Рабочая программа по кружковой деятельности
по курсу «Эвенкийский язык», 3 класс
1. Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-
эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МинобрнаукиРоссииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Курс “Нэгидалхэсэнин” предназначен для учащихся 1 классов общеобразовательных учреждений. Курс предусматривает знакомство с негидальским языком как родным языком, разучивание простейших грамматических структур, а также лексики, необходимой для общения на родном языке. Программа курса рассчитана на 1 час в неделю, то есть 33 часа в год согласно учебному плану школы.
Цели и задачи обучения.
Задачи преподавания курса – сформировать начальное представление о негидальском языке как о родном языке.
В процессе обучения по курсу “Эвенкийский язык” реализуются следующие цели:
1) формирование умений общаться на негидальском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
2) развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника;
3) мотивации к дальнейшему овладению языком на последующих ступенях школьного образования;
4) обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования эвенкийского языка как средства общения;
5) освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на языке;
6) приобщение детей к новому социальному опыту с использованием эвенкийского языка: знакомство младших школьников с местным народным фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей;
7) формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
8) приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на негидальском языке различных ролей в игровых ситуациях.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса эвенкийского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
· лекции;
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Основные методы и технологии
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к своему селу, району, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
2. Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Практические работы | Контрольные работы |
1 | Приветствие. Знакомство | 3 | | |
2 | Моя семья | 4 | | |
3 | Счёт от 1 до 10 | 3 | | |
4 | Животные | 6 | | |
5 | Части тела | 4 | | |
6 | Знакомство с буквами | 4 | | |
7 | Цвет | 3 | | |
8 | Времена года | 4 | | |
9 | Обобщение | 2 | | |
3. Основное содержание программы.
Предметное содержание речи.
Приветствие. Знакомство – 3 ч.
Моя семья – 4 ч.
Счёт от 1 до 10 ч. - 3 ч.
Животные – 6 ч.
Части тела – 4 ч.
Знакомство с буквами – 4 ч.
Цвет – 3 ч.
Времена года - 4 ч.
Грамматический материал.
Структура «Если существительное оканчивается на гласную, то +н»
Структура «Если существительное оканчивается на основу –н-, то +л»
Числительные 1-10.
4. Требования к уровню подготовленности учащихся.
В результате изучения курса “Эвенкийского языка” учащиеся должны
знать/понимать:
Знание исторических событий своего народа, имён художников, писателей, героев войн;
Усвоить нравственные нормы и правила поведения в ходе знакомства с культурой своего народа;
Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
Осознание себя как гражданина, как представителя своего народа, воспитание интереса и уважение к другим народам;
Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
уметь:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, благодарность, приветствие);
кратко рассказать о себе, своей семье.
5. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий для проведения уроков.
1. Тематические картинки.
2. Электронные презентации.
3. Видеофильмы открытых занятий, учебные научно-популярные фильмы.
6. Дополнительные обобщающие материалы.
1. Электронное учебное пособие по эвенкийскому языку “Эвенкийский язык”. – Портал, 2009.