Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 «Совушка» города Смоленска
ПРИНЯТО П едагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» Протокол №1 от 30.08.2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №48 «Совушка» ____________ М.В. Немцева Приказ от 30.08.2022 г.№ 223-ОД |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юные Академики»
Возраст обучающихся: 5 - 7лет (включительно)
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
воспитатель Семина Ж.В.
Смоленск, 2022 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность кружка
1.2. Цели и задачи кружка
1.3. Общие сведения о кружке
1.4. Комплектование группы
1.5. Формы организации детей
1.6. Формы работы с детьми
1.7. Методы работы
1.8. Формы работы с родителями
2. Время проведения кружка
3. Перспективно-календарный план работы кружка
3.1. Для детей 5-6 лет
3.2. Для детей 6-7 лет
4. Программно-методическое обеспечение работы кружка
5. Ожидаемые результаты
6. Мониторинг
7. Приложения
8.Литература
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата .
Актуальность
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творче-ство.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» об-разное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приѐмов развития логического мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Возрастные особенности мышления у дошкольников
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.
Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.
Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.
Цель программы:
Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе, развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Задачи программы:
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
2.Учить детей ориентироваться в пространстве
3. Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
5.Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
6. Развитие познавательной активности, мотивации, интеллектуальных способностей детей.
7. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий
Сроки реализации программы – 1-2 года. Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.
Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
Индивидуальная самостоятельная работа детей.
Работа в парах.
Групповые формы работы.
Дифференцированная.
Фронтальная проверка и контроль.
Самооценка выполненной работы.
Дидактическая игра.
Соревнование.
Конкурсы.
Этапы реализации программы. Технология деятельности строится по этапам:
- Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
- Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребѐнка и имеющихся знаний
- Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
- Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
- Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
- Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
- Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребѐнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам, по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Ожидаемые результаты Планируемые результаты:
Дети должны знать:
принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
антонимы и синонимы;
названия геометрических фигур и их свойства;
принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети должны уметь:
определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Основные принципы:
самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.
Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
ФГОС нацеливает на решение следующих задач:
сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
В соответствии с ФГОС программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы кружка «Занимательная логика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
Принципы построения занятий кружка.
-Системность.
-Учёт возрастных особенностей детей.
-Дифференцированный подход.
-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
-Поэтапное использование игр.
-Гуманное сотрудничество педагога и детей.
-Высокий уровень трудности.
Формы организации детской деятельности на кружке.
1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность.
Формы организации работы с родителями:
мастер-класс по изготовлению игр;
индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
организация «Домашней игротеки»;
разъяснительная и образовательная работа.
Учебно – тематический план обучения.
№п\п | Наименование темы программ | Количество часов |
1 | Ориентировка на листе бумаги. Тренировка памяти. Отработка пространственных отношений. | 1 |
2 | Развиваю внимание (Игры на внимание). | 1 |
3 | Учимся думать ( хитрые задачи). | 1 |
4 | Волшебные кубики (сложи узор). | 1 |
5 | Загадки осени. Закрепляем приметы времен года. | 1 |
6 | Учимся рассуждать | 1 |
7 | Поиск закономерностей | 1 |
8 | Сказочный лабиринт (разбираем фразеологизмы) | 1 |
9 | Кот в сапогах ( составляем загадки и отгадываем их) | 1 |
10 | Наши пальчики ( развиваем моторику, учим считалки, физкультминутки) | 1 |
11 | Учимся сравнивать | 1 |
12 | Путешествие на поезде ( придумывание историй по картинкам) | 1 |
13 | Собираем картинки разрезные (открытка разрезная) | 1 |
14 | Ориентирование в пространстве | 1 |
15 | . Геометрическое конструирование | 1 |
16 | Чудесные превращения (геометрические фигуры). | 1 |
17 | Витаминка путешествует | 1 |
18 | Мы – изобретатели | 1 |
19 | Логические цепочки | 1 |
20 | Вверх или вниз | 1 |
21 | Ученый кот (решаем логические задачи) | 1 |
22 | Незнайкины помощники (исправляем ошибки в предложениях – скажи грамотно) | 1 |
23 | Овощи и фрукты | 1 |
24 | Графическое рисование ( графический диктант) | 1 |
25 | Ребусы. Головоломки. | 1 |
26 | Веселый счет (задачи в стихах) | 1 |
27 | . Сказочный лабиринт ( логические цепочки) | 1 |
28 | Цвета радуги (Дорисуй – игры на развитие мышления) | 1 |
29 | Раз ромашка, два ромашка (веселый счет). | 1 |
30 | Загадки - шутки | 1 |
31 | Строим из цветных фигур (Оригами) | 1 |
32 | Почемучка | 1 |
33 | Загадки и ребусы | 1 |
34 | Итоговое занятие «Все мы умеем». | 1 |
ВСЕГО : 34 ЧАСА
Методическое обеспечение
Перспективно-тематический план кружка «Юные Академики»
Старшая группа
МЕСЯЦ | РАЗДЕЛ | ЗАДАЧИ | МАТЕРИАЛ |
Сентябрь | Слуховая память Зрительная память Внимание | Развивать слуховую и зрительную память; Упражнять в запоминании и воспроизведении; Развивать внимание, наблюдательность; Упражнять в нахождении отдельных фрагментов от целых картин . | Игры на внимание «Найди такой же», «Чем похожи?», Сравни картинки», «Найди пару» Упражнения: «Наблюдательность», «Самый внимательный », «Разведчик». Игра «Выполни движения», «Времена года». «Собери разрезную открытку» - игра, «Сложи узор» - кубики Никитина. Рабочая тетрадь «Мышление», - занятие №1-2 «Внимание, память» - занятие№ 1-2. |
Октябрь | Классификация Сравнение Ограничение | Упражнять детей в последовательном анализе в каждой группе предметов; выделении и обобщении признаков, свойственных предметам в каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения; учить методом ограничения находить нужный предмет; учить сравнивать между собой предметы, находить отличия и сходства. | Игра «Геометрические фигуры» Игра «Назови сначала, назови потом», Игра «Чем отличается?» Игра «Дорисуй нужный предмет», Игра «Дорисуй домик» Игра «Найди в ряду предмет», «Найди две одинаковые фигуры», Игра «Что лишнее?» . Книга - «Учимся думать», «Тесты для детей- 5 лет», «Ступеньки к интеллекту 5-7 лет». Рабочая тетрадь «Мышление», - занятие №3-4. «Внимание, память» - занятие№ 3-4. |
Ноябрь | Систематизация Составление рассказа по серии картинок | учить выявлять систему последовательностей по разным признакам и продолжать её; упражнять выявлять последовательность отдельных фрагментов сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; учить делать выводы и объяснять свой выбор. | Игра «Что было сначала, а что потом?», Игра «Составь и расскажи», Игра «Продолжи ряд» Игра «Продолжи рисунок» , Игра «Заполни таблицу» Занятие №5 рабочая тетрадь Занятие №6 рабочая тетрадь – «Внимание. Память». Занятие №5 рабочая тетрадь Занятие №6 рабочая тетрадь – «Мышление». Книги - «Школа внимания», «В гостях у сказки», «Умозаключения». |
Декабрь | Смысловое соотнесение Отрицание | упражнять делать выводы и находить предмет с помощью отрицания; упражнять в смысловом соотнесении разных предметов и понятий; пополнить словарный запас | Игра на отрицание одного предмета и нахождение другого , Игра «Заполни пустое место», «Подбери по смыслу» Игра «Найди» Игра «Найди смысловую пару Занятие №7 рабочая тетрадь Занятие №8 рабочая тетрадь Занятие №7 рабочая тетрадь Занятие №8 рабочая тетрадь («Мышление», «Внимание. Память»). Книги - «Логические задачи», «Развиваю внимание». |
Январь | Воображение Моделирование | развивать воображение, фантазию ; упражнять по схеме или образцу создавать объект; учить моделировать сказки и рассказывать по готовой или созданной модели; учить отображать разные группы понятий с помощью одного и того же типа модели | Игра на воображение «Угадай-ка» ; Упражнения «Перевоплощение», «Что было бы, если…» (картотека) Игра «Сложи узор» (из геометрических фигур) Моделированная сказка «Красная шапочка», «Колобок» Игра «Сложи по образцу» (кубики, лего) Игра «Дом в деревне» (моделирование из счётных палочек» Игра «Найди игрушку по нарисованной схеме»- планы группы. Занятие №9 рабочая тетрадь Занятие №10 рабочая тетрадь Занятие №9 рабочая тетрадь №10 («Мышление», «Внимание. Память»). Рабочие тетради; книги - «Я готовлюсь к школе», «Логические задачи», «Сравниваем предметы». |
Февраль | Анализ Синтез Обобщение | учить анализировать взаиморасположение частей открытого пространства; упражнять в составлении целого из частей и разбиении целого на части; Учить обобщать предметы и явления по разным признакам и свойствам | Игра «Найди лишнее» Игра «Назови несколько вариантов лишних картинок» Игра «Целое из частей» Игра «Найди фрагменты» Игра «Соедини в целое» Занятие №11 рабочая тетрадь Занятие №12 рабочая тетрадь Занятие №11-12 рабочая тетрадь |
Март | Пространственное мышление Аналогия | учить пользоваться планом для нахождения определенного места на участке детского сада, группы; учить рисовать самостоятельно план улицы, отображать на нем «маршрут»; упражняться в ориентации в пространстве (влево, вправо, между и т.д.) Учить в выборе предметов по аналогии | Игра «Подходит ли фигура?» Игра «Лишний кубик» Игра «Украсим ёлку бусами» Игра с геометр.фигурами Игра «Найди одинаковые игрушки» Рабочие тетради – занятия №13-16 Книги - «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления», «Упражнения для развития творческого мышления», «Последовательность событий». |
Апрель | Умозаключение Закономерности Логические задачи | учить решать логические задачи и разгадывать головоломки: Упражнять находить закономерности и объяснять их происхождение; учить делать элементарные умозаключения, опираясь на свой опыт | Игра «Продолжи закономерность» Игра «Что было сначала, что потом Игра «Что раньше» Игра «Если…,значит» Игра «Чего больше, догадайся?» Игра «Дорисуй недостающие предметы» Задачи на логику Игра «Стёртое лото» Словесная игра «Концовка» (картотека) Игра «Верно – не верно» Занятие №17-20 рабочая тетрадь Занятие №17-20 рабочая тетрадь Рабочие тетради, книги - « Логические задачи», «Умозаключения», «Учимся думать», «Ступени к интеллекту». |
Май | Развитие лексико-понятийного словаря Подбор синонимов и антонимов | учить подбирать родовое понятие к видовым; учить детей наполнять содержанием модель отношений между понятиями; упражнять в подборе синонимов и антонимов; пополнить словарный запас | Упражнения «Сравнение понятий», «Прилагательные ассоциации», «Понятия по порядку», «Подбор омонимов», «Глагольные ассоциации», «Подбор синонимов и антонимов», «Формулировка определений», «Какая одежда?», «Повар-неумеха», «Путаница», «Овощная небылица» «Объяснялки» Занятие №21-25 рабочая тетрадь Занятие №21-25 рабочая тетрадь Рабочие тетради, книги - «Я готовлюсь к школе», «В гостях у сказки», «Противоположности», «Развиваю внимание». |
Подготовительная группа
Месяц | Раздел | Цель | Материал |
Сентябрь | Слуховая память Зрительная память Внимание | Развивать слуховую и зрительную память; Упражнять в запоминании и воспроизведении; Развивать внимание, наблюдательность; Упражнять в нахождении отдельных фрагментов от целых картин | Игра «Четыре времени года» Игра «Выполни движения» Игра «Слушай и показывай» Игра на зрительную память «Найди пару» Упражнения: «Наблюдательность», «Самый внимательный – 1», Игры на внимание «Найди такой же», «Чем похожи?», «Сравни картинки», «Найди пару» Игра на внимательность «Запрещенное движение» Игра «Найди парные узоры» Занятие №1-5 рабочая тетрадь «Тренажер. Внимание. Память. Мышление» Работа с кубиками – (Сложи узор) |
Октябрь | Классификация Сравнение Ограничение | Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы предметов; выделении и обобщении признаков, свойственных предметам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения; учить методом ограничения находить нужный предмет; учить сравнивать между собой предметы, находить отличия и сходства | Игра «Геометрические фигуры» Игра «Четвёртый лишний» Игра «Назови сначала, назови потом» Игра «Чем отличается?» Игра «Дорисуй нужный предмет» Игра «Раздели на 3 группы предметы» Игра «Цифры и буквы» Игра «Сделай одинаковым» Игра «Найди в ряду предмет», «Найди две одинаковые фигуры» Игра «Покупки сказочных героев» Игра «Красная шапочка» Игра «Разложи по конвертам» Игра «Раздели по свойствам предметы» Упражнение «Родо-видовые отношения», «Исключение лишнего слова» «Сходство и различие» Игра «Куда пойдёшь, что найдёшь?» Занятие №6-11 рабочая тетрадь «Тренажер. Внимание. Память. Мышление» «Собери открытку»- игра, «Дорисуй», Работа со счетными палочками |
Ноябрь | Систематизация Составление рассказа по серии картинок | учить выявлять систему последовательностей по разным признакам и продолжать её; упражнять выявлять последовательность отдельных фрагментов сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; учить делать выводы и объяснять свой выбор | Игра «Какая фигура подходит?», «Чего не хватает?» Игра «Что было сначала, а что потом?» Игра «Составь и расскажи» «Дорисуй гирлянду» Игра «Размести по-разному Игра «Продолжи рисунок» Игра «Раскрась четвёртый предмет» Игра «Заполни таблицу» Игра «Дорисуй узор» Занятие №12-16 рабочая тетрадь Графические диктанты, Кубики - «Сложи узор», работа со счетными палочками. |
Декабрь | Смысловое соотнесение, отрицание | упражнять делать выводы и находить предмет с помощью отрицания; упражнять в смысловом соотнесении разных предметов и понятий; пополнить словарный запас | Игра на отрицание одного предмета и нахождение другова, Игра «Заполни пустое место» Игра «Найди смысловую пару» Игра «Закрась не…» Игра «Найди смысловую пару» Занятие №17-20 рабочая тетрадь, Игра «Танграм». |
Январь | Воображение Моделирование | развивать воображение, фантазию упражнять по схеме или образцу создавать объект учить моделировать сказки и рассказывать по готовой или созданной модели; учить отображать разные группы понятий с помощью одного и того же типа модели | Игра на воображение «Угадай-ка») Игра «Логический поезд» Упражнения «Перевоплощение», «Что было бы, если…» (картотека) Игра «Сложи узор» (из геометрических фигур) Оригами Моделированная сказка «Красная шапочка», «Колобок» Игра «Сложи по образцу» (кубики, лего) Игра «Дом в деревне» (моделирование из счётных палочек» Рассказ о предмете по заданной схеме Игра «Найди игрушку по нарисованной схеме» (коляска, расчёска, платье – кукла ), Занятие №21-24 рабочая тетрадь, занимаемся по книге «Учимся думать», «Задачки для ума», «Готовимся к школе».- книга |
Февраль | Анализ Синтез Обобщение | учить анализировать взаиморасположение частей открытого пространства; упражнять в составлении целого из частей и разбиении целого на части; Учить обобщать предметы и явления по разным признакам и свойствам | Игра «Найди лишнее» Игра «Назови несколько вариантов лишних картинок» Игра «Целое из частей» Игра «Заполнение круга и квадрата» Игра «Найди фрагменты» Игра «Угощение для медвежат» Игра «Соедини в целое» Занятие №25-28 рабочая тетрадь, занимаемся по книге «Готовимся к школе» - решаем логические задачи |
Март | Пространственное мышление Аналогия | учить пользоваться планом для нахождения определенного места на участке детского сада, группы; учить рисовать самостоятельно план улицы, отображать на нем «маршрут»; упражняться в ориентации в пространстве (влево, вправо, между и т.д.) учить в выборе предметов и явлений по аналогии | Игра «Подходит ли фигура?» Игра «План комнаты» Игра «Подбери ключик» Игра «Найди недостающий предмет» Игра с геометр.фигурами Игра «Путь цыплёнка» Игра «Пустой квадрат» Игра «Рыбка и рыбаки» Игра «Путь Димы» Игра «Найди одинаковые игрушки» Занятие №29-32 рабочая тетрадь, графические диктанты делаем, работаем по книге «Интенсивный курс подготовки к школе». Лабиринты. Кроссворды. |
Апрель | Умозаключение Закономерности Логические задачи | учить решать логические задачи и разгадывать головоломки: Упражнять находить закономерности и объяснять их происхождение; учить делать элементарные умозаключения, опираясь на свой опыт | Игра «Назови следующее слово» Игра «Продолжи закономерность» Игра «Найди ошибку в составлении бус» Игра «Что было сначала Игра «Что раньше» Игра «Если…,значит» Игра «Чего больше, догадайся?» Игра «Дорисуй недостающие предметы» Задачи на логику Игра «Дай Имя» Игра «Стёртое лото» Игра «Заполни пустые квадраты» Загадки-шутки, хитрые вопросы, логические задачи (картотека) Словесная игра «Концовка» Игра «Посади дерево» Игра «Чересчур» Игра «Верно – не верно Игра «Цифры заблудились Занятие №33-36 рабочая тетрадь, книги- «Развивающие игры для дошкольников», «Книга упражнений – школа для дошколят 6-7 лет», «Ступеньки интеллекта». |
Май | Развитие лексико-понятийного словаря Подбор синонимов и антонимов | учить подбирать родовое понятие к видовым учить детей наполнять содержанием модель отношений между понятиями; упражнять в подборе синонимов и антонимов; пополнить словарный запас | Упражнения «Сравнение понятий», «Прилагательные ассоциации» «Понятия по порядку», «Подбор омонимов», «Глагольные ассоциации», «Подбор синонимов и антонимов», «Формулировка определений», «Какая одежда?», «Повар-неумеха «Путаница», «Овощная небылица» «Объяснялки» Занятие №33-36 рабочая тетрадь . Работаем по книге «Интенсивный курс подготовки к школе», со счетными палочками, кубики «Сложи узор», игра «Танграм». |
Мониторинг
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов:
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями.
Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них.
Затрудняется самостоятельно делать умозаключения.
Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий ( конец года).
Формы подведения итогов реализации программы.
• КВН
• Викторины
• Интегрированные НОД
• Интернет-конкурсы
Виды контроля
• Начальный или входной контроль – с целью определения уровня развития детей.
• Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
• Промежуточный или рубежный контроль – с целью определения результатов обучения.
• Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Приложения
Инструкции по технике безопасности.
Основные правила поведения при занятии продуктивными видами деятельности (работа с ножницами, карандашами и др.)
Соблюдай осторожность при обращении с ножницами, карандашами;
Не размахивай и не тычь этими предметами в лицо другим детям;
Ножницы во время работы нужно класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Ножницы должны быть только с тупыми концами. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища. Передавать ножницы можно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями. Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди. Носить ножницы можно только закрытые, острые концы зажаты в кулаке (желательно продемонстрировать детям);
После работы не оставляй карандаши, ножницы на столе без присмотра, убери их на место;
Не отвлекай других, если они работают с ножницами, карандашами и др.;
Не толкайся, не отбирай у других;
Не бегай с опасными предметами;
Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.
Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петербург, 2003.
4. Рабочие тетради серия «Школа для дошколят», «Мышление», « Память. Внимание» 2017 г,С. Е. Гаврина
5. «Дидактические игры в детском саду»
А.К.Бондаренко, Москва «Просвещение» 2001г
6. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение» 1999г
7. «Чего не свете не бывает?»
О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаева, Москва «Просвещение» 2001г
8.Н.Гатанова «Развиваю внимание», Москва, 2000 г
9.С.Е.Гаврина «Учимся думать», « Академия развития», Ярославль 2000 г
10.С.В. Бурдина «Противоположности», Киров 2015г
11. С.В. Бурдина «Логические задачи», Киров 2015г
12. С.В. Бурдина «Умозаключения», Киров 2015г
13.С.А.Васильева «Развиваем внимание и память. В гостях у сказки» «Астрель», 2008 г
14. С.Е.Гаврина «Я готовлюсь к школе», « Академия развития», Ярославль 2000 г
15. «Школа внимания», «Архея», 2004 г
16. С.В. Бурдина «Последовательность событий», Киров 2015г
17. С.Е.Гаврина «Упражнения для развития творческого мышления», часть 1 и 2 « Академия развития», Ярославль 2000 г
18. С.В. Бурдина «Сравниваем предметы», Киров 2015г
19. . С.Е.Гаврина «Упражнения на развитие внимания,памяти,мышления», часть 1 и 2 « Академия развития», Ярославль 2000 г
20 С.Е.Гаврина «Проверяем знания дошкольника» тесты для детей 5-6 лет, « Академия развития», Ярославль 2000 г
21. Е.Г.Козлова «Ступени к интеллекту», «Аркти», развивающие задания для детей 5-7 лет 2003 г
22.Н.В. Гойжа «Интенсивный курс подготовки к школе» «Айрис- пресс», 2006 г
23. Большая книга задач и упражнений «Школа для дошколят».»Росмэн- пресс», 2004г
24.Узорова, Нефедова «Готовимся к школе»