танце.
2.Беседы по хореографии: История танца. Знакомство с творчеством талантливых исполнителей хореографического искусства. Виды танцев и их особенности. Современные направления в хореографии.
Просмотры телевизионных программ о танце.
II. ОФП (Общая физическая подготовка).
Цель: формирование знаний основ правильного выполнения упражнений, необходимых для правильной осанки, красивой походки, выразительности и пластики движения, выворотность суставов, гибкости тела и освоение навыков музыкально-ритмического развития обучающихся.
3 класс.
Историко-бытовой танец:
«Менуэт»
Парные танцы:
«Полька»
Характерный танец:
3. «Финская полька»
Бальные танцы:
4. Джайв
Календарно-тематическое планирование, 3 класс
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | 1 | 07.09 |
2 | Разминка. Музыкальные размеры 4/4, 2/4, ¾. Этюды. | 1 | 14.09 |
3-4 | Общеразвивающие упражнения. Историко-бытовой танец | 2 | 21.09 28.09 |
5 | Ритмико-гимнастические упражнения. Менуэт | 1 | 05.10 |
6-10 | Менуэт | 5 | 12.10, 19.10, 26.10, 02.11, 09.11 |
11 | Разминка. Парные танцы. Полька | 1 | 16.11 |
12-14 | Упражнения на развитие координации движений. Игровая программа. Полька – разучивание. | 3 | 23.11 30.11 07.12 |
15-19 | Танец «Полька» | 5 | 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 |
20 | Общеразвивающие упражнения. Танцевальный конкурс | 1 | 25.01 |
21 | Упражнения на координацию движений. Игровая программа | 1 | 01.02 |
22 | «Джайв». Просмотр видео. Элементы классического танца. | 1 | 08.02 |
23-29 | «Джайв». Разучивание | 7 | 15.02 22.02 01.03 15.03 22.03 29.03 05.04 |
30 | Творческий конкурс. | 1 | 12.04 |
31 | Индивидуальное творчество. | 1 | 19.04 |
32 | Общеразвивающие упражнения. | 1 | 26.04 |
33 | Знакомство с творчеством талантливых исполнителей хореографического искусства | 1 | 17.05 |
34 | Урок-смотр | 1 | 24.05 |
| ИТОГО | 34 | |
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения на развитие координации
Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:
- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;
- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;
- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.
Свободные комбинации.
Упражнения на улучшение гибкости
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
3. Диско танцы
4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)
5. Индивидуальное творчество
6. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
4 класс.
Историко-бытовой танец:
«Мазурка»
Парные танцы:
«Вальс»
Характерный танец:
3. «Кантри»
Бальные танцы:
4. Ча-ча-ча
Календарно-тематическое планирование, 4 класс
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | 1 | 04.09 |
2 | Разминка. Общеразвивающие упражнения. Историко-бытовой танец | 1 | 11.09 |
3 | Общеразвивающие упражнения. «Мазурка». Просмотр видео | 1 | 18.09 |
4-6 | Танец «Мазурка». Разучивание основного шага. | 3 | 25.09 02.10 16.10 |
7-9 | Разминка. Характерный танец: «Кантри» | 3 | 23.10 30.10 06.11 |
10 | Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса. Самостоятельные движения под музыку | 1 | 13.11 |
11 | Танец история бального спортивного танца. | 1 | 27.11 |
12-18 | «Ча-ча-ча» разучивание | 7 | 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 |
19 | Разминка. Упражнения на развитие координации. Игровая программа | 1 | 05.02 |
20- 24 | Элементы классического танца. Разучивание основного вальсового квадрата. | 5 | 12.02 19.02 05.03 12.03 19.03 |
25- 32 | Танец «Фигурный вальс» ( в паре под музыку) | 6 | 26.03 02.04 16.04 23.04 30.04 07.05 |
33 | Индивидуальное творчество. | 1 | 14.05 |
34 | Урок-смотр . Танцевальный конкурс. | 1 | 21.05 |
| ИТОГО | 34 | |
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
- движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса;
- упражнения на развитие координации;
- Упражнения на улучшение гибкости.
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
3. Бальные танцы (латиноамериканская программа)
1.Танец «Ча-ча-ча»
- основной шаг по одному, в парах;
- раскрытие и закрытие по одному, в парах;
- американ спин;
- хлыст по одному, в парах;
- смена мест справа налево по одному, в парах;
- смена мест слева направо по одному, в парах.
4.Фигурный вальс
- балансе;
- вальс правый поворот;
- вальс левый поворот;
- окошечко;
- раскрытие;
- повороты;
- вальсовая дорожка;
- переходы из позиции в позицию;
- поклон.
5. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года.
СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальные средства:
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.
Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.
Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.
Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.
Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор,